Решение №Б/н Решение по жалобе ИП Тагановой О.С. на действия Министерства... от 17 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

12 февраля 2015г.                                                                                                     г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П.  – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. –начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тагановой О.С. на действия организатора торгов Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области по проведению конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения № 15-УОПП/2014 и № 16-УОПП/2014, а также жалобы общества с ограниченной ответственностью «Новосибтрансавто» и общества с ограниченной ответственностью «БраМиС» на действия организатора торгов Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области по проведению конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения № 15-УОПП/2014, в присутствии «…»

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба (вх. № 937 от 03.02.2015г.) индивидуального предпринимателя Тагановой О.С. (далее – ИП Тагановой О.С.) на действия организатора торгов Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (далее – Минтранс НСО) по проведению конкурсов на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения № 15-УОПП/2014 и № 16-УОПП/2014.

Заявитель сообщает следующее.

18.11.2014 г. Минстрансом НСО была утверждена конкурсная документация на проведение конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения, регистрационный № 15 - УОПП/2014.

31.12.2014 г. - была утверждена конкурсная документация, регистрационный № 16 - УОПП/2014.

Заявитель считает, что Конкурсные документации на проведение конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения № 15 - УОПП/2014 от 18.11.2014 г. и № 16 - УОПП/2014 от 31.12.2014г. недействительны в связи с несоответствием действующему законодательству РФ и ущемлением прав и законных интересов перевозчиков.

И настаивает на признании этих конкурсов недействительными на основании следующих доводов:

  1. На стр.7, п. 1.13 в «Форме заявки на участие в конкурсе» конкурсной Документации № 16 - УОПП/2014 указано:

Заявка подается в письменной форме в целом на лоты, по которым претендент планирует принять участие в конкурсе.

Заявки, поданные претендентом на отдельные выхода маршрутов или отдельные маршруты, входящие в состав лота, не рассматриваются.

На стр. 3 Конкурсной документации № 16 - УОПП/2014 указано понятие «лота»:

Лот - сформированное организатором конкурса предложение на заключение договоров об организации пассажирских перевозок по одному или нескольким пригородным автобусным маршрутам регулярного сообщения на общее количество выходов автобусов каждого маршрута.

Это означает, что перевозчик, желая работать на каком - то маршруте, к примеру, с 15 выходами автобусов, должен на один лот, согласно данной конкурсной документации, приобрести сразу 15 автобусов и выставить их на 15 выходов этого маршрута. Выполнение этого требования для предпринимателя малого бизнеса связано с финансовыми затратами, несоизмеримыми с получаемой  прибылью перевозчика, и является необоснованными дополнительными расходами.

Причем, в конкурсной документации № 15 - УОПП/2014 нет ни понятия «лота», ни какого-либо объяснения, что входит в состав лота. На стр. 11, п. 2.2. конкурса № 15 указано: «Участник размещения заявки имеет право подготовить конкурсную заявку в одном экземпляре на бумажном носителе на каждый лот (маршрут) с указанием количества выходов автобусов». То есть, в один лот, все-таки, не входят все выходы маршрута. А в результате, в заключении конкурсной комиссии, в протоколе № 2, - все претенденты конкурса № 15 не допущены участвовать в конкурсе по одной причине, что не приобрел и автобусы на все выходы каждого маршрутов, хотя в условиях конкурса № 15 - УОПП/2014 об этом ничего не сказано.

В лот № 2 конкурса № 15 включены 2 маршрута - № 138 и № 338. В лот № 3 конкурса № 16 включены 2 маршрута - № 304 и № 304к. Что, тем более, недопустимо.

Включая в состав одного лота все выходы автобусов на маршруте, Минтранс НСО ограничивает конкуренцию на рынке пассажирских перевозок, поскольку перевозчики с малым количеством подвижного состава допущены на конкурс. Участвовать смогут только обеспеченные, перевозчики, которые имеют возможность купить новые автобусы на сумму 15 млн. рублей (стоимость ГАЗели - 1 млн. рублей). Тем самым нарушается ч. 1 ст. 15, ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Чтобы в объявленных конкурсах приняли участие все желающие, необходимо, согласно законодательству РФ каждый выход на маршруте признать отдельным лотом. И лоты должны формироваться с учетом требований антимонопольного законодательства. Минтранс НСО, выступающий в качестве организатора торгов, не вправе вводить не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Согласно п. 1 ст. 448 ГК РФ, в открытом конкурсе может участвовать любое лицо. Минтранс НСО, допуская к участию в конкурсе только крупных перевозчиков, которые вкладывают большие материальные ресурсы, исходит из того, что только эти перевозчики могут осуществлять безопасную и качественную услугу по перевозке пассажиров.

Довод Минтранса НСО о том, что хозяйствующий  субъект, обладающий большим количеством транспортных средств окажет более качественную услугу перевозки необоснован.   Поскольку перевозчик с меньшим количеством транспортных средств также может использовать новый качественный подвижной состав, иметь в подчинении профессиональных водителей, предприниматель может обладать большим опытом работы в пассажирских перевозках, не иметь нарушений по лицензионным требованиям. Что позволяет ему оказывать услугу по перевозке пассажиров того же уровня.

Следовательно, Минтранс НСГО не допуская мелких перевозчиков только по одной причине малого количества у них транспортных средств, создавая преимущественные права определенным участникам торгов, нарушает принцип равенства участников гражданских отношений и ущемляет права представителей малого бизнеса, не имеющих значительных финансовых активов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, ч. 1 ст. 8, гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. И в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Незаконное определение Минтрансом НСО понятия «Лот» по условиям конкурса №16-УОПП/2014 является необоснованным препятствием для осуществления предпринимательской деятельности, то есть это создает угрозу коррупционной составляющей (от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

 Эти требования ущемляют права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности заявителя.

И противоречат п/п 1, п. 4, ст. 11 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования.

В соответствии со ст. 74 Конституции РФ на территории России должно быть существование единого экономического пространства в государстве - необходимое условие поддержки конкуренции.

Согласно п. 3, ч.1, ст.10 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»: запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Вывод о том, что один лот - это один выход на маршруте подтверждается судебной практикой.

Так, в определении Высшего арбитражного суда РФ № 73/08 от 30.01.2008 г. указано, что доступ к участию в конкурсе должен быть обеспечен как группой перевозчиков, так и каждому перевозчику в отдельности. Решение Арбитражного суда НСО А45-24ЗЗ/2009 и Седьмого Арбитражного Апелляционного суда от 17.07.2009 г. Так же решениями УФАС по Новосибирской области, в том числе решением от 20.05.2014 г. по ИП Зверевой Н.А., ответчик Департамент транспорта мэрии г. Новосибирска.

2. Следующим доводом о признании конкурсов недействительными является то, что Конкурсные документации не соответствуют Приказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области от 18.10.2013г. № 196 «Положение о конкурсе на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения на Новосибирской области».

А именно, на стр. 2, в гл. 2, п. 5 « Требования к участникам конкурса» в «Положении о конкурсе ... » перечислены условия допуска перевозчиков для участия в конкурсе. Где не указано, что перевозчики с малым количеством транспортных средств и перевозчики, которые не в состоянии купить автобусы на все выходы маршрута, не будут допущены на конкурс.

Так, в «Положении о конкурсе ... » указано:

стр. 2, в гл. 2, п. 5. При рассмотрении заявок на участие в конкурсе не допускаются к участию в конкурсе претенденты:

- не имеющие лицензию на право осуществления пассажирских перевозок;

- находящиеся в процессе ликвидации или имеющие решения арбитражного суда о признании претендентов - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства:

- деятельность которых приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе;

- не имеющие транспортных средств соответствующего типа, отвечающих установленным требованиям         по обеспечению безопасности дорожного движения и      организации пассажирских перевозок в соответствии с действующими правовыми актами, и не имеющие возможности обеспечения их технического обслуживания и ремонта;

- не имеющие трудовых ресурсов, необходимых для выполнения пассажирских перевозок;

 - не имеющие условий для проведения предрейсового медицинского контроля за состоянием здоровья водителей транспортных средств:

- не имеющие площадей для стоянки автобусов.

стр. 2, в гл. 2, п. 6. «Положения о конкурсе … ». Ни одному из участников конкурса не могут быть созданы преимущественные условия участия в конкурсе. Ограничение или прекращение доступа любых лиц к участию в конкурсе, а также исключение из состава его участников лиц, имеющих право участвовать в конкурсе, возможно только вследствие нарушения ими настоящего Положения, законодательства Российской Федерации и конкурсной документации.

Также в «Положения о конкурсе … » указано:

п. 31. В процессе проведения конкурса, исходя из условий конкурса, при которых автобусный маршрут выставляется на конкурс по выходам расписания, может быть определена группа победителей, набравших наибольшее количество баллов, в пределах общего установленного количества подвижного состава выходов, выставляемого на конкурс автобусного маршрута.

Выход расписания - это график работы одного автобуса в течение рабочего дня с момента начала до момента окончания его пребывания на маршруте.

Количество      подвижного состава (выходов) автобусного маршрута - это количество автобусов (выходов), задействованных (установленных) на маршруте по расписанию.

То есть, выявлены существенные расхождения между Конкурсными документациями № 15, № 16 и «Положением о конкурсе ... ». Что недопустимо. Любая конкурсная документация должна основываться на главном документе «Положение о конкурсе ... ». Благодаря незаконным Конкурсным документациям, перевозчики фактически не допускаются для участия в конкурсе.

Тем более, что в Конкурсных документациях № 15, № 16 на стр.3, В гл. «Введение» указано:

Конкурсная документация учитывает требования и положения действующего законодательства Российской Федерации и Новосибирской области.

Понятия, термины и сокращения, используемые в настоящей Конкурсной документации, применяются в значениях, определенных Законом Новосибирской области от 07.06.2007 № 112-ФЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» и Положением о конкурсе, утвержденным приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области от 18.10.2013 № 196.

3. Так же доводом о признании конкурсов № 15-УОПП/12014 от 18.11.2014 г. и № 16 - УОПП/2014 от 31.12.2014 г. недействительными является то, что не указана конкретная норма федерального закона или какое-либо объяснение, на основании которых, Минтранс НСО ограничивает доступ мелких предпринимателей с небольшим количеством подвижного состава участвовать в конкурсах. Не указана норма федерального закона, на основании которого, было дано определение «Лота».

Так, в соответствии с ч. 1. ст. 15 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции»:

1. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям , организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Система отношений между потенциальными перевозчиками на маршрутах пассажирского транспорта и Минтрансом НСО, порядок оформления этих отношений, устанавливаются нормативными актами и не должны противоречить Конституции Российской Федерации и другим Федеральным законам.

На самом деле, перевозчики с небольшим количеством транспортных средств поставлены в дискриминационные условия, в отличие от крупных перевозчиков, которые в состоянии приобрести автобусы, к примеру, на сумму более 15 млн. рублей.

Согласно п.8, ст.41 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции»:

п. 8. дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

4. Минтранс НСО буквально навязывает перевозчикам приобретать автобусы на сумму 15 млн. рублей, не учитывая материального положения предпринимателей. И навязывает объединяться в группы предпринимателей, чтобы набрать, к примеру, 15 автобусов, и всей группой участвовать в конкурсе. Минтранс НСО, таким образом, вынуждает быть зависимыми от кого-либо. Хотя, согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательская деятельность предполагает самостоятельную, осуществляемую на свой риск, деятельность, направленную на получении прибыли от оказания услуг.

Минтранс НСО отработал механизм конкурсного отбора перевозчиков. А именно, в результате каждого конкурса, на протяжении двух лет, победителями становятся только крупные предприниматели. Это исключает какую-либо возможность конкуренции иных перевозчиков, что противоречит приведённым выше положениям Закона «О защите конкуренции». Условия проведения конкурсов            объективно      препятствуют возможности участия в торгах всем потенциальным претендентам. Отдельным хозяйствующим субъектам пришлось отказаться от участия в конкурсах, ввиду наличия ограничения, касающегося количества подвижного состава.

5. Минтранс НСО, как организатор торгов, формирует лоты по маршрутам. Что недопустимо. Согласно правовым актам, необходимо - по выходам внутри маршрута. Ведь каждый выход автобуса на маршруте имеет свое расписание движения, утвержденное Министром транспорта НСО. И каждый выход автобуса предполагает свое количество перевезенных пассажиров.

Автобусы от конечной остановки отходят по расписанию через определенный интервал времени между автобусами. Поэтому каждый автобус перевозит разное количество пассажиров. Если первый автобус в «час пик» отходит в 6-00 часов с полным салоном пассажиров, то последний автобус, согласно расписания, в 8-00 час. с неполным салоном. То есть, если разные расписания, то и разные условия работы каждого автобуса на любом маршруте различного уровня.

То же самое можно сказать и по рейсам на маршруте (рейс - путь следования транспортного средства от начальной конечной остановки до конечной). Если первые автобусы, согласно расписания, делают в течение дня 8 рейсов, то последние имеют возможность проезжать только по 6 рейсов, поэтому пассажиров провозят меньше и заработную плату получают меньше. Выходит, что условия работы каждого автобуса внутри любого маршрута разные.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ: При проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Таким образом, данной правовой нормой запрещено при проведении торгов включение в один лот услуг, технологически и функционально не связанных с услугами, оказание которых является предметом торгов.

6. Минтранс НСО свои действия по формированию лотов предварительных консультаций с перевозчиками не проводили и согласия перевозчиков включать в один лот целый маршрут, например, с пятнадцатью выходами, не получали. Все перевозчики Новосибирской области против таких условий конкурсов в Минтрансе НСО, это исключает возможность участвовать в конкурсах.

Объединение выходов на маршруте в один лот является логически необоснованным еще и с той точки зрения, что усмотреть за всеми автобусами и водителями, которые обслуживают эти автобусы, одному перевозчику технически, физически и материально невозможно.

Это значит, что подвижной состав предпринимателя будет технически не подготовлен к работе по перевозке пассажиров. Минтранс НСО, занимаясь организацией транспортного обслуживания населения, должен в первую очередь, руководствоваться основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения": Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно - целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Также в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области из Прокуратуры Новосибирской области поступила жалоба ООО «Новосибтрансавто» (вх. 1008 от 05.02.2015г.) и жалоба ООО «БраМиС» (вх. № 1009 от 05.02.2015г.) на действия организатора торгов Минтранса НСО по проведению конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения № 15-УОПП/2014.

Заявители сообщали следующее.

20.01.2015г. на сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области был размещен протокол № 2 о допуске, где претендент ООО «Новосибтрансавто» и претендент ООО «БраМиС» не были допущены на основании п. 1.6.2 и п.2.2 Конкурсной документации (заявка подана не по лоту).

Заявки ООО «Новосибтрансавто» и ООО «БраМиС» поданы в соответствии с п. 1.13 Конкурсной документации № 15-УОПП/2014 от 03.12.2014г.

В Конкурсной документации не указано, что заявка должна быть подана на весь лот. В условиях действующего законодательства предприниматели имеют право заниматься любым видом хозяйствующей деятельности разрешенной законом. Заявители считают, что это право было нарушено решением конкурсной комиссии.

Жалобы ИП Тагановой О.С., ООО «Новосибтрансавто», ООО «БраМиС» поданы в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приняты Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представителем ИП Тагановой О.С. было заявлено ходатайство об отложении рассматриваемого дела до рассмотрения искового заявления ИП Тагановой О.С. в Арбитражном суде Новосибирской области по тем же требованиям по существу.

В результате рассмотрения ходатайства об отложении рассмотрения дела Комиссией Новосибирского УФАС России было принято решение об отклонении заявленного ходатайства, в связи с отсутствием в порядке рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», оснований для отложения рассмотрения жалобы по существу.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области представило следующее возражение на жалобу ИП Тагановой О.С. (вх. № 1151 от 10.02.2015г.).

Конкурсные документации на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородных маршрутах регулярного сообщения № 15-УОПП/2014 и № 16-УОПП/2014 подготовлены в соответствии с действующим законодательством.

В связи с отсутствием федерального законодательства, регулирующего порядок привлечения перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Новосибирской области данные отношения регулируются законом Новосибирской области от 07.06.2007 № 112-0З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области».

Согласно части 2 статьи 12 Закона Новосибирской области № 112-ОЗ порядок привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по результатам конкурса на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения либо на условиях временной работы, порядок проведения конкурса определяются уполномоченным органом.

Согласно статье 8 Закона Новосибирской области № 112-ОЗ и постановления Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010 Минтранс Новосибирской области является уполномоченным органом в сфере организации транспортного обслуживания населения по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения.

На основании статьи 12 Закона Новосибирской области № 112-ОЗ Минтранс Новосибирской области утвердил порядок привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по результатам конкурса на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения – приказ от 18.10.2013 №196 в редакции приказа от 15.09.2014 № 119.

Данным приказом в Положение о конкурсе внесены изменения и дополнения, касающиеся лотов, предусмотрена возможность проводить конкурс по лотам, выходам маршрутов и смешанный вариант (по лотам и выходам).

Приказ в соответствии с действующим законодательством был размещен на сайте Правительства Новосибирской области и Минтранса Новосибирской области.

Также Минтранс НСО в отношении жалобы ООО «БраМис» дополнительно пояснило, что в Конкурсной документации № 15-УОПП/2014 конкурс на маршруты проводится по лотам: лот № 2 сформирован из двух маршрутов – 138 и 338- всего на 18 выходов; лот № 5 сформирован по 1 маршруту 301 – 12 выходов. ООО «БраМис» приняло участие в конкурсе на лоты №№ 2,5 по маршрутам 338 – 10 выходов, 301 – 8 выходов. Однако, в связи с предоставлением заявки с нарушением условий Конкурсной документации и формы заявки, утвержденной Конкурсной документацией, претендент был не допущен к участию в конкурсе.

22.01.2015г. ООО «БраМиС» обратилось за разъяснением в Конкурсную комиссию, ответ с объяснением причин недопуска к участию в конкурсе был вручен директору ООО «БраМиС» и направлен по почте и электронной почте.

На основании вышеизложенного Минтранс Новосибирской области считает, что как уполномоченный орган имеет право формировать конкурсную документацию по своему усмотрению для обеспечения защиты прав граждан на передвижение и предоставление качественных транспортных услуг.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Минтрансом НСО утверждены Конкурсные документации на проведение конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения № 15-УОПП/2014 от 18.11.2014г. и № 16-УОПП/2014 от 31.12.2014г. (далее – Конкурсная документация № 15-УОПП/2014, Конкурсная документация № 16-УОПП/2014).

При формировании конкурсных документаций и проведении указанных конкурсов организатор торгов руководствовался законодательством Российской Федерации, в том числе требованиями Положения о конкурсе на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения на территории Новосибирской области, утвержденного Приказом Минтранса Новосибирской области от 18.10.2013 № 196 (далее - Положения о конкурсе), которое регулирует порядок и условия проведения открытого конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения автомобильным транспортом.

В соответствии с п. 1.6.2 Конкурсной документацией № 15-УОПП/2014 конкурс состоит из пяти лотов: 1 лот – маршрут № 120, 2  лот – маршрут № 138, № 338, 3 лот – маршрут № 170, 4 лот – маршрут № 234, 5 лот – маршрут № 301.

В соответствии с п. 1.6.1 Конкурсной документацией № 16-УОПП/2014 перевозки пассажиров на пригородных автобусных маршрутах сформированы по следующим лотам: 1 лот – маршрут № 203, 2  лот – маршрут № 220,  3 лот – маршрут № 304, № 304к, 4 лот – маршрут № 280, 5 лот – маршрут № 380, 6 лот – маршрут № 254, 7 лот – маршрут № 317, 8 лот – маршрут № 331.

П. 1.13 Конкурсной документацией № 16-УОПП/2014 определено, что заявка подается в письменной форме в целом на  лоты, по которым претендент планирует принять участие в конкурсе.

Заявки, поданные претендентом на отдельные выхода маршрутов или отдельные маршруты, входящие в состав лота, не рассматриваются.

О том, что заявка на участие в конкурсе № 15-УОПП/2014 подается на лот в целом свидетельствуют следующие положения Конкурсной документации № 15-УОПП/2014.

П.1.6.2. Конкурсной документации № 15-УОПП/2014 определяет распределение автобусов (выходов)  на  пригородных автобусных маршрутах по лотам.

Также, согласно Приложению № 3 Конкурсной документации № 15-УОПП/2014, которым утверждена форма заявки на участие в конкурсе, претендент сообщает о согласии участвовать в конкурсе на условиях, установленных в указанных выше документах, и направляет заявку на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородном  автобусном маршруте регулярного сообщения по лотам.

Исходя из порядка оценки заявок по критериям, установленных Конкурсной документацией № 15-УОПП/2014, для получения оценки для каждой заявки по каждому лоту вычисляется рейтинг, также согласно положениям об определении победителя (победителей) конкурса, установленных Конкурсной документацией № 15-УОПП/2014, на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе Конкурсной комиссией по каждой заявке по каждому лоту производится суммирование баллов полученных по всем показателям, следовательно, Конкурсная документация № 15-УОПП/2014 предусматривает участие в конкурсе по лотам в целом, а не по включенным в лот маршрутам.

Согласно п. 14 Положения о конкурсе конкурсная документация может быть сформирована:  

- по маршрутам - с подачей заявок от 1-го до 100% подвижного состава (количество выходов) указанного маршрута;

- по лотам, включающим подачу заявок на указанное количество подвижного состава (количество выходов) одного или нескольких маршрутов. При этом подача заявок по лотам должна осуществляться на все количество подвижного состава (количество выходов) по всем маршрутам, сформированным в 1 лот;

- смешанный вариант: подача заявок может осуществляться как по маршрутам, так и по лотам в одном конкурсе одновременно.

Таким образом, включение Минтрансом НСО в один лот несколько маршрутов допустимо и предусмотрено законодательством Новосибирской области.

Действия Минтранса НСО по включению в состав лота все выходы на маршруте не приводит к ограничению конкуренции, так как формирование конкурсной документации, в том числе выбор формирования конкурсной документации по лотам, маршрутам или смешанный вариант, отнесено к компетенции Минтранса НСО как органа государственной власти Новосибирской области, осуществляющего государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере пассажирского транспорта и дорожного хозяйства, и не направлены на ограничение свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Требования об обязательном указании в документации по торгам понятия «лот» отсутствует в законодательстве.

Довод заявителя о нарушении Минтрансом НСО ст. 10, ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не принимается по причине неверного применения норм федерального законодательства (данные статьи не применяются к органу власти).

П. 5 Положения о конкурсе установлены требования, при которых участник не допускается к участию в конкурсе. Соответствующие положения содержатся в п. 1.10 Конкурсных документаций  № 15-УОПП/2014, № 16-УОПП/2014, где претендент должен соответствовать требованиям, в том числе:

- иметь лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом;

- не находиться в процессе ликвидации  и  не иметь решений арбитражного суда о признании претендентов – юридических лиц или  индивидуальных предпринимателей,  банкротами и об открытии конкурсного производства;

- не иметь приостановление деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- иметь на момент подачи заявки на правах собственности, аренды или на ином законном основании,

- обеспечить условия для проведения технического обслуживания и ремонта подвижного состава, а также контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию;

- обеспечить условия для проведения предрейсового (послерейсового) медицинского контроля за состоянием здоровья водителей транспортных средств;

- оборудовать  все автобусы (включая резервные), выставляемые на конкурс,  аппаратурой спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Условия, ограничивающие доступ мелких предпринимателей на участие, отсутствуют в приведенных требованиях. Таким образом, мелкие предприниматели-перевозчики не  ограничены в участии в конкурсе.

Также действий Минтранса НСО по навязыванию перевозчикам объединения в группы и покупки автобусов на сумму 15 млн. рублей не установлено.

Довод заявителя о нарушении организатором торгов ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» необоснован, так как согласно данной норме при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений. То есть указанное положение применяется к отношениям по проведению закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», следовательно, к проводимым Минтрансом НСО конкурсам на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения не применяется.

Ссылки заявителя на судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тагановой О.С. на действия организатора торгов Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области по проведению конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения № 15-УОПП/2014 и № 16-УОПП/2014 необоснованной.
  2. Признать жалобы общества с ограниченной ответственностью «Новосибтрансавто», общества с ограниченной ответственностью «БраМиС» на действия организатора торгов Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области по проведению конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок на пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения № 15-УОПП/2014 необоснованными.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                    Н.П. Камнева

                                          

Члены Комиссии                                                                                                Е.В. Долженкова

 

                                                                                                                        А.И. Трубникова

Связанные организации

Связанные организации не указаны