Решение №Б\н Решение по делу №63 в отношении администрацией Репьевского ... от 15 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 03 декабря 2015 г.                            г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 11 декабря 2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. –заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е. В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Калинина О. Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 63, возбужденное 10.11.2015 по признакам нарушения администрацией Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (ул. Магистральная, 6, с. Репьево, Тогучинский район Новосибирской области) ч.1 ст. 15, ст. 19, ст. 20 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

в присутствии главы Репьевского сельсовета Тогучинского района НСО «…»(Решение Совета депутатов №2 от 17.11.2015 «Об избрании главы Репьевского сельсовета Тогучинского района НСО» №2 от 17.11.2015),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение КСП НСО, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (далее – администрация Репьевского сельсовета) при предоставлении субсидий хозяйствующим субъектам.

Руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 44  ФЗ от 26.07.2006 № 135 – ФЗ  "О защите конкуренции" 10.11.2015 в отношении администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области возбуждено дело №63 о нарушении антимонопольного законодательства.

В объяснение по делу администрация Репьевского сельсовета Тогучинского района НСО сообщила (письмо вх. №5884 от 25.11.2015), что в 2015 году указанный Порядок проверялся прокуратурой Тогучинского района на соответствие действующему законодательству. На основании протеста прокуратуры в порядок были внесены соответствующие изменения.

Администрация Репьевского сельсовета Тогучинекого района в 2014-2015 гг. не предоставляла субсидии из бюджета Репьевского сельсовета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, УС1УГ в сфере жилишно-коммунальиого хозяйства, в том числе в период с 04.08.2014 года по 18.05.2015.

Комиссия Новосибирского УФАС России на заседении выслушала доводы главы Администрация Репьевского сельсовета Тогучинекого района НСО, изложенные в представленном объяснении по делу.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Постановлением администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области №250 от 04.08.2014 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно- коммунального хозяйства (далее – Порядок).

Пунктом 2 указанного постановления утверждены следующие направления расходования средств субсидий из бюджета Репьевского сельсовета:

- капитальный ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находящихся в муниципальной собственности;

- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;

- санитарно-гигиеническая очистка жилых зданий и придомовых территорий;

- содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий;

- строительство, капитальный ремонт и (или) содержание, в том числе ремонт объектов теплоснабжения;

- работы по озеленению и декоративному цветоводству;

- обустройство детских площадок;

- санитарно-гигиеническая очистка территории, в т.ч. вырубка деревьев, уборка территории центральной части населенных пунктов от мусора;

- содержание дорог, в том числе очистка дорог от снега, планировка, посыпка сланцем, скашивание травы по обочинам дорог, выравнивание и грейдирование дорог.

Согласно п.п. 1 п. 2 Порядка  предоставление субсидий осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат, возникающих при выполнении следующих видов работ, услуг:

- капитальный ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находящихся в муниципальной собственности;

- уборка внутриподъездных и придомовых площадей;

- санитарно-гигиеническая очистка жилых зданий и придомовых территорий;

- содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий;

- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов водоснабжения и канализации;

- работы по озеленению и декоративному цветоводству;

- санитарно-гигиеническая очистка территории;

- подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в осенне-зимних условиях, обеспечение котельных нормативным запасом топлива до конца отопительного сезона, а также погашение кредиторской задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства перед поставщиками топливо - энергетических ресурсов.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее  – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Таким образом, предусмотренные Порядком виды работ и услуг, при которых возмещаются из бюджета сельсовета затраты лиц, совпадают с вопросами местного значения сельского поселения.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с  частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть с Федеральным законом 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд).

Предусмотренное Порядком выделение денежных средств из муниципального бюджета не может рассматриваться как предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в смысле, заложенном статьей 78 БК РФ.

Следовательно, поскольку выделение денежных средств на вышеуказанные цели противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то они не могут содержаться в перечне направлений предоставления субсидий в соответствии с Положением.

В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, Порядок предоставления субсидий  предполагает решение вопросов местного значения не в соответствии с частью 1 статьи 72 БК РФ и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств – субсидий.

Указанный Порядок предполагает выделение денежных средств из местного бюджета взамен выполнения работ, связанных с решением  вопросов местного значения, что исключает возможность применения к данным правоотношениям  положений о предоставлении субсидий (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2010 г. по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. № 09АП-25734/2010-АК по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление ФАС Уральского округа от 24.11.2008 г. № Ф09-8708/08-С1 по делу № А76-578/08; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 г. по делу № А45-9905/2011, Постановление одиннадцатого арбитражного суда от 16.10.2014 по делу №А72-6664/2014, Постановление седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу №А27-4594/2014).

Следовательно, выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов приводит к ограничению конкуренции на рынке выполнения соответствующих работ, и тем самым ограничивается доступ иных хозяйствующих субъектов к данному муниципальному ресурсу.

Таким образом, получившее субсидии лицо окажется  в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение указанных в Положении работ в случае проведения торгов  согласно части 1 статьи 72 БК РФ, что может привести к ограничению конкуренции между ними.

Таким образом, рассматриваемый Порядок нарушает часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов предоставляет лицам, получившим такие средства преимущества, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, следовательно, является в соответствии с п. 20 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальной преференцией.

Предоставление муниципальной преференции осуществляется в целях, предусмотренных статьей 19 ФЗ «О защите конкуренции» с предварительного согласия антимонопольного органа в порядке ст. 20 ФЗ «О защите конкуренции». 

Указанный порядок противоречит ст. 20 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку не предполагает получение такого согласия.

Кроме того, необходимо учитывать следующее.

Согласно п.п. 5 п. 3 Порядка заявители предоставляют в администрацию Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (далее – администрация муниципального образования) в том числе копии договоров и иных документов (смета расходов, справка о стоимости выполненных работ по форме КС-2, КС-3, др.), подтверждающих затраты (как произведенные, так и предстоящие) по направлениям расходования средств субсидий из бюджета поселения в текущем году на цели, указанные в пункте 1 Раздела 2.

Основанием для предоставления юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг средств государственного (местного) бюджета в виде субсидий является фактическое возникновение затрат или недополученных ими доходов (см. Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2010 г. № 74-Г10-16).

Предоставление денежных средств на возмещение предстоящих затрат в нарушение нормы части 1 ст. 78 БК РФ может поставить хозяйствующих субъектов, получивших такие средства в преимущественное положение по отношению к тем, которым данные денежные средства не предоставлялись, а, следовательно, к ограничению конкуренции между ними.

В связи с изложенным, рассматриваемое Положение нарушает ч.1 ст. 15, ст. 19, ст. 20 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»

01.05.2015 Прокуратурой Тогучинского района Новосибирской области принесен протест на п. 2 Постановления от 04.08.2014 №250, п.1 раздела 2, подп. 5 п. 3 раздела 2 Порядка предоставления субсидий из бюджета Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области по основаниям, являющимся предметом рассмотрения настоящего дела.

Постановлением администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района НСО от 18.05.2015 №113 внесены следующие изменения в постановление №210 от 04.08.2014.

  1. Исключен пункт 2 постановления от 04.08.2014 №250 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Репьевского сельсовета Тогучинского района НСО юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
  2. Пункт 1 раздела 2 указанного порядка изложен в следующей редакции:«1. Субсидии юридическим лицам за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее- субсидии) предоставляются  в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на безвозмездной (без установления обязательства по уплате процентов) и безвозвратной основах.

3. Подпункт 5 пункта 3 раздела 2 Порядка изложить в следующей редакции: «копии договоров и (или) иных документов (смета расходов, справка о стоимости выполненных работ по форме КС-2, КС-3, др.), подтверждающих произведенные затраты по направлениям.

Таким образом, из указанного порядка исключены цели предоставления субсидий.

Однако, согласно п. 2 ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Отсутствие в Порядке целей предоставления субсидий хозяйствующим субъектам нарушает 1 ст. 78 БК РФ, может повлечь ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами, по аналогичным основаниям, поскольку при отсутствии установленных целей администрация  может предоставлять субсидии по своему усмотрению на любые цели, в том числе и связанные с решением вопросов местного значения.

Предоставление денежных средств хозяйствующим субъектам в соответствии с действующим в настоящее время порядком является  в соответствии с п. 20 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальной преференцией. Порядок не предусматривает получение согласия антимонопольного органа в соответствии со ст. 20 ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

Норма Порядка, предусматривающая предоставление субсидий не в целях возмещения затрат, а в связи с предстоящими затратами в нарушение нормы части 1 статьи 78 БК РФ, изменена Постановлением администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района НСО от 18.05.2015 №113. В настоящее время хозяйствующие субъекты, претендующие на получение субсидий, обязаны представить документы, подтверждающие произведенные расходы, что соответствует действующему законодательству.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области нарушившей ч.1 ст. 15, ст. 19, ст. 20 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в принятии Порядка предоставления субсидий из бюджета Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно- коммунального хозяйства, утвержденного Постановлением администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области №250 от 04.08.2014 (в редакции Постановления администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 18.05.2015 №113), которое в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 78 БК РФ не определяет цели предоставления субсидий, следовательно, администрация может предоставлять субсидии по своему усмотрению на любые цели, в том числе на решение вопросов местного значения без проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, что может привести к ограничению конкуренции, поскольку в результате решение вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедур закупок; а также без получения согласия антимонопольного органа в нарушение порядка, установленного гл. 5 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

2. Признать материалы дела достаточными для выдачи администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Для его исполнения администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области необходимо отменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство - Порядок предоставления субсидий из бюджета Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно- коммунального хозяйства, утвержденный Постановлением администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области №250 от 04.08.2014 (в редакции Постановления администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 18.05.2015 №113).

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.

ПРЕДПИСАНИЕ №85

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

11 декабря 2015 г.                                                                                                           г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. –заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Калинина О. Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 10.12.2015 по делу №63, возбужденному 10.11.2015, о нарушении администрацией Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (ул. Магистральная, 6, с. Репьево, Тогучинский район Новосибирской области) 1 статьи 15, статьи 19, статьи 20 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области прекратить нарушение части 1 статьи 15, статьи 19, статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в принятии Порядка предоставления субсидий из бюджета Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно- коммунального хозяйства, утвержденного Постановлением администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области №250 от 04.08.2014 (в редакции Постановления администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 18.05.2015 №113), которое в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 78 БК РФ не определяет цели предоставления субсидий, следовательно, администрация может предоставлять субсидии по своему усмотрению на любые цели, в том числе на решение вопросов местного значения без проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, что может привести к ограничению конкуренции, поскольку в результате решение вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедур закупок; а также без получения согласия антимонопольного органа в нарушение порядка, установленного гл. 5 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

С целью исполнения настоящего предписания Администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области необходимо отменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство, а именно в срок до 25.12.2015 отменить Порядок предоставления субсидий из бюджета Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно- коммунального хозяйства, утвержденный Постановлением администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области №250 от 04.08.2014 (в редакции Постановления администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 18.05.2015 №113).

3. Об исполнении пункта 1 настоящего предписания администрации г. Оби Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России 28.12.2015, с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны