Определение №б\н Решение по делу № 09/16 в отношении «Радиопром» от 17 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 09/16

Резолютивная часть решения оглашена «01» марта 2016 г

Решение в полном объеме изготовлено «15» марта 2016 г.    г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,

члены Комиссии: Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы,

В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело № 09/16, возбужденное по факту размещения в августе 2015 г. на рекламной конструкции стабильного территориального размещения, расположенной по адресу: г. Новосибирск, ул. Большевистская, д. 283, информации следующего содержания: «Не плати за TV! Приставка Эфир 500 / 999- / Телевизор не рябит/ Радиотехника / Подробности в магазинах/ Товар сертифицирован. Количество товара ограничено. Количество товаров и возможность вещания в вашем населенном пункте уточняйте у продавцов-консультантов» с признаками нарушения:

- п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

в присутствии:

заявителя – физическое лицо (не явилось, уведомлено надлежащим образом), 

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Радиопром» - представитель «…». (доверенность от 01.02.2016 г.),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. № 5282э от 13.10.2015 г.) по факту размещения в августе 2015 г. на рекламной конструкции стабильного территориального размещения, расположенной по адресу: г. Новосибирск, ул. Большевистская, д. 283, информации следующего содержания: «Не плати за TV! Приставка Эфир 500 / 999- / Телевизор не рябит/ Радиотехника / Подробности в магазинах».

Как указывает заявитель, ознакомившись с указанной информацией, он обратился в магазин «Радиотехника». Сотрудники магазина разъяснили, что для того чтобы не платить за TV  необходимо купить указанную в рекламе технику  и тогда на несколько каналов, вещание которых является бесплатным, не нужно будет платить, а  оплачивать нужно будет только дополнительные каналы.

По мнению заявителя, указанная информация вводит потребителей в заблуждение и нарушает законодательство РФ, поскольку платить за телевидение все-таки необходимо.

Новосибирским УФАС России в связи с указанным фактом в отношении ООО «Радиопром» проведена  внеплановая документарная проверка юридического лица на основании Распоряжения № 30 от 19.10.2015 г., Распоряжение № 30-п о продлении от 18.11.2015 г., в результате которой возбуждено настоящее дело в отношении ООО «Радиопром» по признакам нарушения требований п.2 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.       

Согласно п.2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

 В силу требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

На рассмотрении дела представитель Общества не согласился с наличием нарушения по основаниям, указанным в отзыве (вх. № 1704 от 29.2.2016 г.), а именно. Буквосочетание «ТV», используемое в утверждении: «Не плати за TV», является аббревиатурой, широко используемой для обозначения телевидения.

Согласно рекомендациям ЮНЕСКО «О международной стандартизации статистики в области радио и телевидения» принятым в г. Найроби 22.11.1976 на 19-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО телевидение - вещание с помощью меняющихся изображений фиксированных или движущихся объектов в звуковом сопровождении или без него.

В силу пункта 1 статьи 19.2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», эфирную наземную трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов осуществляют операторы связи на основании договоров об оказании услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, заключенных с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов.

При этом, в силу пункта 2 той же статьи Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» операторов связи, осуществляющих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, определяет Президент Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» (далее - Указ № 715) общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы являются обязательными для распространения на всей территории Российской Федерации и бесплатными для потребителей.

Из данного пункта, по мнению Общества, следует, что эфирная наземная трансляция общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Российской Федерации, а также создание и развертывание цифровых наземных сетей для эфирной трансляции обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов осуществляются федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее - ФГУП «РТРС»).

ООО «Радиопром» не является ни оператором связи, ни вещателем, в понимании закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», не осуществляет трансляцию каких-либо телевизионных программ через эфирную или кабельную сеть и не взимает за это платы.

В связи с этим, утверждение: «Не плати за TV», по мнению Общества, не является рекламой услуг по трансляции какого-либо пакета телевидения, поскольку констатирует установленное пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.06.2009 N 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» условие о бесплатности общедоступных каналов.

Согласно позиции Общества, ООО «Радиопром» не рекламирует и не предлагает никаких услуг по предоставлению телевидения, а занимается продажей потребителям приставок стандарта DVB-T2.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте ФГУП «РТРС», для приема цифрового эфирного телевидения необходимы антенна с дециметровым диапазоном волн (коллективная или индивидуальная) и телевизор с поддержкой стандарта DVB-T2. Если у телезрителя аналоговый приемник, то нужна цифровая приставка стандарта DVB-T2.

Реализуемые ООО «Радиопром» цифровые ресиверы (приставки) «Эфир 500» (DVB-T2 HD) являются индивидуальным бытовым прибором и действительно позволяют осуществлять прием цифрового эфирного телевидения без внесения какой либо платы за его просмотр.

Следовательно, по мнению Общества, нарушения в действиях ООО «Радиопром» Закона о рекламе отсутствуют, поскольку информация о реализации ООО «Радиопром» ресиверов «Эфир – 500» по цене 999 рублей является достоверной.

Цифровые ресиверы (приставки) «Эфир 500» (DVB-T2 HD) не подлежат обязательной сертификации, следовательно, не искажается смысл информации и не вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982 утверждены Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 982).

В Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации цифровые ресиверы (приставки), а также любая бытовая аппаратура для видеозаписи и воспроизведения не входит.

Следовательно, информация о сертификации товара «Цифровые ресиверы (приставки) «Эфир 500» (DVB-T2 HD) не является обязательной и не может быть признана существенной по смыслу ч. 7 ст. 5 Закона о  рекламе.

 Представитель ООО «Радиопром» также в устном ответе указал, что рекламируемая приставка «Эфир 500» обеспечивает передачу только бесплатных каналов.

Также пояснил, что утверждение: «не плати за ТВ» является констатацией факта наличия общеобязательных каналов, которые доступны в цифровом качестве при покупки приставки.

 Новосибирское УФАС России считает доводы Общества ошибочными и противоречащими фактическим обстоятельствам дела в связи со следующим.

 Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация является рекламной, т.к. привлекает внимание неопределенного круга лиц к товару, указанному в объявлении, и способствует его продаже, что в полной мере соответствует определению, указанному в Законе о рекламе.  

Объектом рекламирования, согласно п.2 ст. 3 Закона о рекламе, является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п.3 ст.3 Закона о рекламе).

Указанная информация является рекламной, поскольку привлекает внимание неопределенного круга лиц к объектам рекламирования - юридическое лицо, товару - приставке «Эфир 500» (HD – 500, DVB-T2), реализуемой Обществом по цене 999 руб., используя которую не нужно платить за телевидение, что в полной мере соответствует понятию «реклама».

Информация о реализации цифровых ресиверов (приставок) «Эфир 500» (DVB-T2 HD) по цене 999 рублей указана на рекламном носителе, соответствует действительности, что подтверждается материалами дела.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2009 N 985 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009 - 2015 годы", целями которой являются развитие информационного пространства РФ, обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных телерадиоканалов заданного качества и повышение эффективности функционирования телерадиовещания.

Указами Президента РФ утвержден перечень телеканалов, вещающих по стандарту DVB-T2 в составе 2 мультиплексов (пакетов цифровых каналов), трансляция которых может производиться с использованием специализированного оборудования - цифровой приставки к телевизору.

Согласно Постановлению Госстандарта РФ от 22.01.2004 N 30-ст "Телевидение вещательное цифровое. Термины и определения. ГОСТ Р 52210-2004", цифровая телевизионная приставка: set top box; STB - приставка к аналоговому телевизору, предназначенная для преобразования цифрового телевизионного сигнала в аналоговый.

  Распоряжением Правительства РФ от 27.09.2011 N 1676-р ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ФГУП "РТРС") назначено единственным исполнителем мероприятий по развитию сети цифрового эфирного телерадиовещания.

В первый мультиплекс вошли общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, перечень которых определен Указом Президента РФ от 24.06.2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах". Они являются обязательными для распространения на всей территории РФ и бесплатными для потребителей.

Указом Президента РФ от 17.04.2012 N 456 этот перечень был дополнен телеканалом "Общественное телевидение России" (ОТР), а Указом Президента РФ от 20.04.2013 N 367 - десятым телеканалом "ТВ-Центр". Таким образом, в первый мультиплекс цифрового телевещания вошли 10 телеканалов: "Первый канал", "Россия 1", "Россия 2", "Россия - Культура", "Россия 24", НТВ, "Пятый канал", "Карусель", ОТР и "ТВ-Центр".

Согласно информации, с официального сайта ФГУП "РТРС", для подключения цифрового эфирного телевидения необходимо использовать обычную телевизионную антенну дециметрового (ДМВ) диапазона. Антенна может быть либо комнатной, либо наружной. Ее характеристики для каждого абонента индивидуальны и зависят от удаленности от радиотелевизионной станции и, как следствие, уровня принимаемого сигнала.

Для приема цифрового эфирного телевидения у абонента должен быть цифровой телевизор с тюнером DVB-T2, поддержкой стандарта сжатия видеосигнала MPEG 4 и режима Multiple PLP, либо специальная цифровая приставка к телевизору, так называемый Set Top Box, с аналогичными характеристиками.

Приемное пользовательское оборудование для сигнала DVB-T не поддерживает стандарт DVB-T2. Обладателям оборудования первого поколения потребуются дополнительные приемные устройства.    

Следовательно, объект рекламирования способствует качественной передаче данных на телеприемник потребителя, не обладающий поддержкой стандарта сжатия видеосигнала.

Оценка рекламной информации осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.  

 При ознакомлении с данной рекламой у потребителя создается впечатление, что рекламируемая приставка предоставляет возможность получения не только качественного изображения транслируемых телепрограмм при их просмотре, но и способствует получению дополнительных услуг в виде безвозмездного просмотра тех каналов, которые являются платными.

 Однако фактически рекламируемая приставка не дает потребителю возможность просмотра платных каналов на безвозмездной основе.

 Платные каналы могут быть подключены только при наличии соответствующего договора с оператором и технической возможности в каждом конкретном случае.

В рассматриваемой рекламной информации не оговаривается, о каком телевидении идет речь, при каких условиях потребитель не будет оплачивать услуги по трансляции рекламируемого телевидения (кабельного, цифрового, иного).

Кроме того, по вертикальной кромке поля рекламного макета размещена информация следующего содержания: «Товар сертифицирован. Количество товара ограничено. Количество товаров и возможность вещания в вашем населенном пункте уточняйте у продавцов-консультантов».

 Данная информация, менее привлекательная для потребителя, выполнена мелким, не разборчивым шрифтом (с учетом размера рекламной конструкции, шрифта текста рекламы, местоположения рекламной конструкции), что затруднительно для прочтения и восприятия потребителей, а информация: «Не плати за TV! Приставка Эфир 500 / 999- ..», привлекательная для потребителя, выполнена крупным шрифтом.

 Таким образом, по назначению рекламируемая приставка «Эфир 500» не может быть использована в той местности, где отсутствует техническая возможность для приема сигнала. Поскольку, данная информация выполнена способом, затруднительным для прочтения, потребитель лишен возможности воспринимать информацию в полном объеме.

 Такое потребительское свойство объекта рекламирования, как обеспечение качественного просмотра бесплатных каналов потребителями, в той местности, где отсутствует техническая возможность для приема сигнала, не соответствует действительности.     

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в рассматриваемой рекламе нарушений п. 2 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе. 

Ответственность за нарушение указанной нормы Закона, в соответствии с ч.6 ст.38 Закона о рекламе, несет рекламодатель, т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно материалам дела рассматриваемая реклама размещалась на основании Договора № 06042015РТ от 01.04.2015 г., заключенного между ООО «Радиопром» и рекламораспространителем – ООО «Рекламные технологии». 

 С учетом изложенного, принимая во внимание представленные документы и пояснения, таким лицом является ООО «Радиопром».

 Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

 Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе»  №38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Радиопром» (ОГРН 1055401048471 от 14.03.2005г., ИНН 5401243384; 630091, г. Новосибирск, ул. Крылова, д. 20) нарушившим требования:

- п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

 а информацию, размещенную в августе 2015 г., на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Новосибирск, ул. Большевистская, д. 283  следующего содержания: «Не плати за TV! Приставка Эфир 500 / 999- / Телевизор не рябит/ Радиотехника / Подробности в магазинах/ Товар сертифицирован. Количество товара ограничено. Количество товаров и возможность вещания в вашем населенном пункте уточняйте у продавцов-консультантов», ненадлежащей рекламой.

 2. Выдать ООО «Радиопром» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«15» марта 2016 г.                                                          г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,

члены Комиссии: Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы,

В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

на основании своего решения от 15 марта 2016 г. по делу № 09/16 о признании информации, размещенной в августе 2015 г. на рекламной конструкции стабильного территориального размещения, расположенной по адресу: г. Новосибирск, ул. Большевистская, д. 283, ненадлежащей рекламой,

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Радиопром» (ОГРН 1055401048471 от 14.03.2005г., ИНН 5401243384; 630091, г. Новосибирск, ул. Крылова, д. 20) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого прекратить распространение рекламы с нарушением требований:

- п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, в том числе рекламы, следующего содержания:

«Не плати за TV! Приставка Эфир 500 / 999- / Телевизор не рябит/ Радиотехника / Подробности в магазинах/ Товар сертифицирован. Количество товара ограничено. Количество товаров и возможность вещания в вашем населенном пункте уточняйте у продавцов-консультантов».

  2. ООО «Радиопром» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, в срок до «31» марта 2016 г.           

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны