Решение №Б/н Решение по делу №22 в отношении администрации Шахтинского се... от 11 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2015 г.                                                     г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 02 июня 2015г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. –заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е. В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Иванов С.А – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 22, возбужденное 27.04.2015г. по признакам нарушения администрацией Шахтинского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (633469, НСО, Тогучинский район, пос. Шахта, ул. Тракторная, 1) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии «…»

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России из Контрольно-счетной палаты Новосибирской области поступили материалы (вх. № 752 от 29.01.2014 г.), указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Шахтинского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (далее – администрация Шахтинского сельсовета) при предоставлении субсидий хозяйствующим субъектам.

Согласно представленным сведениям администрацией муниципального образования предоставлялись субсидии хозяйствующим субъектам, которые имеют признаки муниципальных преференций. При этом, как было установлено Контрольно-счетной палатой Новосибирской области при проведении внешних проверок, субсидии предоставлялись не в соответствии с нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 44, ч. 12. ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении администрации Шахтинского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (633469, НСО, Тогучинский район, пос. Шахта, ул. Тракторная, 1 возбуждено дело № 22 от 27.04.2015г. по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрация Шахтинского сельсовета представила следующие объяснения по делу.

В настоящее время исполнительным органом поселения принят в новой
редакции нормативный акт, устанавливающий порядок предоставления субсидий из бюджета Шахтинского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (кроме муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в котором отражено, что ранее принятый порядок от 02.04.2014г. №42, признан утратившим силу.

Кроме того, стоит отметить, что в вновь принятом порядке субсидии предоставляются в целях возмещения затрат по содержанию инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в соответствии с утвержденными направлениями расходования средств субсидий из бюджета муниципального образования в текущем году.

Таким образом, данный порядок исключает положение, которое было ранее отражено в постановлении от 02.04.2014 № 42.

В ходе рассмотрения представленных материалов, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Администрацией Шахтинского сельсовета области Постановлением № 42 от 02.04.2014 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета Шахтинского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно пункту 3.1 «ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 158-ст, под жилищно-коммунальными услугами понимаются действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.

Пунктом 3 Постановления №42 от 02.04.2014 утверждены следующие направления расходования средств субсидий из бюджета Шахтинского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области:

- капитальный ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находящихся в муниципальной собственности;

- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;

- санитарно-гигиеническая очистка жилых зданий и придомовых территорий;

- содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий;

- строительство, капитальный ремонт и (или) содержание, в том числе ремонт объектов водоснабжения, канализации и электроснабжения;

- строительство и (или) содержание, в т.ч. ремонт объектов теплоснабжения;

- работы по озеленению и декоративному цветоводству;

- работы по озеленению и декоративному цветоводству;

- обустройство детских площадок;

- санитарно-гигиеническая очистка территории, в т.ч. вырубка деревьев, уборка территории центральной части населенных пунктов от мусора;

- содержание дорог, в т.ч. чистка дорог от снега, планировка, подсыпкасланцем, скашивание травы по обочинам дорог, выравнивание и грейдирование дорог;

- услуги по уличному освещению населенных пунктов;

- подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в осеннее – зимних условиях, обеспечение котельных нормативным запасом топлива до конца отопительного сезона, а также погашение кредиторской задолженности организациям жилищно-коммунального хозяйства перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов.

Частью 2 Порядка предоставления субсидий из бюджета Шахтинского сельсовета определены направления предоставления субсидий:

– капитальный ремонт, включая места общего пользования жилых домов, находившихся в муниципальной собственности;

– сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;

– уборка внутриподъездных и придомовых площадей;

– санитарно-гигиеническая очистка жилых зданий и придомовых территорий;

– содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий;

– строительство, капитальный ремонт и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов водоснабжения и канализации;

– строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов теплоснабжения;

– работы по озеленению и декоративному цветоводству;

– санитарно-гигиеническая очистка территорий;

– подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства  к эксплуатации в осенне-зимних условиях, обеспечение котельных нормативным запасом топлива до конца отопительного сезона, а также погашение кредиторской задолженности организациям, жилищно-коммунального хозяйства перед поставщиками топливо-энергетических ресурсов.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее  – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм); организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, предусмотренные Порядком виды работ и услуг, при которых возмещаются из бюджета сельсовета затраты лиц, совпадают с вопросами местного значения сельского поселения, а именно, капитальный ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находившихся в муниципальной собственности; услуги по уличному освещению населенных пунктов.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с  частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК ФР) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть с Федеральным законом 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд).

Предусмотренное Порядком предоставления субсидий, выделение денежных средств из муниципального бюджета не может рассматриваться как предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в смысле, заложенном статьей 78 БК РФ.

Следовательно, поскольку выделение денежных средств на вышеуказанную цель противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то они не могут содержаться в перечне направлений предоставления субсидий, утвержденном Порядком предоставления субсидий.

В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, Порядок предоставления субсидий  предполагает решение вопросов местного значения не в соответствии с частью 1 статьи 72 БК РФ и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств – субсидий.

Следовательно, выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов приводит к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ в области ЖКХ и благоустройства и тем самым ограничивается доступ иных хозяйствующих субъектов к данному муниципальному ресурсу. Таким образом, получившее субсидии лицо окажется  в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение указанных в Порядке работ в случае проведения торгов  согласно части 1 статьи 72 БК РФ, что может привести к ограничению конкуренции между ними.

Пункт 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) определяет, что предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий является государственные или муниципальные преференции.

Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением, в том числе случая, если такая преференция предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Заявление о согласии на предоставление муниципальных преференций администрациями поселений в антимонопольный орган не направлялось.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исходя из вышеизложенного, следует, что Порядок Шахтинского сельсовета содержит нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которой запрещается органам местного самоуправления принимать акты, осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На момент рассмотрения дела, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что постановлением администрации Шахтинского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области № 48 от 18.05.2015г. утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, согласно которому принятый  ранее принятый порядок от 02.04.2014г. №42, признан утратившим силу.

В  Порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденном  постановлением администрации Шахтинского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области № 48 от 18.05.2015г., цели предоставления субсидий не противоречат действующему законодательству.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, ст. 48, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать администрацию Шахтинского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области нарушившей части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в установлении Положением о порядке предоставления субсидий из бюджета Шахтинского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным Постановлением администрации Шахтинского сельсовета Тогучинского района НСО №42 от 02.04.2014, направлений расходования денежных средств: капитальный ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находившихся в муниципальной собственности; услуги по уличному освещению населенных пунктов, являющихся вопросами местного значения, без проведения процедур закупок для государственных и муниципальных нужд, без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, в нарушение порядка, установленного главой 5 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», что может привести  к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ в области ЖКХ и благоустройства путем ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов к муниципальному ресурсу

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела прекратить.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны