Решение №Б/н Решение по делу №37 в отношении администрации р.п. Линево Ис... от 28 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 17 августа 2015г.                                     г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 27 августа 2015г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е. В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №37 от 08.07.2015 по признакам нарушения Администрацией р.п. Линево Искитимского района Новосибирской области (633216, НСО, Искитимский район, р.п. Линево, ул. Листвянская, 1) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие представителя Администрации р.п. Линево Искитимского района Новосибирской области, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается данными программы отслеживания почтовых отправлений ФГУП «Почта России» (почтовый идентификатор № 63001187213350),

УСТАНОВИЛА:

Новосибирское УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ИП Бороздунова А.А. на действия заказчика МУП «Расчетно-кассовый центр р.п. Линево» при проведении закупки по гидравлической промывке канализационных сетей у единственного поставщика по собственной инициативе рассмотрело на соответствие антимонопольному законодательству действия администрации р.п. Линево Новосибирской области при предоставлении МУП «РКЦ р.п. Линево» субсидии на выполнение работ по комплексной гидродинамической промывке отдельных участков инженерных сетей водоотведения. В результате установлено, что предоставление денежных средств МУП «РКЦ р.п. Линево» на предстоящие затраты в нарушение нормы части 1 ст. 78 БК РФ может поставить его в преимущественное положение по отношению к тем хозяйствующим субъектам, которым данные денежные средства не предоставлялись, а, следовательно, к ограничению конкуренции между ними. Таким образом, предоставление МУП «РКЦ р.п. Линево» денежных средств на выполнение работ по комплексной гидродинамической промывке отдельных участков инженерных сетей водоотведения содержит признаки нарушения ч. 1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 44  ФЗ от 26.07.2006 № 135 – ФЗ  «О защите конкуренции» в отношении администрации р.п. Линево Новосибирской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства (Приказ № 172 от 08.07.2015г.).

Администрации р.п. Линево Новосибирской области представила следующие пояснения (вх. № 7518 от 13.08.2015г.).

В действиях администрации р.п. Линево отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, исходя из нижеизложенного.

24.12.2014г. решением Совета депутатов р.п. Линево № 319 «О передаче в хозяйственное ведение МУП «РКЦ р.п. Линево» муниципального имущества», в хозяйственное ведение муниципального предприятия были переданы, помимо прочего поселковые канализационные сети для обслуживания.

09.02.2015г. от балансодержателя муниципальных канализационных сетей поступило письмо с просьбой о выделении из бюджета р.п. Линево денежных средств на гидродинамическую промывку сетей водоотведения.

10 февраля 2015г. администрацией р.п. Линево Искитимского района было издано постановление № 23 «Об утверждении Порядка предоставления в 2015г. субсидии из бюджета р.п. Линево юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

18.02.2015 г. Советом депутатов р.п. Линево было принято решение № 330 "О внесении изменений в решение Совета депутатов р.п. Линево от 24.12.2014 №  315 "О бюджете р. п. Линево на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017г.» (с изменениями от 04.02.2015 № 324). В соответствии с указанным решением МУП «РКЦ р.п. Линево» была выделена субсидия на компенсацию расходов по комплексной гидродинамической промывке инженерных сетей водоотведения в размере 1 800 000 руб.

20 февраля т.г. между МУП «РКЦ р.п. Линево» и ООО «ТЕПЛОСЕРВИС» был заключен договор подряда на выполнение работ по гидродинамической промывке канализационных сетей № 05. В соответствии с условиями договора (п. 3.1.) до начала проведения работ МУП «РКЦ р.п. Линево» должно было произвести предоплату в размере 50% от сметной стоимости работ. В связи с этим, 24.02.2015 г. между администрацией р.п. Линево и МУП «РКЦ р.п. Линево» было заключено соглашение № 13/02-20-15 о порядке и условиях предоставления субсидии МУП «РКЦ р.п. Линево» в целях возмещения затрат на выполнение работ по комплексной гидродинамической промывке инженерных сетей водоотведения.

25.02.2015г. платежным поручением № 342195 администрация р.п. Линево перечислила на расчетный счет МУП «РКЦ р.п. Линево» субсидию в размере 1 800 000 руб. на указанные цели, а 26.02.2015 г. МУП «РКЦ р.п. Линево» перечислило на расчетный счет подрядной организации - ООО «Теплосервис» 900 816,94 руб. в счет предоплаты по договору № 05 от 20.02.2015 г.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказание услуг.

На основании пп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

В соответствии с письмом Министерства финансов РФ № 02-01-04/2523, Министерства экономического развития РФ № 12064-AП/Д05 от 29 августа 2008 года «О применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ», предоставление субсидий юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения.

Данная позиция отражена и в письме Министерства финансов РФ от 11.09.2013 г. № 02-15-10/37378, где указано, что субсидии юридическим лицам могут предоставляться как до возникновения затрат в связи с выполнением работ, так и по факту их возникновения.

На основании изложенного, администрация р.п. Линево считает, что выделив муниципальному предприятию, в хозяйственном ведении которого находятся поселковые канализационные сети, и которое осуществляет свою хозяйственную деятельность, непосредственно используя их, субсидию на выполнение работ по комплексной гидродинамической промывке отдельных участков инженерных сетей водоотведения в р.п. Линево, после заключения между МУП «РКЦ р.п. Линево» и ООО «Теплосервис» договора подряда на выполнение указанных работ, действовала в рамках закона, не ограничивая конкуренцию.

Рассмотрев материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Распоряжениями администрации р.п. Линево № 26-р от 17.02.2015, № 37 от 19.02.2015 на основании заявки МУП «РКЦ р.п. Линево» от 16.02.2015 №117, в связи с возникшей необходимостью выполнения работ по комплексной гидродинамической промывке отдельных участков инженерных сетей водоотведения по адресам: от КК-551 до КК-728 (ул. Весенняя,8) и от КК – 511 (пр. Коммунистический 5) до КК – 551 (пр. Мира 6) предоставлена субсидия МУП «РКЦ р.п. Линево» за счет средств, предусмотренных в бюджете р.п. Линево в 2015 году на выполнение работ по ремонту сетей канализации в р.п. Линево Искитимского района Новосибирской области в размере 1800 тыс. руб.

 24.02.2015 между администрацией р.п. Линево Искитимского района НСО и МУП «РКЦ р.п. Линево» заключено соглашение № 13/02-2015, предметом которого является предоставление указанной субсидии из бюджета р.п. Линево, в соответствии с постановлением администрации р.п. Линево от 10.02.2015 №23 «Об утверждении Порядка предоставления в 2015 году субсидии из бюджета р.п. Линево юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства» в целях возмещения затрат на выполнение работ по комплексной гидродинамической промывке отдельных участков инженерных сетей водоотведения по адресам: от КК-551 до КК-728 (ул. Весенняя, 8) и от КК-511 (пр. Коммунистический,5) до КК- 551 (пр. Мира 6).

МУП «Расчетно-Кассовый центр р.п. Линево» представило Новосибирскому УФАС России следующие пояснения (вх. №2966 от 01.04.2015).

«30.12.2011 г. в соответствии с Актом приема-передачи муниципального имущества передаваемого в хозяйственное ведение, на основании Постановления Главы р.п. Линево № 219 от 30.12.2011 г., все инженерные сети р.п., Линево, в том числе канализационные сети были переданы в хозяйственное ведение МУП «РКЦ р.п. Линево».

10.07.2014 г. в соответствии с Актом приема-передачи муниципального имущества изымаемого из хозяйственного ведения, на основании Постановления Главы р.п. Линево №226 от 10.07.2014г., все инженерные сети р.п. Линево, в том числе канализационные сети были изъяты из хозяйственного ведения МУП «РКЦ р.п. Линево» в муниципальную казну. Все инженерные сети тепло-, водоснабжения, водоотведения; ЦТП, ПНС и КСН поселка изымались из хозведения МУП «РКЦ р.п. Линево» в целях проведения капитальных ремонтов и реконструкции данного имущества. Принимая во внимание, что собственных бюджетных средств муниципального образования не достаточно и Администрация р.п. Линево участвует в областных и федеральных программах, с долей софинансирования бюджетов всех уровней, 09.07.2014r. решением Совета депутатов р.п. Линево была утверждена Инвестиционная программа реконструкции системы теплоснабжения в р. п. Линево на 2014-2016 г.г. Осуществлять бюджетные расходы на имущество, не числящееся на балансе в администрации р.п. Линево, недопустимо. Так как инженерная инфраструктура поселка попадает под признаки единого недвижимого комплекса и технически сложного объекта инженерные сети были изъяты полностью. В 2014г. Администрацией р.п. Линево в рамках реализации вышеуказанной Инвестиционной программы разработана проектно­-сметная документация на модернизацию ЦТП, заключены договоры на проведение государственной экспертизы, проведены соответствующие работы за счет средств бюджета р.п. Линево.

30.12.2014 г. в соответствии с Актом приема-передачи муниципального имущества, передаваемого в хозяйственное ведение, на основании Постановления Главы р.п. Линево №358 от 29.12.2014 г., все инженерные сети р.п. Линево, в том числе канализационные сети, были переданы в хозяйственное ведение МУП «РКЦ р.п. Линево».

Участки инженерных сетей водоотведения по адресам от КК-551 до КК- 728 и от КК- -511 до КК-55 1 являются неотъемлемой частью общей системы канализационной системы. С указанной даты и по настоящее время канализационные сети р.п. Линево находятся в хозяйственном ведении МУП «Расчетно-кассовый центр р.п. Линево».

Согласно ч. 1 ст. 10  ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Ст. 8 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" возлагает обязанность по эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Следовательно, обязанность по обеспечению безопасности канализационных сетей, их эксплуатации, в том числе по проведению ремонта  лежит на МУП «РКЦ р.п. Линево», которому они принадлежат на праве хозяйственного ведения.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Постановлением №23 от 10.02.2015 утвержден порядок предоставления в 2015 году субсидий из бюджета р.п. Линево юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – Порядок).

Согласно п. 2.1 Порядка предоставление субсидий осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат, в виде целевых расходов или недополученных доходов, возникающих при выполнении в том числе работ по содержанию объектов коммунальной инфраструктуры. Предоставление субсидии  в целях возмещения затрат, в виде целевых расходов или недополученных доходов, возникающих при выполнении работ по комплексной гидродинамической промывке отдельных участков инженерных сетей водоотведения данной цели соответствует. Однако необходимо учитывать следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Исходя из данной нормы лицо должно сначала понести соответствующие затраты, затем получить субсидию на их возмещение. 

Администрация р.п. Линево выделила субсидию МУП «РКЦ р.п. Линево» на выполнение работ, что не соответствует цели предоставления субсидии возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат согласно части 1 ст. 78 БК РФ и тем самым исключает возможность применения к данным правоотношениям положений о предоставлении субсидий (см. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2010 г. по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. № 09АП-25734/2010-АК по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление ФАС Уральского округа от 24.11.2008 г. № Ф09-8708/08-С1 по делу № А76-578/08; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 г. по делу № А45-9905/2011).

Основанием для предоставления юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг средств государственного (местного) бюджета в виде субсидий является фактическое возникновение затрат или недополученных ими доходов (определение Верховного суда РФ от 10.11.2010г. № 74-Г10-16).

Предоставление денежных средств МУП «РКЦ р.п. Линево» на предстоящие затраты в нарушение нормы части 1 ст. 78 БК РФ может поставить его в преимущественное положение по отношению к тем хозяйствующим субъектам, которым данные денежные средства не предоставлялись

Пункт 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) определяет, что предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий является государственными или муниципальными преференциями. Следовательно, выделение администрацией р.п. Линево МУП «РКЦ р.п. Линево» денежных средств из местного бюджета на выполнение работ по комплексной гидродинамической промывке отдельных участков инженерных частей водоотведения, обеспечивающее более выгодные условия деятельности, представляет собой муниципальную преференцию.

Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением, в том числе случая, если такая преференция предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Заявление о согласии на предоставление муниципальных преференций администрацией р.п. Линево Новосибирской области в антимонопольный орган не направлялось.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, предоставление администрацией р.п. Линево Новосибирской области денежных средств МУП «РКЦ р.п. Линево» на выполнение работ по комплексной гидродинамической промывке отдельных участков инженерных сетей водоотведения является муниципальной преференцией и обеспечивает более выгодные условия деятельности, без предварительного согласования антимонопольного органа, в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг, привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что недопустимо в соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Довод администрации р.п. Линево о соответствии рассматриваемых действий Письму Министерства Финансов Российской Федерации № 02-01-04/252, Министерства экономического развития Российской Федерации № 12064-АП /Д05 от 29.08.2008г., а также письму Министерства Финансов Российской Федерации № 02-15-10/37378 от 11.09.2013г. не принят Комиссий на основании следующего.

Указанные администрацией письма не являются правовыми актами и не содержат правовых норм, следовательно, юридической силы не имеют, а значит, не являются регуляторами возникших правоотношений.

Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1.  Признать администрацию р.п. Линево Новосибирской области нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в выделении субсидии МУП «РКЦ р.п. Линево» на предстоящие затраты по выполнению работ по комплексной гидродинамической промывке отдельных участков инженерных сетей водоотведения по адресам: от КК-551 до КК-728 (ул. Весенняя 8) и от КК-511 (пр. Коммунистический, 5), до КК – 551 (пр. Мира,6), что является муниципальной преференцией и обеспечивает более выгодные условия деятельности, без предварительного согласия антимонопольного органа, в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в нарушение установленного бюджетным законодательством порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг, и тем самым привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  2. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны