Решение №Б/н Решение по делу №57 в отношении администрацией р.п. Краснооб... от 2 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 25.11.2015 г.                              г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 30.11.2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. –  начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Иванов С.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 57 от 05.10.2015 по признакам нарушения администрацией р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области (здание 25, р.п. Краснообск, Новосибирский район, Новосибирская область, 630501)  частей 1,3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

в присутствии представителя ответчика, администрации р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области: «…» (по доверенности б/н от 26.10.2015г.)

в отсутствии представителей заявителя ООО «СибЭкос» и заинтересованного лица (уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление ООО «СибЭкос» (вх.№ 7362 от 10.08.2015г.), указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации муниципального образования  р.п. Краснообска Новосибирской области, выразившихся в наделении функциями органа местного самоуправления отдельного хозяйствующего субъекта. Заявитель сообщает следующее.

 В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Пунктом 2 статьи 25 ФЗ от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее- закон о погребении) установлено, что организацию похоронного дела осуществляют органы местного самоуправления, тогда как погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами.

Согласно пункту 3 части I статьи 99 ЗК РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ (далее ЗК РФ) земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения, а полномочия по предоставлению земельных участков в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Таким образом, предоставление земельного участка непосредственно под захоронение (погребение) тела умершего также относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В нарушение вышеуказанного действующего законодательства администрация р.п. Краснообска наделила функциями органа местного самоуправления отдельный хозяйствующий субъект, а именно, правом отведения земельного участка для захоронения и ведения журнала регистрации захоронений на кладбище «Васхнил».

Передача функций органов местного самоуправления по выдаче разрешений на выделение участка земли под захоронение отдельному хозяйствующему субъекту ведет к созданию преимущественных условий деятельности, а также ограничивает конкуренцию путем создания неравных условий деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке оказания ритуальных слуг.

Руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 44  ФЗ от 26.07.2006 № 135 – ФЗ  «О защите конкуренции» в отношении администрации р.п. Краснообска Новосибирской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Администрация р.п. Краснообска  сообщила следующее (вх. № 8169 от 03.09.2015г.).

Захоронения умерших жителей р.п. Краснообска осуществляются на кладбище, расположенном на территории Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. Земельный участок, на котором расположено кладбище, находится в пользовании ФГУП «Элитное».

На основании распоряжения от 31.10.2008г. № 1301-р Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области» в собственность рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области передано следующее имущество: кладбище 2-я очередь озеленения и благоустройства; контора 1-я очередь, вход на кладбище 1-я очередь, траурный павильон кладбища нг; ограждение территории кладбища; озеленение кладбища 1-я очередь; озеленение кладбища нг; площадка для бака кладбища, 1-я очередь; подъездная дорога к кладбищу; автомобильные проезды кладбища 1-я очередь (адрес нахождения объектов: Новосибирская обл., Новосибирский район, р.п. Краснообск).

Указанное имущество на основании Распоряжения администрации рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области от 01.11.2008 года № 104а-р передано на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ «Краснообск».

Выделение земельных участков под захоронение и регистрация захоронений осуществляется путем подачи в МУП ЖКХ «Краснообск» письменного заявления родственниками умершего.

Специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования р.п. Краснообск не создана.

Информация о договорах, заключенных между МУП ЖКХ «Краснообск» и МУП «Похоронный дом ИМИ» у администрации р.п. Краснообска отсутствует.

 На момент рассмотрения дела администрация р.п. Краснообска представила следующие дополнения:

Изучив практику рассмотрения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области дел, возбужденных по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №      135-ФЗ «О защите конкуренции», практику Арбитражного суда Новосибирской области по данной категории дел, администрация рабочего поселка Краснообска пришла к выводу о необходимости добровольного устранения возникших нарушений антимонопольного законодательства и его последствий. Администрацией р.п. Краснообска также приложены копии:

- распоряжения администрации р.п. Краснообска № 201-р от 06.11.2015г.;

- акта о приеме-предачи групп объектов от 09.11.2015г.;

- акта приема-передачи книги выдачи разрешений на захоронение от 24.11.2015г.;

- письма о направлении для рассмотрения проекта «Положения о погребении и похоронном деле в р.п. Краснообск Новосибиркого района Новосибирской области».

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Постановлением администрации р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области № 104а-р от 01.11.2008г. за МУП ЖКХ «Краснообск» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество:  кладбище 2-я очередь озеленения и благоустройства; контора 1-я очередь, вход на кладбище 1-я очередь, траурный павильон кладбища нг; ограждение территории кладбища; озеленение кладбища 1-я очередь; озеленение кладбища нг; площадка для бака кладбища, 1-я очередь; подъездная дорога к кладбищу; автомобильные проезды кладбища 1-я очередь (адрес нахождения объектов: Новосибирская обл., Новосибирский район, р.п. Краснообск).

Выделение земельных участков под захоронение и регистрация захоронений осуществляется путем подачи в МУП ЖКХ «Краснообск» письменного заявления родственниками умершего.

Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения (пункт ст. 14).

В силу ст.25 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Однако ФЗ «О погребении и похоронном деле» не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, специализированной службе возмещается стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (ст. 9), однако, согласно ст. 10 данного закона, в случае если погребение осуществлялось за счет родственников или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы, не предусмотрена.

Исходя из вышеизложенного следует, что закрепление постановлением администрации р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области № 104а-р от 01.11.2008г. за МУП ЖКХ «Краснообск» на праве хозяйственного ведения имущества (кладбища) квалифицируется как наделение данного хозяйствующего субъекта функциями контрольно-распорядительного характера, что создает ему преимущественные условия деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим (могущим осуществлять) деятельность на том же рынке услуг, и нарушает  ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № ФЗ-135 «О защите конкуренции».

Действия администрации р.п. Краснообска по передаче в хозяйствующее ведение МУП ЖКХ «Краснообск» имущества (кладбище 2-я очередь озеленения и благоустройства; контора 1-я очередь, вход на кладбище 1-я очередь, траурный павильон кладбища нг; ограждение территории кладбища; озеленение кладбища 1-я очередь; озеленение кладбища нг; площадка для бака кладбища, 1-я очередь; подъездная дорога к кладбищу; автомобильные проезды кладбища 1-я очередь (адрес нахождения объектов: Новосибирская обл., Новосибирский район, р.п. Краснообск) привели к тому, что МУП ЖКХ «Краснообск» было наделено функциями контрольно-распорядительного характера, что создало ему преимущественные условия деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим (могущим осуществлять) деятельность на том же рынке услуг и привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 12027/27 от 23.09.2008г. установлено, что передача в ведение предприятий общественных кладбищ и наделение предприятий функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение является нарушением антимонопольного законодательства.

Однако, при рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что распоряжением администрации р.п. Краснообска Новосибирской области № 201-р от 06.11.2015г. муниципальное имущество (кладбище 2-я очередь озеленения и благоустройства; контора 1-я очередь, вход на кладбище 1-я очередь, траурный павильон кладбища нг; ограждение территории кладбища; озеленение кладбища 1-я очередь; озеленение кладбища нг; площадка для бака кладбища, 1-я очередь; подъездная дорога к кладбищу; автомобильные проезды кладбища 1-я очередь, уборная 1-я очередь (адрес нахождения объектов: Новосибирская обл., Новосибирский район, р.п. Краснообск) переданы в казну муниципального образования р.п. Краснообска.

Факт передачи подтвержден актом о приеме- передачи от 09.11.2015г.

Книга выдачи разрешений на захоронение на кладбище р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области актом приема передачи от 24.11.2015г. МУП ЖКХ «Краснообск» передана администрации р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области. Также на заседании Комиссии представитель администрации р.п. Краснообска пояснил, что земельные участки выделяются специалистами администрации.

Таким образом, на момент рассмотрения дела выявленные нарушения устранены.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, ст. 48, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области (здание 25, р.п. Краснообск, Новосибирский район, Новосибирская область, 630501)  нарушившей части 1,3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в закреплении постановлением администрации р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области № 104а-р от 01.11.2008г. за МУП ЖКХ «Краснообск» на праве хозяйственного ведения имущества (кладбище 2-я очередь озеленения и благоустройства; контора 1-я очередь, вход на кладбище 1-я очередь, траурный павильон кладбища нг; ограждение территории кладбища; озеленение кладбища 1-я очередь; озеленение кладбища нг; площадка для бака кладбища, 1-я очередь; подъездная дорога к кладбищу; автомобильные проезды кладбища 1-я очередь (адрес нахождения объектов: Новосибирская обл., Новосибирский район, р.п. Краснообск), наделив тем самым данный хозяйствующий субъект функциями контрольно-распорядительного характера, что создало ему преимущественные условия деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим (могущим осуществлять) деятельность на том же рынке услуг и привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела прекратить.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны