Решение №Б/н Решение по жалобе ООО ЧОО «Звезда» на действия организатора... от 28 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

     28 декабря 2018 г.                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В.– начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Строгина Е.В. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО ЧОО «Звезда» (вх. № 10518 от 20.12.2018) на действия организатора торгов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объектов НГУЭУ(31807158626), в присутствии представителя «…»

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области  поступила жалоба ООО ЧОО «Звезда» (вх. № 10518 от 20.12.2018) на действия организатора торгов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объектов НГУЭУ(31807158626).

Заявитель сообщает следующее.

В соответствии с п.26 Документации о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объектов НГУЭУ участником был предоставлен полный перечень документов. 10.12.2018 года при подведении итогов конкурса № 469310 ООО ЧОО «ЗВЕЗДА» была присвоена итоговая позиция под номером 2 (второе место) с итоговым балом -46.

Согласно п.29 Документации в критерии оценки были включены:

Цена договора. Величина значимости критерия - 40%;

Квалификация участника конкурса Величина значимости критерия - 60%;

Опыт оказания услуг - оценивается наличие за последние три года, предшествующие заявке на данный конкурс опыта выполнения договоров (контрактов) на оказание аналогичных услуг в учебных заведениях, общежитиях учебных заведений общей стоимостью не менее тридцати процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке без применения к участнику закупки штрафных санкций;

Наличие трудовых ресурсов - оценивается наличие у участника закупки квалифицированных кадров. Каждой заявке по показателю опыта работы присваиваются квалификационный балл от 0 до 50 с шагом 10, который определяется экспертным путем.

Каждой заявке по показателю наличия трудовых ресурсов присваиваются квалификационный балл от 0 до 50 с шагом 10, который определяется экспертным путем.

Совокупная значимость всех критериев должна быть равна 100%.

Согласно п.6.1. Документации показателем опыта оказания услуг считается в следующем порядке: Максимальное количество баллов по данному показателю - 50 баллов. При отсутствии информации по данному показателю или при отсутствии копий подтверждающих документов - 0 баллов; от 1 до 2 исполненных договоров (контрактов) на оказание аналогичных услуг присваивается 10 баллов; от 3 до 4 исполненных договоров (контрактов) на оказание аналогичных услуг присваивается 20 баллов; от 4 до 5 исполненных договоров (контрактов) на оказание аналогичных услуг присваивается 30 баллов; от 5 до 6 исполненных договоров (контрактов) на оказание аналогичных услуг присваивается 40 баллов; от 6 и больше исполненных договоров (контрактов) на оказание аналогичных услуг присваивается 50 баллов.

Участником были предоставлены 14 договоров (контрактов) с Актами выполненных работ с указанием отсутствия взаимных претензий по исполнению услуг в полном объеме в срок и с качеством, удовлетворяющим условия договоров.

Учитывая количество предоставленных и исполненных договоров (контрактов) участник требования заказчика выполнил на максимальное количество баллов по этому критерию - 50, а в совокупности со всеми показателями критериев оценки -100%

Запрос на разъяснения, направленный Заказчику, с предоставлением информации о порядке оценки сопоставления заявок, получен последним 13.12.2018 года, но на момент подачи жалобы заказчиком ответ с разъяснениями не предоставлен.

Кроме того присутствуют противоречия между содержанием положения о закупке и документации о закупке, в части требований к участнику, согласно п. 11 Документации заказчик требует для подтверждения наличия опыта оказания услуг по осуществлению охранной деятельности - копии исполненных договоров (контрактов) (информация о таких договорах (контрактах) должна находиться в Единой информационной системе)

Согласно ст.7 Требования к участникам закупок Положение о закупке Заказчика таких требований не содержит.

По мнению заявителя, указанные действия заказчика нарушают требования части 2 статьи 2 и части 10 статьи 4 Федерального Закона от 18.07.2011 №223 «О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц», т.к. в положении о закупках установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, не предусматривающий возможность его расширения в документации о закупке: в числе требований отсутствовало правило, касающееся права заказчика устанавливать требования к финансовым показателям деятельности участников с обязательной информацией в Единой информационной системе. Вместе с тем документация о закупке, в нарушение условий положения о закупке, содержала данное требование.

По смыслу части 2 статьи 2 Федерального Закона от 18.07.2011 №223 « О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является локальным документом заказчика, который регламентирует его закупочную деятельность.

Торги проведены с нарушением законодательства, а именно Заказчик проигнорировал часть документов, предоставленных участником для рассмотрения заявок по установленным критериям и на свое усмотрение дал оценку заявке без соблюдения критериев в баллах, чем нарушил свой локальный документ, регламентирующий его деятельность при проведении закупок и положение ст. 3 Федерального Закона от 18.07.2011 №223 « О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в части: п.п.2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам аукциона.

Требования Заказчика о предоставлении договоров (контрактов), информация о которых должна находиться в Единой информационной системе, нарушает права участника в части возможного выбора предоставления договоров (контрактов), которые можно не вносить в реестры контрактов в порядке ч.. 15 ст.4 закона о закупках, но являющихся показателем для участника как наличия опыта оказания услуг без применения к нему штрафных санкций со стороны заказчиков.

В целях реализации Постановления правительства РФ от 30.09.2014 № 996 «О распределении полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным Казначейством при создании единой информационной системы в сфере закупок» и ст.4.1. Ф3-223.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр договоров). Порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В течение трех рабочих дней со дня заключения договора, в том числе договора, заключенного заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает размеры, установленные частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

В реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат размещению в единой информационной системе.

Таким образом, заказчик создал своими действиями противоречия, нарушающие права и интересы участника в части выбора и предоставления договоров (контрактов) для оценочных критериев и в нарушение своего локального акта, произвел оценку критериев поданных документов заказчика.

Общество с ограниченной ответственностью ЧОО «ЗВЕЗДА» ознакомившись с протоколом подведения итогов электронного аукциона 469310 (Дата публикации 10.12.2018 года) на основании заключения членов комиссии заказчика о присвоении итоговых позиций, где победителем является ООО ОА «СПЕЦ СБ», с выводами комиссии не согласно.

В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течении одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, распределяются между лицами, допустившими нарушение, повлекшие признание торгов недействительными.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Жалоба ООО ЧОО «Звезда» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" и принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

ФГБОУ ВО «НГУЭУ» предоставило следующие возражения на доводы жалобы (вх. №8412э от 27.12.2018г.).

В соответствии с частями 1, 2 ст. 2 Федерального закона №223-Ф3 от 18.07.2011 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 7.2 Положения о закупке ФГБОУ ВО «НГУЭУ» (далее - Положение) предусмотрено право Заказчика предъявить дополнительные квалификационные требования к участникам закупок, в том числе: положительная деловая репутация, наличие опыта оказания услуг.

В соответствии с п. 11.17.2 Положения оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией на основании Положения о закупке.

Положением (Приложение А к Положению) установлены критерии с соответствующими предельными значимостями, в том числе критерий №2 «Квалификация участника (опыт, образование и квалификация персонала, деловая репутация)». При этом указано, что для проведения оценки в документации необходимо установить требование о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки).

Таким образом, Заказчик правомерно установил требование в документации о предоставлении копий исполненных договоров (контрактов) для подтверждения наличия опыта оказания услуг по осуществлению охранной деятельности.

Положение (Приложение А) в целом устанавливает требование о предоставлении документов и сведений, подтверждающих квалификацию участника, но не содержит исчерпывающего перечня таких документов и требований к ним. Право регулировать вопрос о предоставлении документов, подтверждающих наличие опыта и требований к ним, предусматривается положениями конкурсной документации. Таким образом, указание заказчиком в документации перечисленных требований не противоречит действующему законодательству.

Дополнительные требования для проведения конкурса сообщаются заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые дополнительные требования, и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки.

Установление дополнительных требований к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, соответствует как целям обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений, так и принципам закупки товаров, работ, услуг, закрепленным в нормативных правовых актах о закупках.

Требование о предоставлении документов о квалификации участника (договорах/контрактах), размещенных в Единой информационной системе (далее - ЕИС), установлено заказчиком в целях подтверждения соответствия участников закупки дополнительным требованиям. Данные требования направлены на соблюдение прозрачности при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, и снижению коррупционных проявлений в этой сфере, а также необходимости проверки таких документов на наличие примененных другими заказчиками штрафных санкций. Также, размещение информации в ЕИС исключает фальсификацию предоставляемых документов, что достаточно распространено при проведении закупок, и, следовательно, гарантирует достижение целей закупки.

Кроме того, действующее законодательство, в целом, не содержит запрета на установление требования о наличии сведений о договорах/контрактах в Единой информационной системе.

Так, Постановлением Правительства РФ от 04.08.2017 №937 "О внесении изменений в приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99" установлено требование подтверждения опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) предоставлением копии ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013, либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом №223-Ф3 от 18.07.2011, и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги. Более того, данное требование признано законным Верховным судом Российской Федерации в Решении от 04.04.2018 №АКПИ 18-77.

Таким образом, права и законные интересы участников закупки Заказчиком не нарушены. Установленные требования не противоречат действующему законодательству, Положению о закупках и конкурсной документации.

Относительно запроса разъяснений о предоставлении информации о порядке оценки и сопоставлении заявок, заказчик поясняет следующее.

Нормами Федерального закона №223-Ф3 от 18.07.2011, а также Положением и конкурсной документацией не установлена обязанность заказчика представлять разъяснения порядка оценки и сопоставления заявок после подписания итогового протокола. Тем не менее, заказчиком по телефону были даны такие разъяснения, а также в электронной форме направлены на электронный адрес участника 19.12.2018, о чем свидетельствует переписка между заявителем и заказчиком.

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Закупка в форме открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объектов НГУЭУ №31807158626 производится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Исходя из части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании части 1 статьи 10 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

10.12.2018г. протоколом подведения итогов конкурса №469310 участник ООО ЧОО «Звезда» занял второе место с итоговым баллом 46.

В соответствии с пп. 11 п. 26 Раздела I Документации о закупки для подтверждения наличия опыта оказания услуг по осуществлению охранной деятельности участник закупки должен представить копии исполненных договоров (контрактов) (информация о таких договорах/контрактах должна находится в Единой информационной системе).

Данное условие обусловлено необходимостью проверки заказчиком соответствия участников закупки требованиям документации о наличии опыта, распространяется в равной степени на всех участников и не противоречит действующему законодательству.

В своей заявке ООО ЧОО «Звезда» представили копии 14 исполненных договоров. Из представленных 14 договоров, только 2 присутствуют в Единой информационной системе (далее – ЕИС). Данный факт подтвердил представитель ООО ЧОО «Звезда» на рассмотрении жалобы по существу.

Согласно пп. 6.1 п. 30 Раздела I Документации о закупки при представлении от 1 до 2 исполненных договоров (контрактов) на оказание аналогичных услуг присваиваются 10 баллов.

Максимальное количество баллов по данному показателю – 50 баллов.

Таким образом, в соответствии с представленными договорами, организатор торгов не мог присвоить ООО ЧОО «Звезда» максимальный балл по данному показателю.

Следовательно, в действиях организатора торгов не усматривается нарушения порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО ЧОО «Звезда» (вх. № 10518 от 20.12.2018) на действия организатора торгов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объектов НГУЭУ(31807158626), необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                            Н.П. Камнева

 

Члены Комиссии                                                                                                                    Е.В. Долженкова

 

                                                                                                                                                 Е.В. Строгина

Связанные организации

Связанные организации не указаны