Решение №Б\н Решение по жалобе ООО «ТехАвто НН» на действия заказчика фил... от 15 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

9 февраля 2016г.                                                                                                       г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П.  – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТехАвто НН» (далее – ООО «ТехАвто НН») на действия заказчика филиала «Аэронавигация Западной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее - филиал «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») по проведению запроса цен в электронной форме на приобретение автомобиля УАЗ для нужд Кузбасского Центра ОВД филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в присутствии представителя филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» - «…» (доверенность № 01-22-130 от 13.11.2015г.),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба (вх. № 707 от 29.01.2016г.) ООО «ТехАвто НН» на действия заказчика филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» по проведению запроса цен в электронной форме на приобретение автомобиля УАЗ для нужд Кузбасского Центра ОВД филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Заявитель сообщает следующее.

Пунктом 11 Раздела 2 Документации о закупке определены документы, входящие в состав заявки на участие в запросе цен, включая перечень документов, представляемых участниками запроса цен для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Так, подпунктом 11.12. пункта 11 раздела 2 Документации о закупке определено, что для подтверждения опыта поставки товара аналогичного предмету закупки, участнику необходимо предоставить копии договоров или копии актов приема-передачи товара, и/или иные подтверждающие документы (отсканированные копии).

При этом указано, что не представление участником закупки указанных документов является основанием для его отклонения от участия в закупке,

Таким образом, пунктом 11 раздела 2 Документации о закупке установлены, в том числе, требование допуска к участию в запросе цен, такое как требование подтверждения опыта поставки аналогичного товара не менее чем за 1 (один) прошедший календарный год.

В случае отсутствии подтверждения такого опыта заявка будет считаться отклоненной.

Таким образом, подтверждение опыта поставки является критерием допуска к участию в запросе цен.

Заявитель полагает, что установление критерия  допуска к участию в запросе цен в виде опыта поставки аналогичной продукции за прошедший календарный год противоречит действующему законодательству по нижеприведенным основаниям.

Общие антимонопольные требования к торгам содержатся в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

  1. координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников,
  2. создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом,
  3. нарушение порядка определения победителя или победителей торгов,
  4. участие организаторов торгов или заказчиков и (и и) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

Частью второй этой же статьи запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Согласно части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычая делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В конкурсной документации заказчика установлено требование к участникам о наличие опыта поставки аналогичного товара за предшествующий календарный год.

Требование о наличии опыта поставки автомобиля не является критерием определения качества услуг участника процедуры закупки, поскольку по данному критерию невозможно определить качество поставляемого товара. Опыт поставки аналогичного товара, т.е. автомобиля, не может служить признаком по которому можно судить о надежности и качестве товара, в силу того, что производителем требуемого к поставке автомобиля является завод-изготовитель, и свидетельствует лишь о том, что участник запроса цен произвел закупку автомобиля у завода-­изготовителя и в последующем реализовал данный автомобиль на розничном рынке.

Заказчики и уполномоченные органы, руководствуясь действующим законодательством вправе самостоятельно определять как перечень определенных предусмотренных законодательством критериев оценки, так и содержание указанных критериев, в том числе предмет и конкретные показатели оценки участников конкурсов и запроса цен, но не на стадии допуска участников к аукциону и запросу цен, а для определения квалификационных требований к участникам уже допущенных до аукциона или запроса цен.

Включение указанных требований будет являться законным и обоснованным только в виде  установления их в качестве критериев оценки предложений участников.

Установление же столь узкого ограничивающего критерия на стадии допуска участников к аукциону не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

В рассматриваемом же случае,  учитывая то, что при отсутствии опыта участник запроса цен его заявка будет отклонена, заказчиком установлено ограничивающее конкуренцию условие допуска к запросу цен. 

Таким ограничением Заказчик делает невозможным участие в запросе цен тех участников,  которые были только созданы в соответствии с действующим законодательством, либо тех участников, которые хоть и имеют опыт поставки, к примеру, автомобилей скорой помощи или школьных автобусов, но ранее не осуществляли поставку автомобилей УАЗ или аналогичных автомобилей.

Нарушение антимонопольного законодательства может быть выражено не только в наступлении неблагоприятных последствий в виде ограничения конкуренции, но и  в возможности их наступления.

На основании изложенного, по мнению заявителя, данное требование к участникам является ограничением конкуренции, что нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Жалоба ООО «ТезАвто НН» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

Филиал «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» представил следующее возражение на жалобу (вх. № 960 от 05.02.2016г.).

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с жалобой ООО «ТехАвто НН» не согласно, по следующим основаниям.

1.Частью 2 статьи 18.1 Федерального закона РФ от 26.072006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено право участников закупки, обжаловать действия (бездействие) заказчика в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Из смысла указанных норм следует, что жалобу могут подать только:

  1. лица, подавшие заявки на участие в закупке;
  2. иные лица, чьи права могут быть ущемлены, в случае если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении закупки, порядка подачи заявок на участие в закупке.

Однако, ООО «ТехАвто НН» заявку на участие в закупке не подавало. Обстоятельств, подтверждающих факты нарушения Заказчиком порядка размещения информации о проведении закупки или порядка подачи заявок на участие в закупке, податель жалобы не указал. Оснований, не позволивших подать заявку участие в закупке, а также конкретных доказательств совершения Заказчиком действий, ограничивающих возможность Заявителя участвовать в данной закупке, Заявитель не представил.

Таким образом, жалоба ООО «ТехАвто НН» не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.В жалобе ООО «ТехАвто НН» на действия заказчика, указано, что действия заказчика нарушают требования ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе:

«1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников.

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений».

Заказчик считает эти доводы необоснованными по следующим причинам:

            1)         в жалобе не представлено фактов, свидетельствующих о координации организаторами торгов деятельности участников торгов;

2) податель жалобы не подавал заявку на участие в закупке, в этой связи заказчик не мог создать участникам закупки (лицам, подавшим заявки) каких-либо преимущественных условий по отношению к подателю жалобы.

3) жалоба в антимонопольный орган поступила 29.01.2016 года (о чем указано в уведомлении о поступлении жалобы от 01.02.2016 № 05-865). В соответствии с извещением № 31603210944 срок подачи заявок установлен до 10:00 03.02.2016г. Таким образом, говорить о нарушении порядка определения победителя не представляется возможным;

4) в жалобе не представлено фактов, свидетельствующих о участии организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах.

Также, заявитель в жалобе ссылается на ч.2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах. Однако, действие ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды и не распространяется на государственные корпорации. Таким образом, доводы заявителя в этой части также являются необоснованными.

3. Заявитель в жалобе ссылается на ограничение конкуренции путем установления заказчиком требований к опыту поставки аналогичных товаров.

В соответствии с ч. 2. ст. 2 Федерального закона положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» утверждено приказом № 373 от 30.06.2015 и размещено в единой информационной системе.

Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) предусмотрено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с п. «б» ч. 3. ст. 7 Положения о закупке, при осуществлении процедуры закупки, для нужд Заказчика, Заказчик может установить требования к деловой репутации участника закупки, опыту поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, аналогичных закупаемым.

Таким образом, Заказчик воспользовался своим правом и установил минимальные требования к опыту поставки товара (требовалось представить документы не менее чем за один прошедший календарный год) чтобы быть уверенным, что деятельность участника закупки действительно связана с поставкой автомобилей и участник закупки способен в установленные сроки поставить требуемый товар. В связи с чем, указал в документации о закупке обязанность участника предоставить документы, подтверждающие опыт поставки товара.

Требование к опыту поставки товара аналогичного требуемому, было установлено чтобы обезопасить Заказчика от срывов сроков поставки. Поскольку автомобиль требуется для оперативной доставки инженерного персонала (ремонтные бригады) Заказчика к объектам управления воздушным движением, объектам навигации и радиолокации, от чего зависит безопасность полетов воздушных судов в зоне ответственности Заказчика. Используемый для этих целей в данное время автомобиль, требует замены, и любое промедление в сроках поставки может негативно отразиться не только на деятельности Заказчика, но и на безопасности полетов воздушных судов.

Кроме того, предметом закупки является поставка автомобиля, следовательно, в закупке вправе участвовать не только изготовители автомобиля, но и любой из поставщиков, следовательно, ограничения конкуренции в данном случае отсутствует, что также подтверждается количеством поданных заявок на участие в закупке.

На основании вышеизложенного, заказчик считает жалобу ООО «ТехАвто НН» необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

  1. Ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает случаи, в которых участник закупки вправе обжаловать действия заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом. Приказ ФАС России № 17/13 от 18.01.2013г., определяющий порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утратил силу в связи с изданием Приказа ФАС России от 16.06.2014 № 389/14.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» руководствуясь правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, согласно положениям действующего законодательства жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» рассматриваются антимонопольным органов в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, ООО «ТехАвто НН», как организация, желающая принять участие в проводимой закупке, то есть претендент на участие, вправе подать рассматриваемую жалобу в антимонопольный орган по правилам ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  1. Филиалом «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» проведена закупка в форме запроса цен в электронной форме на приобретение автомобиля УАЗ для нужд Кузбасского Центра ОВД. Номер извещения, опубликованного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, №31603210944. Согласно Протоколу № 3 заседания комиссии по закупкам о рассмотрении и оценке заявок по закупке, проводимой способом запроса цен в электронной форме от 04.02.2016г., на основании п. 3 ст. 31 Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» победителем признано ЗАО «МАКС Моторс Проект». На момент рассмотрения жалобы по существу Комиссией Новосибирского УФАС России договор с победителем не заключен.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», утвержденным Приказом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 30.06.2015г. № 373 (далее – Положение о закупках), определено, что запрос цен – способ закупки, не являющийся торгами, при котором Комиссия по закупке определяет победителя запроса цен, заявка которого соответствует всем требованиям, установленным в документации о закупке в соответствии с настоящим Положением и в которой предложена наиболее низкая цена договора на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Ч. 1 ст. 7 Положения о закупках установлено, что при осуществлении закупок для нужд Заказчика устанавливаются обязательные требования, при соблюдении которых лицо, подавшее заявку, допускается Комиссией по размещению заказа к процедуре закупки:

а) соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;

б) отсутствие процедур ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании Участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

в) не приостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

г) обладание необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, если такие товары, работы, услуги приобретаются в рамках заключаемого договора;

д) другие требования, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Положением и документацией о закупке.

Ч. 3 ст. 7 Положения о закупках также предусмотрено, что при осуществлении процедуры закупки для нужд Заказчика, Заказчик может установить квалификационные требования, при соблюдении которых лицо, подавшее заявку допускается Комиссией в качестве участника процедуры закупки:

а) соответствие необходимому квалификационному минимуму, устанавливаемому структурным подразделением – функциональным заказчиком, указанному в документации о закупке, включая наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей, технологий и т.п.;

б) деловая репутация участника закупки, опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, аналогичных закупаемым;

в) обладание участниками закупки исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора Предприятие приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев закупки на создание произведения литературы или искусства;

г) отсутствие заявителя в реестре недобросовестных поставщиков.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Разделом VII. Положения о закупках определен общий порядок проведения запроса цен. Так, согласно ч. 2 ст. 26 Положения о закупках заявка по запросу цен должна содержать:

  1. заполненную форму заявки по запросу цен в соответствии с требованиями Извещения о проведении запроса цен (оригинал);
  2. анкету Участника закупки по установленной в Извещении о проведении запроса цен форме;
  3. сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, работ, услуг. В случаях, предусмотренных Извещением о проведении запроса цен, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам;
  4. наименование и характеристики поставляемых товаров, работ, услуг;
  5. согласие Участника закупки исполнить условия договора, указанные в Извещении о проведении запроса цен;
  6. цена договора, в том числе цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи);
  7. решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и, если для Претендента поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной процедуре закупки, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой.

В случае, если получение указанного решения до истечения срока подачи заявок на участие в конкурентной процедуре закупки для Претендента невозможно в силу необходимости соблюдения установленного законодательством и учредительными документами Претендента порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении или о совершении крупных сделок, Претендент обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем конкурентной процедуры закупки представить вышеуказанное решение до момента заключения договора.

В соответствии с п. 7 Документации о закупке № 2016-24-04-1 «Приобретение автомобиля УАЗ для нужд Кузбасского Центра ОВД филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», проводимой способом запроса цен в электронной форме, утвержденной 18.01.2016г. (далее – Документация), к требованиям к Претенденту, Участнику процедуры закупки относятся: 

7.1 Участником настоящей закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным Положением о закупках, настоящей Документацией о закупке и законодательством Российской Федерации.

7.2. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

7.3. Отсутствие:

- процедур ликвидации у Участников закупки;

- решения арбитражного суда о признании Участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства;

- приостановления деятельности Участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях;

- задолженности у Участника закупки по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При наличии задолженности участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в размещении заказа не принято;

- сведений об участнике закупки в реестрах недобросовестных поставщиков предусмотренных Федеральными законами № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7.4. Обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, если такие товары, работы, услуги приобретаются в рамках заключаемого договора.

П. 11 Раздела II Документации заказчиком определены документы, входящие в состав заявки на участие в запросе цен, включая перечень документов, представляемых участниками запроса цен для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Так, заявка на участие в закупке должна содержать в том числе и  документы, подтверждающие опыт поставки товара аналогичного предмету закупки, – копии договоров или копии актов приема-передачи товара, и/или иные подтверждающие документы (отсканированные копии) (пп. 11.12 п. 11 Раздела II Документации). При этом определено, что претенденту на участие необходимо подтвердить опыт поставки аналогичного товара не менее чем за 1 (один) прошедший календарный год. Опыт поставки в текущем году – не учитывается. Не представление участником закупки указанных документов является основанием для его отклонения от участия в закупке.

Согласно Разъяснениям филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» положений Документации исх. № 24-15-1 от 28.01.2016г. под понятием «Опыт поставки товара, аналогичного предмету закупки» следует понимать опыт поставки автомобилей в целом (опыт поставки автомобилей всех марок).

Закупка была объявлена филиалом «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» 18.01.2016г. Следовательно, заказчиком установлено требование о наличии у участника опыта поставки аналогичного товара за 2015г., то есть претендент на участие в закупке должен обладать опытом поставки автомобилей начиная с 18.01.2015г. или ранее. Таким образом, в случае подачи заявки на участие в закупке лицом, которое имеет опыт работы менее 1 года или только начало осуществлять деятельность по поставке автомобилей, его заявка будет отклонена заказчиком по причине не представления участником закупки документов, подтверждающих опыт поставки.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

К признакам ограничения конкуренции согласно п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, филиал «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», установив требование к участникам о наличии опыта поставки аналогичного товара не менее чем за 1 (один) прошедший календарный год, необоснованно ограничил круг потенциальных участников закупки, создав условия, при которых претенденты, осуществляющие деятельность на рынке поставки автомобилей УАЗ, не имеющие опыт работы поставки аналогичного товара с начала 2015г., ограничены в праве на участие в запросе цен.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В свою очередь положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Следовательно, в действиях филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» усматривается нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, определенного п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также нарушение положений ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Аналогичные выводы о неправомерном установлении заказчиком требований о наличии у участников опыта поставки аналогичного товара подтверждаются правоприменительной практикой: Решение Санкт-Петербурского УФАС России от 11.01.2016г. по жалобе № Т02-5/16, Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.12.2013г. № Ф03-6078/2013 по делу № А73-6180/2013г.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, пп. а) п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТехАвто НН» на действия заказчика филиала «Аэронавигация Западной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» по проведению запроса цен в электронной форме на приобретение автомобиля УАЗ для нужд Кузбасского Центра ОВД филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» обоснованной.
  2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи филиалу «Аэронавигация Западной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» - заказчику по проведению запроса цен в электронной форме на приобретение автомобиля УАЗ для нужд Кузбасского Центра ОВД филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 4

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов

9 февраля 2016 г.                                                                                                    г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П.  – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. –ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

руководствуясь ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 09.02.2016 г. по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «ТехАвто НН» на действия заказчика филиала «Аэронавигация Западной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» по проведению запроса цен в электронной форме на приобретение автомобиля УАЗ для нужд Кузбасского Центра ОВД филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Заказчику - филиалу «Аэронавигация Западной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государсвтенная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» - запроса цен в электронной форме на приобретение автомобиля УАЗ для нужд Кузбасского Центра ОВД филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, выразившихся в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, определенного п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и нарушении ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем установления требования к участникам закупки о наличии опыта поставки аналогичного товара не менее чем за 1 (один) прошедший календарный год, что ограничивает круг потенциальных участников закупки, создав условия, при которых претенденты, осуществляющие деятельность на рынке поставки автомобилей УАЗ, не имеющие опыт работы поставки аналогичного товара с начала 2015г., ограничены в праве на участие в запросе цен.
  2. С целью устранения нарушений филиалу «Аэронавигация Западной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государсвтенная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» необходимости в срок до 25.02.2016г. аннулировать запрос цен в электронной форме на приобретение автомобиля УАЗ для нужд Кузбасского Центра ОВД филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а также внести изменения в Документацию о закупке № 2016-24-04-01 «Приобретение автомобиля УАЗ для нужд Кузбасского Центра ОВД филиала «ЗапСибаэроновигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», проводимой способом запроса цен в электронной форме», исключив из документации требование к участникам о наличии опыта поставки аналогичного товара не менее чем за 1 (один) прошедший календарный год.
  3. Об исполнении настоящего предписания филиалу «Аэронавигация Западной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государсвтенная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» сообщить в Новосибирское УФАС России до 29.02.2016г., с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны