Решение №Б/н Решение по делу № 4 в отношении Администрации Мочищенского с... от 10 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 апреля 2015 г.       г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 06 апреля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе «…», рассмотрев дело № 4, возбужденное 12.03.2015 года в отношении Администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие представителей ответчика – Администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (уведомлены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступило обращение Прокуратуры Новосибирской области, в котором сообщается следующее.

В ходе прокурорской проверки обращения  «...» установлено, что 06.04.2012 года глава Администрации Мочищенского сельсовета Новосибирско­го района Новосибирской области издал постановление № 48 «Об утверждении порядка предоставления, субсидий муниципальным унитарным предприятиям за счет средств бюджета Мочищенского сельсовета на 2012 год».

На основании этого Постановления Администрация Мочищенского сельсовета Новосибирско­го района Новосибирской области в апреле и декабре 2012 года предоставила субсидии МУП ДЕЗ ЖКХ «Мочище» в сумме 8 506,1 рублей.

В нарушение части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» данная субсидия предоставлена без согласия антимоно­польного органа.

Порядок определения размера муниципальной преференции, ее конкрет­ный получатель, а также требования, предусмотренные статьей 78 Бюджетного ко­декса Российской Федерации, не указаны в Решении о бюджете муниципального образования на 2012 и плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденном Постановлением Со­вета депутатов Мочищенского сельсовета Новосибирско­го района Новосибирской области от 26.12.2011 года № 50. Кроме того, данное Постановление ограничивает круг получателей субси­дий только муниципальными унитарными предприятиями.

По запросу Новосибирского УФАС России администрацией Мочищенского сельсовета Новосибирско­го района Новосибирской области представлены запрашиваемые документы, а именно копию Постановления «Об утверждении порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям за счет средств бюджета Мочищенского сельсовета на 2012 год» от 06.04.2012 года № 48,  копии распоряжений и соглашений, согласно которым Администрация Мочищенского сельсовета Новосибирско­го района Новосибирской области предоставила субсидии МУП ДЕЗ ЖКХ «Мочище» в 2012 году, копии платежных квитанций, на основании которых были выделены указанные средства.

Анализ содержания поступивших материалов, представленных документов и сведений позволяет сделать следующие выводы.

Постановлением главы Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 06.04.2012 года № 48 утвержден Порядок предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям за счет средств бюджета Мочищенского сельсовета на 2012 год (далее – Порядок) и перечень организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги населению в 2012 году.

Порядок принят в целях сохранения и развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства в Мочищенском сельсовете  Новосибирского района Новосибирской области на основании статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Мочищенском сельсовете Новосибирского района Новосибирской области», утвержденным Решением девятнадцатой сессии четвертого созыва Совета депутатов Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 26.12.2011 года № 50 «О бюджете Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на 2012 года и плановый период 2013 – 2014 годов».

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Данный порядок не распространяется на предоставление субсидий государственным и муниципальным учреждениям, так как обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений регламентировано статьей 70 Кодекса, а порядок предоставления субсидий автономным учреждениям установлен в статье 78.1 Кодекса.

Исходя из содержания Порядка, субсидии представляются муниципальным унитарным предприятиям. Следовательно, главой Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области исключены из получателей субсидий такие субъекты отношений как индивидуальные предприниматели и физические лица, а также ограничен круг юридических лиц только муниципальными унитарными предприятиями. Тогда как статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, за исключением государственных и муниципальных учреждений.

Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывает, что субсидии, предоставляемые производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и/или критерии отбора производителей, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, анализ Порядка свидетельствует о том, что данная норма устанавливает не категории, а конкретных получателей субсидий из бюджета – муниципальные унитарные предприятия. Действующее законодательство не предусматривает, что субъектный состав участников товарного рынка жилищно-коммунального хозяйства ограничивается только данными субъектами, к видам деятельности которых относится жилищно-коммунальное обслуживание населения. Следовательно,  таким видом деятельности вправе заниматься любой хозяйствующий субъект.

Кроме того, в части 1.2 Порядка установлено, что целью предоставления субсидий является взаимодействие сторон при подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса к работе в осенне-зимний период. В части 2 Порядка установлены критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидии, в частности, необходимо являться единственным производителем тепла для муниципального жилого фонда Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и осуществлять свою деятельность в форме муниципального унитарного предприятия Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

Таким образом, из совокупности положений Порядка можно сделать вывод, что целью предоставления субсидий является взаимодействие сторон при подготовке муниципальных объектов жилищно-коммунального комплекса к работе в осенне-зимний период.

Согласно пункту 3.1 «ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 года № 158-ст, под жилищно-коммунальными услугами понимаются действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления относятся вопросы, в том числе:

организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, предусмотренные Порядком виды работ и услуг, при которых возмещаются из бюджета сельсовета затраты лиц, совпадают с вопросами, осуществляемыми органами местного самоуправления.

Тогда как, согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 года  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд).

Предусмотренное Порядком выделение денежных средств из местного бюджета Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не может рассматриваться как предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в смысле, заложенном статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, Порядок Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области предполагает решение вопросов местного значения не в соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд (с 01.01.2014 г. – законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств – субсидий.

Следовательно, выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов приводит к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ в области жилищно-коммунального хозяйства и тем самым ограничивается доступ иных хозяйствующих субъектов к означенному муниципальному ресурсу.

Таким образом, получившее субсидии лицо окажется в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение  указанных в Порядке работ в случае проведения торгов согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что может привести к ограничению конкуренции между ними

Исходя из вышеизложенного, следует, что Порядок Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области нарушает часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещается органам местного самоуправления принимать акты, осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании Порядка между Администрацией Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и Муниципальным унитарным предприятие дирекции единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства «Мочище» (далее – МУП ДЕЗ ЖКХ «Мочище») заключены следующие Соглашения:

- от 03.12.2012 года № 12/2012, от 18.12.2012 года № 12/2012-1, в соответствии с которыми за счет средств бюджета Администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области МУП ДЕЗ ЖКХ «Мочище» выделяются денежные средства, предназначенные для подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период на 2012-2013 гг., погашения задолженности за топливно-энергетические ресурсы.

Общая сумма финансовой поддержки составила 6 000 000 (шесть миллионов) рублей.

В части 1.2 Порядка установлено, что целью предоставления субсидий является взаимодействие сторон при подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса к работе в осенне-зимний период.

Таким образом, соглашения от 03.12.2012 года № 12/2012, от 18.12.2012 года № 12/2012-1 не соответствуют Порядку, поскольку Порядком не предусмотрено выделение денежных средств для погашения задолженности за топливно-энергетические ресурсы.

Выделив денежные средства для погашения задолженности за топливно-энергетические ресурсы МУП ДЕЗ ЖКХ «Мочище» Администрация Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области предоставила указанному хозяйствующему субъекту преимущество, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности перед другими хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путём передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путём предоставления имущественных льгот, является муниципальной преференцией.

 Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, в каких целях могут предоставляться муниципальные преференции. Предоставление муниципальной преференции в целях погашения задолженности за топливно-энергетические ресурсы законом не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», муниципальные преференции предоставляются с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. При этом орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить муниципальные преференции, направляет в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление преференции. Администрация Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не направляла в Новосибирское УФАС России заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции МУП ДЕЗ ЖКХ «Мочище».

Таким образом, в действиях Администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области содержится нарушение части 1 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении муниципальных преференций МУП ДЕЗ ЖКХ «Мочище» на цели, не предусмотренные законом и без согласования с антимонопольным органом.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, Администрация Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, заключив соглашения от 03.12.2012 года № 12/2012, от 18.12.2012 года № 12/2012-1 с МУП ДЕЗ ЖКХ «Мочище», на основании которых были выделены денежные средства для погашения задолженности за топливно-энергетические ресурсы, нарушила пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 19, часть 1 статьи 20  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

01.04.2015 года в Новосибирское УФАС России поступило Ходатайство Администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области об отложении рассмотрения материалов дела в связи с нахождением главы Администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области Ковалева Валерия Михайловича на больничном по состоянию здоровья. Указанное ходатайство отклоняется, так как ответчиком по делу № 4 от 12.03.2015 года является Администрация Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, соответственно представлять интересы  администрации может глава, лицо, исполняющее обязанности главы, а также иное лицо, уполномоченное в соответствии с законом.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьей 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области нарушившей часть 1 статьи 15, части 1 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в  утверждении Постановлением главы Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 06.04.2012 года № 48 Порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям за счет средств бюджета Мочищенского сельсовета на 2012 год, ограничивающего круг получателей субсидий только Муниципальными унитарными предприятиями и предполагающего решение вопросов местного значения вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов (с 01.01.2014 года – законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), и в выделении МУП ДЕЗ ЖКХ «Мочище» на основании соглашений от 03.12.2012 года № 12/2012, от 18.12.2012 года № 12/2012-1 муниципальных преференций – денежных средств для погашения задолженности за топливно-энергетические ресурсы с нарушением требований, установленных главой 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать Администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Для его исполнения необходимо изменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство, а именно исключить из Порядка предоставления субсидий положения, ограничивающие круг получателей субсидий только муниципальными унитарными предприятиями, а также исключить положения, предполагающие решение вопросов местного значения вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов (с 01.01.2014 года – законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 20

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

06 апреля 2015 года                                                                                      г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе «…»,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.04.2015 года по делу № 4, возбужденному 12.03.2015 года по признакам нарушения Администрацией Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области части 1 статьи 15, части 1 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в утверждении Постановлением главы Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 06.04.2012 года № 48 Порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям за счет средств бюджета Мочищенского сельсовета на 2012 год, ограничивающего круг получателей субсидий только Муниципальными унитарными предприятиями и предполагающего решение вопросов местного значения вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов (с 01.01.2014 года – законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), и в выделении МУП ДЕЗ ЖКХ «Мочище» на основании соглашений от 03.12.2012 года № 12/2012, от 18.12.2012 года № 12/2012-1 муниципальных преференций – денежных средств для погашения задолженности за топливно-энергетические ресурсы с нарушением требований, установленных главой 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. С целью исполнения настоящего предписания Администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 30.04.2015 года изменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство, а именно исключить из Порядка предоставления субсидий положения, ограничивающие круг получателей субсидий только муниципальными унитарными предприятиями, а также исключить положения, предполагающие решение вопросов местного значения вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов (с 01.01.2014 года – законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).

3. Об исполнении настоящего предписания Администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 08.05.2015 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны