Решение №Б/н Решение по делу №28 в отношении администрации города Оби Нов... от 11 сентября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 09 сентября 2015 г. г. Новосибирск
Решение в полном объёме изготовлено 11 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
Калинина О.Ю.– и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии,
Иванов С.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело № 28, возбужденное 16.06.2015 г. по признакам нарушения администрацией города Оби Новосибирской области (ул. Авиационная, д.12, г. Обь-2, Новосибирская область, 633102) части 1 статьи 15, части 1 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в отсутствие представителя ответчика, администрации г. Оби Новосибирской области (уведомлена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, согласно данным, полученным с сайта ФГУП Почта России, при отслеживании почтового отправления № 63001188203404),
в отсутствие представителя заинтересованного лица МУП «Теплосервис» (уведомлено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, согласно данным, полученным с сайта ФГУП Почта России, при отслеживании почтового отправления № 63001188203411)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступили материалы проверки Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области (далее – ГУ МВД России по Новосибирской области), указывающие на следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации города Оби Новосибирской области при выделении муниципальных целевых субсидий и заключении договоров с подрядными организациями.
В ходе вышеуказанной проверки расходования выделенных бюджетных средств МУП «Теплосервис» города Оби было установлено, что 19.08.2014 года между Администрацией города Оби и МУП «Теплосервис» города Оби было заключено Соглашение о предоставлении субсидии № 30 о предоставлении средств на возмещение затрат (субсидии) в размере 2 450 000 рублей на проведение работ по восстановлению эксплуатационных качеств муниципального имущества – технологического оборудования ЦТП-1.
19.08.2014 года МУП «Теплосервис» города Оби без проведения процедуры торгов заключило Договор подряда № 192/14 с ООО «Аванта» на проведение работ по восстановлению эксплуатационных качеств муниципального имущества технологического оборудования ЦТП-1 на сумму 2 450 000 рублей.
20.10.2014 года директором МУП «Теплосервис» города Оби Воробьевым Ю.В. был подписан Акт приемки работ (формы КС-2), выполненных ООО «Аванта» в рамках договора подряда № 192/14.
21.10.2014 года между Администрацией города Оби и МУП «Теплосервис» города Оби было заключено Соглашение о переводе долга № 6 к Соглашению о предоставлении субсидии № 30 от 19.08.2014 года, в соответствии с которым администрация муниципального образования принимает на себя обязательства произвести оплату денежных средств (субсидии) в размере 2 450 000 рублей на расчетный счет ООО «Аванта» за выполненные работы по восстановлению эксплуатационных качеств муниципального имущества - технологического оборудования ЦТП-1.
27.10.2015 года денежные средства в размере 2 450 000 рублей были переведены с лицевого счета Администрации города Оби на расчетный счет ООО «Аванта».
По аналогичной схеме в 2014 году с лицевого счета Администрации города Оби были перечислены бюджетные средства на расчетные счета следующих коммерческих opганизаций:
25.08.2014 года на расчетный счет ООО «СибАльянс» было перечислено 2 900 000 рублей в рамках соглашения о предоставлении субсидии № 21 от 03.07.2014 года;
22.10.2014 года на расчетный счет ООО «СибАльянс» было перечислено 4 916 400 рублей в рамках соглашения о предоставлении субсидии № 29 от 15.09.2014 года;
22.10.2014 года на расчетный счет ООО «СибАльянс» было перечислено 4 705 000 рублей в рамках соглашения о предоставлении субсидии № 31 от 15.09.2014 года;
09.09.2014 года на расчетный счет ООО «СибАльянс» было перечислено 7 578 000 рублей в рамках соглашения о предоставлении субсидии № 27 от 06.08.2014 года;
22.10.2014 года на расчетный счет ООО «СибАльянс» было перечислено 756 982 рублей в рамках соглашения о предоставлении субсидии № 28 от 28.08.2014 года.
При заключении договоров подряда между МУП «Теплосервис» и ООО «СибАльянс» процедуры торгов также не проводилось.
Администрация г. Оби Новосибирской области не представила возражений по существу рассматриваемого дела.
В ходе рассмотрения представленных материалов, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.
При рассмотрении материалов о предоставлении Администрацией города Оби субсидий МУП «Теплосервис» города Оби был дополнительно рассмотрен Порядок предоставления субсидий для улучшения эксплуатационных качеств муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление, утвержденный Постановлением Администрации города Оби Новосибирской области от 03.08.2010 года № 534 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий для улучшения эксплуатационных качеств муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление» (далее – Порядок), из которого установлено следующее.
Порядок принят в целях надлежащего содержания и сохранения муниципального имущества и реализации статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Данный порядок не распространяется на предоставление субсидий государственным и муниципальным учреждениям, так как обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений регламентировано статьей 70 Кодекса, а порядок предоставления субсидий автономным учреждениям установлен в статье 78.1 Кодекса.
Исходя из содержания Порядка, субсидии представляются следующим субъектам: юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальное имущество. Следовательно, такой субъект отношений как физические лица исключен администрацией из получателей субсидий, а государственные и муниципальные учреждения не исключены из списка получателей субсидий.
Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывает, что субсидии, предоставляемые производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и/или критерии отбора производителей, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, анализ Порядка свидетельствует о том, что данная норма устанавливает не категории, а конкретных получателей субсидий из бюджета – юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальное имущество.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК ФР) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть в соответствии с Федеральным законом 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (до 01.01.2014 года – законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд).
Предусмотренное Порядком выделение денежных средств из муниципального бюджета не может рассматриваться как предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в смысле, заложенном статьей 78 БК РФ.
Таким образом, Порядок предполагает решение вопросов местного значения не в соответствии с частью 1 статьи 72 БК РФ и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (до 01.01.2014 года – законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств – субсидий.
Следовательно, выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов приводит к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ в области ЖКХ, поскольку ограничивается доступ иных хозяйствующих субъектов к данному муниципальному ресурсу. Таким образом, получившее субсидии лицо окажется в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение указанных в Порядке работ в случае проведения торгов согласно части 1 статьи 72 БК РФ, что может привести к ограничению конкуренции между ними.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Предоставление Администрацией города Оби Новосибирской области денежных средств хозяйствующему субъекту должно происходить с заявлением о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.
Порядок предоставления муниципальных преференций установлен главой 5 Закона о защите конкуренции и предполагает получение предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа за исключением перечня случаев.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, Порядок противоречит требованиям антимонопольного законодательства, поскольку частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов и (или) осуществление действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании Порядка между Администрацией города Оби и МУП «Теплосервис» города Оби были заключены следующие соглашения о предоставлении субсидий:
№ 21 от 03.07.2014 года (2 900 000 рублей);
№ 27 от 06.08.2014 года (7 578 000 рублей);
№ 30 от 19.08.2014 года (2 450 000 рублей);
№ 28 от 28.08.2014 года (756 982 рублей);
№ 29 от 15.09.2014 года (4 916 400 рублей);
№ 31 от 15.09.2014 года (4 705 000 рублей).
Цели предоставления субсидий в рамках указанных соглашений соответствуют целям Порядка.
Таким образом, Администрация города Оби Новосибирской области, издав Постановление от 03.08.2010 года № 534 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий для улучшения эксплуатационных качеств муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление» и заключив с МУП «Теплосервис» города Оби соглашения о предоставлении субсидий № 21 от 03.07.2014 года, № 27 от 06.08.2014 года, № 30 от 19.08.2014 года, № 28 от 28.08.2014 года, № 29 от 15.09.2014 года, № 31 от 15.09.2014 года (4 705 000 рублей), нарушила часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 19, часть 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку поставила хозяйствующий субъект, обладающий правом хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальным имуществом в преимущественные условия по отношению к иных юридическим лицам.
Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, пунктом 2 части статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию г. Оби Новосибирской области (ул. Авиационная, д.12, г. Обь-2, Новосибирская область, 633102) нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 19, часть 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в утверждении Постановления от 03.08.2010 года № 534 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий для улучшения эксплуатационных качеств муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление» и заключении с МУП «Теплосервис» города Оби соглашений о предоставлении субсидий № 21 от 03.07.2014 года, № 27 от 06.08.2014 года, № 30 от 19.08.2014 года, № 28 от 28.08.2014 года, № 29 от 15.09.2014 года, № 31 от 15.09.2014 года (4 705 000 рублей), что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи администрации г. Оби Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 54
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
09 сентября 2014 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
Калинина О.Ю.– и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии,
Иванов С.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело № 28, возбужденное 16.06.2015 г. по признакам нарушения администрацией города Оби Новосибирской области (ул. Авиационная, д.12, г. Обь-2, Новосибирская область, 633102) части 1 статьи 15, части 1 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 09.09.2015г. по делу № 28, возбужденному 16.06.2015г. о нарушении администрацией г. Оби Новосибирской области (ул. Авиационная, д.12, г. Обь-2, Новосибирская область, 633102) части 1 статьи 15, части 1 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации г. Оби Новосибирской области прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в утверждении Постановления от 03.08.2010 года № 534 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий для улучшения эксплуатационных качеств муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление».
2. С целью исполнения настоящего предписания администрации г. Оби Новосибирской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 09.10.2015г. отменить Постановление от 03.08.2010 года № 534 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий для улучшения эксплуатационных качеств муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление».
3. Об исполнении настоящего предписания администрации г. Оби Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 16.10.2015 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.