Определение №б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 02-01-12-10-16 О НАРУШЕНИ... от 17 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 02-01-12-10-16 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

31 октября 2016 года                                                                                                   г. Новосибирск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ООО «Вербена» с жалобой на действия МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» по уклонению от заключения договора на размещение твердых бытовых отходов.

16.07.2015 г. ООО «Вербена» обратилось в МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство с заявлением исх. № 144 о заключении договора на размещение твердых бытовых отходов по цене, установленной приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2013 г. № 285-ЖКХ.

26.08.2015 г. заявителем было получено письмо № 215, которым МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство отказало в заключении договора на размещение твердых бытовых отходов по технической причине.

Предприятием представлены реестры договоров на вывоз и утилизацию (захоронение) ТБО, заключенных МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» на 2015 г. в период с 01.10.2014 г. по 30.06.2015 г., согласно которым объем ТБО, подлежащих захоронению на Левобережном полигоне, составляет 1675 994 куб. м., объем ТБО, подлежащих захоронению на Гусинобродском полигоне, составляет 1672 964куб. м, а всего объем обязательств МУП «Спецавтохозяйство» по захоронению ТБО на 2015 г. согласно представленным реестрам составляет 3 348 958 куб. м.

При этом Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2013 г. № 285-ЖКХ «Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса на территории Новосибирской области, на 2014 - 2016 годы» для МУП «Спецавтохозяйство» на 2015 год установлен объем захороненных ТБО 2 937 000 куб. м., на 2016 г. – 2 940 000 куб. м.

Однако согласно представленным МУП «Спецавтохозяйство» реестрам договоров объем обязательств МУП «Спецавтохозяйство» по захоронению ТБО на 2015 г. составляет 3 348 958 куб. м, что на 411 958 куб.м или ~ на 14 % превышает объем, указанный в Приказе департамента по тарифам НСО. Изложенное свидетельствует о том, что МУП «Спецавтохозяйство», осуществляя деятельность по захоронению ТБО, не соблюдает объемы, указанные в Приказе департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2013 г. № 285-ЖКХ, и, следовательно, не вправе ссылаться на рассматриваемое обстоятельство, как на препятствующее заключению договора на размещение твердых бытовых отходов с ООО «Вербена». Кроме того, в заявке ООО «Вербена» указан планируемый объем вывоза ТБО в размере 3000 куб. м, что не повлечет за собой значительного увеличения объема обязательств МУП «Спецавтохозяйство» по захоронению ТБО.

Также необходимо отметить, что в ответе на заявку ООО «Вербена» на заключение договора, а также в ответах на запрос информации Новосибирского УФАС России МУП «Спецавтохозяйство» не указало на не предоставление со стороны ООО «Вербена» каких-либо документов и сведений, необходимых для заключения договора.

В соответствии с Аналитическим отчетом ОТиФР Новосибирского УФАС России, на основании п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06г. №135-ФЗ  (доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынках определенного товара превышает 50%....), предварительно сделан вывод, что МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» занимало доминирующее положение на рынке услуг по приему, складированию и утилизации ТБО, образующихся на территории г. Новосибирска (прием ТБО и эксплуатация полигона), в период с 01.07.2014 г. по 01.10.2015 г.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что, так как МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» имеет утвержденный тариф на захоронение ТБО, а также занимает доминирующее положение на связанном с оказанием данной услуги товарном рынке, договор на размещение (захоронение) ТБО является для Предприятия публичным, Предприятие не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения данного публичного договора, и отказ МУП «Спецавтохозяйство» от заключения договора на размещение ТБО с ООО «Вербена» является необоснованным.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (в редакции, действующей до 05.01.2016 г.) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, в действиях МУП «Спецавтохозяйство», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по приему, складированию и утилизации ТБО, образующихся на территории г. Новосибирска, по уклонению от заключения договора на размещение (захоронение) твердых бытовых отходов с ООО «Вербена», содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно, п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что нарушает права заявителя – ООО «Вербена». Факт нарушения прав подтверждается обращением Общества в Новосибирское УФАС России.

В связи с выявлением в действиях МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство», в соответствии со статьей 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», было выдано предупреждение исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем направления проекта договора на размещение (захоронение) твердых бытовых отходов в адрес ООО «Вербена» в срок до 22.01.2016 г.

При этом с 01.01.2016 г. вступила в силу редакция Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой, договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (в том числе, по захоронению) заключаются между собственниками твердых коммунальных отходов и региональными операторами. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

На основании изложенного, ввиду отсутствия у МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» по состоянию на дату окончания срока исполнения выданного Предприятию предупреждения статуса регионального оператора, необходимого для заключения с контрагентами договоров на захоронение твердых бытовых отходов, срок исполнения предупреждения Новосибирского УФАС России исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г. в связи с соответствующим ходатайством МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» вх. № 131 от 13.01.2016 г. был продлен до 22.03.2016 г.

14.03.2016 г. в Новосибирское УФАС России поступило ходатайство МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» вх. № 2146 с просьбой повторно перенести срок исполнения предупреждения исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г. в связи с отсутствием принятых в установленном порядке нормативно-правовых актов о порядке и условиях проведения конкурса и отбора регионального оператора, а также требований к региональному оператору, отсутствием у МУП «САХ» статуса регионального оператора.

Новосибирским УФАС России было принято решение об удовлетворении указанного ходатайства, срок исполнения предупреждения, выданного МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство», был продлен до 22.05.2016 г.

23.05.2016 г. в Новосибирское УФАС России поступило ходатайство МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» вх. № 4524 с просьбой повторно перенести срок исполнения предупреждения исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г. или отменить предупреждение в связи с невозможностью его исполнения в связи с отсутствием принятых в установленном порядке нормативно-правовых актов о порядке и условиях проведения конкурса и отбора регионального оператора, а также требований к региональному оператору, отсутствием у МУП «САХ» статуса регионального оператора.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» утверждение территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, уполномоченными в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции настоящего Федерального закона) органами и наделение юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами должны быть осуществлены не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем.

Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 г. №197. Согласно данным справочной правовой системы «КонсультантПлюс», начало действия данного документа - 26.03.2016 г.

Таким образом, согласно действующему законодательству, утверждение территориальных схем в области обращения с отходами и наделение юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами должны быть осуществлены не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем, то есть, не позднее 26.09.2016 г.

В справочной правовой системе «КонсультантПлюс», а также на Интернет-сайте Министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области не содержится информации о наделении какого-либо юридического лица на территории Новосибирской области статусом регионального оператора. Данная информация необходима для принятия решения о наличии/отсутствии в настоящее время у МУП «Спецавтохозяйство» обязанности по заключению договора на размещение (захоронение) твердых бытовых с ООО «Вербена».

В целях уточнения информации о проведении на территории Новосибирской области конкурсный отбор региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, Новосибирским УФАС России направлен запрос информации в Министерство ЖКХ и энергетики (орган, уполномоченный на проведение конкурсного отбора согласно Закону Новосибирской области от 01.07.2015 г. № 582-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в области обращения с отходами производства и потребления», Постановлению Правительства Новосибирской области от 20.10.2014 г. № 415-п «О министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области»).

На основании изложенного, в связи с отсутствием у МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» статуса регионального оператора, необходимого для заключения с контрагентами договоров на захоронение твердых бытовых отходов, и наличием соответствующего ходатайства Предприятия, срок исполнения предупреждения Новосибирского УФАС России исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г. был продлен до 03.10.2016 г.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - министерство) в ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России письмом исх. № 2494-05/21 от 08.06.2016 г. сообщило следующее.

В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 24.06.1998 N2 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года. До наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

На территории Новосибирской области в настоящее время осуществляются мероприятия по разработке территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, срок их окончания - первая декада августа.

Для проведения министерством конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами необходимо установление и принятие на уровне Правительства РФ Порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании вышеизложенного, по состоянию на 08.06.2016 г. конкурсный отбор регионального оператора министерством не осуществлялся, статусом регионального оператора на территории Новосибирской области не наделено какое-либо лицо, допущенное к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Планируемый срок проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - октябрь месяц текущего года.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании вышесказанного, до проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и присвоения победителю статуса регионального оператора действие ранее заключенных договор, а также заключение договоров на размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов не противоречит действующему законодательству.

Копия указанного письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области была направлена Новосибирским УФАС России в адрес МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» для сведения при принятии решения по предупреждению исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г. (письмо исх. № 02-9453 от 21.09.2016 г.).

При этом МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» в установленный срок не исполнило выданное ему предупреждение.

На основании изложенного, учитывая правовую позицию, изложенную в письме МЖКХиЭ НСО исх. № 2494-05/21 от 08.06.2016 г., Новосибирское УФАС России приходит к выводу, что МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» уклонилось от исполнения выданного ему предупреждения.

В соответствии с ч. 6, 8 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 159 от 17.10.2016 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 02-01-12-10-16 к рассмотрению на 5 декабря 2016 г. в 14-00 часов по адресу: Кирова 3, кабинет 915. Предварительная регистрация в кабинете 1004.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 02-01-12-10-16 в качестве ответчика – МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» (ИНН 5403103135, юридический адрес: 630088, г. Новосибирск, ул. Северный проезд, 10, а/я 276).

  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 02-01-12-10-16 в качестве заявителя – ООО «Вербена»(633009, г. Бердск, ул. Черемушная, д. 5/1).

4. МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» в срок до 30 ноября 2016 г. представить в Новосибирское УФАС России:

4.1. Объяснение по существу дела;

4.2. Декларацию по налогу на прибыль за 2015 год;

4.3. Справку о сумме выручки, полученной в 2015 г. на рынке оказания услуг по приему, складированию и утилизации ТБО, образующихся на территории г. Новосибирска.

4.4. Копию устава МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство».

4.5. Документ, подтверждающий полномочия директора МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» за период с 2015-2016 гг.

4.6. Копии договоров на размещение ТБО, заключенных в 2016 г.

Явка представителей ответчика по делу с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны