Решение №Б/н Решение по жалобе ООО «Корпус» на действия МУП «Энергия» от 2 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

28 мая 2015г.                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П.  – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. –начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Корпус» (далее – ООО «Корпус») на действия организатора закупки Муниципального унитарного предприятия «Энергия» города Новосибирска (далее – МУП «Энергия») по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооружению муниципальных тепловых сетей (извещение  № 31502314353 на сайте www.zakupki.gov.ru), в присутствии «…»

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба (вх. № 4683 от 19.05.2015г.) ООО «Корпус» на действия организатора закупки МУП «Энергия» по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооружению муниципальных тепловых сетей (извещение  № 31502314353 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Заявитель сообщает следующее.

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Изучив документацию о конкурсе, Заявитель считает, что положения данной документации на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооружению муниципальных тепловых сетей не соответствует ФЗ № 223-ФЗ, Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия «Энергия» г. Новосибирска (далее - положение о закупках), ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ № 135-ФЗ), которое выразилось в следующем:

- отсутствует информационная открытость закупки (указаны не все документы, которые должны предоставить участники закупки, невозможно определить объем выполняемых работ и т.д.),

- необоснованное ограничение конкуренции (квалификационные требования отнесены к обязательным, вместо установления по этим показателям оценки и сопоставления, присвоения баллов; в перечень обязательных документов включены документы, которые не указаны в Положении о закупках и т.д.),

- создаются преимущественные условия участия в торгах некоторым участникам путем доступа к полной информации по данному конкурсу (без полной информации невозможно составить заявку по настоящему конкурсу).

1) в соответствии с ч. 9 ст. 4 ФЗ № 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: предмет договора с указанием объема выполняемых работ.

Ни из извещения, ни из самой конкурсной документации невозможно определить объем выполняемых работ.

В п. 1.1.1. Технического задания указано, что объект плана - объёмы технического перевооружения оборудования (далее - ТПО) участков сетей и его место нахождение определяется проектной/рабочей документацией (далее - РД). В п. 1.2.1 Технического задания содержится указание, что ТМЦ (товарно-материальные ценности), их качество и характеристики указаны в рабочей документации. Пункт 1.2. проекта Договора на выполнение работ (подряд) содержит указание на то, что Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии, в том числе, с проектно-сметной документацией (Приложение 3,4 к договору).

Документация данной закупки не содержит проектной/рабочей, проектно-сметной или иной технической документации. Проектная (рабочая проектно-сметная) документация является необходимой для претендентов, поскольку определяет объем и характер работ, характеристики и перечень необходимых материалов. Ее наличие соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции. Отсутствие данной Документации, не информированность претендентов закупки приводит к невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе, так как претендент лишен возможности определить объем выполняемых работ, перечень материалов и т.д., что влечет за собой невозможность определить стоимость по настоящему конкурсу.

2) В соответствии с ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам работы, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия выполняемой работы потребностям заказчика;

- требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Заказчиком не установлены требования к качеству, техническим характеристикам работы, также не указаны количественные характеристики.

3) В пункте 9 «Документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе» Информационной карты Конкурсной документации указано:

подпункт 8. Копия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, в рамках заключаемого Договора, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Заказчик не указал, какой допуск должен предоставить участник закупки.

подпункт 12. Расчет заявленной стоимости выполнения работ в форме локального сметного расчета по полному комплексу видов работ и затрат согласно предмету договора.

Локальный сметный расчет участник закупки может предоставить при наличии проектно-сметной документации, которая заказчиком не размешена, полный комплекс работ заказчиком не указан. В противном случае, если будут поданы заявки до размещения данной информации, можно говорить о создании преимущественных условий участия в торгах некоторым участникам путем доступа к полной информации по данному конкурсу.

4) В пункте 9 «Документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе» Информационной карты конкурсной документации указано:

подпункт 11 «в» документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, если в конкурсной документации установлены квалификационные требования к участникам закупки:

1. Копии документов бухгалтерской отчетности (форма 2 «Отчет о прибылях и убытках») за 2014 год с отметкой налоговой инспекцией;

2. Копии заключенных договоров и акты сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-З);

3. Копии положительных отзывов по результатам выполнения аналогичного вида работ;

4.Копии трудовых книжек и дипломов инженерно-технического персонала;

5. Копии трудовых книжек слесарей;

6. Копии свидетельств НАКС на использование аттестованной технологии сварки в соответствии с требованиями РД 03-615-03;

7. Копия сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001 - 2011 (2008);

8. Копия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, в рамках заключаемого Договора, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В пункте 6 Приложения № 1 к Информационной карте «Критерии оценки  заявок на участие в конкурсе и их значимость» указано:

Для      получения        рейтинга          заявок по        критериям «Квалификация участника», каждой заявке по каждому из критериев закупочной комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Для определения рейтинга заявки по критерию «Квалификация участника» устанавливаются следующие показатели значения каждого показателя:

 

№ п/п

Показатели критерия «Квалификация участника»

Баллы

1

Наличие в штате квалифицированного инженерно-технического персонала с опытом работы

 

 

- 4 человека с опытом работы не менее 2-х лет

15

 

- 5 человек, из которых не менее 4-х человек  с опытом работы  не менее 2-х лет

35

 

- свыше 5-ти человек, из которых не менее 4-х человек с опытом работы не менее 2-х лет

100

 

То есть, в информационной карте Конкурсной документации Заказчик указал 8 подкритериев по критерию квалификации участника, а в Критериях оценки только наличие квалифицированного инженерно-технического персонала. Конкурсная документация не содержит порядка сопоставления и оценки заявок по подкритериям критерия «Квалификация участник», указанных в подпункте 11 «в» пункта 9 Информационной карты Конкурсной документации.

Согласно п. 10 ст. 4 ФЗ № 223-ФЗ в документации должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

О том, что часть требований, указанных в подпункте 11 «в» пункта 9 Информационной карты относятся к критерию «квалификация участника» следует и из положения о закупках. Так в Приложении 1 «Критерии и порядок опенки заявок на участие в закупке» Положения о закупках в п. 5 указано:

Номер
критерия

Критерии оценки
заявок

Для проведения оценки в документации необходимо установить:

Значимость критериев в процентах.

 

Точная значимость критерия должна быть установлена заказчиком в документации

 

1.

Цена договора

Начальную цену договора

Не менее 20%

2.

Квалификация участника (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация)

  1. Конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт по стоимости выполненных ранее аналогичных работ)
  2. Формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (например, таблица, отражающая опыт участника)
  3. Требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки)

Не более 70%

3.

Качество товара

Не более 70%

4.

Наличие производственных мощностей

Не более 70%

 

Если критерии, указанные в подпункте 11 «в» пункта 9 Информационной карты конкурса относятся к обязательным требованиям участников закупки, то они не соответствуют требованиям, изложенным в пунктах 6.1. и 6.2. Положения о закупках.

Требования Заказчика (копии заключенных договоров и акты сдачи-приемки выполненных работ-форма КС-3; копии положительных отзывов по результатам выполнения аналогичного вида работ; копии трудовых книжек и дипломов инженерно-технического персонала и т.п.) относятся к  квалификационным требованиям участников закупки, что установлено пунктом 6.3 Положения о закупках. Квалификационные требования к участникам закупки, указанные в п. 6.3. положения о закупках, относятся к критерию «Квалификации участника», по которым закупочной комиссией выставляются баллы и не могут быть отнесены к обязательным требованиям.

Требование, указанное в п. 9 Информационной карты Конкурсной документации, о предоставлении копий трудовых книжек слесарей противоречит п. 1.2 «Общие положения» Конкурсной документации, где указаны сварщики (Подпункт 10 п. 1.2. раздела 1 «Общие положения» Конкурсной документации).

5) В пункте 1.2. «Общих положений» Конкурсной документации указаны требования к участникам закупки: лицо, подающее заявку на участие в конкурсе, должно соответствовать следующим требованиям:

подпункт 7) выручка участника закупки за 2014 год должна составлять не менее 100 000 000,00 (Сто миллионов) рублей (с учетом НДС), из них не менее 100 000 000,00 (Сто миллионов) рублей (с учетом НДС) по выполнению аналогичного вида работ;

подпункт 8) наличие у участника закупки опыта выполнения работ по предмету предполагаемого договора и объемами работ, сопоставимыми условиям предполагаемого договора- не менее 2-х лет: не менее 40 000 000,00 (Срок миллионов) рублей за 2013 год, не менее 100 000 000,00 (Сто миллионов) рублей за 2014 год;

подпункт 9) наличие у участника закупки положительных отзывов по результатам выполнения аналогичного вида работ, за предшествующие 2 года (2013, 2014) - не менее 3-х за каждый год;

подпункт 10) наличие у участника закупки в штате квалифицированного инженерно-технического персонала - не менее 4-х человек; аттестованных и имеющих свидетельство НАКС на использование аттестованной технологии сварки в соответствии с требованиями РД 03-615-03 сварщиков - не менее 3-х человек.

То есть опять Заказчик предъявляет требования к участникам закупки, которые не могут быть отнесены к обязательным (противоречит п.6.1 и п.6.2. Положения о закупках),  являются квалификационными требованиями, по которым должны быть установлены критерии оценки и сопоставления (о чем указано выше).

б) кроме того, не могут быть отнесены к обязательным требованиям наличие копии сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001 - 2011 (2008) (подпункт 11«6»7 пункта 9 «информационной карты» Конкурсной документации; п. 1.2. «Общих положений» Конкурсной документации).

В соответствии с Положением о закупке, данный документ не отнесен к обязательным (дополнительным) требованиям, предъявляемым к участникам закупки (п. 6.1. и п. 6.2. Положения о закупке). Кроме того, в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 8.12.2008 г. № 471 -ст. от 22 декабря 2011 года № 1575 -сти ФЗ № 184 «О техническом регулировании» (ст. 21, ст. 23) ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008), ГОСТ ISO 9001 -20 11 является системой добровольной сертификации.

Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия. То есть стандарты по управлению качеством организации ИСО 9001 - 2011 (2008) устанавливают требования к самому процессу производства сотрудниками продукции, а не предъявляют требований к товару (услуге) как физическому веществу. Подтверждение соответствия системы менеджмента качества на предприятии, в том числе стандартам ИСО 9001 - 2011 (2008) на территории Российской Федерации носит добровольный характер, то есть, действующее законодательство РФ требование об обязательном получении хозяйствующими субъектами такого сертификата, в том числе, для выполнения строительных (ремонтных) работ, не содержит.

Получение Заказчиком продукции, полностью отвечающей его потребностям, обеспечивается только за счет установления самим Заказчиком надлежащим образом указанных технических характеристик продукции, результата работ, а не наличием в заявке участника закупки указания на изготовление товара на производстве, сертифицированном по стандарту ИСО 9001 - 2011 (2008).

Заявитель считает, что такое требование (наличие сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001 - 2011 (2008)) влечет за собой ограничение количества участников закупки, является ограничением конкуренции при проведении вышеуказанных торгов.

7) В пункте 3.1. главы 1 «Общие условия проведения конкурса» Конкурсной документации указано, что заявка на участие в конкурсе должна содержать:

подпункт 2) предложение о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы продукции.

Конкурсная документация не содержит качественные и функциональные характеристики выполнения работ, в связи с чем, невозможно составить заявку в соответствии с требованиями конкурсной документации.

подпункт 3) копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, декларации о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

Заказчик не указал, какие документы необходимо предоставить участнику закупки, для подтверждения соответствия продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ.

подпункт 4) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:

а)         документы или копии документов, подтверждающих соответствие участников            закупки требованиям, устанавливаемым, в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Аналогичные требования содержатся в подпункте 11 «а» пункта 9 «Информационной карты» Конкурсной документации. Заказчик не указал перечень документов, которые должен предоставить участник закупки для подтверждения своего соответствия требованиям законодательства РФ по данному предмету закупки.

8) Пунктом 1.2. «Общих положений» Конкурсной документации установлено, что лицо, подающее заявку на участие в конкурсе, должно соответствовать следующим требованиям: наличие у участника конкурса Свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, в рамках заключаемого Договора, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (заверенная копия). С правом заключения договоров по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору составляет до 500 000 000,00 (Пятьсот миллионов) рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по настоящему конкурсу составляет 108 000 000 рублей 00 копеек.

В соответствии с ч.1.1. ст. 55.8. Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Таким образом, установление требования о наличии допуска к работам по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту, в разы превышающую стоимость самих работ, ведет к ограничению конкуренции.

Кроме того, этим же пунктом предусмотрено, что в случае если несколько юридических лиц, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, требования, установленные заказчиком в документации о закупке к участникам закупки, предъявляются к каждому из указанных лиц в отдельности.

То есть, если на стороне участника выступать будет 3 лица, то все три лица должны иметь допуск по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства стоимость которых по одному договору составляет до 500 000 000,00 (Пятьсот миллионов) рублей. Но ведь три лица выступают на стороне одного участника, и Заказчик будет заключать договор с одним участником, у которого и должен быть допуск. Требование о наличии допуска у всех организаций, выступающих на стороне одного участника закупки, также ведет к ограничению конкуренции.

9) В пункте 7 Информационной карты конкурса указано: Заказчик предоставляет Подрядчику аванс в размере 20 % от стоимости работ в течение 5 банковских дней с момента поступления бюджетных средств на расчетный счет Департамента финансов и налоговой политики мэрии города (МУП «Энергия» г. Новосибирска). Пунктом 4 Информационной карты конкурса предусмотрено, что минимальный срок выполнения работ - 14 недели с момента оплаты Подрядчику авансового платежа, максимальный срок выполнения работ - 18 недель с момента оплаты Подрядчику авансового платежа.

В данном случае участники закупки не могут определить точный срок начала выполнения работ, что влияет на определение срока выполнения работ.

10) В предмет настоящего конкурса заказчик включил работы, которые проводятся в различных районах города, не являются единым цельным комплексом, могут выполняться различными организациями (Перечень объектов 1 теплового р-на, Перечень объектов 2 теплового р-на). Укрупнение лота приводит к завышенным требованиям для участников закупки (допуск до 500 000 000 руб.; наличие у участника закупки опыта выполнения работ по предмету предполагаемого договора и объемам работ, сопоставимыми условиям предполагаемого договора - не менее 100 000 000,00 (Сто миллионов) рублей за 2014 год и т.д.), что приводит к устранению и недопущению конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, заявитель считает, что конкурсная документация не соответствует ФЗ № 223- ФЗ, ФЗ № 135-ФЗ и Положению о закупках, следовательно, не дает право участникам закупки подготовить заявку в соответствии с действующим законодательством, приводит к ограничению конкуренции.

Жалоба ООО «Корпус» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

МУП «Энергия» представило следующее возражение на жалобу (вх. № 4931 от 26.05.2015г.).

Жалобу, поступившую от ООО «Корпус» по проведению МУП «Энергия» г. Новосибирска конкурса на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооружению муниципальных тепловых сетей (извещение № 31502314353 на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее - закупка) МУП «Энергия считает необоснованной, так как:

1. Конкурсная документация включает техническое задание, которое содержит достаточный объем информации для выполнения работ, по техническому перевооружению муниципальных тепловых сетей, а также перечень участков теплотрасс подлежащих техническому перевооружению с указанием материальных характеристик объекта (наименование, длина, диаметр каждого трубопровода).

Локальный сметный расчет и проект ПР предоставляется участником конкурса в соответствии с условиями конкурса.

2. Требования к качеству, техническим характеристикам работы, к результатам работ и иные требования, связанные с определением соответствия выполняемой работы потребностям заказчика, а также количественные характеристики указаны в разделах 2-9 технического задания и перечне объектов.

3. Свидетельство саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, в рамках заключаемого Договора, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно содержать перечень работ, которые указаны в разделах технического задания.

Локальный сметный расчет определяет цену договора, предложенную участником конкурса, и может составляться не только на основании проектной документации, а также на условиях технического задания.

4,5. В пункте 6.1. Положения о закупке указаны обязательные требования, предъявляемые к участникам закупки.

Также согласно пункту 6.2. Положения МУП «Энергия» может предъявлять к участникам дополнительные требования и согласно пункт 6.3. Положения -квалификационные требования, которые выражаются в измеряемых единицах.

Данными требованиями устанавливаются требования, которым участник должен соответствовать на этапе рассмотрения заявок и допущен на этап оценки и сопоставления заявок.

Но не все квалификационные требования должны оцениваться по критерию «Квалификация участника». Для оценки отбираются более значимые критерии, необходимые для выполнения работ. Например, в данном случае был выбран критерий «Наличие в штате квалифицированного инженерно-технического персонала (ИТР) с опытом работы», т.к. исходя из собственного опыта для 23 объектов необходимо не менее 4 ИТР для выполнения данного объема работ за указанный период времени, ИТР является организатором производства работ на объекте от его начала и до окончания (восстановления благоустройства), а остальные специалисты меняются на объекте по мере необходимости в момент выполнения определенных видов работ.

6. В разделе 8 технического задания указаны требования к качеству выполнения работ, указаны общие правила и документы, которым должно соответствовать техническое перевооружение тепловых сетей.

В пункте 1.4. проекта договора сказано, что работы выполняются иждивением Подрядчика. Подрядчик приобретает все необходимые для выполнения работ материалы, оборудование, конструкции, изделия, инвентарь (далее по тексту - ТМЦ), осуществляет их приемку, контроль качества, поступающих для выполнения работ материалов и конструкций, номенклатуру, разгрузку, складирование и хранение, поэтому за качество продукции отвечает Подрядчик, соответственно у подрядной организации должна быть внутренняя система контроля качества. Одновременно Подрядчик выполняет своим иждивением работы по техническому перевооружению объектов, поэтому мы считаем, что у Подрядчика должна быть внутренняя система качества выполняемых работ по техническому перевооружению.

7. Требования к качеству, техническим характеристикам работы, к результатам работ и иные требования связанные с определением соответствия выполняемой работы потребностям заказчика, а также количественные характеристики указаны в техническом задании и перечне объектов.

К документам, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, относится членство подрядной организации в саморегулируемой организации строителей на основании требований Градостроительного кодекса Российской Федерации.

8. Цена договора на выполнение работ по техническому перевооружению муниципальных тепловых сетей составляет 108 000 000,00 рублей.

В соответствии с частью 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004г. № 190-ФЗ существует градация по стоимости одного договора по осуществлению организацией работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства (не более 10 млн. руб., не более 60 млн. руб., не более 500 млн. руб. и т.д.).

В данном случае, цена договора составляет 108 млн. руб. соответственно применяется требование о стоимости по одному договору не более 500 млн. руб.

9. Техническое перевооружение муниципальных тепловых сетей выполняется за счет субсидий из бюджета города Новосибирска. В настоящий момент бюджетные средства на расчетный счет МУП «Энергия» г. Новосибирска еще не поступили.

Срок начала выполнения работ в течение 3 календарных дней с момента оплаты Подрядчику авансового платежа, а продолжительность выполнения строительно-монтажных работ определяется на основании графика производства работ, разработанного в неделях, с начала производства работ.

10. Объекты 1 и 2 тепловых районов территориально граничат между собой и имеют единые источники теплоснабжения. Так как данные объекты являются системой жизнеобеспечения, и по всем техническим регламентам отключение объектов от системы теплоснабжения в Отопительный период запрещено, все работы должны по техническому перевооружению быть выполнены до начала отопительного сезона (в зависимости от погодных условий, конец сентября начало октября).

Также МУП «Энергия» отмечает, что ООО «Корпус» по данным выписки из ЕГРЮЛ не имеет вида деятельности по выполнению строительно-монтажных работ на тепловых, водопроводных сетях и тепловых пунктах.

У ООО «Корпус» имеются следующие виды деятельности по ОКВЭД: 72.40 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов

67.13.1 Предоставление брокерских услуг по ипотечным операциям

74.14 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

74.2 Деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геолого-разведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки

74.13 Исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения

74.1 Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием

74.13.1 Исследование конъюнктуры рынка 22.1 Издательская деятельность

73.20 Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук

72.6 Прочая     деятельность, связанная        с использованием вычислительной техники и информационных технологий

74.20.36 Землеустройство

С момента объявления закупки ООО «Корпус» ни письменно, ни устно не обращалось в МУП «Энергия» г. Новосибирска за разъяснениями или уточнениями положений документации.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

МУП «Энергия» проведена закупка в форме открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооружению муниципальных тепловых сетей. Номер извещения, опубликованного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,  № 31502314353. Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 16-223/2015 от 21.05.2015г. конкурс признан несостоявшимся, принято решение заключить договор с единственным участником ООО СК «СтройЭнергоРесурс». Договор с победителем открытого конкурса заключен 21.05.2015г.

  1. В соответствии с п. 1.1., п. 1.2. Проекта договора, являющегося неотъемлемой частью документации закупки, подрядчик обязуется по заданию Заказчика, в установленный настоящим договором срок выполнить работы техническому перевооружению муниципальных тепловых сетей, выполняемые на основании утвержденного Плана по техническому перевооружению (модернизации, реконструкции) муниципальных тепловых сетей города Новосибирска за счет бюджетных средств на 2015 год (далее по тексту «Объекты», Перечень объектов – Приложение 1 к договору), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы, обусловленные настоящим договором.

Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в п. 1.1. в соответствии с условиями настоящего договора, утвержденным Техническим заданием (Приложение 2 к договору), проектно-сметной документацией (Приложение 3,4 к договору), Графиком производства работ (Приложение 5 к договору), включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для полного сооружения Объектов и нормальной эксплуатации.

Таким образом, заказчиком установлено требование о необходимости выполнения работ подрядчиком в соответствии, в том числе, с проектно-сметной документацией.

К Проекту договора согласно представленной Конкурсной документации и сведениям, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, приложены техническое задание (приложение № 2 к договору), перечень объектов теплового р-на (приложение 1 к договору) и Регламент «О порядке приемки давальческого материала и отчета по его использованию Подрядчиком» (приложение № 6 к договору), иные акты, указанные в п. 1.2. Проекта договора, не опубликованы заказчиком. Однако обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией установлена.

В связи с тем, что конкурсной документацией установлено требование о выполнении работ в соответствии с проектно-сметной документацией, то такая сметная документация содержит требования к результату работ.

На заседании Комиссии представители заказчика подтвердили отсутствие проектно-сметной документации, документации на техническое перевооружение.

П. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» определяет, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Следовательно, на основании ч. 10 ст. 4, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» проектно-сметная документация подлежит включению в документацию и размещению на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Таким образом, отсутствие проектно-сметной документации могло привести к невозможности формирования и подачи заявки на участие в открытом конкурсе, привело к нарушению ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», к нарушению ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», так как сметная документация в составе Конкурсной документации не была размещена на официальном сайте в сети «Интернет», что привело (могло привести) к сокращению числа участников закупки и тем самым нарушает ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

  1. В соответствии пп.8. п. 11 п. 9 Информационной карты Конкурсной документации одним из документов, входящим в состав заявки, является копия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, в рамках заключаемого Договора, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Таким образом, заказчиком установлено, что подрядчик выполняет все работы по договору самостоятельно, без привлечения иных лиц.

Однако заказчиком не определены конкретные виды работ, по которым у участника  должен быть допуск СРО.  Довод МУП «Энергия» о том, что любая специализированная организация, занимающаяся работами, определенными конкурсом, исходя из технического задания, могла понять к каким именно работам предполагается наличие допуска, не доказан. Техническое задание утверждено на проведение работ по техническому перевооружению оборудования муниципальных теплотрасс за счет средств амортизационных отчислений МУП «Энергия» г. Новосибирска. Свидетельство СРО на данный вид работ законодательством не предусмотрено. В тексте технического задания фигурируют, в частности, земляные работы, однако законодательством предусмотрено несколько видов земляных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, на осуществление которых требуется свидетельство СРО (Приказ Минрегионразвития № 624 от 30.12.09г.). Таким образом, исходя из принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки заказчику необходимо было установить конкретный перечень видов работ, по которым должно быть выдано свидетельство СРО. В связи с изложенным, Комиссия считает необоснованным довод заказчика о том, что участники закупки сами должны знать какие именно свидетельства СРО необходимо представить.

В свою очередь, пп. 2.2.1. п. 2.2. Проекта договора определено право подрядчика, согласно которому в процессе выполнения работ по согласованию с Заказчиком подрядчик вправе привлекать для выполнения работ иные организации, имеющих допуск на выполнение соответствующих видов работ. В таком случае, ответственность перед Заказчиком за качество выполняемых работ, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств третьими лицами, несет Подрядчик.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, для участия в открытом конкурсе на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооружению муниципальных тепловых сетей, достаточно наличия у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства в отсутствие свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, в рамках заключаемого Договора, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства противоречит нормам действующего законодательства и приводит к нарушению п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 3  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», согласно которому при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Наличие противоречивых положений в документации могло ввести в заблуждение потенциальных участников закупки, что приводит к ограничению числа хозяйствующих субъектов, желающих принять участие в открытом конкурсе, следовательно, к нарушению ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  

  1. В отношении иных доводов заявителя Комиссией нарушений законодательства не установлено.

Жалоба ООО «Корпус» поступила на действия заказчика по порядку организации торгов, то есть на стадию подготовки закупочной процедуры заказчика, при которой могут быть ущемлены или нарушены права или законные интересы неопределенного круга лиц - потенциальных участником, не подававших или не подавших заявки.

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Корпус» на действия организатора закупки Муниципального унитарного предприятия «Энергия» города Новосибирска по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооружению муниципальных тепловых сетей (извещение  № 31502314353 на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.
  2. Обратиться в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны