Решение №б/н Решение по жалобе ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» н... от 14 октября 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

10 октября 2016г.                                                                                                   г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Калинина О.Ю. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «Щербинский лифтостроительный завод» (далее – ОАО «ЩЛЗ») на действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее – МЖКХиЭ НСО) при подготовке и проведении предварительного отбора № 1.4-2016/ПО «Выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт», в присутствии представителя ОАО «ЩЛЗ» - <...> (доверенность № 30.02.01.-52 от 05.10.2016г.), представителя МЖКХиЭ НСО – <...> (доверенность № 11 от 11.01.2016г.),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» (вх. № 4518э от 29.09.2016г.) на действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области при подготовке и проведении предварительного отбора № 1.4-2016/ПО «Выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт».

Заявитель сообщает следующее.

08.09.2016г. на сайте электронной торговой площадки «РТС Тендер» было размещено извещение о предварительном отборе на право включение в реестр по виду Выполнение работ по ремонту и замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт. Организатором процедуры является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области.

В п. 23 Положения к Постановлению Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее ПП № 615) изложено требование по количеству необходимого персонала у участника предварительного отбора:

«о) наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности».

Согласно п.4 Приложения № 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207 «Минимально необходимыми требованиями к кадровому составу заявителей, привлекаемых застройщиком или заказчиком на основании договора для выполнения работ по организации строительства, включенных в перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленный в соответствии с частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются в зависимости от стоимости одного договора на создание объекта капитального строительства:

а) для юридического лица:

не более 10 млн. рублей - наличие в штате по месту основной работы не менее 2 руководителей, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 7 лет, а также не менее 5 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет;

не более 60 млн. рублей - наличие в штате по месту основной работы не менее 2 руководителей, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 7 лет, а также не менее 6 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет;

не более 500 млн. рублей - наличие в штате но месту основной работы не менее 2 руководителей, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 7 лет, а также не менее 8 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет;

не более 3 млрд. рублей - наличие в штате по месту основной работы не менее 3 руководителей, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 7 лет, а также не менее 12 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет;

не более 10 млрд. рублей - наличие в штате по месту основной работы не менее 3 руководителей, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 7 лет, а также не менее 14 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет;

10 млрд. рублей и более - наличие в штате по месту основной работы не менее 3 руководителей, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 7 лет, а также не менее 15 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет;

б)           для индивидуального предпринимателя:

наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля и стажа работы в области строительства не менее 7 лет;

наличие работников, численность, образование и стаж работы которых соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" настоящего пункта;

в) наличие работников, прошедших аттестацию по правилам, установленным Федеральной службой но экологическому, технологическому и атомному надзору, по каждой из должностей, в отношении выполняемых работ по которым осуществляется надзор этой Службой и замещение которых допускается только работниками, прошедшими такую аттестацию, - при наличии в штатном расписании заявителя указанных должностей».

Согласно документации, к участнику предъявляется ряд требований. В п. V. Требования к участникам предварительного отбора установлены требования к персоналу: «л) наличие у Участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала:

для выполнения замены лифтового оборудования одного лифта необходимы:

- аттестованный монтажник – 2;

- начальник монтажного участка - 1;

- аттестованный сварщик – 1;

- аттестованный мастер-сварщик по руководству и техническому контролю 1».

Также в документации не указано точное число лифтов, требующих замены. В документации приведены ориентировочные адресные перечни многоквартирных домов, из которых следует, что необходим капитальный ремонт в 191 доме. Даже если допустить, что в каждом доме будет заменен один лифт и сопоставить это с требованиями Заказчика к персоналу получаем:

382 аттестованных монтажников;

191 начальников монтажного участка;

191 аттестованных сварщиков;

191 аттестованных мастеров-сварщиков по руководству и техническому контролю.

Итого получается участник предварительного отбора должен иметь минимальное количество персонала в размере 955 (Девятьсот пятьдесят пять) человек.

Заявитель считает, что Заказчик данным требованием нарушил п. 24 ПП № 615, запрещающий иные требования к участникам предварительного отбора, а также имеются признаки ограничения конкуренции в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции», так как Организатор установил требование к должности, а соответственно и должностным функциям участника предварительного отбора, хотя согласно Градостроительного кодекса определяющим является высшее образование соответствующего профиля и стаж работы.

В дополнение к приведенному сообщаем, что Организатор ответом на запрос от 22.09.2016 г. внес существенное изменение в документацию. Фактически он снял требования по должностям и должностным функциям персонала участников предварительного отбора. Но не внес изменений в документацию и не продлил срок окончания подачи заявок в соответствии с п.22 ПП №615.

ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» обнаружило данное разъяснение только 28.09.2016г., в процессе проверки заявки перед подачей. Обнаружив новые требования к персоналу, заявитель не успел подготовить и подать свою заявку.

МЖКХиЭ НСО представило следующее возражение на жалобу (вх. № 9099 от 07.10.2016г).

Постановление № 615 установлены требования к участникам предварительного отбора. Пункт «о» статьи 23 устанавливает наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключенному договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.

Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Согласно п. 14.2 статьи 1 ГК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В силу части 7 статьи 52 ГК РФ, виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Также отмечается, что лица, осуществляющие строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту самостоятельно или с привлечением других лиц. При этом, такое лицо должно иметь свидетельство о допуске к таким работам.

Перечень видов работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624.

Замена лифта состоит из демонтажа всего оборудования и монтажа нового лифта.

После завершения монтажных работ при замене и модернизации проводится полный комплекс пусконаладочных работ лифтов. Перечисленные виды работ соответствуют видам работ Перечня п. 23.2 «Монтаж лифтов» и п. 24.2 «Пусконаладочные работы лифтов» и могут осуществляться только при наличии свидетельства о допуске, выданного строительной саморегулируемой организацией. Технический регламент «О безопасности лифтов», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 782, устанавливает идентичные требования.

«Рассмотрев предложение исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» о проведении на территории Новосибирской области «пилотного» проекта по оптимизации процессов электронных торгов в сфере приватизации государственного и муниципального имущества и осуществления закупок товаров, работ и услуг, направленных на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, направленное в адрес Губернатора Новосибирской области В.Ф. Городецкого письмом от 13.09.2016 № 01-158, Министерство сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность указанных объектов» установлено, в том числе, требование к наличию работников, прошедших аттестацию по правилам, установленным Ростехнадзором, по каждой из должностей, в отношении выполняемых работ по которым осуществляется надзор и замещение которых допускается только работниками, прошедшими такую аттестацию, при наличии в штатном расписании заявителя указанных должностей.

Из анализа изложенного, МЖКХиЭ НСО делает вывод, что Министерство в пункте «л» раздела V документации о проведении предварительного отбора № 1.4-2016/ПО не вышло за пределы требований законодательства, Постановления № 615, пункта 4 Приложения 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 № 207.

Правительством Новосибирской области принято Постановление от 27.11.2013 № 524-П «Об утверждении региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2043 годы» (далее - региональная программа).

В региональную программу включены работы по ремонту и замене лифтового оборудования. В разделе IV региональной программы отображено, что в целях реализации программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных (далее - МКД), уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, определения видов и объемов государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления утверждают краткосрочные (сроком на три года) планы реализации программы в соответствии со статьей 12 Закона Новосибирской области № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Новосибирской области». В извещении № 4 от 08.09.2016 «О проведении предварительного отбора подрядных организаций» Министерством в п. 8 указан срок действия результатов предварительного отбора - 3 года. Формирование лотов для проведения ремонтных работ будет также производиться с учетом возможностей финансирования работ из соответствующих бюджетов, их возможностей.

Это означает, что проведение ремонтных работ по замене и ремонту лифтового оборудования в МКД будет осуществляться по отдельным лотам в трехгодичный период времени и не потребует указанного в жалобе заявителя количества квалифицированного персонала.

Заявитель указал в жалобе, что в документации не указано точное количество лифтов и приведены ориентировочные адресные перечни МКД.

Перечень МКД, подлежащих капитальному ремонту общего имущества, составлен в соответствии с очередностью, определенной исходя из критериев, установленных статьей 2 Закона Новосибирской области № 360-03.

В данную Программу могут вноситься изменения в соответствии с решениями собственников помещений МКД. Программа подлежит ежегодной актуализации. В результате этого, невозможно установить твердый адресный перечень.

Исходя из изложенного, Министерство не считает это нарушением требований п. 24 Постановления № 615 и Федерального закона «О защите конкуренции».

В ответах на запросы Заявителя Министерство разъясняло свои позиции в ответах от 14.09.2016 № 4138-05/21, от 16.09.2016 № 4192-05/21, от 22.09.2016 № 4286-05/21.

Заявитель в жалобе указал, что ответом на запрос от 22.09.2016 министерство внесло существенные изменения в документацию, фактически сняло требования по должностным функциям персонала у участников предварительного отбора и не продлило срок окончания подачи заявок в соответствии со статьей 22 Постановления № 615.

Министерство не согласно с такой интерпретацией ответа на запрос Заявителя.

В данном случае, Заявитель, по мнению МЖКХиЭ НСО, лукавит и старается указать на нарушения законодательства министерством, которое оно не нарушало.

Статья 22 Постановления № 615 указывает, что срок подачи заявок должен быть продлен со дня размещения на официальном сайте и сайте оператора электронной торговой площадки изменений, внесенных в извещение о продлении предварительного отбора (или) в документацию о проведении предварительного отбора.

Министерство не вносило никаких изменений в документацию, а представило только разъяснение на запрос.

На основании изложенного, МЖКХиЭ НСО считает, что жалоба ОАО «Щербинский лифтосроительный завод» необоснованна в полном объеме.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы лиц, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

МЖКХиЭ НСО во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»  на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» проводится предварительный отбор подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»  утверждено Положение, которое определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - закупка, договор об оказании услуг) (далее – Положение).

Согласно п. 2 Положения под предварительным отбором понимается совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.

П. 23 Положения определяет требования к участникам предварительного отбора, одним из которых является наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности (пп.о) п. 23 Положения).

Документацией о проведении предварительного отбора № 1.4-2016/ПО по предмету предварительного отбора «Выполнение работ по ремонту и замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт»  (далее – Документация) установлено одно из требований к участникам предварительного отбора - наличие у Участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала:

для выполнения замены лифтового оборудования одного лифта необходимы:

- аттестованный монтажник - 2;

- начальник монтажного участка – 1;

- аттестованный сварщик – 1;

- аттестованный мастер-сварщик по руководству и техническому контролю – 1 (п. л) раздела V Документации).

Требования к участникам предварительного отбора при этом являются общими и установлены вне зависимости от количества лифтов и перечня многоквартирных домов.

В Документации определены ориентировочные адресные перечни многоквартирных домов, при этом указания на конкретное количество лифтов, требующих замены, отсутствуют обоснованно, так как, согласно пп. в) п. 30 Положения в документации о проведении предварительного отбора помимо сведений, указанных в извещении о проведении предварительного отбора, предусмотренных пунктом 21 настоящего Положения, должны быть определены ориентировочные адресные перечни многоквартирных домов, на выполнение капитального ремонта общего имущества в которых в дальнейшем будет проводиться электронный аукцион, либо указание на сайт в сети «Интернет», где размещены указанные адресные перечни.

Разъяснения, данные МЖКХиЭ НСО, от 22.09.2016г. не подтверждают внесение существенных изменений в документацию, а свидетельствуют об исполнении органом по ведению реестра обязанности по разъяснению документации о проведении предварительного отбора, установленной Положением.

Доводы, изложенные в жалобе ОАО «ЩЛЗ», не нашли своего правового подтверждения, таким образом, нарушений в действиях МЖКХиЭ НСО при проведении предварительного отбора № 1.4-2016/ПО «Выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт» не установлено.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу открытого акционерного общества «Щербинский лифтостроительный завод» на действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области при подготовке и проведении предварительного отбора № 1.4-2016/ПО «Выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны