Определение №б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 129/16 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕН... от 18 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 129/16 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«17» ноября 2016 г.                                                                                                г.Новосибирск

Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, И.В. Волохина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы, рассмотрев заявление физического лица (вх. № 7193 от 08.08.2016г.) по факту размещения в газете «Новосибирск МетропоЛис» № 26 (623) от 15.07.2016г., рекламного объявления следующего содержания: «Займы на погашение просроченных кредитов / STOP54.RU / юридический центр / бесплатная консультация / тел. 263 54 70», с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛ:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 7193 от 08.08.2016г.) по факту размещения в газете «Новосибирск МетропоЛис» № 26 (623) от 15.07.2016г., рекламного объявления следующего содержания: «Займы на погашение просроченных кредитов / STOP54.RU / юридический центр / бесплатная консультация / тел. 263 54 70», с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Реклама, на основании ч.1 ст.3 Закона «О рекламе» - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная в газете «Новосибирск МетропоЛис» № 26 (623) от 15.07.2016г., следующего содержания: «Займы на погашение просроченных кредитов / STOP54.RU / юридический центр / бесплатная консультация / тел. 263 54 70», соответствует всем указанным признакам рекламы, соответственно, является рекламой.

Объект рекламирования, согласно п.2 ст. 3 Закона «О рекламе» - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В данном случае, объектом рекламирования является услуга по предоставлению займа.

Согласно выходным данным рассматриваемой газеты, учредителем является ООО «Метрополис-НСК» (ИНН 5406781516).

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России, ООО «Метрополис-НСК» представило сведения, согласно которым рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Проект 54» (ОГРН 1145476012990; ИНН/КПП 5403355559/540301001; юридический адрес: ул. Сибиряков-гвардейцев, д.56 Б, г. Новосибирск, 630088), на основании договора на размещение рекламных материалов № 14 от 17.05.2016г.

Как указывает в своем отзыве ООО «Метрополис-НСК», рассматриваемое рекламное объявление не является рекламой финансовых услуг. Данное объявление является рекламой юридических услуг – юридические консультации заемщиков при заключении, исполнении, прекращении заемного договора. Рекламодатель (ООО «Проект 54») не является лицом, оказывающим финансовые услуги, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ. В рекламном объявлении не указано, что рекламодатель «предоставляет» займы. В рекламе указано, «юридический центр», «бесплатная консультация».

При заключении договора с ООО «Метрополис-НСК», рекламодатель пояснил, что данное объявление является рекламой юридических услуг.

По смыслу ч.1 ст.807 Гражданского кодекса РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках и банковской деятельности), банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

На основании ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности, лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

В силу ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности, осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

По смыслу Закона о защите конкуренции, банковская услуга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, относится к финансовой услуге (п. 2 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Товар, согласно п.3 ст.3 Закона «О рекламе», - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Поскольку рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (соответствующим услугам по выдаче займа), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, и не содержит указания на конкретного субъекта получения, в соответствии с Закона «О рекламе» она являются рекламой.

В адрес ООО «Проект 54» Новосибирским УФАС России направлялся запрос о предоставлении информации (исх. № 06-8534 от 25.08.2016г.). Ответ на данный запрос Обществом не представлен.

На основании ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о лице, предоставляющем займы. Следовательно, имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе».

В силу ч. 13 ст. 28 Закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

В соответствии с ч. 14 ст. 28 Закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В соответствии с информацией, представленной ООО «Метрополис-НСК», ООО «Проект 54» не является лицом, оказывающим финансовые услуги. Таким образом,  рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения ч. 13, ч. 14 ст. 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с п.2 ч.3 ст.5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с ч.7 ст.5 Закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе доминирующим элементом является слово «ЗАЙМЫ», а также текст: « - на погашение просроченных кредитов». В результате чего у потребителя может сложиться ложное впечатление, что при обращении в данную организацию, он получит займ.

Поскольку ООО «Проект 54» не является лицом, оказывающим финансовые услуги, данное юридическое лицо не может выдать займ обратившимся к нему потребителям. Следовательно, услуга, предлагаемая ООО «Проект 54» не соответствует услуге, указанной в рассматриваемой рекламе. Данное обстоятельство указывает на признаки нарушения п.2 ч.3, ч. 7 ст.5 Закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение п.2 ч.3, ч.7 ст.5, частей 1, 13, 14 ст. 28 Закона «О рекламе».

Исходя из материалов проверки рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Проект 54» (ОГРН 1145476012990; ИНН/КПП 5403355559/540301001; юридический

Кроме того, в соответствии со ст. 38 Закона «О рекламе», Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 1, 13 ст. 28 Закона «О рекламе». Рекамораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Метрополис-НСК» (ИНН 5406781516, юридический адрес: 630091, г.Новосибирск, ул. Державина, д. 28, оф. 604).

Таким образом, в действиях ООО «Метрополис-НСК» усматриваются признаки нарушения частей 1, 13 ст. 28 Закона «О рекламе»

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 129/16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель: физическое лицо,

- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

  • ООО «Проект 54» (ОГРН 1145476012990; ИНН/КПП 5403355559/540301001; юридический адрес: ул. Сибиряков-гвардейцев, д.56 Б, г. Новосибирск, 630088);
  • ООО «Метрополис-НСК» (ИНН 5406781516, юридический адрес: 630091, г.Новосибирск, ул. Державина, д. 28, оф. 604).

3. Назначить дело № 129/16 к рассмотрению на «16» декабря 2016г. в 11:30 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007 (предварительная регистрация в кабинете 1008).

4. ООО «Проект 54» до «14» декабря 2016г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:

- учредительные документы ООО "Проект 54" (со всеми изменениями/дополнениями);

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения;

- документы, подтверждающие полномочия руководителя;

- документальное подтверждение осуществляемых ООО "Проект 54" видов деятельности;

- утвержденный макет рекламы;

- информацию о рекламопроизводителе, рекламораспространителе указанной рекламы (договоры, документы об исполнении данных договоров – платежные документы, акты сдачи приемки, иное);

- документальные сведения об условиях предоставления займа;

- отзыв на данное определение.

5. ООО «Метрополис-НСК» до «14» декабря 2016г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:

- отзыв на данное определение.

Документы представляются в прошитом виде, в копиях, заверенных юридическим лицом, с сопроводительным письмом. В случае отсутствия какого-либо из перечисленных документов необходимы письменные пояснения.

В соответствии с ч.6 ст.19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Явка представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна. Кроме того, обращаем Ваше внимание, в доверенности представителя общества должна содержаться ссылка на представление интересов в антимонопольном органе (Новосибирском УФАС России) с указанием номера дела, включая право на получение приглашения на составление протокола об административном правонарушении представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Связанные организации

Связанные организации не указаны