Решение №б\н Решение по жалобе ООО «Новые технологии» на действия заказчи... от 3 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

30 мая 2016 г.                                                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н. П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Рябышева Ю.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новые технологии» (далее по тексту – ООО «Новые технологии») на действия заказчика закупки у единственного поставщика «Поставка пресса для нужд ИЯФ СО РАН»,

в присутствии организатора торгов: ФГБУН Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН – «…» (представитель по доверенности № 33 от 25.04.2016г.);

«…» (представитель по доверенности № 32 от 25.04.2016г.);

в отсутствие заявителя: ООО «Новые технологии» (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Новые технологии» (вх. № 4438 от 19.05.2016 г.) на действия организатора закупки у единственного поставщика «Поставка пресса для нужд ИЯФ СО РАН» ФГБУН Института ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской Академии наук (далее по тексту – ИЯФ СО РАН) (номер извещения – 31603596551).

Заявитель сообщает, что заказчик нарушил п.4 ст. 3 Федерального закона № 223-Ф3, согласно которому, Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012г. № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме», определен указанный перечень, с указанием соответствующих Кодов ОКПД 2. Данный перечень сформирован с учетом необходимости проведения конкурентоспособных закупок.

Согласно п.2 настоящего Постановления: «Установить, что закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением не осуществляется в электронной форме в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным статьей 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»».

Согласно протоколу закупки у единственного поставщика от 26.04.2016 г, основание закупки у единственного поставщика: в соответствии со ст.9.5.2 п. 15 Положения о закупке товаров, работ, услуг ИЯФ СО РАН от 21.03.2014 г.

Данный пункт в Положении прописан следующим образом. Заказчик, являющийся исполнителем по государственному (муниципальному) контракту либо заключенному гражданско-правовому договору на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг привлекает в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта либо гражданско-правового договора иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для исполнения предусмотренных в таких контракте либо договоре обязательств.

 Заявитель считает, что в п. 15 Положения указан лишь источник финансирования (как и в 223-Ф3), но не указан исполнитель (подрядчик), либо конкретная группа товаров, в связи с чем игнорирование требований Постановления Правительства РФ от 21.06.2012г. № 616 данным заказчиком неправомерно.

Объект закупки: Поставка пресса для нужд ИЯФ СО РАН - включен в данный перечень как: «Машины ковочные или штамповочные молоты; гидравлические прессы и прессы для обработки металлов, не включенные в другие группировки». Код классификатора продукции по видам экономической деятельности – 28.41.33, и соответствует указанному в извещении заказчика. В связи с чем данная закупка должна быть проведена только в электронной форме.

Заявитель указывает, что проведением данной закупки у единственного поставщика, ИЯФ СО РАН полностью исключил какую-либо конкуренцию.

 

Жалоба ООО «Новые технологии» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

 

Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН представил следующие возражения на жалобу.

Институт не согласен с представленными в жалобе доводами по следующим основаниям.

Федеральное государственное бюджетное учреждения науки Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук - крупнейший академический институт страны (около 2800 сотрудников). Здесь работает более 400 научных сотрудников, в том числе - 9 членов РАН, 61 доктор и 167 кандидатов наук. Особенностью ИЯФ СО РАН является наличие крупного экспериментального производства (около 1000 человек) с высоким уровнем технического и технологического оснащения.

В соответствии с Уставом ИЯФ СО РАН, утвержденным приказом ФАНО от 26.11.2014 № 1099, Институт осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Агентством, иными федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» (далее - РАН), государственными и общественными объединениями, профессиональными организациями, иными юридическими лицами.

РАН осуществляет научно-методическое руководство деятельностью Института, которое заключается:

- в участии в формировании программы развития Института;

- в участии в формировании государственного задания Институту на оказание государственных услуг (выполнение работ);

- в осуществлении оценки научной деятельности Института.

Одним из видов деятельности Института является проведение научных исследований по проектам, получившим финансовую поддержку государственных научных фондов Российской Федерации, других государственных и негосударственных фондов, фондов международных и иностранных организаций; разработка и производство экспериментальных и опытных образцов и опытных партий уникального научного и технологического оборудования и приборов для научных исследований, новых технологий и медицины, а также деятельность, связанная с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечение их защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Институт вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой создан Институт.

Институт является юридическим лицом и в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом.

Федеральный закон от 18.07.2011 г. №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

Часть 2 статьи 1 пункта 4 223-ФЗ гласит: бюджетное учреждение при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:

а)           за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б)           в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в)           за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Таким образом, настоящий закон предусматривает необходимость разработки Положения о закупке, которое является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук, утвержденное заместителем руководителя ФАНО России А.М. Медведевым 21.03.2014 г.

Пункт 6 Положения о закупке предусматривает способы закупки и условия их применения.

Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения с ним договора на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для удовлетворения нужд Заказчика может осуществляться с помощью следующих процедур закупки:

  1. Конкурс;
  2. Аукцион;
  3. Запрос предложений;
  4. Запрос цен;
  5. Закупка у единственного поставщика.

Пункт 9.5 Положения гласит: под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается способ закупки, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Обратившееся в Новосибирское УФАС России юридическое лицо - ООО «Новые технологии» указывает в тексте жалобы на то, что заказчик нарушает п. 4 ст. 3 Федерального закона № 223-Ф3 в связи с тем, что данный пункт статьи предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, при этом, цитируя само Постановление, из которого следует, что п.2 не применим, если закупка проводится у ед. поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке.

Далее заявитель, просматривая протоколы закупки и извещения у единственного поставщика на поставку пресса, указывает, что данные закупки у единственного поставщика проведены согласно Положению о закупке ИЯФ СО РАН и в соответствии со ст. 9.5.2 п. 15 этого Положения о закупке. Переписывая пункт 15 Положения в жалобе, где указаны основания для заключения договора у ед. поставщика, заявитель утверждает, что в п. 15 указан лишь источник финансирования (как и в ФЗ 223-ФЗ), (в законе и пункте Положения о закупке этого нет), но не указан исполнитель, либо конкретная группа товаров (какая группа товаров) и игнорирование требований Постановления правительства РФ от 21.06.2012 № 616 неправомерно, данное утверждение представляется весьма несостоятельным с нашей точки зрения и документы, представленные в Новосибирское УФАС России, это подтверждают.

Как указано выше, Институт проводит закупки согласно утвержденного Положения о закупке. Одним из способов закупки является закупка у единственного поставщика.

Поскольку Институт в рамках своей деятельности участвует в формировании государственного задания, оказывает государственные услуги (выполняет работы), заключает контракты (договоры) с государственными органами. Для исполнения этих контрактов он вправе привлечь иные лица для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для исполнения предусмотренных в таких контрактах либо договорах обязательств. Таковыми и являются договоры, заключенные с единственным поставщиком, на поставку пресса во исполнение государственного заказа по Рособоронзаказу.

Институт просит обратить внимание на тот факт, что в Новосибирское УФАС России подобного рода жалоба от одной и той же организации (ООО «Новые технологии») поступает уже второй раз в течение месяца. Это наводит на подозрение, что есть определенный заказ по дискредитации ИЯФ СО РАН как ведущего Института мировой и российской науки.

На основании вышеизложенного, Институт просит отказать в удовлетворении жалобы ООО «Новые технологии» на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика на поставку пресса для нужд ИЯФ СО РАН.

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, вышеуказанные доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

19.05.2016г. ООО «Новые технологии» обратилось с жалобой в Новосибирское УФАС России на действия заказчика - ИЯФ СО РАН по проведению закупки у единственного поставщика на поставку пресса для нужд ИЯФ СО РАН (номер извещения – 31603596551), содержащей доводы о неправомерном способе проведения закупки и нарушении в документации о закупке.

В соответствии с Приказом № 177а от 09.03.2016г. о размещении заказа на поставку товара на основании п/п. 15 п. 9.5.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБУН ИЯФ СО РАН, институт произвел закупку товаров у единственного поставщика в соответствии с заявкой ОМТС № 8855 от 19.02.2016г.

Согласно положениям действующего законодательства, жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» рассматриваются антимонопольным органов в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Исходя из вышеуказанного, ООО «Новые технологии» имело право подать жалобу на порядок проведения и способ данной закупки.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук, утвержденное заместителем руководителя ФАНО России А.М. Медведевым 21.03.2014 г.

Пункт 6 Положения о закупке предусматривает способы закупки и условия их применения.

Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения с ним договора на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для удовлетворения нужд Заказчика может осуществляться с помощью следующих процедур закупки:

  1. Конкурс;
  2. Аукцион;
  3. Запрос предложений;
  4. Запрос цен;
  5. Закупка у единственного поставщика.

Пункт 9.5 Положения гласит: под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается способ закупки, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Согласно протоколу закупки у единственного поставщика от 26.04.2016 г, основанием закупки у единственного поставщика является п. 15 ст.9.5.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ИЯФ СО РАН от 21.03.2014 г, в соответствии с которым заказчик, являющийся исполнителем по государственному (муниципальному) контракту либо заключенному гражданско-правовому договору на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг привлекает в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта либо гражданско-правового договора иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для исполнения предусмотренных в таких контракте либо договоре обязательств.

Таким образом, в Положении о закупке заказчик может устанавливать основания для закупки у единственного поставщика, в том числе: закупка для исполнения обязательств перед третьими лицами.

На заседании комиссии представитель Института пояснил, что рассматриваемая закупка осуществлялась в рамках исполнения контракта по государственному оборонному заказу.

На основании вышеизложенного, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что Институт, руководствуясь Положением о закупке, утвержденным заместителем руководителя ФАНО России А.М. Медведевым 21.03.2014 г., вправе осуществлять закупки в виде закупки у единственного поставщика.

Нарушений порядка организации и проведения закупки у единственного поставщика «Поставка пресса для нужд ИЯФ СО РАН» не установлено.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новые технологии» на действия организатора закупки у единственного поставщика «Поставка пресса для нужд ИЯФ СО РАН» ФГБУН Института ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской Академии наук необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны