Решение №Б/н Решение по делу № 39 в отношении администрации Сурковского с... от 26 августа 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 14 августа 2015 г. г. Новосибирск
Решение изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. –заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е. В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Иванов С.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело №39 от 20.07.2015 по признакам нарушения администрацией Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (с. Сурково, ул. Центральная, 29, Тогучинский район, Новосибирская область) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в присутствии «…»
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России из Контрольно-счетной палаты Новосибирской области поступили материалы, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (далее – администрация Сурковского сельсовета) при предоставлении субсидий хозяйствующим субъектам.
Согласно представленным сведениям администрацией муниципального образования хозяйствующим субъектам предоставлялись субсидии, которые имеют признаки муниципальных преференций. При этом, как было установлено Контрольно-счетной палатой Новосибирской области при проведении внешних проверок, субсидии предоставлялись не в соответствии с нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год.
Руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия Новосибирского УФАС России на заседании выслушала доводы представителя администрации Сурковского сельсовета Тогучинского Новосибирской области, который пояснил следующее.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Администрацией Сурковского сельсовета области Постановлением № 1/1 от 18.01.2012 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – Порядок).
На момент рассмотрения дела установлено, что вышеуказанный порядок отменен постановлением администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области № 140 от 27.12.2013г.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в настоящее время на территории муниципального образования Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области действует «Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства», утвержденный Постановлением администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области № 41 от 28.05.2015г. (далее- Порядок).
В смысловом содержании вышеуказанного Порядка отсутствует указание на конкретные цели предоставления субсидий.
Пункт 2 Порядка определяет общую формулировку целей субсидирования- субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на безвозмездной (без установления обязательств по уплате процентов) и безвозвратной (без установления обязательства по возврату) основах.
Приложением к вышеуказанному порядку утверждена методика расчета субсидий, предоставляемой заявителю- юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу- производителю товаров, работ, услуг в сфере жилищно-комунального хозяйства, которая содержит следующую формулу расчета субсидий:
N=A*M/B
Где N - сумма субсидии, предоставляемой получателю субсидий в целях возмещения затрат по содержанию инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы;
А - общая сумма средств субсидии, предусмотренная в установленном бюджете на год, в котором предоставляются субсидии в целях возмещения затрат по содержанию инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы;
М - сумма необходимых получателю субсидии денежных средств для возмещения затрат но содержанию инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищною объектов социально-культурной сферы;
В - общая сумма средств, необходимых для возмещения затрат по содержанию инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы всех получателей субсидий.
Исходя из совокупного толкования вышеприведенных норм Порядка, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что «Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства», утвержденный Постановлением администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области № 41 от 28.05.2015г. предполагает следующую цель субсидирования: «возмещение затрат по содержанию инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы».
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, предусмотренные Порядком виды работ и услуг, при которых возмещаются из бюджета Сурковского сельсовета затраты лиц, совпадают с вопросами местного значения сельского поселения.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК ФР) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть с Федеральным законом 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд).
Следовательно, поскольку выделение денежных средств на вышеуказанные цели противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то они не могут содержаться в перечне направлений предоставления субсидий, утвержденном Порядком предоставления субсидий.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, Порядок предоставления субсидий предполагает решение вопросов местного значения не в соответствии с частью 1 статьи 72 БК РФ и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств – субсидий.
Следовательно, выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов приводит к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ в области ЖКХ и благоустройства и тем самым ограничивается доступ иных хозяйствующих субъектов к данному муниципальному ресурсу.
Таким образом, получившее субсидии лицо окажется в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение указанных в Порядке работ в случае проведения торгов согласно части 1 статьи 72 БК РФ, что может привести к ограничению конкуренции между ними.
Из вышеизложенного следует, что Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которой запрещается органам местного самоуправления принимать акты, осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
РЕШИЛА:
- Признать администрацию Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области нарушившей части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в утверждении Постановлением администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области № 41 от 28.05.2015г. Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предполагающего целью субсидирования возмещение затрат по содержанию инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы» и решение вопросов местного значения не в соответствии с частью 1 статьи 72 БК РФ и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств – субсидий, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку в результате решения вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедуры закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
- Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
- Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
ПРЕДПИСАНИЕ № 51
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
26 августа 2015 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,
Иванов С.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело № 39 от 20.07.2015 по признакам нарушения администрацией Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (с. Сурково, ул. Центральная, 29, Тогучинский район, Новосибирская область) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 20.08.2015г. по делу № 39, возбужденному 20.07.2015г. о нарушении администрацией Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (с. Сурково, ул. Центральная, 29, Тогучинский район, Новосибирская область) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
- Администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в утверждении Постановлением администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области № 41 от 28.05.2015г. Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предполагающего целью субсидирования возмещение затрат по содержанию инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы» и решение вопросов местного значения не в соответствии с частью 1 статьи 72 БК РФ и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств – субсидий, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку в результате решения вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедуры закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
2. С целью исполнения настоящего предписания администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 05.10.2015г. отменить Постановление администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области № 41 от 28.05.2015г., утверждающее «Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
3. Об исполнении настоящего предписания администрации Сурковского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 12.10.2015 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.