Определение №б/н Определение о прекращении дела №101/16 в отношении производс... от 27 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА №101/16

«11» октября 2016г.                                                                                            г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина- заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;

члены комиссии: Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы,

М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело № 101/16, возбужденное по факту распространения рекламы лекарственных препаратов в печатном издании «Фитодоктор» №4 (39) зима 2015г., с признаками нарушения п.1 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-Ф3 «О рекламе» (далее - Закона «О рекламе»), не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации,

в отсутствии:

- заявителей (не явился, сведения о надлежащем уведомлении имеются в материалах дела);

- представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «Фармавест» (не явился,уведомлен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх.№ 489э от 08.02.16г.) по факту распространения рекламы лекарственных препаратов в печатном издании «Фитодоктор» №4 (39) зима 2015г., с признаками нарушения Закона «О рекламе».

Заявителем указывалось, что на стр. 16-17 печатного издании «Фитодоктор» №4 (39) зима 2015г. присутствует реклама лекарственных средств, в которой размеры предупреждения о имеющихся противопоказаниях и необходимости ознакомления с инструкцией не соответствует требованию законодательства РФ о рекламе, а также на стр. 11 рассматриваемого издания, указывается возможность приобретения БАДов и лекарственных средств дистанционным способом.

По данному факту возбуждено дело, в результате рассмотрения которого установлено следующее.

На стр. 11 издания «Фитодоктор» №4 (39) зима 2015г. размещается текст следующего содержания: «…ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ_Другие продукты серии ЦИ КЛИМ_КЛИМ Витамины 45+_Комплекс всех необходимых витаминов и минералов, усиленный экстрактом цими- цифуги (20мг), L-карнитином и пустырником._фитоэстрогеныцимицифуги— способствуют поддержанию баланса женских гормонов и замедлению старения женского организма_L-карнитин - заряжает организм энергией, способствует ускорению обмёна веществ и расщеплению жиров_экстракт пустырника в комплексе с витаминами группы В необходимы для нормальной работы нервной системы, поддержания здорового сна._ЦИ-КЛИМ Аланин_При повышенной потливости и «приливах»_В составе — аминокислота бета-аланин, которая регулирует температуру поверхности тела и таким образом блокирует приступы жара._БАД.НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ_Спрашивайте в аптеках! Горячая линия «Эвалар»: 8-800-200-52-52 www.ciklim.ru  www.evalar.ru_Заказывайте на сайте http://apteka.ru/ с бесплатной доставкой в ближайшую аптеку_Бийск.ул. Социалистическая, 23/6, ЗАО «Эвалар», ОГРН1022200553760 Реклама.»

Реклама, согласно ч.1 ст.3 Закона «О рекламе» - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу ч.2 ст.3 Закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Указанная информация по своему содержанию и форме направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к  объекту рекламирования (продукции компании «Эвалар», в том числе БАДам), что отвечает всем критериям понятия «реклама», указанного в Законе, следовательно, является рекламой.

На основании ч. 1.1 ст. 25 Закона «О рекламе», реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.и должна занимать не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

 Новосибирским УФАС России установлено, что на стр. 16-17 печатного издания «Фитодоктор» №4 (39) зима 2015г. реклама БАДов размещена в соответствии с требованиями Закона «О рекламе», а именно, предупреждение о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, составляет более 10% объема рекламного материала (10,8%).

Согласно п.1 ст. 7 Закона «О рекламе», не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с «Правилами продажи товаров дистанционным способом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007г. №612, продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

В соответствии с СанПин 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», продажа биологически активных добавок дистанционным способом не допускается. Кроме того, Правилами продажи отдельных видов товаров, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, разносная торговля БАДами как пищевыми продуктами также не допускается. Таким образом, реклама биологически активных добавок (БАДов) с указанием на дистанционный способ их продажи, не допускается, что указывает на нарушение пункта 1 статьи 7 Закона «О рекламе».

В рекламе препаратов «Ци-клим Витамины 45+» и «Ци-климАланин» на стр. 11 печатного издания «Фитодоктор» №4 (39) зима 2015г. имеется ссылка на официальный сайт организации, посредством которого можно приобрести продукцию компании «Эвалар» дистанционным способом, что свидетельствует о признаках нарушения пункта 1 статьи 7 Закона «О рекламе».

Ответственность за несоблюдение требований п.1 ст.7 Закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель (ч.6, ч. 7 ст.38 Закона «О рекламе»). Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч. 5, ч. 7 ст. 3 Закона «О рекламе»).

Согласно документам и пояснениям, представленным ООО «Фармавест» (вх.№ 2348 от 21.03.16г.), учредителями журнала «Фитодоктор» являются: ООО «Фармавест», Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования» Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, ЗАО «Эвалар».

При этом, согласно пояснениям ООО «Фармавест», учредитель (ООО «Фармавест») является Издателем журнала «Фитодоктор» и выступает в качестве Редакции. Лицом, определившим содержание рекламы, рекламопроизводителем и рекламораспространителем журнала «Фитодоктор» №4 (39) зима 2015г. является ООО «Фармавест».

Следовательно, ответственность за нарушение рекламного законодательства несет ООО «Фармавест» (ИНН: 2226021662, юридический адрес: 659332 Алтайский край, г. Бийск, ул. Социалистическая, 23/6.).

ООО «Фармавест» представил отзыв на Определение о возбуждении дела от 26.07.2016г. (вх.№ 8083 от 05.09.16г.). Общество не признает себя нарушившим п.1 ст.7 Закона «О рекламе», на основании следующего.

Сайты в рекламе указаны в качестве справочно-информационного и контактного ресурса производителя, посредством которого потребитель может узнать подробную информацию о производителе, его целях, достижениях, наградах, новостях, о производимой продукции, производственных мощностях, о системах качества производства, а также о соответствии производства международным стандартам и требованиям.

На сайте: www.evalar.ru изложена информация: об аптечной сети «Эвалар»; о предложениях компании «Эвалар»;о проводимых акциях; о местах расположения аптек и их контакты,в том числе электронные почты, ссылки на группы в социальных сетях, сервис обратной связи, с помощью которого можно с сайта направить письменное обращение в компанию и получить ответ; о вакансиях компании: информация об иных аптечных сетях, реализующих продукцию производителя.

Также на указанном сайте размещена информация для организаций и иных лиц, желающих стать партнером компании для совместного взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах деятельности (оптовые поставки продукции компании «Эвалар», закупки сырья, контрактное производство и прочее). Сайт www.evalar.ru способствует развитию компании и важен для потребителей и потенциальных партнеров

Кроме того, по мнению Общества, в рекламе отсутствует указание на приобретение на официальном сайте продукции дистанционным способом. Определяя содержание рекламы, ООО «Фармавест» не имело намерений рекламы дистанционных способов продаж, запрещенных законом, а, наоборот, акцентировало внимание потребителей на приобретении продукции «Эвалар» в аптеках.

Комиссия Новосибирского УФАС России принимает доводы ООО «Фармавест».

Принимая во внимание Решение ФАС России от 21 июля 2015 г. по делу N 4-14.3-386/00-08-15, сайт «apteka.ru» - это сервис по поиску и заказу лекарств и товаров для здоровья с последующей покупкой заказанных товаров в удобной для потребителя аптеке.

 Принципиальное отличие сервиса apteka.ru состоит в том, что покупка заказанных товаров происходит в лицензированной аптеке, которая обязана соблюдать все необходимые требования, в том числе к условиям хранения. Такая покупка ничем не отличается от обычной покупки в аптеке, однако, сервис экономит ваше время на поиске нужных лекарств по всему городу и дает возможность заказать все необходимые, даже редкие лекарства в удобную для вас аптеку".

В описании процесса заказа товара на сайте apteka.ru, в том числе на странице http://apteka.ru/help/pravila-dostavki/, в ходе оформления заказа покупателю предлагается выбрать в качестве пункта доставки выбранного товара одну из представленных в списке аптек и рекомендуется "Получая ваш заказ, проверьте соответствие тому, что было заказано, количество товаров, их цены, целостность, сроки годности. Гарантия на медицинские приборы оформляется в аптеке в момент покупки. Для этого вам необходимо заполнить гарантийный талон, который находится в упаковке прибора, подписать его у фармацевта и попросить поставить печать аптеки". Также процесс оформления заказа сопровождается информированием покупателя предупреждениями, в частности: "Обратите внимание, в корзине есть товары, отпускаемые по рецепту врача. Вы должны иметь рецепт при выкупе товара в аптеке", "Все претензии по товарам, входящим в Интернет-заказ, принимаются при его получении в аптеке до оплаты на кассе".

В рамках сервиса apteka.ru заказчик имеет возможность выбрать ту из аптек проекта, которую ему удобнее всего будет посетить в указанное время, чтобы оплатить и забрать сформированный заказ. Поскольку лекарства могут отпускаться только в аптечных учреждениях провизорами или фармацевтами, apteka.ru доставляет их не по адресу потребителя, а в ближайшую по его выбору аптеку.

Таким образом, продавцом товаров (лекарственных средств) фактически выступает определенное аптечное учреждение, в собственности которого на момент продажи товара потребителю находятся лекарственные средства, входящие в состав заказа, и которое при принятии оплаты и выдаче чека и гарантийных документов принимает на себя обязательства, предусмотренные в том числе законодательством о защите прав потребителей.

С учетом изложенного отсутствуют основания рассматривать действия ООО «Фармавест» как осуществление продаж на сайте apteka.ru дистанционным способом.Требования статьи 8 Федерального закона "О рекламе" к данным правоотношениях не применяются, и в рекламе препаратов серии «ЦИ КЛИМ», сообщающей о возможности заказа товаров на сайте apteka.ru, не требуется указывать сведения о продавце товара.

Таким образом, в действиях ООО «Фармавест» (ИНН: 2226021662, юридический адрес: 659332 Алтайский край, г. Бийск, ул. Социалистическая, 23/6.) отсутствуют признаки нарушения п. 1 ст. 7  Закона «О рекламе». 

Руководствуясьабз. А пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу № 101/16 прекратить.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны