Решение №б\н Решение по делу № 68 в отношении Администрацией Быстровского... от 25 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2016г.                                г. Новосибирск

В полном объёме решение изготовлено 22 апреля 2016г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. –  начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 68, возбужденное 14.12.2015г. по признакам нарушения Администрацией Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области (633244, Российская Федерация, Новосибирская область, Искитимский район, с. Быстровка, ул. Советская, 10) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении Постановлением № 184 от 10.11.2012г., Постановлением администрации № 183 от 10.11.2014г. Порядков предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которыми определены направления расходования средств субсидий из бюджета администрации, не соответствующие положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (до 01.01.2014г. – законодательство о размещении заказов), что приводит к возможности осуществления закупки для муниципальных нужд без проведения процедуры торгов, в отсутствие представителя Администрации Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается данными программы отслеживания почтовых отправлений ФГУП «Почта России» (почтовый идентификатор № 63001195203459),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России из Контрольно-счетной палаты Новосибирской области поступили материалы, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области при предоставлении хозяйствующему субъекту МУП ЖКХ «Быстровское» субсидии на возмещение затрат по приобретению угля в сумме 1 100,00 тысяч рублей (соглашение от 04.09.2013г. № 1) .

Контрольно-счетной палатой Новосибирской области представлено Постановление № 184 от 10.11.2012г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства», Соглашение № 1 от 04.09.2013г.

Также Контрольно-счетная палата Новосибирской области сообщила следующее.

Администрацией Быстровского сельсовета Искитимского района предоставлялась субсидия, которая в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ имеет признаки муниципальных преференций. Заявление о согласии на предоставление муниципальных преференций в антимонопольный орган не направлялись. При этом субсидия предоставлялась не в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год (в текстовых статьях решения о бюджете не указаны получатели субсидий и размер субсидий либо не принят соответствующий правовой акт).

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006г. 135-ФЗ не является государственной или муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании Федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда.

Однако Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ не устанавливает полномочия органов местного самоуправления по передаче торговым организациям какого-либо имущества (бюджетных средств) с целью компенсации доставки товаров в отдаленные села. В законе предусмотрено лишь общее полномочие органов местного самоуправления по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Любая операция со средствами местного бюджета или муниципальным имуществом должна осуществляться в соответствии с общими положениями федеральных законов, регулирующих соответствующие отношения. При этом решение о предоставлении имущества (средств) конкретному лицу принимают органы местного самоуправления, за исключением особых случаев, когда в федеральном законе или решении суда будет содержаться требование о предоставлении имущества (средств) конкретным хозяйствующим субъектам (их категориям).

В связи с этим, по мнению палаты, в данном случае предоставление средств местного бюджета имеет признаки муниципальной преференции.

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России Администрацией Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области представлена копия действующего  Порядка предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Постановлением № 183 от 10.11.2014г., и Соглашение № б/н от 05.11.2015г. о выделении субсидии МУП ЖКХ «Быстровское».

Руководствуясь п. 1 ч. 8 ст. 44  Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ  «О защите конкуренции» в отношении Администрации Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области возбуждено дело № 68 от 14.12.2015г. о нарушении антимонопольного законодательства (Приказ № 335 от 14.12.2015г.) по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Постановлением № 184 от 10.11.2012г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства» утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – Порядок, утвержденный Постановлением № 184 от 10.11.2012г.).

Постановлением № 183 от 10.11.2014г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства» утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – Порядок, утвержденный Постановлением № 183 от 10.11.2014г.).

Согласно пп. 1 п. 3 указанных порядков предоставление субсидий осуществляется администрацией на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат по содержанию инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приобретению топлива, объектов жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в соответствии с утвержденными направлениями расходования средств субсидий из бюджета Быстровского сельсовета в текущем году.

П. 2 Постановления № 184 от 10.11.2012г., Постановления № 183 от 10.11.2014г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства» утверждены следующие направления расходования средств субсидий из бюджета Быстровского сельсовета по статье «Содержание инженерной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы»:

- капитальный ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находившихся в муниципальной собственности;

- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;

- уборка внутриподъездных и придомовых площадей;

- санитарно-гигиеническая очистка жилых зданий и придомовых территорий;

- содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий;

- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов водоснабжения и канализации;

- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов теплоснабжения;

- работы по озеленению и декоративному цветоводству;

- обустройство детских площадок;

- санитарно-гигиеническая очистка территории, в т.ч. вырубка деревьев, уборка территории центральной части села от мусора;

- содержание дорог, т.ч. чистка дорог от снега, планировка, подсыпка сланцем, скашивание травы по обочинам дорог.

Указанные Порядки приняты в целях сохранения и развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства на основании положений ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления относятся вопросы, в том числе:

организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и другое.

Таким образом, предусмотренные Порядками виды работ и услуг, при которых возмещаются из бюджета сельсовета затраты лиц, совпадают с вопросами, осуществляемыми органами местного самоуправления.

Тогда как, согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Предусмотренное Порядками выделение денежных средств из местного бюджета Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области не может рассматриваться как предоставление субсидии производителям товаров, работ, услуг в смысле, заложенном ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, Порядки Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области предполагают решение вопросов местного значения не в соответствии с ч. 1 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд, а путем выделения денежных средств – субсидий.

Следовательно, выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов приводит к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ в области жилищно-коммунального хозяйства и тем самым ограничивается доступ иных хозяйствующих субъектов к муниципальному ресурсу.

Таким образом, получившее субсидии лицо окажется в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение по указанным в рассматриваемых Порядках работам в случае проведения торгов согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что может привести к ограничению конкуренции между ними.

В свою очередь Порядок, утвержденный Постановлением № 184 от 10.11.2012г., был принят на 2013год и плановый период 2014-2015гг., в настоящее время является недействующим. Действие данного порядка прекращено 10.11.2014г в связи с принятием Порядка, утвержденного Постановлением № 183 от 10.11.2014г.

18.02.2016г. Комиссией Новосибирского УФАС России на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрации Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области было выдано Предупреждение о необходимости прекращения действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем отмены Порядка предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Постановлением № 183 от 10.11.2014г.

В установленный  Комиссией Новосибирского УФАС России срок Предупреждение о необходимости прекращения действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, не было исполнено Администрацией Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области.

17.03.2016г. Комиссия Новосибирского УФАС России рассмотрев материалы дела пришла к выводу о том, что в действиях Администрации Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, выразившийся в утверждении Постановлением администрации № 183 от 10.11.2014г. Порядка предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которым определены направления расходования средств субсидий из бюджета администрации, не соответствующие положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, что приводит к возможности осуществления закупки для муниципальных нужд без проведения процедуры торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренцию, к нарушению ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Заключение об обстоятельствах дела № 68 от 17.03.2016г.).

Пояснения, доводы и иные сведения не представлены Администрацией Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области, в связи с чем, в материалах дела отсутствует информация об отмене противоречащего антимонопольному законодательству Порядка предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Постановлением администрации № 183 от 10.11.2014г.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в утверждении Постановлением администрации № 183 от 10.11.2014г. Порядка предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которым определены направления расходования средств субсидий из бюджета администрации, не соответствующие положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, что приводит к возможности осуществления  закупки для муниципальных нужд без проведения процедуры торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  2. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.
  3. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Администрации Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью исполнения предписания необходимо отменить Порядок предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный Постановлением № 183 от 10.11.2014г.
  4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 23

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

22 апреля 2016г.                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. –  начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 22.04.2016г. по делу № 68, возбужденному 14.12.2015г., о нарушении Администрацией Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области (633244, Российская Федерация, Новосибирская область, Искитимский район, с. Быстровка, ул. Советская, 10) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Администрации Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в утверждении Постановлением администрации № 183 от 10.11.2014г. Порядка предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которым определены направления расходования средств субсидий из бюджета администрации, не соответствующие положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, что приводит к возможности осуществления  закупки для муниципальных нужд без проведения процедуры торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  2. С целью исполнения настоящего предписания Администрации Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области необходимо в срок до 10.05.2016г. отменить Порядок предоставления субсидий из бюджета Быстровского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный Постановлением № 183 от 10.11.2014г.
  3. Об исполнении настоящего предписания Администрации Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 16.05.2016г., с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны