Решение №Б\н Решение по делу №63 в отношении администрацией Репьевского ... от 15 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 03 декабря 2015 г. г. Новосибирск
Решение изготовлено в полном объеме 11 декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. –заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е. В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Калинина О. Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело № 63, возбужденное 10.11.2015 по признакам нарушения администрацией Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (ул. Магистральная, 6, с. Репьево, Тогучинский район Новосибирской области) ч.1 ст. 15, ст. 19, ст. 20 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,
в присутствии главы Репьевского сельсовета Тогучинского района НСО «…»(Решение Совета депутатов №2 от 17.11.2015 «Об избрании главы Репьевского сельсовета Тогучинского района НСО» №2 от 17.11.2015),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение КСП НСО, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (далее – администрация Репьевского сельсовета) при предоставлении субсидий хозяйствующим субъектам.
Руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 44 ФЗ от 26.07.2006 № 135 – ФЗ "О защите конкуренции" 10.11.2015 в отношении администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области возбуждено дело №63 о нарушении антимонопольного законодательства.
В объяснение по делу администрация Репьевского сельсовета Тогучинского района НСО сообщила (письмо вх. №5884 от 25.11.2015), что в 2015 году указанный Порядок проверялся прокуратурой Тогучинского района на соответствие действующему законодательству. На основании протеста прокуратуры в порядок были внесены соответствующие изменения.
Администрация Репьевского сельсовета Тогучинекого района в 2014-2015 гг. не предоставляла субсидии из бюджета Репьевского сельсовета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, УС1УГ в сфере жилишно-коммунальиого хозяйства, в том числе в период с 04.08.2014 года по 18.05.2015.
Комиссия Новосибирского УФАС России на заседении выслушала доводы главы Администрация Репьевского сельсовета Тогучинекого района НСО, изложенные в представленном объяснении по делу.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Постановлением администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области №250 от 04.08.2014 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно- коммунального хозяйства (далее – Порядок).
Пунктом 2 указанного постановления утверждены следующие направления расходования средств субсидий из бюджета Репьевского сельсовета:
- капитальный ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находящихся в муниципальной собственности;
- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;
- санитарно-гигиеническая очистка жилых зданий и придомовых территорий;
- содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий;
- строительство, капитальный ремонт и (или) содержание, в том числе ремонт объектов теплоснабжения;
- работы по озеленению и декоративному цветоводству;
- обустройство детских площадок;
- санитарно-гигиеническая очистка территории, в т.ч. вырубка деревьев, уборка территории центральной части населенных пунктов от мусора;
- содержание дорог, в том числе очистка дорог от снега, планировка, посыпка сланцем, скашивание травы по обочинам дорог, выравнивание и грейдирование дорог.
Согласно п.п. 1 п. 2 Порядка предоставление субсидий осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат, возникающих при выполнении следующих видов работ, услуг:
- капитальный ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находящихся в муниципальной собственности;
- уборка внутриподъездных и придомовых площадей;
- санитарно-гигиеническая очистка жилых зданий и придомовых территорий;
- содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий;
- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов водоснабжения и канализации;
- работы по озеленению и декоративному цветоводству;
- санитарно-гигиеническая очистка территории;
- подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в осенне-зимних условиях, обеспечение котельных нормативным запасом топлива до конца отопительного сезона, а также погашение кредиторской задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства перед поставщиками топливо - энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Таким образом, предусмотренные Порядком виды работ и услуг, при которых возмещаются из бюджета сельсовета затраты лиц, совпадают с вопросами местного значения сельского поселения.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть с Федеральным законом 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд).
Предусмотренное Порядком выделение денежных средств из муниципального бюджета не может рассматриваться как предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в смысле, заложенном статьей 78 БК РФ.
Следовательно, поскольку выделение денежных средств на вышеуказанные цели противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то они не могут содержаться в перечне направлений предоставления субсидий в соответствии с Положением.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, Порядок предоставления субсидий предполагает решение вопросов местного значения не в соответствии с частью 1 статьи 72 БК РФ и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств – субсидий.
Указанный Порядок предполагает выделение денежных средств из местного бюджета взамен выполнения работ, связанных с решением вопросов местного значения, что исключает возможность применения к данным правоотношениям положений о предоставлении субсидий (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2010 г. по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. № 09АП-25734/2010-АК по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление ФАС Уральского округа от 24.11.2008 г. № Ф09-8708/08-С1 по делу № А76-578/08; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 г. по делу № А45-9905/2011, Постановление одиннадцатого арбитражного суда от 16.10.2014 по делу №А72-6664/2014, Постановление седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу №А27-4594/2014).
Следовательно, выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов приводит к ограничению конкуренции на рынке выполнения соответствующих работ, и тем самым ограничивается доступ иных хозяйствующих субъектов к данному муниципальному ресурсу.
Таким образом, получившее субсидии лицо окажется в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение указанных в Положении работ в случае проведения торгов согласно части 1 статьи 72 БК РФ, что может привести к ограничению конкуренции между ними.
Таким образом, рассматриваемый Порядок нарушает часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов предоставляет лицам, получившим такие средства преимущества, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, следовательно, является в соответствии с п. 20 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальной преференцией.
Предоставление муниципальной преференции осуществляется в целях, предусмотренных статьей 19 ФЗ «О защите конкуренции» с предварительного согласия антимонопольного органа в порядке ст. 20 ФЗ «О защите конкуренции».
Указанный порядок противоречит ст. 20 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку не предполагает получение такого согласия.
Кроме того, необходимо учитывать следующее.
Согласно п.п. 5 п. 3 Порядка заявители предоставляют в администрацию Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (далее – администрация муниципального образования) в том числе копии договоров и иных документов (смета расходов, справка о стоимости выполненных работ по форме КС-2, КС-3, др.), подтверждающих затраты (как произведенные, так и предстоящие) по направлениям расходования средств субсидий из бюджета поселения в текущем году на цели, указанные в пункте 1 Раздела 2.
Основанием для предоставления юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг средств государственного (местного) бюджета в виде субсидий является фактическое возникновение затрат или недополученных ими доходов (см. Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2010 г. № 74-Г10-16).
Предоставление денежных средств на возмещение предстоящих затрат в нарушение нормы части 1 ст. 78 БК РФ может поставить хозяйствующих субъектов, получивших такие средства в преимущественное положение по отношению к тем, которым данные денежные средства не предоставлялись, а, следовательно, к ограничению конкуренции между ними.
В связи с изложенным, рассматриваемое Положение нарушает ч.1 ст. 15, ст. 19, ст. 20 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»
01.05.2015 Прокуратурой Тогучинского района Новосибирской области принесен протест на п. 2 Постановления от 04.08.2014 №250, п.1 раздела 2, подп. 5 п. 3 раздела 2 Порядка предоставления субсидий из бюджета Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области по основаниям, являющимся предметом рассмотрения настоящего дела.
Постановлением администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района НСО от 18.05.2015 №113 внесены следующие изменения в постановление №210 от 04.08.2014.
- Исключен пункт 2 постановления от 04.08.2014 №250 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Репьевского сельсовета Тогучинского района НСО юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
- Пункт 1 раздела 2 указанного порядка изложен в следующей редакции:«1. Субсидии юридическим лицам за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее- субсидии) предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на безвозмездной (без установления обязательства по уплате процентов) и безвозвратной основах.
3. Подпункт 5 пункта 3 раздела 2 Порядка изложить в следующей редакции: «копии договоров и (или) иных документов (смета расходов, справка о стоимости выполненных работ по форме КС-2, КС-3, др.), подтверждающих произведенные затраты по направлениям.
Таким образом, из указанного порядка исключены цели предоставления субсидий.
Однако, согласно п. 2 ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Отсутствие в Порядке целей предоставления субсидий хозяйствующим субъектам нарушает 1 ст. 78 БК РФ, может повлечь ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами, по аналогичным основаниям, поскольку при отсутствии установленных целей администрация может предоставлять субсидии по своему усмотрению на любые цели, в том числе и связанные с решением вопросов местного значения.
Предоставление денежных средств хозяйствующим субъектам в соответствии с действующим в настоящее время порядком является в соответствии с п. 20 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальной преференцией. Порядок не предусматривает получение согласия антимонопольного органа в соответствии со ст. 20 ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
Норма Порядка, предусматривающая предоставление субсидий не в целях возмещения затрат, а в связи с предстоящими затратами в нарушение нормы части 1 статьи 78 БК РФ, изменена Постановлением администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района НСО от 18.05.2015 №113. В настоящее время хозяйствующие субъекты, претендующие на получение субсидий, обязаны представить документы, подтверждающие произведенные расходы, что соответствует действующему законодательству.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области нарушившей ч.1 ст. 15, ст. 19, ст. 20 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в принятии Порядка предоставления субсидий из бюджета Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно- коммунального хозяйства, утвержденного Постановлением администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области №250 от 04.08.2014 (в редакции Постановления администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 18.05.2015 №113), которое в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 78 БК РФ не определяет цели предоставления субсидий, следовательно, администрация может предоставлять субсидии по своему усмотрению на любые цели, в том числе на решение вопросов местного значения без проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, что может привести к ограничению конкуренции, поскольку в результате решение вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедур закупок; а также без получения согласия антимонопольного органа в нарушение порядка, установленного гл. 5 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
2. Признать материалы дела достаточными для выдачи администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Для его исполнения администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области необходимо отменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство - Порядок предоставления субсидий из бюджета Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно- коммунального хозяйства, утвержденный Постановлением администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области №250 от 04.08.2014 (в редакции Постановления администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 18.05.2015 №113).
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.
ПРЕДПИСАНИЕ №85
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
11 декабря 2015 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. –заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Калинина О. Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 10.12.2015 по делу №63, возбужденному 10.11.2015, о нарушении администрацией Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (ул. Магистральная, 6, с. Репьево, Тогучинский район Новосибирской области) 1 статьи 15, статьи 19, статьи 20 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области прекратить нарушение части 1 статьи 15, статьи 19, статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в принятии Порядка предоставления субсидий из бюджета Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно- коммунального хозяйства, утвержденного Постановлением администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области №250 от 04.08.2014 (в редакции Постановления администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 18.05.2015 №113), которое в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 78 БК РФ не определяет цели предоставления субсидий, следовательно, администрация может предоставлять субсидии по своему усмотрению на любые цели, в том числе на решение вопросов местного значения без проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, что может привести к ограничению конкуренции, поскольку в результате решение вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедур закупок; а также без получения согласия антимонопольного органа в нарушение порядка, установленного гл. 5 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
С целью исполнения настоящего предписания Администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области необходимо отменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство, а именно в срок до 25.12.2015 отменить Порядок предоставления субсидий из бюджета Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно- коммунального хозяйства, утвержденный Постановлением администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области №250 от 04.08.2014 (в редакции Постановления администрации Репьевского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 18.05.2015 №113).
3. Об исполнении пункта 1 настоящего предписания администрации г. Оби Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России 28.12.2015, с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.