Решение б/н Решение по жалобе ООО «Алгол Групп» на действия заказчика – ... от 3 апреля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
03 апреля 2018 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Большаков И.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Строгина Е.В. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО «Алгол Групп» (вх. № 1166Э от 14.03.2018) на действия заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора по выполнению ремонтных работ помещений ДО-1 по ул. Дюканова, 16 (№31806163508), в присутствии представителей ГБУЗ НСО «НОКНД» <...> (доверенность № 10 от 21.03.2018) и <.. (доверенность № 26 от 02.05.2017), в отсутствие представителя ООО «Алгол Групп», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба ООО «Алгол Групп» (вх. № 1166Э от 14.03.2018) на действия заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора по выполнению ремонтных работ помещений ДО-1 по ул. Дюканова, 16 (№31806163508).
Заявитель ООО «Алгол Групп» сообщает следующее (вх. №1166Э от 14.03.2018).
По мнению Заявителя, Конкурсная документация содержит требование представить в составе заявки выписку из реестра членов СРО, однако согласно ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Поскольку торговая процедура проходит в форме электронного аукциона, цена договора определяется в ходе аукциона и может составить менее 3 млн рублей, соответственно, членство в СРО будет необязательным в соответствии с названной нормой. Вместе с тем рассмотрение заявок происходит до аукциона, следовательно, в случае непредставления в составе заявки выписки из СРО, у заказчика появляется формальный повод отклонить заявку участника.
С учетом того, что ценник для такого объема и видов работ достаточно большой, у участников есть возможность снизиться до цены менее 3 млн. Такие условия документации ограничивают конкуренцию.
Документация содержит требование о представлении в составе заявки копии не менее 7 (семи) ранее заключенных договоров на аналогичные виды работ (оказание услуг) с бюджетными медицинскими организациями на сумму каждого не менее 25% от НМЦК, указанной в извещении о проведении данного электронного аукциона и акты подтверждающие их исполнение.
Заявитель полагает, что данное требование также ограничивает конкуренцию, так как характер работ не имеет отношения к бюджетной и медицинской сфере, участник может выполнять точно такие же работы и для других организаций, при этом будет обладать достаточным опытом.
ГБУЗ НСО «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер» представило следующие возражения (вх. №№2293 от 20.03.2018, 2655 от 29.03.2018).
На процедуре заседания единой комиссии (далее - комиссии) по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в составе:
Председателя комиссии - Тимофеева В.В.,
Члена комиссии - Фоменко Н.В.,
Секретаря комиссии - Кротовой Е.Н.
было принято решение признать открытый аукцион в электронной форме несостоявшимся на основании п.1 ч.9 ст. 13 положения о закупке товаров, работ, услуг ГБУЗ НСО «НОКНД», в связи с тем, что по результатам рассмотрения единственной заявки, только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме и участник, подавший ее, допущены к дальнейшему участию в аукционе.
В соответствии с п. 1.4.2.18 документации о проведении открытого аукциона в электронной форме, участник электронного аукциона в составе заявки предоставляет копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 №58 (Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи).
В то же время, одним из исключений является ситуация, когда стоимость работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства по заключённому договору (контракту) не превышает 3 млн. рублей ( ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ).
Соответственно, заявка участника по этому основанию была бы допущена к проведению электронного аукциона.
Согласно п. 2.1 аукционной документации, любой участник аукциона вправе направить в электронной форме Заказчику запрос о разъяснении положений документации об аукционе. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик обязан опубликовать в ЕИС и разместить на электронной площадке разъяснения положений документации об аукционе, если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее, чем за пять рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Запрос на разъяснения аукционной документации от ООО «Алгол Групп» в адрес ГБУЗ НСО «НОКНД» не поступал, а субъективные предположения участника закупки являются необоснованными.
В соответствии с п. 1.4.2.14 документации о проведении открытого аукциона в электронной форме, участник электронного аукциона в составе заявки представляет копии не менее 7 (семи) ранее заключенных договоров на аналогичные виды работ (оказание услуг) с бюджетными медицинскими организациями на сумму каждого не менее 25% от НМЦК, указанной в извещении о проведении данного электронного аукциона и акты, подтверждающие их исполнение.
Данное требование установлено в соответствии с п. 6.3. положения о закупке товаров, работ, услуг ГБУЗ НСО "НОКНД", утвержденного Врио министра здравоохранения НСО 19.12.2017г. и размещенного в единой информационной системе 28.12.2017г., при проведении торгов заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки, а именно:
- наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;
- положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;
- иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.
По мнению ГБУЗ НСО "НОКНД", установление данного требования (п. 1.4.2.14) не противоречит действующему положению о закупке товаров, работ, услуг ГБУЗ НСО «НОКНД».
В принятом решении по аналогичной жалобе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 08.06.2016г. (по жалобе ООО «Логистик Групп» на действия ГБУЗ Новосибирской области «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер») в части требований документации о проведении электронного аукциона к опыту работы указано, что:
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Заказчик в своей закупочной деятельности обязан руководствоваться разработанным Положением о закупках.
Пунктом 6.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг ГБУЗ НСО «НОКНД», утвержденного Министерством здравоохранения Новосибирской области 28.12.2015г., заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки, в том числе: положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с п. 13.3.1 документация об аукционе должна соответствовать требованиям, установленным разделом 7 Положения о закупке.
Пункт 7.2.1 гласит, что в документации о закупке указываются, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с п. 13.7.3 документации об электронном аукционе, при рассмотрении заявок на участие в аукционе проводится процедура допуска к участию в аукционе.
Участник аукциона считается допущенным к участию в аукционе, если его заявка на участие в аукционе соответствует требованиям документации об аукционе, в том числе требованиям технического задания, наличия необходимых документов и соответствия содержащейся в представленных документах информации требованиям документации об аукционе, а также, если сам участник соответствует требованиям к участникам аукциона, установленным документацией об аукционе. Исходя из смысла понятия аукциона, именно данный этап подразумевает отбор участников по соответствующим положению о закупке и документации об аукционе критериям.
В документации об электронном аукционе на оказание услуг по организации готового лечебного питания ГБУЗ НСО «НОКНД» разделом 15.2 установлены требования к содержанию второй части заявки на участие. Так, в пункте 15.2.5 содержится требование о представлении копий не менее 5 (пяти) ранее заключенных договоров на оказание услуг по лечебно-диетическому питанию с бюджетными организациями и акты, подтверждающие их исполнение.
Таким образом, конкурсная документация об аукционе не противоречит в своих требованиях Положению о закупках товаров, работ, услуг ГБУЗ НСО «НОКНД», следовательно, заказчик вправе устанавливать данные требования, получая таким образом подтверждение квалификации и опыта оказания аналогичных закупаемым услуг.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
21.02.2018 государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер» (далее - ГБУЗ НСО «НОКНД») разместило на официальном сайте Единой информационной системы (адрес в сети Интернет http://zakupki.gov.ru) информацию о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора по выполнению ремонтных работ помещений ДО-1 по ул. Дюканова, 16 (№ 31806163508).
Аукцион на право заключения договора по выполнению ремонтных работ помещений ДО-1 по ул. Дюканова, 16 (№ 31806163508) производится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с п. 1.4.2.18 документации о проведении открытого аукциона в электронной форме, участник электронного аукциона в составе заявки предоставляет копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 №58.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицам, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Однако согласно ч. 2.1. ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Начальная (максимальная) цена данного аукциона 3 135 917,76 рублей, что превышает три миллиона рублей.
Таким образом, ГБУЗ НСО «НОКНД» правомерно установлено требование о предоставлении копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с п. 1.4.2.18 документации. Довод Заявителя о возможном снижении цены в ходе торгов ниже 3 млн. рублей не принимается во внимание, так как указанное действие является условно допустимым. Организатор торгов исходит из начальной (максимальной) цены аукциона, а не возможной, итоговой цены аукциона.
В соответствии с п. 6.3. положения о закупке товаров, работ, услуг ГБУЗ НСО "НОКНД", при проведении торгов заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки, а именно:
- наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;
- положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;
- иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.
В соответствии с п.п. 14 п. 1.4.2 документации о проведении открытого аукциона в электронной форме, участник электронного аукциона в составе заявки представляет копии не менее 7 (семи) ранее заключенных договоров на аналогичные виды работ (оказание услуг) с бюджетными медицинскими организациями на сумму каждого не менее 25% от НМЦК, указанной в извещении о проведении данного электронного аукциона и акты, подтверждающие их исполнение.
В соответствии с п. 1.5 положения о закупке товаров, работ, услуг ГБУЗ НСО "НОКНД" под одноименной продукцией для целей настоящего Положения понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности». Определение аналогичных товаров, работ, услуг в положении о закупке товаров, работ, услуг ГБУЗ НСО "НОКНД" не установлено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В данном случае потенциальный участник торгов лишен возможности определить, являются ли имеющиеся у него договоры выполненных работ аналогичными требуемым в закупочной документации (понятие аналогичности не установлено), что не отвечает вышеуказанным принципам.
Указанная правовая позиция изложена также в Решении Санкт-Петербургского УФАС России от 23.06.2016 по жалобе N Т02-385/16.
Таким образом, действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер» нарушают порядок организации и проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора по выполнению ремонтных работ помещений ДО-1 по ул. Дюканова, 16 (№31806163508).
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Алгол Групп» (вх. № 1166Э от 14.03.2018) на действия заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер» при проведении открытого аукциона обоснованной.
2. Выдать государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.