Решение №б/н РЕШЕНИЕ и предписание по делу № 02-01-12-10-16 в отношении М... от 7 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-12-10-16

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2016 года        г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 30 декабря 2016  года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Анохина Е.В. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

в отсутствие:

представителя заявителя ООО «Вербена», о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомленного надлежащим образом (копии Определения от 05.12.2016 г. об отложении рассмотрения дела, Заключения от 05.12.2016 г. об обстоятельствах дела, направленные в адрес ООО «Вербена» письмом исх. № 02-12244 от 07.12.2016 г., получены ООО «Вербена» 14.12.2016 г., что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений ФГУП «Почта России», почтовый идентификатор 63000701532977),

  представителя ответчика – МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство», о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомленного надлежащим образом (копии Определения от 05.12.2016 г. об отложении рассмотрения дела, Заключения от 05.12.2016 г. об обстоятельствах дела, направленные в адрес МУП «Спецавтохозяйство» письмом исх. № 02-12243 от 07.12.2016 г., получены МУП «Спецавтохозяйство» 18.12.2016 г., что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений ФГУП «Почта России», почтовый идентификатор 63000701533059),

рассмотрев дело 02-01-12-10-16 от 17.10.2016 г. по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» (ИНН 5403103135, юридический адрес: 630088, г. Новосибирск, ул. Северный проезд, 10, а/я 276) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ООО «Вербена» с жалобой на действия МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» по уклонению от заключения договора на размещение твердых бытовых отходов.

В результате рассмотрения обращения ООО «Вербена» и действующих нормативно-правовых документов установлено следующее.

Как сообщается в заявлении ООО «Вербена», Общество осуществляет транспортировку твердых бытовых отходов от предприятий и учреждений бюджетной сферы, жилого фонда города Новосибирска.

16.07.2015 г. ООО «Вербена» обратилось в МУП «Спецавтохозяйство» г. Новосибирска с заявлением исх. № 144 о заключении договора на размещение твердых бытовых отходов по цене, установленной приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2013 г. № 285-ЖКХ.

26.08.2015 г. заявителем было получено письмо № 215, которым МУП «Спецавтохозяйство»  отказало в заключении договора на размещение твердых бытовых отходов по технической причине.

Новосибирским УФАС России был направлен запрос информации в адрес МУП «Спецавтохозяйство», в ответ на который Предприятие сообщило следующее.

17 июля 2015 года в МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» обратилось ООО «Вербена» (исх. № 144 от 16.07.2015  г.) по вопросу заключения договора размещения твердых бытовых отходов на Левобережном и Гусинобродском полигонах ТБО. При этом местом расположения и фактической деятельности ООО «Вербена» указан и фактически является город Бердск.

Постановлением мэрии города Новосибирска от 17 мая 2010 г. № 137 утверждена Генеральная схема очистки территории города Новосибирска. Указанным документом не предусмотрен приём бытовых отходов МУП «САХ» от организаций, осуществляющих свою деятельность за пределами города Новосибирска, в том числе расположенных в городе Бердске. Более того, полигон для приёма ТБО от организаций, расположенных в городе Бердске, имеется в самом городе Бердске.

Также МУП «САХ» отметило, что в непосредственной территориальной близости от города Бердска имеется полигон для приёма ТБО ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН».

Полигон твердых бытовых отходов «Гусинобродский» организован в 1967 году на основании Акта исполнительного комитета Новосибирского районного Совета депутатов трудящихся на право пользования землей от 23.03.1967 г. Начиная с 1967 года и до настоящего времени на данном полигоне производится захоронение ТБО муниципальным унитарным предприятием города Новосибирска «Спецавтохозяйство».

Полигон твердых бытовых отходов «Левобережный» передан в хозяйственное ведение МУП города Новосибирска «Спецавтохозяйство» от МКУ города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное управление № 3» на основании приказов Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска от 28.08.2013 г. № 721-од и от 04.12.2013 г. № 1057-од с 01.04.2014 г.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2013 г. № 285-ЖКХ «Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса на территории Новосибирской области на 2014- 2016 годы» установлены ежегодные объемы твердых бытовых отходов, в том числе для МУП «САХ».

Указанный объем твердых бытовых отходов заполняется ранее заключенными договорами. Приём твердых бытовых отходов сверх установленных объемов приведёт к невозможности разместить и утилизировать все принятые ТБО в соответствии с установленными законодательством РФ нормативами и требованиями.

Таким образом, в настоящее время заключить договор на приём и утилизацию ТБО с ООО «Вербена не представляется возможным.

Однако, в случае расторжения договоров на приём и утилизацию ТБО с кем-либо из действующих контрагентов, у МУП «САХ» появится возможность заключить аналогичный договор с ООО «Вербена».

Также МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» сообщило, что накопленный на полигонах Предприятия объем твердых бытовых отходов по состоянию на 01.10.2015 г. составляет 72 079 165 куб. м. Кроме того, предприятием представлены реестры договоров на вывоз и утилизацию (захоронение) ТБО, заключенных МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» на 2015 г. в период с 01.10.2014 г. по 30.06.2015 г., согласно которым объем ТБО, подлежащих захоронению на Левобережном полигоне, составляет 1 675 994 куб. м., объем ТБО, подлежащих захоронению на Гусинобродском полигоне, составляет 1 672 964куб. м, а всего объем обязательств МУП «Спецавтохозяйство» по захоронению ТБО на 2015 г. согласно представленным реестрам составляет 3 348 958 куб. м.

В качестве обстоятельства, препятствующего заключению договора с ООО «Вербена», МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» указало, что местом расположения и фактической деятельности ООО «Вербена» указан и фактически является город Бердск. При этом Генеральной схемой очистки территории города Новосибирска не предусмотрен приём бытовых отходов МУП «САХ» от организаций, осуществляющих свою деятельность за пределами города Новосибирска, в том числе, расположенных в городе Бердске.

Постановлением Мэрии г. Новосибирска № 137 от 17.05.2010 г. утверждена Генеральная схема очистки территории города Новосибирска. Согласно организационной структуре системы очистки и механизированной уборки г. Новосибирска, отраженной на соответствующей схеме (п. 4.1 Генеральной схемы), МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» взаимодействует с организациями, осуществляющими вывоз отходов в г. Новосибирске.

В своем обращении в Новосибирское УФАС России ООО «Вербена» указывает, что Общество осуществляет транспортировку твердых бытовых отходов от предприятий и учреждений бюджетной сферы, жилого фонда города Новосибирска. Кроме того, согласно сведениям, размещенным на сайте Федеральной налоговой службы РФ (выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Вербена»), на бланке ООО «Вербена», а также указанным в заявке ООО «Веребена» на заключение договора на размещение ТБО вх. № МУП «Спецавтохозяйство» 6446 от 16.07.2015 г. указан адрес ООО «Вербена» (в том числе, юридический адрес) – г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 12а, оф. 402.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Почтовый адрес ООО «Вербена» действительно находится в Бердске, однако, данное обстоятельство не является подтверждением того, что Общество не осуществляет транспортировку твердых бытовых отходов от предприятий и учреждений бюджетной сферы, жилого фонда города Новосибирска.

По поводу доводов МУП «Спецавтохозяйство» о том, что Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2013 г. № 285-ЖКХ для Предприятия установлены ежегодные объемы твердых бытовых отходов, указанный объем твердых бытовых отходов заполняется ранее заключенными договорами, в связи с чем, в настоящее время заключить договор на приём и утилизацию ТБО с ООО «Вербена не представляется возможным, необходимо отметить следующее.

Предприятием представлены реестры договоров на вывоз и утилизацию (захоронение) ТБО, заключенных МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» на 2015 г. в период с 01.10.2014 г. по 30.06.2015 г., согласно которым объем ТБО, подлежащих захоронению на Левобережном полигоне, составляет 1675 994 куб. м., объем ТБО, подлежащих захоронению на Гусинобродском полигоне, составляет 1672 964куб. м, а всего объем обязательств МУП «Спецавтохозяйство» по захоронению ТБО на 2015 г. согласно представленным реестрам составляет 3 348 958 куб. м.

При этом Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2013 г. № 285-ЖКХ «Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса на территории Новосибирской области, на 2014 - 2016 годы» для МУП «Спецавтохозяйство» на 2015 год установлен объем захороненных ТБО 2 937 000 куб. м., на 2016 г. – 2 940 000 куб. м.

Однако согласно представленным МУП «Спецавтохозяйство» реестрам договоров объем обязательств МУП «Спецавтохозяйство» по захоронению ТБО на 2015 г. составляет 3 348 958 куб. м, что на 411 958 куб.м или ~ на 14 % превышает объем, указанный в Приказе департамента по тарифам НСО. Изложенное свидетельствует о том, что МУП «Спецавтохозяйство», осуществляя деятельность по захоронению ТБО, не соблюдает объемы, указанные в Приказе департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2013 г. № 285-ЖКХ, и, следовательно, не вправе ссылаться на рассматриваемое обстоятельство, как на препятствующее заключению договора на размещение твердых бытовых отходов с ООО «Вербена». Кроме того, в заявке ООО «Вербена» указан планируемый объем вывоза ТБО в размере 3000 куб. м, что не повлечет за собой значительного увеличения объема обязательств МУП «Спецавтохозяйство» по захоронению ТБО.

Также необходимо отметить, что в ответе на заявку ООО «Вербена» на заключение договора, а также в ответах на запрос информации Новосибирского УФАС России МУП «Спецавтохозяйство» не указало на не предоставление со стороны ООО «Вербена» каких-либо документов и сведений, необходимых для заключения договора.

В соответствии с аналитическим отчетом ОТиФР Новосибирского УФАС России, на основании п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06г. №135-ФЗ  (доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынках определенного товара превышает 50%....), предварительно сделан вывод, что МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» занимало доминирующее положение на рынке услуг по приему, складированию и утилизации ТБО, образующихся на территории г. Новосибирска, в 2014г., январе-июле 2015г.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что, так как МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» имеет утвержденный тариф на захоронение ТБО, а также занимает доминирующее положение на связанном с оказанием данной услуги товарном рынке, договор на размещение (захоронение) ТБО является для Предприятия публичным, Предприятие не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения данного публичного договора, и отказ МУП «Спецавтохозяйство» от заключения договора на размещение ТБО с ООО «Вербена» является необоснованным.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (в редакции, действующей по состоянию на 01.12.2015 г.) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, в действиях МУП «Спецавтохозяйство», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по приему, складированию и утилизации ТБО, образующихся на территории г. Новосибирска, по уклонению от заключения договора на размещение (захоронение) твердых бытовых отходов с ООО «Вербена», содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно, п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что нарушает права заявителя – ООО «Вербена». Факт нарушения прав подтверждается обращением Общества в Новосибирское УФАС России.

Согласно ч. 1, 2 ст. ст. 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции, действующей по состоянию на 01.12.2015 г.), в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании изложенного, в связи с выявлением в действиях МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство», в соответствии со статьей 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», было выдано предупреждение исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем направления проекта договора на размещение (захоронение) твердых бытовых отходов в адрес ООО «Вербена» в срок до 22.01.2016 г.

При этом с 01.01.2016 г. вступила в силу редакция Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой, договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (в том числе, по захоронению) заключаются между собственниками твердых коммунальных отходов и региональными операторами. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

На основании изложенного, ввиду отсутствия у МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» по состоянию на дату окончания срока исполнения выданного Предприятию предупреждения статуса регионального оператора, необходимого для заключения с контрагентами договоров на захоронение твердых бытовых отходов, срок исполнения предупреждения Новосибирского УФАС России исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г. в связи с соответствующим ходатайством МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» вх. № 131 от 13.01.2016 г. был продлен до 22.03.2016 г.

14.03.2016 г. в Новосибирское УФАС России поступило ходатайство МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» вх. № 2146 с просьбой повторно перенести срок исполнения предупреждения исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г. в связи с отсутствием принятых в установленном порядке нормативно-правовых актов о порядке и условиях проведения конкурса и отбора регионального оператора, а также требований к региональному оператору, отсутствием у МУП «САХ» статуса регионального оператора.

Новосибирским УФАС России было принято решение об удовлетворении указанного ходатайства, срок исполнения предупреждения, выданного МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство», был продлен до 22.05.2016 г.

23.05.2016 г. в Новосибирское УФАС России поступило ходатайство МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» вх. № 4524 с просьбой повторно перенести срок исполнения предупреждения исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г. или отменить предупреждение в связи с невозможностью его исполнения в связи с отсутствием принятых в установленном порядке нормативно-правовых актов о порядке и условиях проведения конкурса и отбора регионального оператора, а также требований к региональному оператору, отсутствием у МУП «САХ» статуса регионального оператора.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» утверждение территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, уполномоченными в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции настоящего Федерального закона) органами и наделение юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами должны быть осуществлены не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем.

Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 г. №197. Согласно данным справочной правовой системы «КонсультантПлюс», начало действия данного документа - 26.03.2016 г.

Таким образом, согласно действующему законодательству, утверждение территориальных схем в области обращения с отходами и наделение юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами должны быть осуществлены не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем, то есть, не позднее 26.09.2016 г.

В справочной правовой системе «КонсультантПлюс», а также на Интернет-сайте Министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области не содержится информации о наделении какого-либо юридического лица на территории Новосибирской области статусом регионального оператора.

В целях уточнения информации о проведении на территории Новосибирской области конкурсный отбор региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, Новосибирским УФАС России направлен запрос информации в Министерство ЖКХ и энергетики (орган, уполномоченный на проведение конкурсного отбора согласно Закону Новосибирской области от 01.07.2015 г. № 582-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в области обращения с отходами производства и потребления», Постановлению Правительства Новосибирской области от 20.10.2014 г. № 415-п «О министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области»).

На основании изложенного, в связи с отсутствием у МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» статуса регионального оператора, необходимого для заключения с контрагентами договоров на захоронение твердых бытовых отходов, и наличием соответствующего ходатайства Предприятия, срок исполнения предупреждения Новосибирского УФАС России исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г. был продлен до 03.10.2016 г.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - министерство) в ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России письмом исх. № 2494-05/21 от 08.06.2016 г. сообщило следующее.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года. До наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

На территории Новосибирской области в настоящее время осуществляются мероприятия по разработке территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, срок их окончания - первая декада августа.

Для проведения министерством конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами необходимо установление и принятие на уровне Правительства РФ Порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании вышеизложенного, по состоянию на 08.06.2016 г. конкурсный отбор регионального оператора министерством не осуществлялся, статусом регионального оператора на территории Новосибирской области не наделено какое-либо лицо, допущенное к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Планируемый срок проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - октябрь месяц текущего года.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании вышесказанного, до проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и присвоения победителю статуса регионального оператора действие ранее заключенных договор, а также заключение договоров на размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов не противоречит действующему законодательству.

Копия указанного письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области была направлена Новосибирским УФАС России в адрес МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» для сведения при принятии решения по предупреждению исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г. (письмо исх. № 02-9453 от 21.09.2016 г.).

Письмом вх. № 8868 от 29.09.2016 г. МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» сообщило следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службой по Новосибирской области вынесено предупреждение (исх. № 02-12038 от 01.12.2015) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - Предупреждение) в отношении МУП «САХ» , со сроком исполнения до 22.01.2016. Письмом от 03.06.2016 исх. № 02-5331 срок исполнения предупреждения продлён до 03.10.2016.

Между тем до настоящего момента препятствия для исполнения предупреждения не прекращены.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», вступившему в силу с 01.01.2016, договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов могут заключать только организации, имеющие статус регионального оператора.

В настоящее время действие указанного закона не приостановлено, нормативно-правовые акты о порядке и условиях проведения конкурса и отбора регионального оператора, а также требования к региональному оператору в настоящее время не приняты.

Кроме того, МУП «САХ» не наделён статусом регионального оператора и не планирует получать статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Также, по мнению Предприятия, министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (МЖКХиЭ НСО) не является органом государственной власти, наделённым компетенцией по разъяснению норм федерального законодательства в области обращения с твердыми отходами. Действия МУП «САХ» по нарушению закона повлекут установленную законом ответственность, при которой позиция МЖКХиЭ НСО не будет являться ни обстоятельством, освобождающим от ответственности, ни обстоятельством смягчающим ответственность.

На основании изложенного, МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» просит рассмотреть вопрос о переносе срока выполнения МУП «САХ» предупреждения № 02-12038 от 01.12.2015 г. или об отмене требования исполнения предупреждения в связи с невозможностью его исполнения из-за изменённого законодательства.

Таким образом, МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» в установленный срок не исполнило выданное ему предупреждение.

По поводу изложенных выше доводов МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» необходимо отметить следующее.

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ, действующей до 28.12.2016 г.).

Согласно действующей с 29.12.2016 г. редакции ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», применяются до 1 января 2018 года.

На Интернет-сайте МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» http//мупсах.рф в разделе «Информация для клиентов» перечислены документы, необходимые для заключения договора на оказание услуг по вывозу и приему на полигон твердых коммунальных отходов (ТКО). Согласно данным сайта, для заключения договора на оказание услуг по вывозу и приему на полигон твердых коммунальных отходов (ТКО)  необходимо следующее:

Для предприятия/организации: 

-Заявление (о заключении, пролонгации, расторжении договора), содержащее:

- Полные реквизиты Заказчика:

- Полное наименование предприятия/организации;

- Юридический адрес, телефон, факс, р/с, к/с, БИК, ИНН/КПП.

Заявка ООО «Вербена» исх. № 144 (вх. № 6446) от 16.07.2015 г. содержит указанные сведения.

В разделе сайта «Лицензирование» опубликована лицензия № 054 00173 от 10.05.2016 г., выданная МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство», на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов I, IV классов опасности.

В соответствии с Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2013 г. № 285-ЖКХ «Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса на территории Новосибирской области, на 2014 - 2016 годы» для МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» установлены тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов на 2014-2016 год.

На изложенного, учитывая правовую позицию, изложенную в письме МЖКХиЭ НСО исх. № 2494-05/21 от 08.06.2016 г., Новосибирское УФАС России приходит к выводу, что МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» в отсутствие у Предприятия статуса оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, фактически оказывает услуги по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов и не прекратило деятельность по заключению соответствующих договоров с новыми потребителями, следовательно, у Предприятия имелась возможность исполнения выданного ему Новосибирским УФАС России предупреждения, однако, Предприятие от исполнения предупреждения уклонилось.

В соответствии с Аналитическим отчетом ОТиФР Новосибирского УФАС России, на основании п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06г. №135-ФЗ  (доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынках определенного товара превышает 50%....), предварительно сделан вывод, что МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» занимало доминирующее положение на рынке услуг по приему, складированию и утилизации ТБО, образующихся на территории г. Новосибирска (прием ТБО и эксплуатация полигона), в период с 01.07.2014 г. по 01.10.2015 г.

В соответствии с ч. 6, 8 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Письмом вх. № 10591 от 29.11.2016 г., а также на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 05.12.2016 г. МУП «Спецавтохозяйство» представило следующие пояснения по существу дела.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области 01 декабря 2015 года в адрес МУП «САХ» вынесено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - Предупреждение). МУП «САХ» предупреждено о необходимости направления в адрес ООО «Вербена» проекта договора на размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов в срок до 22.01.2016 г.

Срок исполнения Предупреждения неоднократно продлевался до 22.03.2016г., 22.05.2016г., 03.10.2016г. в связи с изменением законодательства с 1 января 2016 года.

Так с 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

В соответствии с изменённым законодательством договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов с 1 января 2016 года могут заключать только организации, имеющие статус регионального оператора.

В соответствии со ст. 24.7 Закона «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 24.7 того же Закона собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.

Между тем МУП «САХ» не имеет статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В настоящее время вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 39 указанных Правил предусмотрено следующее:

«В целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».

Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ изменена и терминология в сфере обращения с отходами.

Так под термином «утилизация отходов» (ст. 1) теперь понимается использование отходов производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

МУП «САХ» в новой терминологии закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 289-ФЗ занимается транспортировкой, размещением и захоронением отходов. Утилизации отходов МУП «САХ» не осуществляет, в связи с чем, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными Постановлением Правительства от 12.11.2016 г. № 1156, МУП «САХ» также не наделён правом на заключение договоров с потребителями, минуя регионального оператора.

Также в пункте 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» указано:

«Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

Между тем у ООО «Вербена» отсутствует лицензия на транспортирование отходов.

Письмом от 21.01.2016 г. МУП «САХ» направило в адрес ООО «Вербена» проект договора и запросило документы, необходимые для заключения договора, в том числе лицензию на транспортирование отходов. Однако в адрес МУП «САХ» ответа и сведений о получении ООО «Вербена» лицензии на транспортирование отходов не поступали. Также на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (http://rpn.gov.ru/node/8745) содержатся сведения об организациях, которым выданы лицензии на транспортирование отходов, среди которых не значится сведений о выдаче ООО «Вербена» в 2015-2016 годах лицензии на транспортирование отходов.

Кроме того, требование пункта 3.1. статьи 23 Федерального закона также запрещает МУП «СAX» осуществлять приём, размещение и захоронение отходов без вновь оформленной лицензии.

В настоящее время МУП «САХ» уже более 3 раз обращалось в органы Росприроднадзора зa получением лицензии, однако до настоящего времени лицензия не выдана. За осуществление МУП «САХ» деятельности по приёму и захоронению отходов без лицензии МУП «САХ» уже привлечено к административной ответственности судом по требованию Природоохранной прокуратуры (дело №А45-15055/2016). Копия решения суда прилагается.

В связи с изменением законодательства в сфере обращения отходов в Новосибирской области был принят закон Новосибирской области от 01.07.2015 г. № 582-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти новосибирской области в области обращения с отходами производства и потребления». Oднaко данным законом на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области не возложено полномочий по разъяснению норм федерального законодательства, а также не возложено полномочий по предоставлению организациям, не являющимся региональными операторами, права на заключение договоров.

В связи с изложенным позиция Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области в письме от 08.06.2016 № 2494-05/21 противоречит указаниям Закона и постановлениям Правительства Российской Федерации и вынесено по вопросам, не входящим в полномочия Министерства.

Постановлением мэрии города Новосибирска от 17.05.2010 г. № 137 «Об утверждении Генеральной схемы очистки территории города Новосибирска» утверждена Генеральная схема очистки территории города Новосибирска.

В пункте 4.4. и таблице 11 Генеральной схемы очистки территории города Новосибирска установлены маршруты вывоза ТБО в городе Новосибирске. Для МУП «САХ» установлена обязанность принимать ТБО с территории 10 районов города Новосибирска. Город Бердск в их число не входит. Между тем, фактическим aдpecoм ООО «Вербена» является город Бердск. Таким образом, заключение МУП «СAX» договора на вывоз ТБО с территории города Бердска числе прочего будет противоречить и Генеральной схеме очистки территории города Новосибирска.

Также МУП «САХ» в письме, направленном в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (вх. № 131 от 13.01.2016г.) просило разъяснить, обязано ли муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» заключить договор с ООО «Вербена»? Разъяснения от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области МУП «САХ» до настоящего момента не получены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 43, 48 Закона «О защите конкуренции» МУП «САХ» просит прекратить рассмотрение дела № 02-01-12-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель МУП «Спецавтохозяйство» также сообщил, что у Предприятия имеется договоренность с органами Прокуратуры о том, что Предприятие будет заключать договоры на размещение отходов во избежание мусорного коллапса. Также в 2016 г. Предприятие продляло ранее заключенные договоры.

У МУП «Спецавтохозяйство» имеется производственная программа, утверждаемая на определенный период, в которой указаны объемы размещаемых отходов. Тариф на услуги МУП «Спецавтохозяйство» утвержден Департаментом по тарифам исходя из указанного объема. При осуществлении деятельности Предприятие опирается на объемы, утвержденные Департаментом, иначе МУП «Спецавтохозяйство» получит убыток. Заказчики заключают договоры на определенный период, но фактически производят меньше отходов, чем предусмотрено договором. Превышение объемов, указанных в Приказе Департамента по тарифам, является незначительным.

Документы, подтверждающие отправку в январе 2016 г. письма исх. № 11 в адрес ООО «Вербена» в МУП «Спецавтохозяйство» отсутствуют.

К письму МУП «Спецавтохозяйство» вх. № 10591 от 29.11.2016 г. также приложена копия письма Предприятия исх. № 11 от 21.01.2016 г., адресованного ООО «Вербена», с запросом документов, необходимых для заключения договора на размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов, а также с приложением проекта договора. Необходимо отметить, что на указанной копии письма отсутствует отметка о вручении письма представителю ООО «Вербена», документы, подтверждающие отправку указанного письма в январе 2016 г. в Новосибирское УФАС России не представлены. МУП «Спецавтохозяйство» на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представлена квитанция, выданная ФГУП «Почта России», об отправке МУП «САХ» заказного письма ООО «Вербена» по адресу: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск 05.12.2016 г. При этом в указанной квитанции отсутствует расшифровка (опись) направляемых документов. Учитывая, что в МУП «Спецавтохозяйство» также отсутствуют документы, подтверждающие отправку в январе 2016 г. письма исх. № 11 в адрес ООО «Вербена» следовательно, факт направления со стороны МУП «Спецавтохозяйство» в адрес ООО «Вербена» проекта договора на размещение твердых бытовых отходов документально не подтвержден.

Также МУП «Спецавтохозяйство» представлены сведения из реестра договоров за 2016 г., согласно которым, объем отходов, подлежащих захоронению на Левобережном полигоне, составляет 1 812924 куб.м, на Гусинобродском полигоне – 1855517 куб.м., а всего – 3 668 441 куб.м.

Письмом исх. № 405 от 19.12.2016 г. МУП «Спецавтохозяйство» представило в Новосибирское УФАС России копии договоров на размещение твердых коммунальных отходов, заключенных в 2016 г.

Представитель заявителя на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России поддержал доводы, изложенные в обращении ООО «Вербена», сообщив дополнительно следующее.

ООО «Вербена» осуществляет деятельность как на территории г. Новосибирска, так и в Новосибирской области.

Письмо МУП «Спецавтохозяйство» с проектом договора на размещение отходов в адрес ООО «Вербена» не поступало.

По поводу изложенных выше доводов ответчика необходимо отметить следующее.

На Интернет-сайте ООО «Вербена» по адресу https://verbena.pro/about/ размещена выданная ООО «Вербена» (ИНН 5406662452, ОГРН 1115476028568) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования лицензия № 054 00055 от 31.08.2011 г. на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, лицензия предоставлена бессрочно, переоформлена на основании решения лицензирующего органа от 23.06.2016 г. № 0859.

Документами и сведениями, представленными МУП «Спецавтохозяйство» (реестр договоров, копии договоров на размещение отходов, заключенных в 2016 году, пояснения представителя ответчика о том, что Предприятие в отсутствие у него статуса регионального оператора фактически оказывает услуги по размещению (захоронению) отходов и заключает соответствующие договоры) подтверждается, что МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» в отсутствие у Предприятия статуса оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, фактически оказывает услуги по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов и не прекратило деятельность по заключению соответствующих договоров с новыми потребителями, следовательно, у Предприятия имелась возможность заключить соответствующий договор с ООО «Вербена», однако, Предприятие неправомерно отказало ООО «Вербена» в заключении договора, а в последующем также уклонилось от исполнения выданного ему антимонопольным органом предупреждения, содержащего требование о направлении в адрес ООО «Вербена» проекта договора.

По поводу доводов МУП «Спецавтохозяйство» о том, что Предприятием не были получены от антимонопольного органа разъяснения по вопросу наличия у Предприятия обязанности заключить договор с ООО «Вербена» необходимо отметить, что Новосибирским УФАС России было направлено в адрес МУП «Спецавтохозяйство» соответствующее предупреждение исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г., содержащее требование направить в адрес заявителя проект договора. Сроки исполнения указанного предупреждения неоднократно продлялись, однако, данное предупреждение не отзывалось антимонопольным органом. Кроме того, в адрес МУП «Спецавтохозяйство» также было направлено для сведения письмо с разъяснениями по указанному вопросу МЖКХиЭ НСО исх. № 2494-05/21 от 08.06.2016 г. Из указанных документов следует, что обязанность заключить с ООО «Вербена» договор на размещение твердых бытовых отходов у Предприятия имеется.

По поводу доводов ответчика о том, что Генеральной схемой очистки территории города Новосибирска для Предприятия установлена обязанность принимать ТБО с территории 10 районов города Новосибирска, город Бердск в их число не входит, при этом фактическим aдpecoм ООО «Вербена» является город Бердск, в связи с чем, заключение МУП «СAX» договора на вывоз ТБО с территории города Бердска числе прочего будет противоречить и Генеральной схеме очистки территории города Новосибирска, необходимо отметить следующее.

В своем обращении в Новосибирское УФАС России ООО «Вербена» указывает, что Общество осуществляет транспортировку твердых бытовых отходов от предприятий и учреждений бюджетной сферы, жилого фонда города Новосибирска. Кроме того, согласно сведениям, размещенным на сайте Федеральной налоговой службы РФ (выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Вербена»), на бланке ООО «Вербена», а также указанным в заявке ООО «Веребена» на заключение договора на размещение ТБО вх. № МУП «Спецавтохозяйство» 6446 от 16.07.2015 г. указан адрес ООО «Вербена» (в том числе, юридический адрес) – г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 12а, оф. 402.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Почтовый адрес ООО «Вербена» действительно находится в Бердске, однако, данное обстоятельство не является подтверждением того, что Общество не осуществляет транспортировку твердых бытовых отходов от предприятий и учреждений бюджетной сферы, жилого фонда города Новосибирска.

Кроме того, согласно представленным МУП «Спецавтохозяйство» сведениям из реестра заключенных на 2016 г. договоров, Предприятие осуществляет захоронение отходов, образующихся как на территории районов г. Новосибирска, так и на территории Новосибирской области.

Изучив доводы заявителя и ответчика, а также материалы дела в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

ООО «Вербена» осуществляет деятельность по транспортировке твердых бытовых отходов от предприятий и учреждений бюджетной сферы, жилого фонда города Новосибирска.

На Интернет-сайте ООО «Вербена» по адресу https://verbena.pro/about/ размещена выданная ООО «Вербена» (ИНН 5406662452, ОГРН 1115476028568) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования лицензия № 054 00055 от 31.08.2011 г. на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, лицензия предоставлена бессрочно, переоформлена на основании решения лицензирующего органа от 23.06.2016 г. № 0859.

16.07.2015 г. ООО «Вербена» обратилось в МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство с заявлением исх. № 144 о заключении договора на размещение твердых бытовых отходов по цене, установленной приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2013 г. № 285-ЖКХ.

26.08.2015 г. заявителем было получено письмо № 215, которым МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство отказало в заключении договора на размещение твердых бытовых отходов по технической причине.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2013 г. № 285-ЖКХ «Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса на территории Новосибирской области, на 2014 - 2016 годы» для МУП «Спецавтохозяйство» на 2015 год установлен объем захороненных ТБО 2 937 000 куб. м., на 2016 г. – 2 940 000 куб. м, а также тарифы на 2014-2016 гг.

Однако согласно представленным МУП «Спецавтохозяйство» реестрам договоров объем обязательств МУП «Спецавтохозяйство» по захоронению ТБО на 2015 г. составляет 3 348 958 куб. м, что на 411 958 куб.м или ~ на 14 % превышает объем, указанный в Приказе департамента по тарифам НСО.

Объем отходов, подлежащих в 2016 г. захоронению на Левобережном полигоне, составляет 1 812924 куб.м, на Гусинобродском полигоне – 1855517 куб.м., а всего – 3 668 441 куб.м., что на 728441 куб.м., или ~ на 24,7 % превышает объем, указанный в Приказе департамента по тарифам НСО.

Изложенное свидетельствует о том, что МУП «Спецавтохозяйство», осуществляя деятельность по захоронению ТБО, не соблюдает объемы, указанные в Приказе департамента по тарифам Новосибирской области от 27.11.2013 г. № 285-ЖКХ, и, следовательно, не вправе ссылаться на рассматриваемое обстоятельство, как на препятствующее заключению договора на размещение твердых бытовых отходов с ООО «Вербена». Кроме того, в заявке ООО «Вербена» указан планируемый объем вывоза ТБО в размере 3000 куб. м, что не повлечет за собой значительного увеличения объема обязательств МУП «Спецавтохозяйство» по захоронению ТБО.

Также необходимо отметить, что в ответе на заявку ООО «Вербена» на заключение договора, а также в ответах на запрос информации Новосибирского УФАС России МУП «Спецавтохозяйство» не указало на не предоставление со стороны ООО «Вербена» каких-либо документов и сведений, необходимых для заключения договора.

При этом с 01.01.2016 г. вступила в силу редакция Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой, договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (в том числе, по захоронению) заключаются между собственниками твердых коммунальных отходов и региональными операторами. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

При этом в соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ, действующей до 28.12.2016 г.).

Согласно действующей с 29.12.2016 г. редакции ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», применяются до 1 января 2018 года.

Согласно правовой позиции, изложенной в письме МЖКХиЭ НСО исх. № 2494-05/21 от 08.06.2016 г., до проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и присвоения победителю статуса регионального оператора действие ранее заключенных договор, а также заключение договоров на размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов не противоречит действующему законодательству.

В соответствии с Аналитическим отчетом ОТиФР Новосибирского УФАС России, на основании п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06г. №135-ФЗ  (доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынках определенного товара превышает 50%....), МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» занимало доминирующее положение на рынке услуг по приему, складированию и утилизации ТБО, образующихся на территории г. Новосибирска (прием ТБО и эксплуатация полигона), в период с 01.07.2014 г. по 01.10.2015 г.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что, так как МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» имеет утвержденный тариф на захоронение ТБО, а также занимает доминирующее положение на связанном с оказанием данной услуги товарном рынке, договор на размещение (захоронение) ТБО является для Предприятия публичным, Предприятие не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения данного публичного договора, и отказ МУП «Спецавтохозяйство» от заключения договора на размещение ТБО с ООО «Вербена» является необоснованным.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В связи с выявлением в действиях МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство», в соответствии со статьей 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», было выдано предупреждение исх. № 02-12038 от 01.12.2015 г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем направления проекта договора на размещение (захоронение) твердых бытовых отходов в адрес ООО «Вербена». Факт неисполнения Предприятием выданного ему предупреждения подтверждается материалами дела.

Письмом вх. № 10591 от 29.11.2016 г. МУП «Спецавтохозяйство» представило в Новосибирское УФАС России копию письма Предприятия исх. № 11 от 21.01.2016 г., адресованного ООО «Вербена», с запросом документов, необходимых для заключения договора на размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов, а также с приложением проекта договора. Необходимо отметить, что на указанной копии письма отсутствует отметка о вручении письма представителю ООО «Вербена», документы, подтверждающие отправку указанного письма в январе 2016 г. в Новосибирское УФАС России не представлены. МУП «Спецавтохозяйство» на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представлена квитанция, выданная ФГУП «Почта России», об отправке МУП «САХ» заказного письма ООО «Вербена» по адресу: 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск 05.12.2016 г. При этом в указанной квитанции отсутствует расшифровка (опись) направляемых документов. Учитывая, что в МУП «Спецавтохозяйство» также отсутствуют документы, подтверждающие отправку в январе 2016 г. письма исх. № 11 в адрес ООО «Вербена», а также данные на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 05.12.2016 г. пояснения представителя ООО «Вербена» о том, что указанное письмо в адрес заявителя не поступало, факт направления со стороны МУП «Спецавтохозяйство» в адрес ООО «Вербена» проекта договора на размещение твердых бытовых отходов документально не подтвержден.

Документами и сведениями, представленными МУП «Спецавтохозяйство» (реестр договоров, копии договоров на размещение отходов, заключенных в 2016 году, пояснения представителя ответчика о том, что Предприятие в отсутствие у него статуса регионального оператора фактически оказывает услуги по размещению (захоронению) отходов и заключает соответствующие договоры) подтверждается, что МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» в отсутствие у Предприятия статуса оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, фактически оказывает услуги по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов и не прекратило деятельность по заключению соответствующих договоров с новыми потребителями, следовательно, у Предприятия имелась возможность заключить соответствующий договор с ООО «Вербена», однако, Предприятие неправомерно отказало ООО «Вербена» в заключении договора, а в последующем также уклонилось от исполнения выданного ему антимонопольным органом предупреждения, содержащего требование о направлении в адрес ООО «Вербена» проекта договора.

Таким образом, действия МУП «Спецавтохозяйство», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по приему, складированию и утилизации ТБО, образующихся на территории г. Новосибирска (прием ТБО и эксплуатация полигона), по отказу и дальнейшему уклонению от заключения договора на размещение (захоронение) твердых бытовых отходов с ООО «Вербена» нарушают п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что ущемляет права заявителя – ООО «Вербена».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» (далее – МУП «Спецавтохозяйство») занимающим доминирующее положение на рынке услуг по приему, складированию и утилизации ТБО, образующихся на территории г. Новосибирска (прием ТБО и эксплуатация полигона) на основании п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06г. №135-ФЗ.

2. Признать МУП «Спецавтохозяйство» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем отказа и дальнейшего уклонения от заключения с ООО «Вербена» договора на размещение (захоронение) твердых бытовых отходов.

3. Выдать МУП «Спецавтохозяйство» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-12-10-16

30 декабря 2016 г.                                                                                      г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

       Анохина Е.В. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

        руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», на основании своего решения от 30.12.2016 года по делу № 02-01-12-10-16 от 17.10.2016 г. о нарушении Муниципальным унитарным предприятием г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» (ИНН 5403103135, юридический адрес: 630088, г. Новосибирск, ул. Северный проезд, 10, а/я 276) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МУП «Спецавтохозяйство» устранить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в отказе и дальнейшем уклонении от заключения с ООО «Вербена» договора на размещение (захоронение) твердых бытовых отходов.

2. Новосибирское УФАС России предписывает МУП «Спецавтохозяйство» с целью устранения нарушения в срок до 20.02.2017 г. направить в адрес ООО «Вербена» проект договора на размещение (захоронение) твердых бытовых отходов.

О выполнении настоящего предписания сообщить Новосибирскому УФАС России в течение трех дней со дня его выполнения с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны