Решение №Б/н Решение по жалобе ООО «КЕЙС-ДЕПО» на действия заказчика АО «... от 18 декабря 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
18 декабря 2018 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Кузина А.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «КЕЙС-ДЕПО» на действия заказчика АО «Новосибирский приборостроительный завод» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку кейсов, (извещение № 31807248904 на сайте www.zakupki.gov.ru),
в присутствии: «…»
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «КЕЙС-ДЕПО» на действия заказчика АО «Новосибирский приборостроительный завод» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку кейсов, (извещение № 31807248904 на сайте www.zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
АО « Новосибирский приборостроительный завод»05.12.2018 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещении информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку кейсов и разместило информацию и документацию о проведении закупки.
Пунктом 4.2. Приложения № 2 к Извещению установлено «наличие утвержденных технических условий на кейсы - обязательно»
Заявитель считает действия заказчика о включении в п. 4 «Требования к таре, упаковке и маркировке изделий» Приложения №2 к Извещению «Техническое задание для проведения процедуры закупки кейсов для укладки изделий в рамках ГОЗ 1820187319072412245202694 от 25.09.2018г.» требования об обязательном наличии утвержденных технических условий на кейсы незаконным по следующим основаниям:
Заказчиком не установлен порядок предоставления Участником технических условий на кейсы. Документация, извещение, проект договора о проведении закупки не содержат информации о сроках и порядке предоставления вышеуказанного документа. Когда, на каком этапе должны быть предоставлены обязательные документы?
П. 11 главы 6 Документации «Информационной карты» перечислены следующие требования к продукции: «Требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационными характеристиками (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в разд. 9.»
Раздел 9 Документации «ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ (ПРЕДМЕТУ ЗАКУПКИ)» содержит информацию о том, что Технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе Приложения №2 к извещению (файл под названием «Приложение №2 (технические требования ред. №2) docx.
Согласно п. 4.2. Приложения № 2 к Извещению наличие утвержденных технических условий на кейсы - обязательно.
П. 13 главы 6 «Информационной карты» перечислены требования к описанию продукции Участником, а именно «подробное предложение участника процедуры закупки в отношении продукции, включающее в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, количественных и качественных характеристик товара- по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.3.»
Техническими требованиями к продукции, а также Формой Технического предложения не предусмотрено требование и порядок предоставления технических условий на кейсы на стадии подачи заявки Участником.
Из текста проекта договора, приложенного к Извещению о проведении закупки, следует, что наличие технических условий обязательно, указан порядок приемки в соответствии с техническими условиями, но не описан порядок предоставления их Заказчику на стадии исполнения договора. Как впоследствии будет проводиться приемка товара по качеству, количеству, соответствию техническим требованиям, если у Поставщика отсутствует обязанность по предоставлению обязательного документа Заказчику.
На основании изложенного, Заявитель считает требование о наличии утверждённых технических условий незаконным и необоснованным.
Формой 2 «Техническое предложение участника», являющейся подразделом 7.2. Документации о проведении закупки предусмотрено указание производителя и наименование страны происхождения поставляемых товаров (по каждой единице товара, с оговоркой в случае указании наименования страны происхождения участникам рекомендуется руководствоваться Общероссийским классификатором стран мира OK (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.
Таким образом Документацией о проведении закупки не предусмотрено ограничение на поставку товаров иностранного производства.
Однако требование Заказчика о наличии технических условий на кейсы ограничивает участие товаров иностранного производства, так как Иностранные производители не разрабатывают технических условий на продукцию, но подтверждают ее качество и сертификатами соответствия (товары, подлежащие обязательному сертифицированнию) и декларациями о соответствии техническим регламентам (на товары, не подлежащие обязательному сертифицированнию на основании протоколов испытаний). В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации «Технические условия и стандарты» Стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации и не являются обязательными для выпуска продукции для иностранных изготовителей.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация также должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Жалоба ООО «КЕЙС-ДЕПО» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
Акционерное общество «Новосибирский приборостроительный завод» представило следующие возражения на жалобу.
Заказчиком установлен порядок предоставления Участником технических условий на кейс, которые содержатся в извещении, а именно в приложение № 1 (проект договора), которое является неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки разделе 3 Порядок поставки и приемки товара пп.3.3 «...Приемка партии Товара по ассортименту, качеству, количеству и техническим характеристикам проводится при передаче Товара Покупателю, за исключением случаев, когда недостатки Товара не могли быть выявлены при обычном наружном (визуальном) осмотре Товара в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, другими обязательными для Сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим количество, качество, комплектность и технические характеристики поставляемого товара».
Также установлен срок согласно разделу 1 предмет договора п.1.7 . Поставщик обязан поставить товар в течение 90 (девяносто) календарных дней после заключения настоящего договора.
Таким образом, документация содержит порядок предоставления технических условий.
П. 13 информационной карты предусмотрено предоставление: ... подробное предложение участника процедуры закупки в отношении продукции, включающее в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, количественных и качественных характеристик товара - по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.2 формой 7.2.1.( Функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные характеристики или качественные характеристики товара) в колонке № 5 прописано Предложение Участника в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, качественных характеристик5
(5Предложение в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, качественных характеристик должно соответствовать разд. 9. Участник должен подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям извещения в отношении всех показателей, которые установлены в разд. 9. В случае большого объема предоставляемой информации и/или ее сложности допускается предоставление запрашиваемых сведений в виде приложения к настоящей форме.)
Поскольку технические условия предоставляются только на стадии исполнения договора, требование о их наличии не ограничивает участие товаров иностранного производства в закупке.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
05.12.2018г. на официальном сайте единой информационной системы закупок (http://zakupki.gov.ru) организатором закупки АО «НПЗ» было размещено Извещение № 31807248904 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку кейсов.
Аукцион в электронной форме проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в соответствии с Документацией о закупке по аукциону в электронной форме на право заключения договора на поставку кейсов утвержденной председателем закупочной комиссии Р.Г. Комаровым.
АО «НПЗ» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в соответствии с Положением о закупочной деятельности АО «Швабе- Оборона и Защита» утвержденного Советом директоров АО «Швабе- Оборона и Защита» протокол № 14/2014 от 13.10.2014г.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
Приложением № 2 п. 4.2. к Извещению установлено - «Наличие утвержденных технических условий на кейсы – обязательно».
Однако, из документации о закупке следует, что Требования к составу заявки (приложение № 2 к информационной карте) не предусматривают наличие технических условий у Участников закупки, в том числе предоставление в составе заявки.
В форме технического предложения (п. 7.2 Приложения № 1 к заявке), включающей функциональные, эксплуатационные характеристики или качественные характеристики товара, указание на производителя, страну, также не содержится требований к наличию технических условий.
Заказчиком не установлен порядок предоставления Участником технических условий на кейсы. Документация, Извещение, проект договора о проведении закупки не содержат информации о сроках и порядке предоставления вышеуказанного документа (т.е. когда, на каком этапе должны быть предоставлены обязательные документы).
В проекте договора (приложение № 1 к извещению) установлен порядок приемки товара в соответствии с техническими характеристиками, при этом установлено обязательное требовании об их наличии (п. 3.5). Поскольку порядок и форма предоставления технических условий не установлены, потенциальные участники торгов могут быть введены в заблуждение относительно необходимости их предоставления в составе заявки, поскольку в требованиях к составу заявки данные документы отсутствуют. Кроме того в Приложении № 2 п.4.2 к Извещению также требуется наличие технических условий; при этом отсутствует порядок и основания их предоставления. Установленные требования могут привести к необоснованному ограничению числа участников закупки и отклонению заявок, что является нарушением ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а так же нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с которым при закупке заказчик обязан руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе, требования к техническим характеристикам, функциональным характеристикам товара; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки; требования к описанию поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик; требования к участникам закупки.
Таким образом, документация о конкурентной закупке должна содержать исчерпывающее требования к товару и участнику закупки. Устанавливая требования о предоставлении технических условий при заключении договора, заказчик нарушает указанные нормы законодательства о закупках, поскольку фактически после проведения закупки и отбора победителя предъявляются требования о предоставлении дополнительного документа, что противоречит законодательству.
Таким образом, на основании вышеизложенного, в действиях организатора закупки – АО «НПЗ», усматривается нарушение порядка организации и проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку кейсов.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «КЕЙС-ДЕПО» на действия заказчика АО «Новосибирский приборостроительный завод» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку кейсов, (извещение № 31807248904 на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи АО «Новосибирский приборостроительный завод» предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.П. Камнева
Члены Комиссии Е.В. Долженкова
А.А. Кузина
ПРЕДПИСАНИЕ № 42
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов
18 декабря 2018 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Кузина А.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 18.12.2018 г. по результатам рассмотрения жалобы ООО «КЕЙС-ДЕПО» на действия организатора закупки – АО «Новосибирский приборостроительный завод» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку кейсов (извещение № 31807248904 от 05.12.2018г. опубликовано на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
- АО «Новосибирский приборостроительный завод» - организатору аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку кейсов, совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
- С целью устранения нарушений АО «Новосибирский приборостроительный завод» необходимо в срок до 16.01.2019г. аннулировать запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку кейсов.
3. Об исполнении настоящего предписания АО «Новосибирский приборостроительный завод» необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России до 21.01.2019г., с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии Н.П. Камнева
Члены Комиссии Е.В. Долженкова
А.А. Кузина