Решение №Б/н Решение по делу № 18 в отношении Министерства жилищно-коммун... от 22 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 8 июня 2015 г.                                                    г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 18 июня 2015г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе «…», рассмотрев дело № 18, возбужденное 07.04.2015г. по признакам нарушения Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18) части 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии «…»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России из Прокуратуры Новосибирской области поступили материалы (вх. № 420 от 21.01.2015г.), в которых указывается на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее – МЖКХиЭ НСО).

Заявитель сообщает следующее.

24.02.2014 министерство строительства и ЖКХ Новосибирской области (правопреемник - МЖКХиЭ НСО) по итогам прове­дения открытого конкурса заключило с ОАО «Новосибирскэнергосбыт» госу­дарственный контракт № 2014-3.

Предметом контракта является выполнение работ по наполнению единой муниципальной базы коммунальных ресурсов (далее - ЕМБИР) первичной ин­формацией и выполнение роли оператора ЕМБИР.

В целях исполнения контракта министр жилищно-коммунального хозяйст­ва и энергетики области  «...» 21.03.2014 выдал техническому дирек­тору ОАО «Новосибирскэнергосбыт»  «...» доверенность на право заключать от имени министерства Соглашения по информационному взаимодействию с юридическими лицами, обязанными в соответствии с поста­новлением Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012 передавать информацию в органы местного самоуправления, а также требовать от таких юридических лиц предоставлять необходимую информацию в ЕМБИР.

Мэрия г. Новосибирска передала установленные постановлением Прави­тельства РФ № 1468 от 28.12.2012 полномочия по сбору информации с указан­ных выше субъектов министерству и поручила руководителям управляющих организаций, компаний-исполнителей коммунальных услуг начать передачу информа­ции в ОАО «Новосибирскэнергосбыт» (письмо от 16.12.2014 № 01/41/07379).

Таким образом, ОАО «Новосибирскэнергосбыт» на основании доверенности и государственного контракта выполняет функции органа местного само­управления (органа исполнительной власти субъекта) по сбору и обработке ин­формации.

Кроме того, ОАО «Новосибирскэнергосбыт», являясь одновременно опе­ратором ЕМБИР и субъектом, обязанным размещать в ней информацию, нахо­дится в преимущественном положении перед другими субъектами ЖКХ.

В ответ на запросы    Новосибирского УФАС России МЖКХиЭ НСО (вх. № 114 от 12.02.2014г.), мэрия г. Новосибирска (вх. № 151 от 02.03.2015г.) и ОАО «Новосибирскэнергосбыт» (вх. № 205 от 19.03.2015г., № 2536 от 20.03.2015г.) представили необходимые сведения с приложением документов.

Руководствуясь п. 1 ч. 8 ст. 44  Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ  «О защите конкуренции» в отношении МЖКХиЭ НСО возбуждено дело № 18 от 07.04.2015г. о нарушении антимонопольного законодательства (Приказ № 88 от 07.04.2015г.) по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

МЖКХиЭ НСО представило следующие пояснения по делу (вх. № 3838 от 23.04.2015г.).

МЖКХиЭ НСО считает, что в действиях министерства отсутствуют признаки нарушения требований ч. 3 ст. 15 ФЗ № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» в связи со следующим.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Антимонопольное правонарушение, как и всякое иное правонарушение, должно содержать состав правонарушения. Состав правонарушения включает в себя: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения. Отсутствие состава правонарушения, в том числе одной из его составляющих, является основанием для прекращения производства по делу.

Таким образом, ключевым моментом данного дела является установление факта - а есть ли в действиях Министерства ЖКХиЭ состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15 Закона РФ «О защите конкуренции».

Объективную сторону правонарушения по ч. 3 ст. 15 указанного закона составляют следующие действия:

1) совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов;

2) наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Таким образом, ключевым моментом признания органа власти или органа местного самоуправления, нарушившим ч. 3 ст. 15 ФЗ № 135-ФЗ, является факт совмещения функций, либо факт передачи органом власти своих функций хозяйствующему субъекту.

Понятие «функция» имеет следующее юридическое значение.

Функция органа государственной власти (органа местного самоуправления) показывает, из чего складывается практическая повседневная деятельность этого органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач. Функции отражают материальное содержание деятельности органа государственной власти. Основными функциями, присущими почти всем органам управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое снабжение, контроль и др. Полный и точный перечень всех функций органа государственной власти содержится в правовых актах, закрепляющих его правовой статус.

Правовой статус и перечень функций органов местного самоуправления закрепляет Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как следует из государственного контракта № 2014-3 от 24.02.2014г., ОАО «Новосибирскэнергосбыт» не было наделено ни одной из функций муниципальных органов, предусмотренных Законом № 131-ФЗ.

Согласно государственного контракта № 2014-3 от 24.02.2014г. ОАО «Новосибирскэнергосбыт» обязалось выполнять по нему четко установленную работу - по наполнению единой муниципальной базы коммунальных ресурсов (далее по тексту - базы) первичной информацией и выполнять роль оператора единой муниципальной базы коммунальных ресурсов.

Ни в Законе № 131-ФЗ, ни в каких-либо других законодательных актах не закреплено, что выполнение вышеуказанной работы является функцией или правом органа местного самоуправления.

Согласно ч.4 ст.165 ЖК РФ, на которую имеется ссылка в определении о назначении дела № 18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, закреплено организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

То есть действующая редакция ч.4 ст. 165 ЖК РФ не закрепляет никаких функций и прав органов местного самоуправления.

Следует отметить, что и ранее действующая редакция ч. 4 ст. 165 ЖК РФ (была отменена Законом РФ от 21.07.2014 № 263-ФЗ) также не наделяла никакими функциями и правами органы местного самоуправления.

В ранее действующей редакцией ч. 4 ст. 165 ЖК РФ была закреплена обязанность указанных в ней субъектов представлять установленную информацию в органы местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах» (далее - Постановление № 1468), которое было издано во исполнение ч. 4 ст. 165 ЖК РФ, закреплены порядок, сроки, периодичность и форма представления информации организациями жилищно­-коммунального хозяйства.

Таким образом, и предыдущая редакция ч. 4 ст. 165 ЖК РФ также не закрепляла функций и прав органов местного самоуправления, в том числе непосредственных функций и полномочий по сбору информации с организаций жилищно-коммунального хозяйства и размещению данной информации в информационных системах. Кроме этого, в указанных нормативных правовых актах не закреплена за органами местного самоуправления функция оператора базы информационных ресурсов, обеспечивающего обслуживание такой базы. Указанные полномочия также не закреплены за органами местного самоуправления другими нормативными правовыми актами. В законодательстве также нет прямого запрета на привлечение органами местного самоуправления (органами государственной власти) для выполнения работ и услуг в интересах и от имени соответствующих органов юридических лиц или специалистов.

Соответственно, заключением государственного контракта № 2014-3 не нарушены и не могли быть нарушены требования данной статьи ни в ранее действовавшей редакции, ни в редакции, действующей в настоящее время.

Таким образом, ответчик считает, что в действиях Министерства ЖКХиЭ не содержится состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15 Закона РФ «О защите конкуренции», в связи с чем, производство по данному делу подлежит прекращению.

Как ранее уже было сказано, в соответствии с Постановлением № 1468, принятым во исполнение ч. 4 ст. 165 ЖК РФ, организации, осуществляющие деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обязаны передавать определенную информацию органам местного самоуправления.

В связи с тем, что не все муниципальные образования на территории Новосибирской области обладают техническими и материальными возможностями работать в направлении государственной информационной политики и исполнять требования Постановления № 1468, Правительство Новосибирской области организовало работу по информатизации системы жилищно-коммунального хозяйства на территории Новосибирской области.

В рамках исполнения требований Постановления № 1468 Правительством Новосибирской области было принято решение о создании региональной системы, которая содержала бы в себе информацию о жилищно-коммунальном хозяйстве на территории Новосибирской области, поскольку создание, содержание и обслуживание в каждом муниципальном округе отдельной базы информационных ресурсов нецелесообразно, слишком затратно и требует большого количества бюджетных ресурсов. Кроме того, информация вносится в едином формате, является унифицированной, что позволяет обрабатывать информацию на территории всей Новосибирской области и упрощает дальнейший переход к работе в ГИС ЖКХ.

Таким образом, на территории Новосибирской области в целях обеспечения реализации государственной информационной политики и требований Постановления № 1468, ч. 4 ст. 165 ЖК РФ для сбора информации была создана региональная информационная система - ЕБИР.

Поскольку ЕБИР носит региональный характер и предполагает содержание информации, касающейся деятельности субъектов ЖКХ на территории Новосибирской области, в 2014 г. муниципальные образования по Новосибирской области передали министерству ЖКХиЭ права по приему, обработке, хранению информации, которую муниципальным образованиям должны направлять субъекты ЖКХ в соответствии с Постановлением № 1468. Министерство ЖКХиЭ приняло от муниципальных образований полномочия по организации приема, обработке, хранению информации, включая также полномочия по работе с ЕБИР.

Министерство ЖКХиЭ организовало открытый конкурс по выбору оператора информационной базы ЕБИР.

ОАО «Новосибирскэнергосбыт» было выбрано по результатам конкурса, в котором оно принимало участие наравне с другими хозяйствующими субъектами, в связи с чем, между Министерством ЖКХиЭ и ОАО «Новосибирскэнергосбыт» был заключен государственный контракт.

ОАО «Новосибирскэнергосбыт» по государственному контракту № 2014-3 от 24.02.2014г., заключенному с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, является оператором информационной системы ЕБИР.

В соответствии с указанным контрактом, ОАО «Новосибирскэнергосбыт» обязуется выполнить для Министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области исключительно технические работы, которые выражаются в следующем:

- организация сбора ежемесячной информации на территории Новосибирской области и размещение указанной информации в ЕБИР;

- рассылка субъектам ЖКХ соглашений об информационном взаимодействии, разработанных Министерством ЖКХ и энергетики Новосибирской области, а также организация подписания данных соглашений от имени Министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области;

- достоверизация информации;

- формирование реестров информации;

- оказание технической и технологической помощи по вопросам работы ЕБИР;

- загрузка информации в ЕБИР, которых находится на серверном оборудовании Правительства Новосибирской области.

Ответчик указывает, что Министерство ЖКХиЭ никаких прав, в том числе полномочий и функций, принадлежащих органам местного самоуправления, не передавало ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

Права органов местного самоуправления по доступу к собранной информации не ограничивались.

Кроме того, организации жилищно-коммунального хозяйства имели право передавать необходимую информацию непосредственно в органы местного самоуправления, если не желают направлять информацию в систему ЕМБИР.

Следует отметить, что ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в рамках государственного контракта осуществляет действия от имени и в интересах Министерства ЖКХиЭ, а не от своего имени.

Следовательно, привлечение ОАО «Новосибирскэнергосбыт» к выполнению определенных действий по организации сбора информации на территории Новосибирской области и размещению указанной информации в ЕБИР не означает возложения на ОАО «Новосибирскэнергосбыт» функций органа местного самоуправления. Деятельность ОАО «Новосибирискэнергосбыт» лишь создает условия, обеспечивающие реализацию органом местного самоуправления своих полномочий в области информатизации жилищно-коммунального хозяйства.

Аналогичной позиции придерживается ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 19.06.2008 г. № Ф09-4373/08-С1 по делу № А71-10106/07.

На основании вышеизложенного, МЖКХиЭ НСО считает, что в действиях Министерства ЖКХиЭ отсутствуют признаки нарушения части 3 ст. 15 ФЗ № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, просит производство по настоящему делу прекратить.

Дополнительными пояснениями (вх. № 5059 от 01.06.2015г.) МЖКХиЭ НСО сообщило следующее.

Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 102-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы» (далее - ­Программа), в целях выявления проблем, препятствующих развитию жилищно-­коммунального хозяйства, проведен анализ преобразований в жилищно­коммунальном комплексе, на основании которого определены основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли. На первом этапе предусматривалась разработка нормативной базы для реализации Программы и запуск нескольких пилотных проектов, в том числе по разработке единых муниципальных баз информационных ресурсов. Для решения задачи по повышению надежности и эффективности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной оптимизации и обновления при обеспечении доступности коммунальных ресурсов потребителей предполагалось использование механизма разработки и создания единых муниципальных баз информационных ресурсов.

В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие государственных информационных систем, информационного общества и формирование электронного правительства Новосибирской области на 2012-2016 годы» предусматривалась разработка и внедрение программного обеспечения единой муниципальной базы информационных ресурсов в целях обеспечения предоставления информации о жилищно-коммунальном хозяйстве гражданам, что позволило бы достичь планового показателя, приведенного в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008г. № Пр-212, утвержденной Президентом Российской Федерации (уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий).

Согласно Протоколу заседания Правительства Новосибирской области от 28.05.2013г. № 20, п. 1 «Доклад о внедрении регионального модуля единой базы информационных ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, было поручено объявление конкурса по отбору оператора ГИС ЖКХ Новосибирской области и внедрении ГИС ЖКХ.

Мэрия г. Новосибирска представила следующие пояснения по делу (вх. № 4100 от 29.04.2015г.).

На основании части 5 статьи 165 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1468 утверждены Правила предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Перечень сведений, который подлежит направлению в орган местного самоуправления, определен Правилами и осуществляется путем заполнения электронного паспорта многоквартирного дома или электронного паспорта жилого дома по установленной форме. Соответственно, органы местного самоуправления обязаны принимать и обрабатывать соответствующую информацию. При этом Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1468 не содержит порядка размещения указанной информации органом местного самоуправления в информационных или иных базах данных и запрета на возможность передачи такой информации органу исполнительной власти субъекта PФ для ее последующей обработки.

Пунктом 1.1 Соглашения по информационному взаимодействию, заключенному между мэрией города Новосибирска и министерством жилищно-­коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, определено, что стороны осуществляют взаимодействие по передаче информации. Мэрия города Новосибирска не передает возложенные на орган местного самоуправления функции (обязанности) по приему и обработке информации от лиц, указанных в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2012 № 1468, министерству жилищно­-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, реализует такие функции (обязанности) самостоятельно, а передает (направляет) в министерство результат осуществления таких функций (обязанностей) - полученную от специальных субъектов определенную Правительством РФ информацию.

Такой порядок взаимодействия органа местного самоуправления города Новосибирска и органа государственной власти Новосибирской области определен в связи с тем, что в бюджете города Новосибирска отсутствуют средства, достаточные для создания или при обретения программного комплекса, автоматизирующего процессы систематизации и обработки информации, предусмотренной Постановлением Правительства PФ от 28.12.2012 № 1468. Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, в свою очередь, заключен государственный контракт № 2014-3 от 24.02.2014 с ОАО «Новосибирскэнергосбыт», предметом которого является создание, наполнение и выполнение роли оператора единой муниципальной базы коммунальных ресурсов.

Таким образом, заключение соглашения между мэрией города Новосибирска и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, во взаимосвязи с государственным контрактом № 2014-3 от 24.02.2014 и Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1468, позволят осуществлять мэрии города Новосибирска предусмотренные указанным Постановлением Правительства РФ функции, а также создать и поддерживать функционирование в городе Новосибирске и Новосибирской области единой муниципальной информационной базы коммунальных ресурсов, содержащей, в том числе информацию, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1468.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-Ф3 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» органы местного самоуправления должны обеспечить возможность передачи в автоматизированном режиме информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, действующих на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в единую информационную систему ЖКХ не позднее 01.02.2016 с учетом соблюдения оператором системы требований по обеспечению возможности приема системой информации. Предполагается обеспечение мэрией города Новосибирска наполнения ЕИС ЖКХ сведениями, предусмотренными Федеральным законом, в установленные законом сроки с использованием сведений и информации, содержащихся к тому времени в единой муниципальной информационной базе коммунальных ресурсов.

Необходимо отметить, что вопрос законности заключенного между мэрией города Новосибирска и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Соглашения об информационном взаимодействии исследовался прокуратурой города Новосибирска в ходе проведенной проверки, по результатам которой, акты прокурорского реагирования в мэрию города Новосибирска не поступали.

ОАО «Новосибирскэнергосбыт» представило следующие поянения по делу (вх. № 4223 от 06.05.2015г.).

ОАО «Новосибирскэнергосбыт» не наделялось никакими функциями и полномочиями органов местного самоуправления в виду следующего.

Министерство ЖКХ и энергетики в связи с необходимостью выбора оператора региональной информационной системы - ЕБИР, организовало открытый конкурс.

ОАО «Новосибирскэнергосбыт» наряду с другими организациями приняло участие в данном конкурсе.

По результатам конкурса оператором информационной базы ЕБИР было выбрано ОАО

«Новосибирскэнергосбыт».

В связи с этим, между Министерством ЖКХ и энергетики и ОАО «Новосибирскэнергосбыт» был заключен государственный контракт № 2014-3 от 24.02.2014г.

(далее - Контракт),

Контрактом был предусмотрен объем работ технического характера, а именно:

- организация сбора ежемесячной информации от Субъектов ЖКХ и загрузка указанной

информации в ЕБИР, а также достоверизация указанной информации;

-организация подписаний разработанных Министерством ЖКХ и энергетики соглашений об информационном взаимодействии между Министерством ЖХК и энергетики Новосибирской области и Субъектами ЖКХ путем доставки данных соглашений Субъекту ЖКХ и проведением с Субъектом ЖКХ разъяснительной работы от лица Министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области о необходимости подписания и исполнения данного соглашения;

- формирование реестров информации;

- оказание технической и технологической помощи по вопросам работы ЕБИР Субъектам ЖКХ.

В рамках выполнения обязательств по Контракту ОАО «Новосибирскэнергосбыт» направляло Субъектам ЖКХ соглашения об информационном взаимодействии от имени Министерства ЖКХ и энергетики, уведомляло смс-рассылками или электронными письмами Субъектов ЖКХ о необходимости передавать информацию для загрузки в ЕБИР, осуществляло обработку и достоверизацию полученной от Субъектов ЖКХ информации, загружало информацию в ЕБИР и формировало реестры в соответствии с Техническим заданием к Контракту.

Действия ОАО «Новосибирскэнергосбыт» как оператора выражались только в организации приема информации от Субъектов ЖКХ, её обработке, достоверизации и загрузке полученной информации в ЕБИР.

Следует отметить, что действия по организации сбора информации на территории Новосибирской области и размещению указанной информации в ЕБИР не относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Ни в Жилищном Кодексе РФ, ни  в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацию», ни в каких-либо иных нормативных правовых акта указанные действия не включены в функции органов местного самоуправления.

Следовательно, никакими функциями органов местного самоуправления по условиям Контракта ОАО «Новосибирскэнергосбыт» не наделялось.

В связи с этим, общество считает, что наняв ОАО «Новосибирскэнергосбыт» на осуществление указанных выше технических работ никаким образом не могла быть нарушена норма, предусмотренная частью 3 статьи 15 ФЗ № 135 - ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

24.02.2014г. между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области и ОАО «Новосибирскэнергосбыт» заключен государственный контракт № 2014-3, согласно которому общество обязуется выполнить работы по наполнению единой муниципальной базы коммунальных ресурсов в объеме, установленном техническим заданием контракта.

МЖКХиЭ НСО выдало ОАО «Новосибирскэнергосбыт» Доверенности № 2 от 17.11.2014г. № 3/2015 от 26.01.2015г., которыми министерство наделило общество правом совершать от имени и в его интересах следующее:

Заключать от имени министерства Соглашения по информационному взаимодействию  для осуществления исполнения постановления Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г. с юридическими лицами на территории Новосибирской области, обязанными передавать информацию в органы местного самоуправления в соответствии с Постановлением № 1468 от 28.12.2012г.

Требовать от юридических лиц на территории Новосибирской области, обязанных передавать информацию, предоставлять необходимую информацию в органы местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г., а также в ЕМБИР Новосибирской области.

Согласно письму мэрии г. Новосибирска исх. № 01/41/07379 от 16.12.2014г., направленному в адрес руководителей управляющих организаций, компаний-исполнителей коммунальных услуг, мэрия, руководствуясь положениями ч. 4 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г. «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах» (далее - Постановление Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г.), сообщает, что с целью оптимизации бюджетных затрат на организацию сбора информации Мэрия г. Новосибирска путем заключения с министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области «Соглашения об информационном взаимодействии …» передало полномочия по сбору информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г. министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.

На территории Новосибирской области для целей сбора информации создана информационная система единая муниципальная база информационных ресурсов (ЕМБИР), которая будет являться региональным сегментом ГИС ЖКХ.

Для организации процесса сбора информации на территории Новосибирской области и загрузки ее в ЕМБИР министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области привлечена компания ОАО «Новосибирскэнергосбыт» по государственному контракту № 2014-3 от 24.02.2014г.

Для выполнения Постановления Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г. мэрия г. Новосибирска письмом исх. № 01/41/07379 от 16.12.2014г. предложила в срок до 20.12.2014г. заключить управляющим организациям, компаниям-исполнителям коммунальных услуг с министерством  жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Соглашение по информационному взаимодействию …» и начать передачу информации в соответствии с данным Соглашением.

В соответствии с представленной ОАО «Новосибирскэнергосбыт» информацией исх. № ЭС-960 от 19.03.2015г. МЖКХиЭ НСО для заключения с субъектами ЖКХ соглашений по взаимодействию были согласованы типовое письмо и «Соглашение по информационному взаимодействию для осуществления исполнения постановления Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г.» (Письмо МС и ЖКХ НСО № 2080-05/21 от 30.05.2014г., письмо МЖКХиЭ НСО № 4664-05/21 от 19.11.2014г.).

Типовое письмо к Соглашению определяет необходимость заключить с МС и ЖКХ НСО «Соглашение по информационному взаимодействию …» и начать передачу информации в соответствии с данным Соглашением.

В целях осуществления сбора и загрузки информации в ЕМБИР между субъектами ЖКХ, в том числе ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и т.д., ОАО «Новоисбирскэнергосбыт» были заключены соглашения по информационному взаимодействию от имени МЖКХиЭ НСО.

Согласно типовому соглашению по информационному взаимодействию для осуществления исполнения постановления Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г. его предметом является выполнение сторонами требований ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении информации Поставщиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г.

Также с целью напоминания субъектам ЖКХ передавать необходимую информацию ежемесячно ОАО «Новосибирскэнергосбыт» уведомляло ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК по электронной почте и СМС о необходимости предоставления информации в ЕМБИР.

Таким образом, ОАО «Новосибирскэнергосбыт» от имени МЖКХиЭ НСО заключало соглашения с лицами, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов и (или) оказание услуг, наполняло полученной информацией ЕМБИР, а также требовало предоставлять данную информацию, основываясь на положениях Постановления Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Помимо перечисленных данных статьей полномочий п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относит также и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Виды такой информации установлены ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Ч. 5 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Постановлением Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г. утверждены Правила предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (далее – Правила), определяющие порядок, сроки и периодичность предоставления лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, органам местного самоуправления информации, указанной в части 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исполнение положений Правил по приему информации, её обработке и другое является деятельностью органа местного самоуправления, которая направлена на выполнение задач, определенных за органом местного самоуправления Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г., Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Указанная в ч. 4 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации информация должна в установленный законом срок и форме подаваться в орган местного самоуправления - Мэрию г. Новосибирска. Предоставление информации в орган исполнительной власти субъекта РФ не предусмотрено законодательством. 

Согласно заключенному Соглашению № 1 по информационному взаимодействию для осуществления исполнения Постановления Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г. от 29.12.2014г. мэрия г. Новосибирска и МЖКХиЭ НСО осуществляют взаимодействие по передаче информации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г., в целях формирования единой информационной базы на территории Новосибирской области, а именно мэрия передает информацию министерству для формирования информационной системы, а министерство в свою очередь организует прием, обработку, хранение информации и определяет оператора информационной базы, осуществляющей прием, обработку, хранение информации, а также обеспечение контроля за хранением и актуализацией информации, передаваемой в информационную базу, предоставления доступа к информационной базе мэрии и лицам, которым доступ к информации предусмотрен действующим законодательством.

В соответствии с пояснениями мэрии г. Новосибирска исх. № 12/01/01334 от 27.02.2015г. заключение соглашения между мэрией г. Новосибирска и МЖКХиЭ НСО, во взаимосвязи с государственным контрактом № 2014-3 от 24.02.2014г. и Постановлением Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г., позволит осуществлять мэрии г. Новосибирска предусмотренные указанным Постановлением Правительства РФ функции, а также создать и поддерживать функционирование в городе Новосибирске и Новосибирской области единой муниципальной информационной базы коммунальных ресурсов, содержащей, в том числе информацию, предусмотренную  Постановлением Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г.

Однако, как сообщает оператор ЕМБИР (исх. № ЭС-960 от 19.03.2015г.) в 2014 г. муниципальные образования по Новосибирской области передали МЖКХиЭ НСО свои функции по приему, обработке, хранению информации, которую муниципальные образования должны собирать в соответствии с Постановлением № 1468.

Исходя их вышеизложенных фактов, ОАО «Новосибирскэнергосбыт» осуществляло функции оператора ЕМБИР, сбор, обработку информации, указанной в ч. 4 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании Государственного контракта № 2014-3 от 24.02.2014г. и Доверенностей № 2 от 17.11.2014г., № 3/2015 от 26.01.2015г., то есть исполняло требования Постановления Правительства РФ № 1468 от 28.12.2012г., тогда как Правила определяют, что предоставление информации осуществляется организациями только в орган местного самоуправления.

Ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Таким образом, МЖКХиЭ НСО своими действиями по передаче функций и прав органа местного самоуправления по сбору и обработке информации, определенной ч. 4 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушило ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с тем, что Государственный контракт № 2014-3 от 24.02.2014г. исполнен ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в полном объеме, предоставление информации осуществляется через информационную систему ЕМБИР субъектами ЖКХ самостоятельно, основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области нарушившим часть 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в передаче функций и прав органа местного самоуправления по сбору и обработке информации, определенной ч. 4 ст. 165 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны