Решение №б\н Решение по делу № 02-01-06-10-16 в отношении ООО «ЭнергоРесу... от 10 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-06-10-16

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2016г.

Решение изготовлено в полном объеме  08.08.2016г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Гамидова Э.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей:

ответчика: ООО «ЭнергоРесурс»  – «…» (по доверенности от 28.07.2016г.).

в отсутствие заявителя ГЖИ НСО, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (Определение об отложении рассмотрения дела № 02-13-06-10-16 от 12.07.2016г. направлено письмом исх. № 02-6898 от 13.07.2016г., что подтверждается почтовым отправлением № 63000798205433, получено ГЖИ НСО 23.07.2016г.),

рассмотрев дело 02-01-06-10-16 от 20.05.2016 г. по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЭнергоРесурс» (ИНН 5438315772, 633411, Новосибирская область, Тогучинский район, р.п. Горный, ул. Планетная, д.1) части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В  Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступило обращение ГЖИ НСО по поводу неправомерного ограничения (приостановления) ООО «ЭнергоРесурс» поставки коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома № 3,9 по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской обл.

На основании обращений граждан, проживающих в многоквартирных домах № 3, 9, по улице Молодежная в р.п. Горный, Тогучинского Новосибирской области в адрес государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - Инспекция) по вопросу нарушения режима предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, должностным лицом Инспекции проведены внеплановые выездные проверки в отношении ООО «СОЮЗ», за исполнением обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (по выполнению работ и оказанию услуг), в ходе которых установлено следующее.

В ходе рассмотрения журнала приема обращений собственников по отсутствию коммунальных ресурсов было установлено, что 13.02.2016 в ООО «СОЮЗ» от потребителей, проживающих в многоквартирных домах № 3, 9 по улице Молодежная, р.п. Горный, зарегистрированы заявки об отсутствии горячей воды в квартирах. Специалистами ООО «СОЮЗ» 13.02.2016 были составлены акты осмотра, в ходе обследования было выявлено, что в квартирах произошло ограничение предоставления коммунального ресурса по горячему водоснабжению ресурсоснабжающей организацией, объективность составления данных актов подтверждаются подписями собственников квартир.

Специалистами ООО «СОЮЗ» 17.02.2016 были составлены акты о возобновлении подачи горячего водоснабжения потребителям, проживающим в квартирах данных многоквартирных домов. Объективность составления данных актов подтверждаются подписями собственников.

Причиной нарушения режима предоставления коммунальной услуги являлась недопоставка коммунального ресурса (горячей воды) ресурсоснабжающей организацией ООО «ЭнергоРесурс», то есть отключение (ограничение) поставки ресурса в многоквартирные дома. Данная мера была предпринята ООО «ЭнергоРесурс» ввиду наличия задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающей за поставленный коммунальный ресурс, которая образовалась в результате несвоевременной оплаты (не полной оплаты) рядом жителей (потребителей) вышеуказанных многоквартирных домов за потребленные коммунальные услуги. Данные мероприятия выполнены ресурсоснабжающей организацией без предварительного        уведомления управляющей организации ООО «СОЮЗ».

При отключении ресурсоснабжающая организация ООО «ЭнергоРесурс» в нарушение пункта 29 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 №124 (ред. от 25.12.2015) «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» (вместе с «Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями») не учла требование закона об исключении возможности приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.

Таким   образом,          действиями      ресурсоснабжающей    организации ООО «ЭнергоРесурс» по ограничению (приостановлению) поставки коммунального ресурса (горячей воды) нарушены права потребителей в вышеуказанных многоквартирных домах, не являющихся стороной договора ресурсоснабжения между управляющей и ресурсоснабжающей организацией, в том числе и потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате коммунальных услуг.

Технологически многоквартирные дома № 3, 9 по ул. Молодежная, р.п. Горный, присоединены к инженерным сетям ООО «ЭнергоРесурс», по которым осуществляется поставка коммунального ресурса. Также хозяйствующий субъект ООО «ЭнергоРесурс» на территории (рынке) рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области практически не имеет конкурентов.

Таким образом, действия ООО «ЭнергоРесурс» по решению вопросов погашения управляющей организацией задолженности за поставленные коммунальные ресурсы путем отключения (ограничения) поставки таких ресурсов в многоквартирный дом, можно расценивать как нарушение субъектом естественных монополий антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Новосибирским УФАС России установлены следующие обстоятельства.

На запросы антимонопольного органа ООО «ЭнергоРесурс» сообщило следующее.

На основании договора №1 Купли-продажи, поставки теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, заключенного между ООО «Союз» и ООО «ЭнергоРесурс» от 08.09.2015г., оплата производится исполнителем по факту потребления (по общедомовым приборам учета) до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического объема отведенного коммунального ресурса.

В связи с задолженностью ООО «Союз» перед ООО «ЭнергоРесурс» за предоставленные коммунальные услуги в размере 10 037 268 (десять миллионов тридцать семь тысяч двести шестьдесят восемь) рублей и невозможностью пополнять запасы угля на котельных, ООО «ЭнергоРесурс» вынуждено было ввести ограничение подачи горячего водоснабжения по графику.

Об ограничении подачи горячего водоснабжения ООО «Союз» извещено надлежащим образом.

Ограничение подачи горячего водоснабжения в МКД по ул. Молодежная дома № 3, 9, происходили согласно графику:

Суббота

13.02.2016

С 8-00 до 18-00

Воскресенье 14.02.2016

С 8-00 до 18-00

Понедельник·15.02.2016

С 20-00 до 8-00

Вторник 16.02.2016

С 20-00 до 8-00

 

Задолженность ООО «Союз» по договору № 1 «Купли - продажи, поставки теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения» от 08.09.2015г. составляет 15 895 183,03р. (пятнадцать миллионов восемьсот девяносто пять тысяч сто восемьдесят три) рубля 03коп.;

В настоящий момент никаких ограничений подачи горячего водоснабжения не производится всем абонентам, в том числе ООО «Союз».

На основании обращения ООО «ЭнергоРесурс»  ГЖИ Новосибирской области проведена внеплановая документальная проверка ООО «Союз» по вопросу соблюдения лицензионных требований в части расчетов за потребленные коммунальные ресурсы. В отношении ООО «Союз» выдано предписание на устранение выявленных нарушений в срок до 01.06.2016г.

В результате изучения всех представленных сторонами  документов установлено следующее.

Между ООО «Союз» и ООО «ЭнергоРесурс» заключен договор №1 купли-продажи, поставки теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения от 08.09.2015г.

Согласно п. 2.1 данного договора ресурсоснабжающая организация (ООО «ЭнергоРесурс») в течение срока действия настоящего договора обеспечивает поставку (продажу) через присоединенную сеть из централизованных систем тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, питьевой воды (холодное водоснабжение) для оказания исполнителем (ООО «Союз») коммунальных услуг в точках поставки и принимает от исполнителя бытовые сточные воды (водоотведение), а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором, оплачивать поставленные коммунальные ресурсы и обеспечивать безопасность находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы, соблюдать режим потребления коммунального ресурса.

П. 4.2.3 Договора предусматривает право ресурсоснабжающей организации в случаях, предусмотренных законодательством РФ, вводить или отменять мероприятия по ограничению либо прекращению подачи коммунального ресурса.

В силу п. 29 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг», в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в аварийных ситуациях, в период проведения планово-профилактического ремонта централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 1 расчетный период (расчетный месяц), а также ответственность сторон за нарушение этого порядка. Указанный порядок определяется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2012г. № 354 (далее – Правила № 354), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

ООО «ЭнергоРесурс» письмом исх. № 108 от 12.02.2016 сообщило ООО «Союз» об ограничении предоставления коммунальных ресурсов по горячему водоснабжению с 13.02.2016 в связи с задолженностью ООО «Союз» за предоставленные коммунальные ресурсы.

13.02.2016 ООО «Союз» были составлены акты об ограничении предоставления коммунального ресурса по горячему водоснабжению в квартирах №№ 63, 51, 25, 9, МКД № 3 по ул. Молодежная.

17.02.2016 ООО «Союз» были составлены акты о возобновлении подачи горячего водоснабжения вышеуказанным потребителям.

В силу п. 114 Правил № 354, при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

Пунктом 19 Правил № 354 установлено, что исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Согласно п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 87 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 642 (далее – Правила горячего водоснабжения) установлены случаи, при которых предусмотрено прекращение или ограничение горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды.

Пункт 88 Правил горячего водоснабжения устанавливает, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, либо организация, осуществляющая транспортировку горячей воды, уведомляет абонентов о прекращении или об ограничении горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды в случаях, указанных в подпунктах "в" - "е" пункта 87 настоящих Правил, не менее чем за 3 дня до планируемого прекращения или ограничения.

Таким образом, ООО «ЭнергоРесурс» были нарушены вышеуказанные требования данных нормативных актов о предварительном уведомлении ООО «Союз» о прекращении (ограничении) горячего водоснабжения.

Таким образом, ограничение (приостановление) ООО «ЭнергоРесурс» поставки коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома № 3, 9 по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской области и, как следствие, лишение ООО «Союз» возможности оказывать коммунальные услуги потребителям в точках поставки уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг (Определение Верховного Суда РФ от 11 июня 2015 г. № 308-КГ15-2046).

Аналитическим отчетом по результатам обзора состояния конкуренции на рынке услуг горячего водоснабжения в границах расположения инженерно-технических сетей, находящихся в собственности администрации рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области, через которые ООО «ЭнергоРесурс» оказывало вышеназванные услуги в период с 2015 г. по 1 квартал 2016 г., установлено следующее.

ООО «ЭнергоРесурс» является производителем и поставщиком коммунального ресурса (горячего водоснабжения) покупателям. Инженерно-­технические коммуникации (сети), через которые Общество в 2015 г., 1 квартале 2016 г. оказывало услуги горячего водоснабжения в р.п. Горный Тогучинского района, находятся в собственности администрации р.п. Горный Тогучинского района Новосибирской области. Протяженность инженерно-технических коммуникаций (сетей) на данной территории в рассматриваемы период времени составляла 47 км. Договор аренды на инженерно-­технические коммуникации между ООО «ЭнергоРесурс» и администрацией р.п. Горный Тогучинского района в рассматриваемый период времени находился на стадии заключения.

Таким образом, географические границы исследуемого рынка определены территорией расположения инженерно-технических коммуникаций (сетей), находящихся в собственности администрации р.п. Горный Тогучинского района Новосибирской области, через которые ООО «ЭнергоРесурс» в 2015 г., 1 квартале 2016 г. оказывало услуги горячего водоснабжения в р.п. Горный Тогучинского района Новосибирской области.

В соответствии со ст. 4 Закона «О естественных монополиях», настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, ООО «ЭнергоРесурс» занимало доминирующее положение на рынке услуг горячего водоснабжения в границах расположения инженерно-технических сетей, находящихся в собственности администрации рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области, через которые ООО «ЭнергоРесурс» в 2015 г., 1 квартале 2016 г. оказывало вышеназванные услуги.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2012 № 730-ТЭ "Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую Обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" потребителям" утвержден тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "ЭнергоРесурс".

В соответствии с ч. 1 статьи 10  ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В связи с указанными обстоятельствами, Приказом № 89 от 20.05.2016 г. в отношении ООО «ЭнергоРесурс» возбуждено дело № 02-01-06-10-16 по признакам нарушения ООО «ЭнергоРесурс» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ограничения (приостановления) поставки коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома № 3,9 по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской области.

Письмами (вх. №№ 2969э от 30.06.2016, 6319 от 12.07.2016) ООО «ЭнергоРесурс» сообщило следующее.

Между ООО «ЭнергоРесурс» и ООО «Союз» заключен договор № 1 купли­продажи, поставки теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения от 08.09.2015 года.

ООО «ЭнергоРесурс» письмом исх. № 108 от 12.02.2016 сообщило ООО «Союз» об ограничении предоставления коммунальных ресурсов по горячему водоснабжению с 13.02.2016 в связи с высокой задолженностью ООО «Союз» за предоставленные коммунальные ресурсы в размере 10 037 268 (десять миллионов тридцать семь тысяч двести шестьдесят восемь) рублей.

В силу ст. 29 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг», в договоре ресурсоснабжения предусматривает порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия задолженности у Исполнителя перед Ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающим стоимость соответствующего коммунального ресурса за 1 расчетный месяц.

Согласно раздела 5 договора ресурсоснабжающая организация вправе временно прекратить или ограничить подачу коммунального ресурса в случае и порядке, предусмотренном законодательством РФ. В силу пункта 4.2.3 договора в случаях предусмотренных законодательством РФ, вводить или отменять мероприятия по ограничению либо прекращению подачи коммунального ресурса в порядке, предусмотренном разделом 5 настоящего договора.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.11 «О водоснабжении и водоотведении» статья 21: Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:

1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов

исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;

2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

3) превышения абонентом в три раза и более нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов или лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, совершенного два раза и более в течение одного года с момента первого превышения (далее - неоднократное грубое нарушение нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы);

            4) отсутствия у абонента         плана   снижения сбросов        в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов;

5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или           организации, осуществляющей         эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;

6) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;

7) проведения планово-предупредительного ремонта;

8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

По действующему законодательству в отношениях ресурсоснабжения участвуют три стороны: РСО, исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания) и непосредственные потребители коммунальных услуг (собственники помещений) в МКД. При этом договорные отношения связывают РСО и исполнителя (договоры о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), а также исполнителя и потребителя (договор о предоставлении коммунальных услуг, договор управления многоквартирным домом). Таким образом, отношений между РСО и конечными потребителями не возникает. Исключение составляют только ситуации, когда собственники помещений в многоквартирном доме выбрали непосредственную форму управления домом или речь идет о собственниках индивидуальных жилых домов. В этих случаях собственники напрямую заключают договоры о приобретении коммунальных ресурсов с РСО. Если же между поставщиком и потребителем есть посредник - исполнитель коммунальной услуги, всю ответственность за надлежащее предоставление коммунальных услуг перед потребителями несет именно он, в данном случае ООО «Союз».

Таким образом, считаем, что ограничение ООО «ЭнергоРесурс» поставки коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома, обслуживающие управляющей компанией ООО «Союз» в р.п. Горный Тогучинского района Новосибирской области не является нарушением прав и интересов потребителей.

Действия ООО «ЭнергоРесурс» по введению ограничения подачи горячего водоснабжение (ресурса) для ООО «Союз» не могут быть в рассматриваемом случае квалифицированны как злоупотребление доминирующем положением.

        На заседании Комиссии 12.07.2016 г., 03.08.2016г. установлено следующее.

Представитель заявителя ГЖИ НСО поддержал свои требования в полном объеме,  дополнительно пояснив следующее.

В ходе рассмотрения обращений собственников по отсутствию коммунальных ресурсов было установлено, что 13.02.2016 в ООО «СОЮЗ» от потребителей, проживающих в многоквартирных домах № 3, 9 по улице Молодежная, р.п. Горный, зарегистрированы заявки об отсутствии горячей воды в квартирах. Специалистами ООО «СОЮЗ» 13.02.2016 были составлены акты осмотра, в ходе обследования было выявлено, что в квартирах произошло ограничение предоставления коммунального ресурса по горячему водоснабжению ресурсоснабжающей организацией, объективность составления данных актов подтверждаются подписями собственников квартир. Причиной нарушения режима предоставления коммунальной услуги являлась недопоставка коммунального ресурса ресурсоснабжающей организацией ООО «ЭнергоРесурс», то есть отключение поставки ресурса в многоквартирные дома. Данная мера была предпринята ООО «ЭнергоРесурс» ввиду наличия задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающей за поставленный коммунальный ресурс, которая образовалась в результате несвоевременной оплаты рядом жителей вышеуказанных многоквартирных домов за потребленные коммунальные услуги. Действиями ресурсоснабжающей    организации ООО «ЭнергоРесурс» по ограничению поставки коммунального ресурса нарушены права потребителей в вышеуказанных многоквартирных домах, не являющихся стороной договора ресурсоснабжения между управляющей и ресурсоснабжающей организацией, в том числе и потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате коммунальных услуг. Технологически многоквартирные дома № 3, 9 по ул. Молодежная, р.п. Горный, присоединены к инженерным сетям ООО «ЭнергоРесурс», по которым осуществляется поставка коммунального ресурса.

ООО «ЭнергоРесурс» на заседании Комиссии 12.07.2016г., 03.08.2016г. дополнительно пояснило следующее.

Ограничение предоставления коммунального ресурса (горячего водоснабжения) в адрес управляющей компании ООО «Союз» со стороны ООО «Энергоресурс» было абсолютно вынужденной мерой, вызванной тем, что данная управляющая компания систематически и злостно нарушает свои обязательства по оплате полученного коммунального ресурса. В материалы дела были представлены документы, подтверждающие наличие задолженности на сумму более 15 млн. руб. Вводя ограничения на услуги горячего водоснабжения, ООО «Энергоресурс» руководствовалось нормами Закона «О водоснабжении и водоотведении», статья 21 что позволяет водоснабжающей организации при наличии у абонента задолженности за два и более расчетных периода, вводить ограничение либо прекращать горячее водоснабжение. Таким образом, ООО «Энергоресурс» полагало, что действует добросовестно, разумно и законно.

Ограничение горячего водоснабжения производилось в очень ограниченное время (по 12 часов в день, 4 дня), что позволяет говорить о минимальных вредных последствиях для потребителей (пп.5 п.1 ст. 4.2. КоАП РФ). Вводить ограничения отдельным потребителям у Общества нет возможности, т.к. нет ключей от подвала – этим занимается УК.

Поставка горячей воды в штатном режиме была возобновлена ООО «Энергоресурс» по собственной инициативе, то есть ООО Энергоресурс добровольно прекратило свои действия по ограничению горячего водоснабжения (пп. 2 п.1 ст.4.2. КоАП РФ).

При проведении проверки по данному факту, ООО Энергоресурс оказывало всяческое содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу. Все необходимые документы и объяснения, предоставлялись и должностным лицам Государственной жилищной инспекции и Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, что также говорит о наличии смягчающего обстоятельства, предусмотренного пп.4 п.1 ст. 4.2. КоАП РФ)

Кроме того, возможное наложение штрафа на ООО «Энергоресурс» может не просто ухудшить сложное финансовое положение этого предприятия, но в условиях необходимости формирования запасов угля перед началом отопительного сезона, может привести к срыву этих закупок. Общество просит признать допущенное нарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.

Изучив материалы дела в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

ООО «ЭнергоРесурс» письмом исх. № 108 от 12.02.2016 сообщило ООО «Союз» об ограничении предоставления коммунальных ресурсов по горячему водоснабжению с 13.02.2016 в связи с задолженностью ООО «Союз» за предоставленные коммунальные ресурсы.

13.02.2016 ООО «Союз» были составлены акты об ограничении предоставления коммунального ресурса по горячему водоснабжению в квартирах №№ 63, 51, 25, 9, МКД № 3 по ул. Молодежная.

17.02.2016 ООО «Союз» были составлены акты о возобновлении подачи горячего водоснабжения вышеуказанным потребителям.

На заседании Комиссии 03.08.2016 представитель ООО «ЭнергоРесурс» признал, что Общество вводило ограничения на услуги горячего водоснабжения (по 12 часов в день, 4 дня). При этом ООО «Энергоресурс» полагало, что действует законно, т.к. ограничение поставки горячей воды было вынужденной мерой и носило временный характер.

Пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2012г. № 354, предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Пунктом 122 Правил № 354 установлено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Наличие у управляющей организации задолженности перед ООО «ЭнергоРесурс» за поставленный коммунальный ресурс не является основанием прекращения оказания услуг по горячему водоснабжению, в соответствии с действующим законодательством. Взаимоотношения ресурсоснабжающей организации с поставщиками ресурсов относятся к внутрихозяйственной деятельности Общества и в соответствии с действующим законодательством не являются основанием для прекращения оказания услуг потребителям, исполняющим свои обязательства по оплате (Решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-27888/2015 от 23.03.2015г.).

Таким образом, спор двух хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия задолженности за поставленный коммунальный ресурс.

Частью 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта  – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Закона «О естественных монополиях» установлено, что естественная монополия - состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, про изводимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается, исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с Аналитическим отчетом Отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России установлено, что рынок услуг горячего водоснабжения в границах расположения инженерно-технических сетей, находящихся в собственности администрации рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области, через которые ООО «ЭнергоРесурс» оказывало вышеназванные услуги в период с 2015 г. по 1 квартал 2016 г. являлся рынком, функционирующим в условиях естественной монополии.

Таким образом, ООО «ЭнергоРесурс» являлось в указанный период субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимало доминирующее положение на рынке услуг горячего водоснабжения в границах расположения инженерно-технических сетей, находящихся в собственности администрации рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области, через которые ООО «ЭнергоРесурс» оказывало вышеназванные услуги.

При таких обстоятельствах Комиссия обоснованно приходит к выводу, что Общество не вправе совершать действия, которые могут привести к нарушению прав и интересов потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные действующим законодательством и договором о предоставлении коммунальных услуг, а именно: ограничивать (приостанавливать) поставки коммунального ресурса, в данном случае, горячей воды.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что данные действия по ограничению (приостановлению) поставки коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома № 3,9 по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской области, являются злоупотреблением ООО «ЭнергоРесурс» своим доминирующим положением на вышеуказанном рынке.

В соответствии со статьей 10  ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в действиях ООО «ЭнергоРесурс», занимающего доминирующее положение на рынке услуг горячего водоснабжения в границах расположения инженерно-технических сетей, находящихся в собственности администрации рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области, по ограничению (приостановлению) поставки коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома № 3,9 по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской области, присутствует нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоРесурс» (далее – ООО «ЭнергоРесурс») занимающим доминирующее положение на рынке услуг горячего водоснабжения в границах расположения инженерно-технических сетей, находящихся в собственности администрации рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать ООО «ЭнергоРесурс» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем ограничения (приостановления) поставки коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома № 3,9 по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской области.
  3. Выдать ООО «ЭнергоРесурс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: обеспечить поставку коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома № 3,9, по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской области и предоставить соответствующий акт, подтверждающий поставку горячей воды в указанные МКД.

            ПРЕДПИСАНИЕ №  02-01-06-10-16

08 августа 2016 г.                                                                                                   г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;                                           

Гамидова Э.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии.                                         

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 08 августа 2016 года по делу  № 02-01-06-10-16 от 20.05.2016 г. о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «ЭнергоРесурс» (ИНН 5438315772, 633411, Новосибирская область, Тогучинский район, р.п. Горный, ул. Планетная, д.1) части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Обществу с ограниченной ответственностью «ЭнергоРесурс» (ИНН 5438315772, 633411, Новосибирская область, Тогучинский район, р.п. Горный, ул. Планетная, д.1) в срок до 12.09.2016г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: обеспечить поставку коммунального ресурса (горячей воды) в многоквартирные дома № 3,9, по улице Молодежная р.п. Горный Тогучинского р-на Новосибирской области и предоставить соответствующий акт, подтверждающий поставку горячей воды в указанные МКД.

Об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов ООО «ЭнергоРесурс» необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России в срок до 15.09.2016 г. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны