Определение №Б/н Определение о возбуждении дела №120/15 в отношении ПАО «МТС» от 2 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 120/15 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«29» сентября 2015 г.                                                                                                         г. Новосибирск

Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, Т. В. Лопаткина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы, рассмотрев материалы в отношении публичного акционерного общества «МТС» (далее -  ПАО «МТС»; ИНН 7740000076; юридический адрес: г. Москва, ул. Марксистская, д. 4),

УСТАНОВИЛ:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 3510э от 17.06.2015г.) о распространении недостоверной информации о тарифном плане «Супер МТС». В соответствии с заявлением, в офисе компании ПАО «МТС», расположенном по адресу г. Новосибирск, ул. Гусинобродское шоссе, д. 20  заявительнице был предложен тарифный план «Супер МТС», по условиям которого стоимость звонков на «МТС Домашнего региона» составляет 0 (ноль) рублей («Безлимитные звонки на МТС без дополнительных условий»), и предоставлен информационный буклет с описанием условий данного тарифного плана. Спустя несколько дней, после заключения договора, заявительница обратила внимание, что с ее лицевого счета производится списание денежных средств, так как, по факту, бесплатно предоставляются лишь 20 минут в сутки.

Новосибирским УФАС России по данному факту проведена проверка, в результате чего установлено следующее.

В офисах компании ПАО «МТС» распространялись информационные буклеты, содержащие общие сведения о тарифных планах, предлагаемых ПАО «МТС».

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из способа, формы, распространения, оформления, содержания вышеуказанной информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.

Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой по смыслу п.1 ст.3 ФЗ «О рекламе».

Согласно сведениям, представленным ПАО «МТС», в соответствии со ст.44 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», услуги связи оказываются операторами связи пользователям на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Договор на оказание услуг связи МТС состоит из совокупности трех документов - регистрационной формы, Условий оказания услуг подвижной связи МТС, а также условий выбранного абонентом тарифного плана. Подписанием договора абонент присоединяется к Условиям оказания услуг связи МТС, выражая безусловное согласие сданными Условиями.

Договор, заключенный с абонентом номера «…», предусматривает оказание услуг связи МТС в соответствии с условиями тарифного плана «Супер МТС».

Согласно с п.2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1342 от 09.12.2014 г., и п.2.17 Условий МТС, «Тарифный план - совокупность ценовых условий, на которых Оператор предлагает Абоненту пользоваться одной либо несколькими Услугами». Абонент обязан ознакомиться с Условиями МТС, перечнем возможных Услуг, тарифами на Услуги до начала пользования услугами (п.8.2 Условий МТС), а также обязан вносить плату за оказанные услуги телефонной связи в полном объеме и сроки, которые определены договором (п.п.«а» п.25 Правил оказания услуг телефонной связи).

Таким образом, подключаясь (переходя) на тот или иной тарифный план из числа предлагаемых оператором, абонент обязан ознакомиться с его условиями.

Информационные буклеты, предлагаемые в общем доступе в салонах-магазинах МТС, представляют собой краткую информацию о тарифах, не заменяют при этом полного описания тарифных планов, а служат для привлечения внимания абонентов, ознакомления и сравнения основных условий различных тарифных планов. В салоне-магазине также размещены полные описания тарифных планов и предоставляются консультации по их условиям.

При этом, согласно ответу ПАО «МТС», в буклете, в частности, присутствует следующая информация о стоимости звонков и количестве доступных минут в рамках тарифа «Супер МТС»:

- звонки на номера МТС Домашнего региона до 20 минут в сутки - 0 руб.;

- звонки на номера МТС России с опцией «Звони бесплатно на МТС России 100», 100 минут в сутки - 0 руб.;

- звонки на номера других операторов мобильной и фиксированной связи домашнего региона - 1,50 руб./мин.

В описании тарифного плана «Супер МТС», которое публично размещено на сайте МТС http://www.nsk.mts.ru в разделе «Частным клиентам/Мобильная связь/Тарифы и скидки», содержится подробная информация о перечне и стоимости услуг, предоставляемых в рамках данного тарифного плана, в том числе, указана стоимость исходящих вызовов на номера МТС с опцией «Звони бесплатно на МТС России 100» и без подключения таковой, полное описание указанной опции, а также стоимость исходящих вызовов на мобильные и городские номера других операторов.

В связи с поступившим в рамках проверки запросом, ПАО «МТС» проанализированы начисления по лицевому счету абонентского номера «…» за оказание услуг. Тарификация исходящих вызовов, осуществленных абонентом номера «…», как на номера МТС, так и на номера других операторов мобильной и фиксированной связи, производилась корректно, в полном соответствии с условиями выбранного тарифного плана: с 18.05.2015 г. до 29.05.2015 г. по умолчанию действовали базовые условия тарифного плана, согласно которым предоставляются 20 бесплатных минут исходящих вызовов в сутки на номера МТС Домашнего региона. 29.05.2015 г. абонент номера «…» подключил опцию «Звони бесплатно на МТС России 100», при наличии которой предоставляются 100 минут вызовов в сутки на номера МТС России.

По вопросу о списании средств с лицевого счета (за какие услуги), ПАО «МТС» сообщает, что основные начисления по указанному абонентскому номеру складываются из стоимости исходящих вызовов, осуществленных абонентом на номера других операторов связи, и протарифицированных в соответствии с условиями тарифного плана, отраженными, в том числе и в краткой информации буклета.

Также ПАО «МТС» представлен рассматриваемый информационный буклет, оформленный в красочную обложку с описанием тарифов и опций. В данном буклете, в разделе, посвященному тарифному плану «Супер МТС» содержится информация следующего содержания.

«Безлимитные звонки на МТС без дополнительных условий! Бесплатный интернет и SMS! / Ежемесячная плата, руб. – 0 / Звонки домашнего региона / МТС Домашнего региона – 0 / МТС России с опцией «Звоните бесплатно на МТС России 100», 100 мин/сутки – 0 / МТС России без опции «Звоните бесплатно на МТС России 100» (базовые условия), руб/мин – 3 / Других операторов мобильной и фиксированной связи домашенго региона, руб/мин - 1,50 / Интернет, 1 МБ – 0 /  - *888# / Опция «Звони бесплатно на МТС России 100» / 100 бесплатных мин/сутки из дом. региона на номера МТС дом. региона и 100 бесплатных мин/сутки на МТС России. Подключение *868# / Стоимость подключения равна ежесут. Плате 2,5 руб.».

27.07.2015г. в адрес ПАО «МТС» был направлен Акт проверки юридического лица, в возражениях на который ПАО «МТС» указал, что с данным актом общество не согласно, в связи со следующим.

По мнению ПАО «МТС», антимонопольным органом не приняты во внимание факты, изложенные ПАО «МТС» в ответе на запрос №С01/0380и от 21.07.2015года, а также следующие обстоятельства:

13 апреля 2014 года на территории г. Новосибирска и Новосибирской области был открыт для подключения тарифный план «Супер МТС» со следующими условиями:

-           звонки на номера МТС Домашнего региона до 20 минут в сутки - 0 руб.;

-           звонки на номера МТС России с опцией «Звони бесплатно на МТС России 100», 100 минут в сутки - 0 руб.;

-           звонки на номера других операторов мобильной и фиксированной связи домашнего региона - 1,50 руб./мин.

В этот же период начались подключения абонентов на указанный тарифный план и, в целях привлечения внимания к тарифному плану, началось распространение рекламных буклетов в точках продаж «МТС».

В целях распространения рекламных буклетов 05 августа 2014 года между ПАО «МТС» и ООО «Сиб-Принт» был заключен договор на поставку полиграфической продукции. Согласно условиям данного договора Поставщик (ООО «Сиб-Принт») принял на себя обязательства изготавливать и передавать в собственность Покупателя Товар (полиграфические материалы).

Во исполнение вышеназванного договора и в соответствии с заказом, 26 марта 2015 года ООО «Сиб-Принт» были изготовлены и переданы ПАО «МТС» буклеты, с содержанием условий тарифного плана «Супер МТС».

30 марта 2015 года данные буклеты поступили для дальнейшего распространения в точки продаж «МТС», что подтверждается актами о размещении полиграфической продукции.

В данных буклетах, по сообщению общества, были отражены все существенные условия тарифного плана «Супер МТС», а именно:

-           звонки на номера МТС Домашнего региона до 20 минут в сутки - 0 руб.;

-           звонки на номера МТС России с опцией «Звони бесплатно на МТС России 100», 100 минут в сутки - 0 руб.;

-           звонки на номера МТС без опции «Звони бесплатно на МТС России 100» (базовые условия) - 3 руб/мин;

-           звонки на номера других операторов мобильной и фиксированной связи домашнего региона- 1,50руб/мин;

-           Интернет, 1 Мб - 0 руб;

-           SMS 10 в сутки - 0 руб.

Таким образом, как указывает ПАО «МТС», изготовленные и в последующем распространенные буклеты содержали всю существенную информацию, в том числе, условие о предоставлении возможности абонентам на совершение звонков на номера МТС Домашнего региона до 20 минут в сутки с тарификацией 0 рублей, что в полной мере соответствовало требованиям законодательства о связи и о рекламе.

Иных полиграфических рекламных материалов, связанных с условиями тарифного плана «Супер МТС» ПАО МТС не заказывало к изготовлению, не изготавливало самостоятельно и не распространяло в точках продаж МТС и в местах работы с абонентами.

Таким образом, как сообщает ПАО «МТС», обществом была размещена рекламная информация, которая соответствует требованиям ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Как указывает в своем возражении ПАО «МТС», в представленном в антимонопольный орган буклете, в частности, присутствует следующая информация о стоимости звонков и количестве доступных минут в рамках тарифа «Супер МТС»:

-           звонки на номера МТС Домашнего региона до 20 минут в сутки - 0 руб.;

-           звонки на номера МТС России с опцией «Звони бесплатно на МТС России 100», 100 минут в сутки - 0 руб.;

-           звонки на номера других операторов мобильной и фиксированной связи домашнего региона- 1,50 руб./мин.

Следовательно, в представленном на рассмотрение в УФАС по НСО буклете предоставлена информация о предоставлении абонентам компании лишь 20 минут в сутки на звонки МТС Домашнего региона по цене ноль рублей. При этом, как указывает общество, данная информация в акте проверки не отражена и прямо противоречит имеющимся в деле материалам.

К возражениям на Акт проверки ПАО «МТС» приложены следующие документы: копия договора с ООО «Сиб-Принт», корпия заказа от 26.03.2015г., копия акта о размещении рекламных материалов, копия утвержденного макета.

В соответствии с представленной копией утвержденного макета, информация о предоставлении до 20 минут в сутки на совершение звонков на номера МТС Домашнего региона должна содержаться в рекламном буклете.

Опираясь на полученную от ПАО «МТС» информацию, Новосибирским УФАС России был сделан запрос в ООО «Сиб-Принт» о представлении сведений об исполнении договора на изготовление полиграфической продукции, а также утвержденных макетов рассматриваемого рекламного буклета.

В соответствии с представленным ООО «Сиб-Принт» утвержденным макетом, информация о предоставлении до 20 минут в сутки на совершение звонков на номера МТС Домашнего региона также должна содержаться в буклете.

15.09.2015г. в адрес Новосибирского УФАС России ПАО «МТС» представлены сведения о проведении Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области проверки в отношении ПАО «МТС», по заявлению физического лица. Согласно представленному ПАО «МТС» Акту проверки № 2620 от 19.08.2015г. в офисе продаж МТС, расположенном в г. Новосибирске по ул. Гусинобродское шоссе, 20, размещенные информационные буклеты МТС, в том числе с описанием тарифного плана «Супер МТС», в которых указана необходимая информация в том числе о стоимости звонка (0 рублей) на номера МТС Домашнего региона до 20 минут в сутки.

Таким образом, согласно представленным ПАО «МТС» и ООО «Сиб-Принт» макетам, информация о предоставлении до 20 минут в сутки на совершение звонков на номера МТС Домашнего региона должна содержаться в буклете. Согласно Акту проверки Управления Роспотребнадзора РФ по НСО, на момент совершения выездной проверки (27.07.2015г.), данная информация содержится в буклетах, распространяемых в офисе продаж МТС по адресу ул. Гусинобродское шоссе, 20.

Однако, согласно приложенным заявителем фотографиям, данная информация отсутствовала в буклетах, размещенных в офисе МТС в день заключения договора (18.05.2015г.).

Также, в готовом буклете, приложенном ПАО «МТС» к ответу за запрос № 06-6610 (вх. № 6730 от 22.07.2015г.) информация о предоставлении до 20 минут в сутки на совершение звонков на номера МТС Домашнего региона фактически отсутствует.

Таким образом, в рассматриваемом буклете отсутствует информация о предоставлении лишь 20 минут в сутки на звонки МТС Домашнего региона по цене ноль рублей, вследствие чего заявительница была введена в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 несет рекламодатель (ст. 38 Закона «О рекламе»).

В данном случае, рекламодателем является ПАО «МТС».

Таким образом, в действиях ПАО «МТС» содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 120/15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

 - заявитель: физическое лицо;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ПАО «МТС» (ИНН 7740000076; юридический адрес: г.Москва, ул.Марксистская, д. 4).

3. Назначить дело № 120/15 к рассмотрению на «9» ноября 2015г. в 14:00 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007 (предварительная регистрация в кабинете 1008).

4. ПАО «МТС» до «5» ноября 2015г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:

- отзыв на данное определение.

Документы представляются в прошитом виде, в копиях, заверенных юридическим лицом, с сопроводительным письмом. В случае отсутствия какого-либо из перечисленных документов необходимы письменные пояснения.

В соответствии с ч.6 ст.19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Явка представителя ПАО «МТС», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна. Кроме того, обращаем Ваше внимание, в доверенности представителя общества должна содержаться ссылка на представление интересов в антимонопольном органе (Новосибирском УФАС России) с указанием номера дела, включая право на получение приглашения на составление протокола об административном правонарушении представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

В соответствии с ч. 25 главы IV «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством РФ.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны