Решение №Б\н Решение по делу №65 в отношении Администрации Улыбинского се... от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2015 г.                                             г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 18 декабря 2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Филатьева И.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 65, возбужденное 26.11.2015 года в отношении Администрации Улыбинского сельсовета Искитимского района Новосибирской области (ул. Первомайская, д. 55, с. Улыбино, Искитимский район, Новосибирская область, 633248) по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей ответчиков:

Администрации Улыбинского сельсовета Искитимского района Новосибирской области: «…» (по доверенности от 14.12.2015 года),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступили материалы проверки Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Улыбинского сельсовета Искитимского района Новосибирской области (далее – Администрация Улыбинского сельсовета) при предоставлении субсидии МУП ЖКХ «Улыбинское» на приобретение угля в сумме 1 157,9 тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрация Улыбинского сельсовета возбуждено дело № 65 от 26.11.2015 года по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 19, части 1 статьи 20  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Анализ содержания поступивших материалов, представленных документов и сведений позволяет сделать следующие выводы.

Новосибирским УФАС России был рассмотрен Порядок предоставления субсидий из бюджета Улыбинского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – Порядок), утвержденный Постановлением Главы Улыбинского сельсовета от 14.11.2011 года № 77, из которого установлено следующее.

Согласно Постановлению Главы Улыбинского сельсовета от 14.11.2011 года № 77 Порядок принят в целях сохранения и развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства в Улыбинском сельсовете в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьей 14 Федерального закона от 06.10.2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья 78 БК РФ устанавливает порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Данный порядок не распространяется на предоставление субсидий государственным и муниципальным учреждениям, так как обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений регламентировано статьей 70 Кодекса, а порядок предоставления субсидий автономным учреждениям установлен в статье 78.1 Кодекса.

Исходя из содержания Порядка, субсидии представляются юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Следовательно, такой субъект отношений как физические лица исключены администрацией из получателей субсидий.

Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывает, что субсидии, предоставляемые производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и/или критерии отбора производителей, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, анализ Порядка свидетельствует о том, что данная норма устанавливает не категории, а конкретных получателей субсидий из бюджета – юридические лица (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальные предприниматели – производители товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 

Действующее законодательство не предусматривает, что субъектный состав участников товарного рынка жилищно-коммунального хозяйства ограничивается только данными субъектами. Следовательно,  таким видом деятельности вправе заниматься любой хозяйствующий субъект, в том числе физические лица.

Кроме того, Порядком определено, что предоставление субсидий осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещении затрат на содержание инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее  – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, предусмотренное Порядком возмещение затрат на содержание инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы совпадает с вопросами местного значения сельского поселения.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с  частью 1 статьи 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (до 01.01.2014 года – законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд).

Предусмотренное Порядком выделение денежных средств из муниципального бюджета не может рассматриваться как предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в смысле, заложенном статьей 78 БК РФ.

Следовательно, поскольку выделение денежных средств на вышеуказанные цели противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то она не может содержаться в перечне направлений предоставления субсидий, утвержденном Постановлением Главы Улыбинского сельсовета от 14.11.2011 года № 77.

Таким образом, Порядок предполагает решение вопросов местного значения не в соответствии с частью 1 статьи 72 БК РФ и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (до 01.01.2014 года – законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств – субсидий.

Следовательно, выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов приводит к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ в области ЖКХ, тем самым ограничивается доступ иных хозяйствующих субъектов к данному муниципальному ресурсу. Таким образом, получившее субсидии лицо окажется  в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение указанных в Порядке работ в случае проведения торгов  согласно части 1 статьи 72 БК РФ, что может привести к ограничению конкуренции между ними.

Также, согласно подпункту 7 пункта 5 раздела 3 Порядка для получения субсидии заявители предоставляют в Администрацию Улыбинского сельсовета, в том числе, копии договоров и (или) иных документов (смета расходов, справка о стоимости выполненных работ по форме КС-2, КС-3, др.), подтверждающих затраты (как произведенные, так и предстоящие) по направлениям расходования средств субсидий из бюджета Улыбинского сельсовета в текущем году на содержание инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы Улыбинского сельсовета.

Пунктом 10 раздела 3 Порядка установлено, что в соглашении, которое является основанием для предоставления субсидии, должны быть предусмотрены, в том числе:

- перечень документов отчетности по предоставляемой субсидий, сроков и порядка их предоставления,

- ответственность получателя субсидий за нецелевое использование бюджетных средств,

- порядок возврата при нецелевом или неполном использовании бюджетных средств.

Пунктом 12 раздела 3 Порядка установлено, что получатели субсидий ведут учет полученных ими из бюджета Улыбинского сельсовета субсидий, а также учет их использования в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами по ведению бухгалтерского учета.

Пунктом 13 раздела 3 Порядка установлено, что по результатам использования субсидии получатель бюджетных средств представляет в администрацию Улыбинского сельсовета отчет об использовании субсидии, предоставленной за счет средств бюджета Улыбинского сельсовета, в котором отражаются суммы израсходованных средств субсидии и мероприятия, на которые они были потрачены. К отчету должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих расходы получателя субсидии на цели, для которых она была предоставлена.

Пунктом 14 раздела 3 Порядка установлено, что Администрация Улыбинского сельсовета осуществляет контроль за целевым использованием субсидий.

Пунктом 15 раздела 3 Порядка установлено, что Администрация вправе повторно размещать извещение о рассмотрении заявок на предоставление субсидий в печати в случае не использования либо неполного использования бюджетных средств, предусмотренных в бюджете Улыбинского сельсовета на соответствующие цели в текущем году.

Раздел 4 Порядка определяет порядок предоставления отчетности об использовании субсидий и возврата неиспользованных субсидий.

Указанные положения Порядка свидетельствуют о том, что Администрацией Улыбинского сельсовета в соответствии с Порядком могут выделяться финансовые средства в том числе на предстоящие расходы.

Основанием для предоставления юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям работ, товаров, услуг средств государственного (местного) бюджета в виде субсидий является фактическое возникновение затрат или недополученных ими доходов (Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2010 года № 74-Г10-16).

Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Таким образом, предоставление финансовых средств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям ранее произведённых ими затрат, связанных с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, является муниципальной преференцией.

Порядок предоставления муниципальных преференций установлен главой 5 Закона о защите конкуренции и предполагает получение предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа за исключением перечня случаев.

Предоставление Администрацией Улыбинского сельсовета денежных средств хозяйствующему субъекту должно происходить с заявлением о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ  муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Администрация Улыбинского сельсовета издав Постановление от 14.11.2011 года № 77 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Улыбинского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства» нарушила пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 19, часть 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В настоящее время Постановление Администрация Улыбинского сельсовета от 14.11.2011 года № 77 не отменено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьей 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Улыбинского сельсовета (ул. Первомайская, д. 55, с. Улыбино, Искитимский район, Новосибирская область, 633248) нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 19, часть 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в издании Постановления от 14.11.2011 года № 77 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Улыбинского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства», определяющего конкретных получателей субсидий из бюджета, предусматривающего выделение денежных средств на решение вопросов местного значения без проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (с 01.01.2014 г. – законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), а также предусматривающего предоставление финансовых средств ранее произведённых затрат, связанных с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать Администрации Улыбинского сельсовета предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Для его исполнения необходимо отменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство, а именно Постановление от 14.11.2011 года № 77 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Улыбинского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа

ПРЕДПИСАНИЕ № 87

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

18 декабря 2015 года                                                                                     г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Филатьева И.Е. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 18.12.2015 года по делу № 65, возбужденному 26.11.2015 года в отношении Администрации Улыбинского сельсовета Искитимского района Новосибирской области (ул. Первомайская, д. 55, с. Улыбино, Искитимский район, Новосибирская область, 633248) по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации Улыбинского сельсовета Искитимского района Новосибирской области прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в издании Постановления от 14.11.2011 года № 77 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Улыбинского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства», определяющего конкретных получателей субсидий из бюджета, предусматривающего выделение денежных средств на решение вопросов местного значения без проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (с 01.01.2014 г. – законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), а также предусматривающего предоставление финансовых средств ранее произведённых затрат, связанных с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. С целью исполнения настоящего предписания Администрации Улыбинского сельсовета Искитимского района Новосибирской области необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 25.12.2015 года отменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство, а именно Постановление от 14.11.2011 года № 77 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Улыбинского сельсовета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

3. Об исполнении настоящего предписания Администрации Улыбинского сельсовета Искитимского района Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 28.12.2015 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны