Определение №б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА №13/17 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕ... от 14 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА №13/17 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

«07» февраля 2017 г.                                                                                                  г. Новосибирск

 Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, И.В. Волохина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы, рассмотрев материалы по факту размещения 14.06.2016г. на сайте НГС рекламной статьи под заголовком: «Так и хочется за руль. Lifan стремительно набирает популярность и демонстрирует фантастические темпы роста продаж»,

УСТАНОВИЛ:

         В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области  поступило заявление физического лица (вх. № 2887э от 27.06.2016г.), по факту размещения 14.06.2016 г. на сайте https://auto.ngs.ru/articles/2476593/ информации «На правах рекламы» под заголовком: «Так и хочется за руль. Lifan стремительно набирает популярность и демонстрирует фантастические темпы роста продаж».

         По мнению заявителя, в рекламе указана недостоверная информация. Общество, указанное в рекламе, не занимало второго места, а количество дилеров имеет другое значение. Указанная рекламная статья  является недостоверной и  вводит потребителей в заблуждение, что влечет недобросовестную конкуренцию.

         Новосибирским УФАС России установлено, что в данной рекламной статье указывалась, в том числе информация следующего содержания:

         «…ООО «Лифан Моторс Рус» даже подводит собственные итоги работы дилерской сети. Совсем недавно автоцентр «Калининский», официальный дилер Lifan в Новосибирске, занял второе место (из 149 дилеров Lifan в России) в этом своеобразном рейтинге по качеству обслуживания автомобилей и уровню удовлетворенности клиентов…Он является официальным дилером Lifan с 2013 года…».

          В качестве документального подтверждения указанных сведений Обществом была представлена распечатка с официального сайта официального представителя производителя автомобилей в РФ (www.lifan-car.ru), где указан перечень всех дилеров в количестве 149 юридических лиц, в том числе ООО «Автоцентр Калининский». Также представлен Сертификат дилера № L540301 от 21.09.2015 г., Дилерское соглашение № L13-1111 от 01.04.2013 г., Бюллетень информационный ООО «ЛифанМоторсРус» (исх. № И-19-АS от 24.05.2016 г.), согласно которому результаты удовлетворенности обслуживанием расчитаны по общим показателям клиентов прошедших периодическое техническое обслуживание (ПТО) и клиентов выполнивших гарантийный ремонт представлены в виде таблицы, где ООО «Автоцентр Калининский» указан под порядковым номером «2».

          Достоверность информация следующего содержания: «В топе X60 имеет люк на крыше с электроприводом, мультимедийную систему с сенсорным экраном и выводом картинки с камеры заднего вида, кожаный салон, подогрев боковых зеркал, регулировку водительского кресла по высоте и прочие полезные дополнения. Стоимость X60 в автоцентре «Калининский» начинается от 629 900 рублей, версию с вариаторной КПП можно приобрести от 779 900 рублей. А только этим летом все комплектации автомобиля Lifan X60 расширены специальной версией Off Road. Данная версия доступна для любой комплектации Lifan X60 и включает в себя следующие оригинальные накладка переднего бампера, порогов, колесных арок и заднего бампера.

           Кроссовер X50 стал хитом продаж благодаря сочетанию цены и характеристик. 1,5-литровый двигатель развивает мощность 103 л.с., при этом паспортные характеристики динамики свидетельствуют о правильно подобранном силовом агрегате. До сотни автомобиль разгоняется за 11 секунд. Автомобиль имеет три комплектации, точнее даже, две — comfort и luxury, а топовая версия может оснащаться вариаторной КПП. В автоцентре «Калининский» X50 в базовой комплектации можно приобрести по цене от 559 900 рублей, версия с вариатором стоит 639 900 рублей. В мае стартовала новая программа «X50. Trade-in». До 31 июля вы можете купить Lifan X50 при одновременной сдаче своего автомобиля в trade-in со скидкой до 50 000 рублей…» Обществом подтверждена представленными письменными пояснениями о технических характеристиках и комплектации автомобилей «LIFAN Х60» и «LIFAN Х50», Договорами купли-продажи транспортных средств с физическими лицами за 2016 год, которые подтверждают факт реализации рекламируемых автомобилей с заявленными потребительскими свойствами по рекламируемой цене. Представленная Обществом Директива ДПиР № 37 от 20.05.2016 г. подтверждает возможность предоставления Обществом на рекламируемый автомобиль скидки в размере 50 000 рублей.

         Согласно пояснениям Общества, скидка, указанная в рекламе, не предоставлялась потребителю, поскольку в рекламируемый период предложений от покупателей не поступало. 

         Вместе с тем, рассматриваемая рекламная статья содержит информацию следующего содержания:

          «…с 1 июня 2016 года ООО «Лифан Моторс Рус» совместно с ООО «Русфинанс Банк» и АО «Меткомбанк» вводят в действие новую специальную программу кредитования Lifan Finance Direct для новых автомобилей Lifan. Теперь вы можете приобрести новый автомобиль в кредит по ставке от 7,34 % на срок до 36 месяцев…».       

          Обществом представлены Информационные письма о сотрудничестве ООО «Лифан Моторс Рус» с кредитными организациями - ООО «Русфинанс Банк» и АО «Меткомбанк».

         При этом, согласно условиям программы кредитования, предоставляемой ООО «Русфинанс Банк», ставка по кредиту в размере 7,34% предоставляется при оплате первоначального взноса в размере 50% и более на срок от 12 до 36 мес., с возможным включением в сумму кредита страховых премий по страхованию жизни и страхованию КАСКО на весь срок кредитного договора.

         АО «Меткомбанк» предоставляет кредит на приобретение рекламируемого автомобиля под 7,34 % годовых на срок 12 месяцев, с оплатой первоначального взноса от 30% до 49,99%  или от 50% и более, с обязательным страхованием жизни и здоровья заемщика.

Согласно ч.7 ст.5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

         В силу п.2 ч.2 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Ч.3 ст. 28 Закона о рекламе установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

          В данном случае в рассматриваемой рекламной информации указывается только часть существенной информации, те условия, которые особо привлекательные для потребителя, также как процентная ставка по кредиту. При этом отсутствует информация, при которой на стоимость кредита могут повлиять возможность оплаты первоначального взноса, индивидуальные особенности каждого заемщика (с учетом кредитной истории, иное). Также потребитель не информируется (умалчивается информация) о тех условиях, которые способны привести к увеличению процентной ставки по кредиту, путем оформления дополнительных документов (страховки жизни и здоровья заемщика, КАСКО). Данная информация способна повлиять на мотивацию потребителя при выборе автосалона, в котором будет приобретаться автомобиль.

          В данном случае в рекламе не указаны такие существенные для потребителя сведения о том, что ООО «Русфинанс Банк» предоставляет кредит с процентной ставкой 7, 34% годовых  при оплате первоначального взноса в размере 50% и более на срок от 12 до 36 мес., с возможным включением в сумму кредита страховых премий по страхованию жизни и страхованию КАСКО на весь срок кредитного договора.

         АО «Меткомбанк» предоставляет кредит на приобретение рекламируемого автомобиля под 7,34 % годовых на срок 12 месяцев, с оплатой первоначального взноса от 30% до 49,99%  или от 50% и более, с обязательным страхованием жизни и здоровья заемщика.

         В том случае, если потребитель изъявит желание приобрести автомобиль с использованием заемных средств АО «Меткомбанк» на срок 24 месяца, то процентная ставка составит 8,50% годовых; на срок 36 месяцев - 9,50% годовых.

         Срок кредитования и наличие обязательного условия по страхованию жизни и здоровья заемщика, КАСКО напрямую влияет на величину расходов, которые потребитель понесет при фактическом заключении кредитного договора, о которых он не был проинформирован в рассматриваемой рекламе.

          Данные обстоятельства указывают на признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

 Ответственность за нарушение указанных норм Закона, в соответствии с ч.6 ст.38 Закона о рекламе, несет рекламодатель, т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Автоцентр «Калининский».

        В адрес ООО «Автоцентр «Калининский» был направлен Акт проверки №33 о наличии нарушений требований законодательства о рекламе, в ответ на который Обществом представлены следующие возражения (вх. № 8763 от 27.09.2016 г.).

       Общество полагает, что доводы, указанные в Акте № 33, являются ошибочными на основании следующего.

        В указанной статье не отсутствует информация, при которой на стоимость кредита могут повлиять различные факторы и не умалчивается информация об условиях кредита.

        В статье имеется специальная ссылка, выделенная цветом и шрифтом, бросающаяся в глаза, так называемое информационное расширение, которое содержит всю указанную проверяющими необходимую информацию по условиям кредита в доступной форме, указанная информация продублирована в статье на имеющемся вставленном изображении. Эту вставку можно еще и увеличить одним кликом компьютерной мыши, и прочитать еще раз условия кредита, где в том числе указано, что данная ставка 7,34% может быть предоставлена при заключении кредитного договора с банком на покупку нового автомобиля «Lifan», первоначальный взнос от 50% цены автомобиля, срок кредита от 1 до 3-х лет и т.д.

         В статье рекламодатель, называя условия кредитования, прямо ссылается на кредитные организации, что именно они выдают кредит, из этого однозначно следует, что все условия договора определяет не рекламодатель, а кредитная организация. И именно в этих договорах должна быть исчерпывающая информация, рекламодатель не знает и не может знать всех условий и, следовательно, определить их значимость (существенность) для клиента.

         В статье называется ставка «от 7,34%» не как единственная, а как возможная минимальная величина, и имеются другие ставки, это многообразие обуславливается использованием предлога «от...», как в русском языке, так и в математике предлог «от» применяется для обозначения минимальной границы интервала величин, а информация дана на русском языке с использованием математических цифр, следовательно, толкование смысла изложенной информации применяется в соответствии с общепринятыми понятиями, используемыми русским языком и математикой, исходя из этого, рекламодатель не скрывал информацию, указал на многообразие условий и кредитных ставок в соответствии с правилами русского языка и математики. Такая форма подачи информации распространена в средствах массой информации. А тот факт, что в этой же статье с помощью расширения и увеличения рекламных фотоматериалов можно ознакомиться с иными условиями, влияющими на кредитование, доказывает необоснованность выводов об умалчивании и отсутствии информации о кредитах.

         Общество указывает, что в рекламе не усматривается выгоды рекламодателя в изложении объективной информации, т.к. эта информация относится не только к рекламодателю, но и к другим автодилерам, с которыми работают данные кредитные организации. Таким образом, по мнению Общества, статья не создает недобросовестной конкуренции, а напротив, объективно и всесторонне указывает условия продажи.

         Как сообщает Общество, наименование рекламодателя - ООО «Автоцентр Калининский», а не ООО «Лифан Моторе Рус», который в свою очередь является дистрибьютером и предоставляет равные условия для многочисленных своих дилеров, а ООО «Автоцентр Калининский» всего лишь один из многих дилеров, тогда как и в самом г. Новосибирске не один дилер, таким образом, размещая данную рекламную информацию, рекламодатель не создает себе никаких преимущественных прав, а честно и объективно указывает всю информацию, не противопоставляя себя другим.

         Относительно ч.7 ст.5 Закона о рекламе Общество полагает, что в изложенном рекламном тексте нет ни одной строчки, искажающей смысл информации о рекламируемом товаре, проверяющими не указано какие именно слова являются недостоверными и вводят в заблуждение кого-либо относительно рекламируемого автомобиля (при условии, что используется русский язык по общепринятым правилам).

         В отношении п.2 ч.2 ст. 28 Закона о рекламе, Общество указало, что рекламодатель не рекламирует банковские услуги, в силу того, что не оказывает и не может оказывать финансовых услуг из по текста рекламы, по мнению Общества следует, что рекламируются не финансовые услуги, а автомобили. Рекламодателем указываются те финансово-кредитные организации, которые эти услуги могут оказать, и именно они определяют условия кредитования.

         Ограниченный в объеме размещаемой информации в силу особенностей технических требований размещения рекламы на сайте НГС, изложенных на сайте НГС в Единых требованиях к размещаемым статьям, рекламодатель не имеет возможность указать абсолютно все условия работы третьих лиц, сопутствующие продаже автомобилей, в том числе подробные условия кредитования, поэтому наиболее существенные, из известных рекламодателю, он указывает в виде электронных расширений через ссылки.

         При этом Общество полагает, что не обязано знать всех условий предоставления услуг кредитными организациями, так как рекламирует автомобиль, а не банковские услуги, следовательно, в рекламе отсутствуют признаки нарушения п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе, т.к. они не относятся к рекламодателю.

         За период действия рекламы в адрес рекламодателя ни от одного покупателя не поступало ни письменных, ни устных заявлений о непонимании смысла объективно изложенной информации, а сама информация размещалась всего несколько часов. Напротив, при опросах покупателей была возможность удостовериться, что смысл информации, излагаемый в рекламе понятен и доступен к пониманию практически всех опрошенных. Субъективное же непонимание, равно как и понимание заявителя, само по себе не является основанием для уличения кого-либо в искажении информации, из чего можно сделать предположение, что заявитель, обратившийся в антимонопольный орган, покупателем не являлся, а, напротив, своими действиями дискредитировал здоровую конкуренцию, создал помеху для и без того загруженной плановой работой службы.

        Общество указывает, что согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г., положение статьи 28 Закона о рекламе не могут применяться к отношениям, связанным с предоставлением товарного и (или) коммерческого кредита, который указан в рекламной статье.

         С учетом изложенного, Общество не усматривает в рассматриваемой рекламе нарушений требований ч.7 ст. 5 и ч.ч.2,3 ст. 28 Закона о рекламе.

         Новосибирское УФАС России не принимает пояснения Общества, поскольку они являются ошибочными и противоречат фактическим обстоятельствам.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 13/17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель – физическое лицо;

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Общество с ограниченной ответственностью «Автоцентр Калининский» (ИНН 5406189356, юридический адрес: 630110, г. Новосибирск, ул. Б.Хмельницкого, д. 71/18).                                                      

3. Назначить дело № 13/17 к рассмотрению на «03» марта 2017 г. в 11-00 часов по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007.

4. ООО «Автоцентр Калининский» до 01.03.2017 г. представить в адрес Новосибирского УФАС России отзыв на данное определение.

Связанные организации

Связанные организации не указаны