Решение №Б/н Решение по жалобе ООО «РосЭкоАудит» на действия АО «РЭС» от 4 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

31 августа 2015 г.                                                                                                                                                 г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н. П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е. В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Филатьева И. Е. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «РосЭкоАудит» (далее – ООО «РосЭкоАудит») на действия заказчика торгов Акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее – АО «РЭС») по проведению запроса предложений на право проведения специальной оценки условий труда (извещение № 1332462 на сайте www.fabrikant.ru),

в присутствии представителей:

заявителя – ООО «РосЭкоАудит»: «…» (по доверенности от 31.08.2015 года № 2/УП),

заказчика торгов – АО «РЭС»: «…» (по доверенности от 05.05.2015 года № 272/15),

заинтересованного лица – ОАО «Первая энергосервисная компания»: «…» (по доверенности от 13.01.2015 года № 4),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «РосЭкоАудит» на действия заказчика торгов АО «РЭС» по проведению запроса предложений на право проведения специальной оценки условий труда (извещение № 1332462 на сайте www.fabrikant.ru).

Заявитель сообщает, что его заявку неправомерно отклонили.

Согласно итоговому протоколу № 1656 заявка ООО «РосЭкоАудит» отклонена, так как она не соответствует пункту 3 технического задания.

Пункт 3 технического задания содержит следующее требование: «Оказание услуг по проведению внеплановой специальной оценки условий труда, в соответствии с ФЗ-426 от 28.12.2013 года». Для осуществления данной услуги ООО «РосЭкоАудит» располагает всеми необходимыми документами и имеет технически оснащенную лабораторию. В ходе телефонного разговора с закупочной комиссией, ООО «РосЭкоАудит» пояснили, что компания не удовлетворяет требованиям Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а именно пункту 3 статьи 19 - отсутствие испытательной лаборатории, аккредитованной Национальным органом по аккредитации. При этом закупочной комиссией не учитываются положения пункта 1 статьи 27, в котором говорится, что организации, аккредитованные до вступления в силу настоящего федерального закона имеют право проводить специальную оценку условий труда до окончания срока действия аттестата аккредитации. Аттестат аккредитации лаборатории ООО «РосЭкоАудит» действителен до 27 марта 2016 года. Кроме того, что у заказчика нет прямого требования в закупочной документации и в техническом задании о наличии аттестата аккредитации, выданного Национальным органом по аккредитации (Россаккредитация).

АО «РЭС» в своих возражения сообщило, что полагает жалобу ООО «РосЭкоАудит» необоснованной ввиду следующих обстоятельств.

1. Заявка ООО «РосЭкоАудит» была мотивированно отклонена ввиду несоответствия данного участника требованиям пункту 3 технического задания.

Согласно пункту 3 Технического задания на оказание услуг по проведению внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах победитель закупки должен соответствовать требованиям Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

На основании пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат физические факторы производственной среды, в том числе шум.

Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» при проведении исследований (испытании) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

В силу пункта 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» испытательная лаборатория (центр) проводит исследования (испытания) и измерения такого вредного и (или) опасного фактора производственной среды и трудового процесса как уровень звука.

В представленном ООО «РосЭкоАудит» приложении к аттестату аккредитации от 28.03.2013 года № 000270 указано, что по шуму (эквивалентный уровень звука) указанная организация аккредитована на соответствие требованиям ГОСТ 12.1.050-86 «Система стандартов безопасности труда. Методы измерения шума на рабочих местах» (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 28.03.1986 года № 790).

Однако, указанный ГОСТ 12.1.050-86 утратил силу с 01.12.2014 года, взамен введен ГОСТ Р ИСО 9612-2013 «Акустика. Измерения шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах» (приказ Росстандарта от 05.12.2013 года №2180-ст «Об утверждении национального стандарта»).

ГОСТ Р ИСО 9612-2013 устанавливает метод измерения шума, негативно воздействующего на работника на его рабочем месте. Данный метод включает в себя следующие основные этапы: анализ рабочей ситуации, выбор стратегии измерения, проведение измерения, выявление возможных ошибок и оценка неопределенности измерения, расчеты и представление результатов измерения. Настоящий стандарт устанавливает три стратегии измерения в зависимости от базового элемента измерения: рабочая операция, трудовая функция, рабочий день. В нем приведено руководство по выбору стратегии измерения в зависимости от конкретной рабочей ситуации и цели измерения, получению значений измеряемого параметра шума и его неопределенности.

ГОСТ 12.1.050-86 не предусматривал вышеуказанные этапы измерения шума, стратегии измерения, а также руководство по выбору стратегии измерения.

Таким образом, в связи с введением ГОСТ Р ИСО 9612-2013 существенно изменился порядок проведения специальной оценки условий труда применительно к уровню звука на рабочем месте.

Ранее установленная методика, на соответствие которой аккредитовано ООО «РосЭкоАудит», перестала применяться.

В соответствии с пунктом 5.4.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»:

Лаборатория должна использовать методики испытаний и/или калибровки, включая методы отбора образцов, которые отвечают потребностям заказчиков и пригодны для предпринимаемых испытании и/или калибровки. Преимущественно следует использовать методики, приведенные в международных, региональных (межгосударственных) или национальных стандартах. Лаборатория должна гарантировать, что она использует последнее действующее издание стандарта, кроме случаев, когда оно не подходит или это невозможно сделать. При необходимости к стандарту можно приложить дополнительные подробности с тем, чтобы обеспечить согласованное применение.

Если заказчик не указал метод, который следует использовать, то лаборатория должна выбрать соответствующие методы, которые приведены в международных, региональных или национальных стандартах, рекомендованы авторитетными техническими организациями, описаны в соответствующих научных статьях или журналах или были рекомендованы изготовителем оборудования. Разработанные или принятые лабораторией методики также могут быть использованы, если они пригодны и оценены. О выбранном методе следует уведомить заказчика. Лаборатория должна подтвердить, что она может правильно использовать стандартные методики, прежде чем приступить к испытаниям или калибровке. Если стандартная методика меняется, то подтверждение следует повторить.

В силу пункта 10 ГОСТ Р 51000.4-2011 «Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий» при необходимости расширения области аккредитации испытательной лаборатории заявитель направляет заявление об аккредитации, содержащее сведения о дополнительной области аккредитации, в орган по аккредитации.

На основании изложенного, у ООО «РосЭкоАудит» отсутствует аккредитации по уровню звука на рабочем месте в соответствии с актуальной методикой, предусмотренной ГОСТ Р ИСО 9612-2013.

При таких обстоятельствах данный участник не соответствует требованиям статей 6, 12, 13, 19 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и, как следствие, требованиям пункта 3 технического задания.

Следует отметить, что заявки участников АО «ПЭСК» и АО «КИОУТ», допущенных к участию в процедуре, отвечают предъявляемым требованиям применительно к рассматриваемой области аккредитации.

Согласно приложению к аттестату аккредитации от 19.12.2013 года РОСС RU.И493.04EЛ00, представленному АО «ПЭСК», указанный участник аккредитован на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9612-2013. Согласно приложению к аттестату аккредитации от 20.05.2015 года RA.RU.213ЭЛ33, представленному АО «КИОУТ», указанный участник также аккредитован на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9612-2013.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» одним из принципов закупки является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, в ситуации, когда для участия в закупочной процедуре поданы заявки организаций, отвечающих актуальным установленным требованиям, неотклонение заявки ООО «РосЭкоАудит» являлось бы заведомым нарушением статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (в рассматриваемом случае - АО «РЭС»).

Соответственно, в силу закона АО «РЭС» при проведении закупочной процедуры обязано осуществлять тщательный отбор участников на предмет соответствия установленным требованиям.

За нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда предусмотрена административная ответственность на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей (часть 1 статьи 14.54 КоАП РФ).

Таким образом, допуск к участию в закупочной процедуре участника, не аккредитованного на соответствие установленным методикам проведения специальной оценки условий труда, влечет риск привлечения АО «РЭС» и его должностных лиц к административной ответственности.

Довод ООО «РосЭкоАудит» о том, что закупочная комиссия необоснованно не учла положения части 1 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», не имеет отношения к рассматриваемому делу.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.

Однако, в рассматриваемом случае заявка ООО «РосЭкоАудит» была отклонена не ввиду отсутствия аттестата аккредитации, полученного после вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а по причине того, что данный участник не подтвердил право проводить специальную оценку условий груда по уровню звука на рабочем месте в соответствии с актуальной методикой, предусмотренной ГОСТ Р ИСО 9612-2013.

2. Отсутствуют бесспорные основания полагать, что ООО «РосЭкоАудит» сможет обеспечить выполнение гарантийных обязательств перед АО «РЭС».

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В связи с указанным обстоятельством в Техническом задании предусмотрен пункт 8 «Требования к гарантийным обязательствам», согласно которому защита результатов оказанных услуг должна быть обеспечена в течение 5 лет, при проведении государственного контроля (надзора) в организации и возникновении вопросов, связанных с производственными заболеваниями и профессиональными рисками.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Согласно заявкам участников АО «ПЭСК» и АО «КИОУТ», допущенных к участию в процедуре, данные организации имеют аттестаты аккредитации, выданные Федеральной службой по аккредитации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Таким образом, указанные участники уже проходили процедуру аккредитации в соответствии с действующим порядком, вследствие чего высока вероятность, что их испытательные лаборатории смогут повторно пройти указанную процедуру и обеспечить выполнение перед АО «РЭС» гарантийных обязательств в течение 5-летнего срока.

Испытательная лаборатория ООО «РосЭкоАудит» аккредитована в Добровольной системе аккредитации в соответствии с уже недействующим порядком (то есть указанный участник не знаком с новой процедурой аккредитации, не проходил проверку Федеральной службы по аккредитации).

При таких обстоятельствах отсутствуют бесспорные основания полагать, что ООО «РосЭкоАудит» сможет в принципе пройти проверку Федеральной службы по аккредитации по истечении срока действия аттестата аккредитации от 28.03.2013 года № 000270 и, как следствие, обеспечить выполнение гарантийных обязательств перед АО «РЭС».

3. Жалоба ООО «РосЭкоАудит» не содержит ссылок о нарушении ч 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем отсутствуют основания для рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим.

Таким образом, неуказание в жалобе ООО «РосЭкоАудит» подтвержденных доводов о нарушении части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», свидетельствует об отсутствии у Заявителя оснований для обращения в антимонопольный орган. Указанный вывод согласуется со сложившейся судебной практикой - постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.03.2014 года по делу №А56-33436/2013, определение ВАС РФ от 25.02.2014 года №ВАС-1495/14 по делу №А05-15825/2012.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с Протоколом открытого запроса предложений по поручению № 236 лот № 1525 от 29.07.2015 года для ОАО «РЭС» от 19.08.2015 года № 1656 заявка ООО «РосЭкоАудит» была отклонена, так как заявка не соответствует требованиям заказчика (предложение участника не соответствует пункту 3 технического задания).

Согласно пункту 3 Технического задания оказание услуг по проведению внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах должно производится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

ООО «РосЭкоАудит» в составе своей заявки представило аттестат аккредитации  от 28.03.2013 года № 000270, в приложении к которому указано, что по шуму (эквивалентный уровень звука) организация аккредитована на соответствие требованиям ГОСТ 12.1.050-86 «Система стандартов безопасности труда. Методы измерения шума на рабочих местах» (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 28.03.1986 года № 790).

ГОСТ 12.1.050-86 утратил силу с 01.12.2014 года, взамен введен ГОСТ Р ИСО 9612-2013 «Акустика. Измерения шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах» (приказ Росстандарта от 05.12.2013 года №2180-ст «Об утверждении национального стандарта»). Таким образом, ООО «РосЭкоАудит» не подтвердило право проводить специальную оценку условий груда по уровню звука на рабочем месте в соответствии с актуальной методикой, предусмотренной ГОСТ Р ИСО 9612-2013.

В соответствии с пунктом 2.1.5. Документации о закупке к оценке не допускаются участники конкурентной процедуры, в частности, при несоответствии участника ниже изложенным требованиям, в том числе при непредставлении участником подтверждающих документов.

Таким образом, заявка ООО «РосЭкоАудит» была отклонена правомерно.

При этом Комиссия Новосибирского УФАС России не принимает довод АО «РЭС» о неправомерной подаче жалобы заявителем и, соответственно, принятии Новосибирским УФАС России жалобы ООО «РосЭкоАудит» к рассмотрению.

Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает случаи, в которых  участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, Новосибирское УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» вправе рассматривать жалобы на любые действия организатора закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «РосЭкоАудит» на действия заказчика торгов АО «РЭС» по проведению запроса предложений на право проведения специальной оценки условий труда (извещение № 1332462 на сайте www.fabrikant.ru) необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны