Решение №Б\н Решение по делу №72 в отношении администрации р.п. Маслянино... от 1 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена - 21.01.2016г.                                           г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено – 01.02.2016г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. –  начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Григорьева С.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 72 от 21.12.2015 по признакам нарушения администрацией р.п. Маслянино  Новосибирской области (ул. Ленинская, 46, р.п. Маслянино, Новосибирская область, 633564) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии: главы администрации р.п. Маслянино Новосибирской области «…» (решение №25 от 08.12.2015г.) и представителя администрации р.п. Маслянино Новосибирской области «…» (по доверенности от 20.01.2016г.);

в отсутствие: заинтересованного лица акционерного общества «РЭС», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела (почтовый идентификатор 63001191210017);

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Новосибирского УФАС России № 230 от 24.08.2015г. проведена плановая выездная проверка в отношении администрации р.п. Маслянино Новосибирской области (ул. Ленинская, 46, р.п. Маслянино, Новосибирская область, 633564).

Руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 44  ФЗ от 26.07.2006 № 135 – ФЗ  «О защите конкуренции» в отношении администрации р.п. Маслянино Новосибирской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

На момент рассмотрения дела администрация рабочего поселка Маслянино Новосибирской области представила следующие пояснения по существу дела (вх.№ 22 от 18.01.2016г.).

Пунктом 8 ч.1 ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - 135 -ФЗ), установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

- лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Так, при заключении договора между администрацией р.п. Маслянино Маслянинского района Новосибирской области и ЗАО Региональные электрические сети" от 01.01.2010 №5852 на передачу во временное пользование инженерных сетей и коммуникаций, администрация исходила из положений, определенных вышеназванным пунктом, так как ЗАО "Региональные электрические сети" являются юридическим лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно- технического обеспечения и передаваемое имущество в рамках вышеназванного договора является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные сети являются технологически связанными.

Также стоит отметить, что в настоящее время между администрацией р.п. Маслянино и ЗАО "Региональные электрические сети" подписано дополнительное соглашение, предусматривающие определенный срок действия договора.

На момент рассмотрения дела акционерное общество «Региональные электрические сети» представило следующие пояснения по существу дела (вх.№ 418 от 20.01.2016г.).

АО «РЭС» считает, что администрацией р.п.Маслянино не допущено нарушения 4.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции при заключении с АО «РЭС» договора аренды и дополнительного соглашения к нему ввиду следующего.

Объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие администрации и переданные в аренду АО «РЭС», являются частью электрических сетей АО «РЭС», технологически связаны с ними и участвуют в единой технологической системе электроснабжения потребителей р.п. Маслянино.

Исходя из части 1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-16 4.1 ст.17.1 закона.

В силу пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции проведение конкурсов и аукционов на право заключения договора аренды не требуется, если право на государственное или муниципальное имущество предоставляется лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно- технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно п.21 ст.1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Согласно п.2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. №83 (далее - Правила №83), технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 8 письма ФАС России от 24.04.2014г. №ЦА/16309/14 «О направлении разъяснений применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», пунктом 7 разъяснений ФАС России от 05.06.2012г. по применению ст.17.1 Закона о защите конкуренции, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.48), Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч.1, 6, 9, 12 ст.13) позволяют сделать вывод о том, что объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) относятся к сетям инженерно-технического обеспечения.

С учетом изложенного, понятие технологически связанных сетей, определенное в Правилах №83, применимо и к объектам электросетевого хозяйства.

При этом, по мнению ФАС России, положения п.8 4.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции могут применяться только при обязательном соблюдении двух условий:

- участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети,

- данные часть сети и сеть являются технологически связанными.

Объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие администрации р.п.Маслянино и переданные в аренду АО «РЭС», отвечают приведенным требованиям.

Переданные в аренду электрические сети администрации являются частью электрических сетей АО «РЭС».

В соответствии с ГОСТ 24291-90 «Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990г. №3403) электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии.

По условиям договора аренды №5852 от 01.01.2010г. АО «РЭС» переданы объекты электросетевого хозяйства, от которых осуществляется непосредственное электроснабжение энергопринимающих устройств потребителей р.п. Маслянино: воздушные и кабельные линии электропередачи, распределительные пункты (РП), трансформаторные подстанции (ТП), комплектные трансформаторные подстанции (КТП), а также оборудование ТП (приложения №№1-2 к договору).

Все переданные в аренду объекты электросетевого хозяйства не функционируют самостоятельно, они получают питание от сетей АО «РЭС» более высокого класса напряжения и фактически являются продолжением электрических сетей АО «РЭС».

В частности, схемой электроснабжения р.п.Маслянино подтверждается, что все электрические сети, принадлежащие администрации, запитаны от двух подстанций:

- подстанция 110-35-10 кВ «Маслянинская» (далее - ПС Маслянинская)

- подстанция 35-10 кВ «Мамоновская» (далее - ПС Мамоновская).

ПС Маслянинская и ПС Мамоновская принадлежат АО «РЭС» на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права №54-АБ 468152 от 16.12.2004г. и №54-АВ 561273 от 08.09.2005г.

Данные подстанции и объекты электросетевого хозяйства администрации соединены линиями электропередачи BJI-10 кВ JI-242, J1-244 и BJI-10 кВ J1-490, J1-498, JI- 480, Л-487, Л-489, Л-491.

В свою очередь ПС Маслянинская запитана от высоковольтных линий электропередачи АО «РЭС» ВЛ-110 кВ Ю-28 и ВЛ-110 кВ Ю-19 (свидетельства о государственной регистрации права №54-АВ 561340 от 06.10.2005г., №54-АВ 561276 от 08.09.2005г.).

ПС Мамоновская запитана от линий электропередачи АО «РЭС» ВЛ-35 кВ 155 и ВЛ-35 кВ 156 (свидетельства о государственной регистрации права №54-АВ 561208 от 25.08.2005г., №54-АВ 561209 от 25.08.2005г.).

На основании изложенного, переданные в аренду объекты электросетевого хозяйства в совокупности с принадлежащими АО «РЭС» подстанциями, а также питающими их линиями, образуют единую электрическую сеть, предназначенную для электроснабжения потребителей р.п.Маслянино.

Переданные в аренду сети администрации технологически связаны с электрическими сетями АО «РЭС» и участвуют в единой технологической системе электроснабжения потребителей р.п.Маслянино.

Эксплуатация сетей администрации, переданных АО «РЭС» по договору аренды, возможна только при взаимодействии с остальными, технологически связанными участками (частями) сетей АО «РЭС».

Так, в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сторон от 13.01.2016г. №АРЭО-56-15-180 на границе балансовой принадлежности у сторон находятся следующие технологически соединенные элементы электрической сети:

ПС        Маслянинская технологически связана с воздушными линиями

электропередачи администрации ВЛ-10 кВ Л-242, Л-244 (точка присоединения - ЗРУ-10 кВ ПС Мамоновская);

ПС        Мамоновская технологически связана с воздушными линиями

электропередачи администрации ВЛ-10 кВ Л-490, Л-498, Л-480, Л-487, Л-489, Л-491 (точка присоединения - ЗРУ-10 кВ ПС Маслянинская).

Данные линии электропередачи, а также объекты электросетевого хозяйства, запитанные от них, указаны в приложениях №№1-2 к договору аренды №5852 от 01.01.2010г.

Помимо документального подтверждения, технологическая связь сетей администрации и АО «РЭС» следует из содержания нормативных документов.

Согласно ГОСТ 24291-90 электрическая подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств.

В соответствии с п. 5 приложения №1 Инструкции по проектированию городских электрических сетей. РД 34.20.185-94, утв. Минтопэнерго РФ 07.07.1994г., РАО «ЕЭС России» 31.05.1994г., центром питания (ЦП) городской сети называется электростанция или подстанция, от РУ 10 (6) кВ которой электрическая энергия распределяется по сети.

Таким образом, поступающая по сетям АО «РЭС» электроэнергия напряжением 110 кВ и 35 кВ в ПС Маслянинская и в ПС Мамоновская преобразуется в электроэнергию напряжением 10 кВ и далее поступает в сети администрации для передачи потребителям р.п.Маслянино.

При этом ПС Маслянинская и ПС Мамоновская являются центрами питания для объектов электросетевого хозяйства администрации (от данных центров питания электрическая энергия распределяется по объектам администрации до конечных потребителей р.п.Маслянино).

На основании изложенного, сети администрации функционально зависимы от сетей АО «РЭС», техническая возможность использовать сети администрации вне взаимосвязи от сетей АО «РЭС» отсутствует.

При таких обстоятельствах при заключении договора аренды №5852 от 01.01.2010г. между АО «РЭС» и администрацией р.п.Маслянино в силу п.8 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции не требовалось проведение конкурсной и аукционной процедуры.

Правовая позиция АО «РЭС» согласуется с решением Новосибирского УФАС России от 21.11.2014г. по аналогичному делу №59 (антимонопольный орган не усмотрел нарушений ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции при заключении между АО «РЭС» и администрацией г.Тогучина договора аренды технологически связанных электрических сетей без проведения конкурса), а также со сложившейся судебной практикой по данному вопросу, которая исходит из того, что в случае заключения договора аренды без проведения торгов при установлении технологической связи арендуемого имущества с электросетевым хозяйством арендатора, не усматривается нарушений законодательства о конкуренции, а также прав и законных интересов иных лиц в области предпринимательской деятельности (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.10.2014г. №Ф09-6477/14 по делу №А60-383/2014, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2012г. по делу №А67-6020/2011, определение ВАС РФ от 07.02.2013г. №ВАС-232/13. постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2013г. по делу №А05-9445/2012).

Заключение 04.12.2014г. дополнительного соглашения к договору аренды №5852 от 01.01.2010г., исключающего раздел 2 договора, не является нарушением ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции.

Прежде всего, исходя из содержания ст.17.1 Закона о защите конкуренции, все предусмотренные данной нормой особенности установления и изменения сроков договора аренды муниципального имущества распространяют свое действие только на случаи обязательного заключения договора аренды по результатам проведения конкурса или аукциона.

Поскольку при заключении договора аренды №5852 от 01.01.2010г. не требовалось проведение конкурсной и аукционной процедуры, в рассматриваемом случае действует предусмотренный ст.421 Гражданского кодекса РФ принцип свободы договора, в связи с чем отсутствуют основания для установления каких-либо ограничений в отношении срока аренды муниципального имущества.

Относительно возможного ограничения доступа иных лиц к муниципальному имуществу необходимо отметить следующее.

Администрацией передано в аренду специфическое имущество — объекты электросетевого хозяйства, предназначенные для электроснабжения неограниченного круга лиц.

Целью договора аренды №5852 от 01.01.2010г., прежде всего, является обеспечение качественного и надежного электроснабжения потребителей р.п.Маслянино посредством передачи электроустановок лицу, реально способному обеспечить данные функции. Так, согласно п.3.3.3 договора арендатор обязан своевременно производить текущий и капитальный ремонт арендуемого имущества за свой счет (в т.ч. устранение аварий и иных технологических нарушений в работе имущества).

В соответствии с п. 1.2.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003г. №6 (далее - Правила технической эксплуатации) эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.

Согласно п. 1.2.2 Правил технической эксплуатации лицо, эксплуатирующее электроустановки, обязано обеспечить:

- содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД);

- своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово­предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования;

- подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности;

- обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала;

- надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок;

- охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала;

- охрану окружающей среды при эксплуатации электроустановок;

- учет, анализ и расследование нарушений в работе электроустановок, несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок, и принятие мер по устранению причин их возникновения;

- представление сообщений в органы госэнергонадзора об авариях, смертельных, тяжелых и групповых несчастных случаях, связанных с эксплуатацией электроустановок;

- разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала;

- укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом;

- учет, рациональное расходование электрической энергии и проведение мероприятий по энергосбережению;

- проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии;

- выполнение предписаний органов государственного энергетического надзора.

Таким образом, эксплуатировать вышеуказанное имущество вправе только субъект электроэнергетики, соответствующий императивным требованиям действующего законодательства, направленным на обеспечение нормального функционирования электроустановок, а также прав потребителей на качество и надежность электро снабжения.

На территории р.п.Маслянино помимо АО «РЭС» отсутствуют иные сетевые организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии и соответствующие приведенным требованиям (указанное подтверждается, в частности, актом разграничения балансовой принадлежности сторон от 13.01.2016г. №АРЭО-56-15- 180).

При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае фактически отсутствует рынок, на котором возможно ограничение конкуренции.

Кроме того, сети администрации являются частью (продолжением) сетей АО «РЭС», технологически связаны именно с электрическими сетями АО «РЭС».

Соответственно, по логике п.8 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, передача данных сетей в аренду именно АО «РЭС», имеющему реальную возможность беспрепятственно осуществить комплекс взаимосвязанных профессиональных действий на различных участках (по сути своей) сети, например, при устранении аварийной ситуации, направлена на обеспечение интересов неограниченного круга лиц (потребителей р.п.Маслянино) и объективно не может ограничить конкуренцию.

Также необходимо отметить, что согласно п.2 ст.610 ГК РФ заключение договора аренды на неопределенный срок не лишает стороны возможности беспрепятственно расторгнуть его в одностороннем порядке. Следовательно, в случае утраты технологической связи между сетями АО «РЭС» и администрации, а также появления иного хозяйствующего субъекта, отвечающего вышеприведенным критериям, очевидна безусловная возможность прекращения данного договора, исходя из интересов потребителей р.п.Маслянино.

Таким образом, в рассматриваемом случае исключение из договора аренды раздела 2 не препятствует доступу иных лиц к муниципальному имуществу и не ограничивает конкуренцию.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Между администрацией р.п. Маслянино и ЗАО «Региональные электрические сети» заключен договор аренды № 5852 от 01.01.2010г.

Согласно вышеуказанному договору ЗАО «Региональные электрические сети» передано во временное владение и пользование инженерные сети и коммуникации, общей первоначальной балансовой стоимостью 42 451 580р.

Согласно дополнительному соглашению от 04.12.2014г. из рассматриваемого договора аренды №5852 от 01.01.2010г. исключен пункт 2 (срок аренды имущества).

Согласно ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных данной статьей случаев.

Так, согласно п. 8 ч. 1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции проведение конкурсов и аукционов на право заключения договора аренды не требуется, если право на государственное или муниципальное имущество предоставляется лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно- технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно п.21 ст.1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Согласно п.2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. №83 (далее - Правила №83), технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Из представленной ЗАО «Региональные электрические сети» информации следует, что переданные в аренду электрические сети администрации являются частью электрических сетей ЗАО «Региональные электрические сети», следовательно, передача их в аренду ЗАО «Региональные электрические сети» без проведения торгов правомерна в силу п.8 ч.1 ст.17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

В связи с изложенным отсутствуют основания для установления ограничения в отношении срока аренды муниципального имущества.

Соответственно, ввиду вышеизложенного, в действиях администрации рабочего поселка Маслянино Новосибирской области не усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

При рассмотрении материалов дела Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрения дела. Так, согласно п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №72 в отношении Администрации р.п. Маслянино Новосибирской области в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны