Решение №Б/н Решение по жалобе ООО «ТрансАвто» на действия МПФ «Сибирь» О... от 18 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

12 мая 2015г.                                                                                                                        г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе «…», рассмотрев жалобу ООО «ТрансАвто» (672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Балябина, 13 пом. 405) на действия МПФ «Сибирь» ОАО «Ростелеком» (место нахождения: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15; почтовый адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Горького, 53) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на возмездное оказание услуг по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств для филиалов МРФ «Сибирь ОАО «Ростелеком» (№31502136989), в присутствии «…»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «ТрансАвто» на действия МПФ «Сибирь» ОАО «Ростелеком» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на возмездное оказание услуг по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств для филиалов МРФ «Сибирь ОАО «Ростелеком» (№31502136989). Заявитель сообщает следующее.

«17» марта 2015 года на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru заказчик ОАО «Ростелеком» разместил извещение №31502136989 и документацию по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на возмездное оказание услуг по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств для филиалов МРФ «Сибирь» OAО «Ростелеком».

Дата окончания подачи заявок 01.04.2015 г. Дата подведения, итогов 30.04.2015г.

Согласно протоколу от 13.04.2015 №31502136989-02, заседания Центральной Закупочной комиссии Макрорегионального филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком» допущен участник общество с ограниченной ответственностью «СибирьАвтотранс», заявка которого не соответствовала требованиям документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на возмездное оказание услуг по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств для филиалов МРФ «Сибирь» ОАО «Ростелеком».

Согласно пункту 13 Закупочной документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на возмездное оказание услуг по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств для филиалов МРФ «Сибирь» ОАО «Ростелеком», заказчик устанавливает дополнительные требования в виде «наличия опыта исполнения договоров, предмет которых аналогичен предмету запроса предложений и общая сумма которых не менее 100000 000 рублей за последние 2 (два) года, за период март 2013 - февраль 2015 гг., предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки. Опыт признается достаточным только при условии, что Претендентом предоставлялись комплексные услуги по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств в соответствии с категориями профессий, указанных в Таблице №3 Приложения №2 Техническое задание.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ФНС России на О1.04.2015, ООО «СибирьАвтотранс» имеет юридический адрес: 644043, Омская область, г. Омск, ул. Красный путь 57, было зарегистрировано 30.10.2014 года.

Таким образом, общество с ограниченной ответственностью «СибирьАвтотранс» не могло соответствовать требованиям открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на возмездное оказание услуг по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств для филиалов МРФ «Сибирь» ОАО «Ростелеком», установленном заказчиком (наличие опыта исполнения договоров, общая сумма которых не менее 100000000 рублей за последние 2 (два) года), то есть 2 требования:

1) наличие опыта исполнения договоров 2 года и

2) сумма договоров не менее 100 000 000 руб.

Этот вывод подтверждается и указанием Заказчика, который указывает конкретный период март 2013 года - февраль 2015 года и имеет цель исключить участие в открытом запросе предложений фирм-однодневок.

Также, по имеющейся у заявителя информации, в заявке ООО «СибирьАвтотранс» отсутствовала часть документов, являющихся обязательными для принятия Закупочной комиссией решения для допуска претендента для участия открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на возмездное оказание услуг по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств для филиалов МПФ «Сибирь» ОАО «Ростелеком».

30.04.2015 ООО «ТрансАвто» представило следующие дополнения к жалобе.

Согласно протокола №62 от 28.04.2015 участнику ООО «РусАвто» присвоен второй номер (рейтинг заявки 88,638 баллов), по имеющейся у заявителя информации, в документации, которую ООО «РусАвто» разместило на торговой площадке, а именно, в технико-коммерческом предложении, размещенном ООО «РусАвто» после объявленной переторжке согласно протокола №55 от 21.04.2015 стояли другие коэффициенты снижения цены. И уже после вскрытия заявок от 24.04.2015 было изменено технико-комерческое предложение, что позволило ООО «РусАвто» занять второе место после подведения итогов.

07.05.2015 ООО «ТрансАвто» представило дополнения к жалобе (вх. №2981э), в которых повторно указало на неправомерный допуск к участию в торгах ООО «СибирьАвтотранс», которое не соответствует установленным в закупочной документации требованиям.

ООО «ТрансАвто» полагает, что ООО «СибирьАвтотранс» имеет акты выполненных работ ООО «РусАвто», что является нарушением п.п. 1-3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

ОАО «Ростелеком» представило следующие возражения на жалобу ООО «СибирьАвтотранс».

П. 13 раздела 2 документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на возмездное оказание услуг по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств для филиалов МРФ «Сибирь» ОАО «Ростелеком» (извещение № 31502136989 от 17.03.2015 г.) (далее - Документация) было предусмотрено дополнительное требование к участникам: «наличие опыта исполнения договоров, предмет которых аналогичен предмету запроса предложений и общая сумма которых не менее 100000 000 рублей за последние 2 (два) года, за период март 2013 - февраль 2015 гг., предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки. Соответствие данному требованию подтверждается справкой о наличии опыта оказания услуг по форме № 6 Документации открытого запроса предложений, подтвержденной копиями договоров и актов выполненных работ.

Вопреки ошибочному мнению заявителя жалобы, данным пунктом заказчик не предъявляет к участникам требование о необходимости ведения ими деятельности (в данном случае - продолжительности оказания услуг) не менее установленного временного периода.

Указанным пунктом, исходя из начальной цены закупки более 600 млн. рублей, к участникам предъявляется требование о наличии опыта ведения договоров с объемом услуг в стоимостном выражении не менее 100 млн. рублей.

Указание на предшествующий период приведено для того, чтобы учитывать актуальный, практический опыт, приближенный к существующим в настоящий момент условиям рынка и иным нюансам оказания услуг, и отражает тот актуальный промежуток времени, в границах которого участник должен подтвердить свой опыт, при этом, не имеет никакого практического значения получен ли этот опыт в 2013, 2014 или исключительно в январе-феврале 2015 года.

Иное толкование данного условия документации может повлечь незаконное ограничение конкуренции, т.к. опыт участника должен определяться не периодом формального функционирования участника (оказания услуг) как юридического лица, а объемом и качеством оказанных услуг/выполненных работ/поставленных товаров.

При обратном толковании, при значительно большем, к примеру, объеме (опыте) оказанных определенным участником услуг (в сравнении с иными участниками), заказчик должен был бы, формально не допускать данного участника к закупке, принимая во внимание исключительно фактор меньшего срока функционирования на определенном рынке услуг, не отражающего объективный опыт оказания услуг.

Таким образом, участник при неясности для него определенных положений документации, в данном случае п. 13 раздела 2 Документации, вправе был сделать запрос о разъяснении положений документации.

Участник - ООО «СИБИРЬАВТОТРАНС» представил все необходимые документы и информацию предусмотренные Документацией (документы представлены комиссии).

Требуемый согласно Документации опыт всех участников закупки был подтверждён.

Следует отметить, что согласно ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц-заказчиков, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг и т.д.

В большинстве случаев, состав документов и информации представленной участником на дату подачи заявки не имеет решающего и финального значения для заказчика.

Так, в соответствии с п. 10.17 Положения о закупках общество вправе запросить представление непредставленных, представленных не в полном объеме или в нечитаемом виде документов, подлежащих предоставлению в соответствии с Документацией; общество вправе запросить разъяснение заявки на любом этапе проведения закупки; общество вправе направить претендентам/участникам запросы об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок в документах, представленных в составе заявки, и направлении обществу исправленных документов и т.д.

Аналогичные положения предусмотрены п. 36 Документации.

Таким образом, Положение о закупках, Документация, исходя из положений действующего законодательства, сформулированы таким образом, чтобы обеспечить участие в закупке максимального круга лиц, в целях заключения договора с наилучшими показателями цены, качества и надежности.

Протоколом заседания Центральной Закупочной комиссии Макрорегионального филиала «Сибирь» от 28.04.2015 г. № 62 ООО «СИБИРЬАВТОТРАНС», по результатам переторжки было присвоено первое место, как предложившему наилучшие условия по критериям запроса предложений.

Заявитель жалобы также принимал участие в процедуре, но предложил более худшие условия, чем ООО «СИБИРЬАВТОТРАНС», что не отрицается заявителем жалобы.

Согласно итогового предложения заявителя жалобы - ООО «ТрансАвто» цена договора составила бы 575638 182,66 рублей.

В соответствии с итоговым предложением ООО «СИБИРЬАВТОТРАНС» цена договора составила 564472 786, 87 рублей, т.е. на 11,1 млн. рублей меньше, чем было предложено со стороны заявителя жалобы - ООО «ТрансАвто».

29 апреля 2015 г. договор возмездного оказания услуг по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств, для филиалов МРФ «Сибирь» ОАО «Ростелеком» являвшийся предметом состоявшегося запроса предложений был заключен с победителем запроса предложений ООО «СИБИРЬАВТОТРАНС» и на текущий момент исполняется.

Контроль за соблюдением требований названного Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ).

Вместе с тем, согласно части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень Оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим.

Из приведенных нормативных положений следует, что правовое значение имеет как установленный антимонопольным органом порядок для соответствующего обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.

Вышеуказанные доводы подтверждаются актуальными судебными прецедентами, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Севера-Западного округа от 4 апреля 2014 г. № ФО7-839/14 по делу № А56-28520/2013, Постановление Федерального арбитражного суда Севера-Западного округа от 17 июня 2014 г. № ФО7-3415/14 по делу № А66-6299/2013Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 марта 2014 г. № Ф10-4743/13 по делу NQ А09-1653/2013; Постановление Арбитражного суда Севера-Кавказского округа от 08.09.2014 по делу № А53-808/2014 - Определением Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 308-КГ14-5570 отказано в передаче дела № А53-808/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

В связи с тем, что жалоба не содержит, и в связи с фактическим отсутствием соответствующих обстоятельств не могла содержать указаний на случаи, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, считаем, что у заявителя отсутствовали правовые основания для обращения в антимонопольный орган с соответствующей жалобой.

Комиссия Новосибирского УФАС России на заседании выслушала доводы представителя ООО «ТрансАвто», изложенные в жалобе, дополнении на нее. Дополнительно было пояснено, что в первоначально поданной заявке ООО «СибирьАвтотранс» отсутствовали соглашение о сотрудничестве с ООО «Северо-запад Автотранс» и акты выполненных работ. Заявка ООО «СибирьАвтотранс» первоначально содержала неполный пакет документов, а, следовательно, должна была быть отклонена.

Комиссия Новосибирского УФАС России на заседании выслушала доводы представителя ОАО «Ростелеком», изложенные в возражении на жалобу.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

П. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ устанавливает случаи, в которых  участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции»  по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, Новосибирское УФАС России по правилам статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» вправе рассматривать жалобы на любые действия организатора закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц."

ОАО «Ростелеком» объявлен запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на возмездное оказание услуг по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств  для филиалов МРФ «Сибирь ОАО «Ростелеком».

Согласно пункту 13 Закупочной документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на возмездное оказание услуг по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств для филиалов МРФ «Сибирь» ОАО «Ростелеком», заказчик устанавливает дополнительные требования в виде «наличия опыта исполнения договоров, предмет которых аналогичен предмету запроса предложений и общая сумма которых не менее 100000 000 рублей за последние 2 (два) года, за период март 2013 - февраль 2015 гг., предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки. Опыт признается достаточным только при условии, что Претендентом предоставлялись комплексные услуги по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств в соответствии с категориями профессий, указанных в Таблице №3 Приложения №2 Техническое задание. Соответствие данному требованию подтверждается справкой о наличии опыта оказания услуг по форме № 6 Документации открытого запроса предложений, подтвержденной копиями договоров и актов выполненных работ, за последние 2 (два) года,за период март 2013 – февраль 2015 гг., предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки (с приложением реестра актов).

В случае если на стороне Претендента/Участника выступают несколько лиц, то Общим требованиям должны соответствовать все лица. Соответствие Дополнительным требованиям и Специальным требованиям считается соблюденным, если им соответствует хотя бы одно лицо, из выступающих на стороне Претендента, если иное прямо не следует из условий настоящей Документации.

На участие в запросе предложений поступило 4 заявки: ООО «ТрансАвто», ООО «СибирьАвтотранс», ООО «Алтайтрансавто», ООО «Русавто». Заявки всех претендентов признаны соответствующими требованиям закупочной документации. Проведя оценку и сопоставление заявок, закупочная комиссия решила провести процедуру переторжки в соответствии с п. 22 Документации, т.е. предоставить Участникам запроса предложений возможность повысить предпочтительность их заявок путем добровольного снижения первоначально указанной цены договора, являющейся критерием оценки и сопоставления заявок (протокол заседания Центральной Закупочной комиссии Макрорегионального филиала «Сибирь №42 от 13.04.2015).

Срок подачи новых ценовых предложений с 14.04.2015 по 16.04.2015.

По результатам оценки и сопоставления заявок закупочная комиссия решила закупку не завершать, провести процедуру переторжки (протокол №55 от 21.04.2015). Срок подачи новых ценовых предложений с 22.04.2015 по 24.04.2015.

После оценки и сопоставления заявок с новыми ценовыми предложениями закупочная комиссия решила завершить закупку, заключить договор с ООО «СибирьАвтотранс», Второй номер присвоен ООО «РусАвто» (протокол №62 от 28.04.2015).

ООО «СибирьАвтотранс» в составе заявки представило копии договоров и актов выполненных работ ООО «Северо-Запад-Автотранс», с которым имеется соглашение о сотрудничестве от 23.03.2015, представленное в составе заявки в соответствии с п./п 8 п.27 Информационной карты запроса предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также иными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В части 2 статьи 2 Закона о закупках устанавливается, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с п. 10.17 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ростелеком», утвержденного протоколом Совета директоров ОАО «Ростелеком» от 30.12.2013 №26 (в редакции 3, действующей с 01.02.2014), Общество (ОАО «Ростелеком») общество вправе запросить предоставление непредставленных, представленных не в полном объеме или в нечитаемом виде документов, подлежащих представлению в соответствии с настоящей документацией.

При запросе разъяснений и/или документов Обществом не допускается создание преимущественных условий Претенденту/Участнику или некольким Претендентам/Участникам.

П. 11.2.1 указанного Положения о закупках, п.26 Информационной карты запроса предложений допускает изменение участником заявки в любое время до окончания срока подачи заявок.

Таким образом, предоставление ООО «СибирьАвтотранс» недостающих документов в составе заявки соответствует указанным нормам Положения о закупке ОАО «Ростелеком». Заказчиком при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на возмездное оказание услуг по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств для филиалов МРФ «Сибирь ОАО «Ростелеком» не допущено нарушения порядка организации и проведения торгов.

Заявитель не представил доказательств заявления ООО «СибирьАвтотранс» иных коэффициентов снижения цены, чем указано в протоколе оценки заявок

ООО «Сибирьавтотранс» не представляло акты выполненных работ ООО «РусАвто».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ТрансАвто» на действия МПФ «Сибирь» ОАО «Ростелеком» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на возмездное оказание услуг по управлению, эксплуатации и ремонту транспортных средств для филиалов МРФ «Сибирь ОАО «Ростелеком» (№31502136989) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны