Определение №б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 10/17 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШ... от 8 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 10/17 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«03» февраля 2017 г.                                                                                              г.Новосибирск

Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, И.В. Волохина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы, рассмотрев заявление физического лица по факту рассылки рекламы по сетям электросвязи,

УСТАНОВИЛ:

Новосибирским УФАС России проведена проверка по факту использования транспортных средств преимущественно в качестве рекламных конструкций, что нарушает требования Федерального закона от 13.03.2016г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Актом фиксации информации от 14.11.2016г. зафиксировано, что на наземной автомобильной парковке, расположенной в г.Новосибирске, на площади Калинина, возле входа № 1 на станцию метро Заельцовская размещено грузовое автотранспортное средство (государственный регистрационный номер М743КВ 96RUS). На кузове данного автотранспортного средства размещены рекламные конструкции с информацией, в том числе следующего содержания: «…Надежный займ / т. 248-33-22 / Банки Вам отказывают? Возьми деньги сейчас / честная компания / от 3,5 % под залог ПТС / 99% одобренных заявок / Ищите деньги? / До 5 млн. рублей за 20 минут под залог вашего авто...».

Актом фиксации информации от 21.11.2016г. зафиксировано, что данное автотранспортное средство по-прежнему располагается на указанной автомобильной парковке.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из способа, формы, распространения, оформления, содержания вышеуказанной информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке, следовательно является рекламой.

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе выступает услуга по предоставлению займа.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона «О рекламе», использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

Актами фиксации информации от 14.11.2016г. и от 21.11.2016г. установлено, что автотранспортное средство стоит на указанной выше автомобильной парковке длительное время без передвижения.

В соответствии с Письмом ФАС России от 02.05.2012 N АК/13623 «О рекламе на транспортных средствах и квалификации информации, размещенной на сайте», запрещается использование транспортных средств только для целей распространения рекламы (исключительно в целях рекламной конструкции), а также преимущественно для данных целей, однако с сохранением возможности его использования для иных изначальных целей. Под указанный запрет подпадает использование транспортного средства, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства с частичной утратой тех функций, для выполнения которых оно было создано изначально.

Кроме того к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения.

Рассматриваемое транспортное средство используется исключительно или преимущественно в качестве рекламной конструкции, в результате чего оно полностью или частично утратило функции, для выполнения которых было предназначено.

Таким образом, способ распространения рассматриваемой рекламной информации, в том числе следующего содержания: «…Надежный займ / т. 248-33-22 / Банки Вам отказывают? Возьми деньги сейчас / честная компания / от 3,5 % под залог ПТС / 99% одобренных заявок / Ищите деньги? / До 5 млн. рублей за 20 минут под залог вашего авто...» имеет признаки нарушений ч. 2 ст. 20 Закона «О рекламе».

Кроме того, в рассматриваемой рекламе предлагаются услуги по выдаче займов.

По смыслу ч.1 ст.807 Гражданского кодекса РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках и банковской деятельности), банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

На основании ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности, лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

В силу ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности, осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

По смыслу Закона о защите конкуренции, банковская услуга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, относится к финансовой услуге (п. 2 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

На основании ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о лице, предоставляющем займы. Следовательно, имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона «О рекламе», Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламе имеется информация, что заем предоставляется «от 3,5 % под залог ПТС», однако отсутствуют остальные условия, влияющие на стоимость займа, что указывает на признаки нарушения ч. 3 ст. 28 Закона «О рекламе».

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Информация, содержащаяся в рассматриваемой рекламе, о «99% одобренных заявок» является потребительской характеристикой товара, при этом из текста рекламы невозможно установить подлинность данной информации или источник получения необходимых сведений.

Исходя из изложенного, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона «О рекламе».

Таким образом, рассматриваемая рекламная конструкция, с информацией, в том числе следующего содержания: «…Надежный займ / т. 248-33-22 / Банки Вам отказывают? Возьми деньги сейчас / честная компания / от 3,5 % под залог ПТС / 99% одобренных заявок / Ищите деньги? / До 5 млн. рублей за 20 минут под залог вашего авто...» имеет признаки нарушений п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 20, ч. 1, 3 ст. 28 Закона «О рекламе».

Рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо), в соответствии со ст. 38 Закона «О рекламе» несет ответственность за нарушение всех указанных норм.

Рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств), в соответствии со ст. 38 Закона «О рекламе» несет ответственность за нарушение ч. 2 ст. 20; ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе».

В ходе проведения проверки, Новосибирским УФАС России установлено, что номер телефона, указанный в рекламе (248-33-22) представляет собой абонентский номер <...> <...>33-22 в коде АВС и принадлежит физическому лицу – <...>

Как сообщается оператором связи ПАО «Вымпелком» (вх. № 11029 от 12.12.2016г.), на дату представления сведений, абонент пользуется услугами связи в рамках договора.

Исходя из изложенного, в настоящее время есть основания считать <...> рекламодателем рассматриваемой рекламы, поскольку лицо – владелец номера телефона, указанного в рекламе, заинтересовано в распространении рекламы и в настоящее время продолжает пользоваться данным номером. Также необходимо отметить, что иных контактных данных в рассматриваемой рекламе не указано, следовательно, связь с лицом, оказывающим рекламируемые услуги, может быть осуществлена только посредством указанного номера телефона.

В соответствии с информацией, представленной МОТН РАМТС ГИБДД № 1 ГУ МВД России по Новосибирской области (вх. № 11270 от 20.12.2016г.), собственником транспортного средства с государственным регистрационным знаком М743КВ 96 является <...>.

Исходя из способа размещения рассматриваемой рекламы, в настоящее время есть основания считать <....> рекламораспространителем.

Таким образом, в действиях <...> содержатся признаки нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 20, ч. 1, 3 ст. 28 Закона «О рекламе», в действиях <....> содержатся признаки нарушения ч. 2 ст. 20; ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 10/17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- <...>;

- <...>.

3. Назначить дело № 10/17 к рассмотрению на «03» марта 2017г. в 14:00 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007 (предварительная регистрация в кабинете 1008).

4. <...> до «01» марта 2017г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:

- сведения о юридическом лице, осуществляющем услуги по предоставлению займа (включая, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения, документы, подтверждающие полномочия руководителя);

- утвержденный макет рекламы;

- информацию о рекламопроизводителе, рекламораспространителе указанной рекламы (договоры, документы об исполнении данных договоров – платежные документы, акты сдачи приемки, иное);

- документальные сведения об условиях предоставления займа.

- отзыв на данное определение.

5. <...> до «01» марта 2017г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:

- документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство с государственным регистрационным знаком М743КВ 96;

- информацию о рекламодателе, указанного информационного материала (договор на размещение, платежные документы, согласованный рекламный макет);

- отзыв на данное определение.

Связанные организации

Связанные организации не указаны