Решение №б\н Решение по жалобе ОО «Новые технологии» на действия ИЯФ СО Р... от 5 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

27 апреля 2016г.                                                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новые технологии» (далее – ООО «Новые технологии») на действия заказчика Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук (далее – ИЯФ СО РАН) по проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора бюджетного учреждения на поставку усилительного оборудования для нужд ИЯФ СО РАН (извещение № 31603538155), в присутствии представителей ИЯФ СО РАН – «…» (доверенность № 33 от 25.04.2016г.), «…» (доверенность № 32 от 25.04.2016г.), в отсутствие представителя ООО «Новые технологии», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба (вх. № 3360 от 18.04.2016г.) ООО «Новые технологии» на действия заказчика ИЯФ СО РАН по проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора бюджетного учреждения на поставку усилительного оборудования для нужд ИЯФ СО РАН (извещение № 31603538155).

ООО «Новые технологии» считает, что действия заказчика и аукционная документация нарушают положения ФЗ № 223-Ф3 и Ф3 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» и подлежат изменению на основании следующих доводов:

1. Заказчик в п.5 информационной карты, наряду с ОКДП 2 неправомерно применил старый ОКВЭД, а не ОКВЭД 2, что является искажением размещенной информации и затрудняет участникам закупки поиск профильных для них размещенных заказов.

2. Заказчик в п.14 информационной карты разместил несоответствующую проекту договора информацию: о форме, сроках и порядке оплаты поставляемых товаров. В п. 3.4 проекта договора дополнительно вписана необходимость представления дополнительно еще 3-х документов.

3. Заказчик в п.15 неправомерно предъявляет требования к участникам закупки и соответственно в п.16 требует от участников закупки информации в составе декларации: «Отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Заказчик, указывая в информационной карте и в проекте договора информацию о том, что: Срок поставки Товара 90 (девяносто) календарных дней с момента заключения Договора, оплата производится по факту поставки всего Товара в течение 45 (сорока пяти) банковских дней ..., вместе с тем согласно п. 8.1 Проекта договора, срок действия договора 1 год с момента его подписания. Данные противоречия вносят неопределенность в понимание условий исполнения договора.

5. По мнению заявителя, заказчик нарушил ч. 2 статьи 3 ФЗ № 223-ФЗ в части сроков размещения извещения, а именно «Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурс или аукционе». Размещение извещений по аукционам данным Заказчиком с предоставлением 6-10-ти дневных сроков, часть дней из которых выпадает на выходные дни, существенным образом сужает круг возможных участников аукциона, а так же уменьшает возможность участника качественно подготовить заявку на участие в конкурсной процедуре, и соответственно ограничивает конкуренцию.

Данное нарушение требований ФЗ № 223-ФЗ указанным заказчиком в части сокращенных сроков носит постоянный (системный) характер во всех им проводимых аукционах и конкурсах: № 31603543172, 31603482594, 31603445067, 31603475338, 31603499111, 31603498035 и другие более 100 аукционов . № 31603490120 (конкурс).

Жалоба ООО «Новые технологии» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

ИЯФ СО РАН представило следующее возражение на жалобу (вх. № 3656 от 25.04.2016г.).

Порядок проведения торгов отдельными видами юридических лиц, а также возможность оспаривания их результатов предусмотрен Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положении части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Настоящим законом предусмотрена обязанность заказчика разработать Положение о закупке, которое является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (части 2 статьи 2 Закона о закупках).

Понятие участника закупки определено в части 5 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно­-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих не стороне одного участника закупки, которое соответствую требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением о закупке.

1. По мнению заявителя, Заказчик в п. 5 Информационной карты, наряду с ОКДП2 неправомерно применил старый ОКВЭД, а не ОКВЭД 2, что, по его мнению, является искажением размещенной информации и затрудняет участником закупки поиск профильных для них размещенных заказов.

В пункте 5 Информационной карты Заказчик указал классификатор ОКПД2, а не ОКДП2, как указывает заявитель. Код ОКВЭД2 26.51.4 - Производство приборов и аппаратуры для измерения электрических величин или ионизирующих излучений, таким образом, Заказчик самостоятельно выбирает код по ОКВЭД, ответственность за неправильное или неверное указание могут возникнуть в случае если код выбран с целью изменения способа закупки, при этом закупка проводилась с учетом позиции плана № 2150141732 при котором публикация закупок без указания позиции Плана закупок в Извещении № 31603538155 представляется невозможным. Предметом закупки является усилительное оборудование: Стойка усилителей мощности ВЧ сигнала, Запасная усилительная ячейка ВЧ сигнала, Запасной источник питания и запасные части к ЗИП, что нс противоречит указанному коду.

2. По мнению Заявителя, Заказчик в п. 14 Информационной карты разместил несоответствующую проекту Договора информацию: о форме, сроках и порядке оплаты поставляемых товаров. В п. 3.4 Проекта договора дополнительно вписана необходимость представления дополнительно еще 3-х документов.

Заказчиком четко прописаны требования о форме, сроке и порядке оплаты поставляемого товара, что соответствует пункту 14 Информационной карты и п. 2.3 Проекта Договора.

Пункт 3.4 Договора устанавливает требования к поставке товара, а не к его оплате, данные требования касаются помимо бухгалтерских документов, которые Поставщик обязан предоставить вместе с товаром и при которых оплата поставляемого товара была бы невозможна, так и требования к товару, к его качественным характеристикам, а именно: гарантийные талоны, инструкцию по эксплуатации па русском языке, и документ, подтверждающий качество товара, что не противоречит части 2 статьи 456 ГК РФ, где четко изложены обязанности продавца по передаче товара, а именно:

  1. Продавец или Поставщик обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи (договор поставки);

2.         Продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификаты качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, Заказчик устанавливает условия и требования к документам при поставке товара и их конкретизирует в проекте договора.

  1. По мнению Заявителя, Заказчик в п. 15 неправомерно предъявляет требования к участникам закупки и соответственно в п. 16 требует от участников закупки информацию в составе декларации: «Отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Законом ФЗ-№223 в статье 3 части 7 указано, что при закупке Заказчик вправе установить требования об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 гола № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», также данные требования к участникам закупки изложены в п. 7 Положения о закупке. В данном случае этим правом и воспользовался Заказчик - ИЯФ СО РАН.

4. По мнению Заявителя, заказчик указывает в информационной карте и в проекте договора информацию о том, что: Срок поставки товара 90 (девяносто) календарных дней с момента заключения договора, оплата производится по факту Поставки всего Товара в течение 45 (сорока пяти) банковских дней..., вместе с тем согласно п. 8.1 Проекта договора, срок действия договора начинается с момента его подписания. Данные противоречия вносят неопределенность в понимании условий исполнения договора. При этом Заявитель не указал условия до конца, что срок действия договора один год, а в части взаиморасчетов до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств.

Из буквального прочтения п. 3 ст. 425 ГК РФ следует, что обязательства по договору прекращаются в момент окончания срока его действия, только если в договоре есть прямое указание об этом, при этом исполнение обязательств по окончании срока, определенного договором, и срока действия самого договора должно быть квалифицировано как просрочка исполнения, ненадлежащее исполнение.

Однако ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон № 223-ФЗ не запрещают заказчику принимать товар, поставленный с просрочкой, и оплачивать их. В такой ситуации заказчик вправе потребовать уплаты неустойки, даже если соответствующее условие отсутствует в договоре (п. 1 ст. 332 ГК РФ). Однако это именно его право, но не обязанность.

Таким образом, заказчик вправе принять исполнение обязательств другой стороны по договору, предоставленное с просрочкой, и произвести оплату и после истечения срока исполнения указанных обязательств и даже срока действия договора.

5. По мнению Заявителя, Заказчик нарушил часть 2 статьи 3 ФЗ «22З-ФЗ в части сроков размещения извещения, а именно «Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе». Размещение извещения по аукционам данным Заказчиком с предоставлением 6-10-то дневным сроков, часть дней из которым выпадает на выходные дни, существенным образом сужает круг возможных участников аукциона. а также уменьшает возможности участника качественно подготовить заявку на участие в конкурсной процедуре и, соответственно, ограничивает конкуренцию.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупке Положение о закупке товаров, работ, услуг является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

На Официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система) Заказчиком размещено Положение о закупке товарок, работ, услуг Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институтом ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук, утвержденное заместителем руководителя ФАНО России А.М. Медведевым 21.03.2014 г.

11.04.20/6 г. на официальном сайте Заказчиком (ИЯФ СО РАН) размещено извещение № 31603538155 и документация о проведении закупки на поставку усилительного оборудования для нужд ИЯФ СО РАН с начальной (максимальной) ценой договора - 1 570 000 00 рублей.

Согласно извещения о проведении электронного аукциона от 11.04.2016 г. Дата окончания подачи заявок - 21.04.2016 г. дата окончания рассмотрения заявок 25.04.2016 г., дата проведения аукциона - 28.04.2016 г., дата подведения итогов - 05.05.2016 г. Ко дню окончания подачи заявок  21.04.2016 г. 10-00 часов по Новосибирскому времени не подано ни одной заявки. Комиссия заказчика принимает решение признать процедуру открытый аукцион в электронной форме несостоявшейся.

Обратившееся в ФАС по Новосибирской области юридическое лицо - ООО «Новые технологии», участником закупки в смысле, придаваемом ему Законом о закупках, Положением и Аукционной документацией, не являлось, поскольку проверка его соответствия требованиям, установленным заказчиком согласно Положения о закупке, была бы возможна лишь при подаче таким лицом заявки, чего в данном случае сделано не было с его стороны.

Указывая в жалобе на наличие у него затруднений при подготовке заявки в связи с предоставлением сокращенного, по его мнению, срока для подачи заявок, тем не менее ООО «Новые технологии» к заказчику (ИЯФ СО РАН) за разъяснением положений аукционной документации не обращалось и запросы на разъяснения по документам о закупке с его стороны не подавались.

Следовательно, в силу положений части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заявитель не может обжаловать указанные действия Заказчика при проведении аукциона, в связи с чем, у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы заявителя.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы лиц, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

11.04.2016г. ИЯФ СО РАН объявлена закупка в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора бюджетного учреждения на поставку усилительного оборудования для нужд ИЯФ СО РАН. Номер извещения, опубликованного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, № 31603538155.

18.04.2016г. ООО «Новые технологии» обратилось с жалобой в Новосибирское УФАС России на действия заказчика - ИЯФ СО РАН по проведению данной закупки, содержащей доводы о наличии противоречий в документации о закупке, о предъявлении неправомерных заказчиком требований к участникам аукциона, а также о нарушении сроков размещения информации, что не позволило заявителю подать заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора бюджетного учреждения на поставку усилительного оборудования для нужд ИЯФ СО РАН.

Согласно положениям действующего законодательства жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» рассматриваются антимонопольным органов в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

ООО «Новые технологии», как организация, желающая принять участие в проводимой закупке, то есть претендент на участие, вправе подать рассматриваемую жалобу в антимонопольный орган по правилам ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Таким образом, довод ИЯФ СО РАН о том, что ООО «Новые технологии» не могло подать жалобу в силу положений ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», несостоятелен.

1. П. 5 Информационной карты аукциона определено наименование и количество поставляемых товаров: усилительное оборудование – 5 единиц. ОКПД2 26.51.43.115, ОКВЭД 26.51.4.

На рассмотрении жалобы Комиссией Новосибирского УФАС России представитель ИЯФ СО РАН пояснил, что наличие указания на ОКВЭД, а не на ОКВЭД2 является технической ошибкой заказчика.

В свою очередь Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что наличие данной технической ошибки не привело к искажению информации о предмете закупки, которое могло привести к ограничению конкуренции.

2. Несоответствий между п. 14 Информационной карты и Проектом договора не усматривается. Так, п. 14 Информационной карты установлены форма, сроки и порядок оплаты поставляемых товаров: безналичный расчет. Авансовые и предварительные платежи не предусмотрены. 100% по факту поставки товара на основании накладной, счета-фактуры и акта приема передачи товара в течение 45 банковских дней.

П. 2.3 – п. 2.5 Проекта договора определено, что оплата производится по факту поставки всего Товара в течение 45 (сорока пяти) банковских дней после предоставления Покупателю оригиналов документов, предусмотренных пунктом 3.4 и подписания Акта приема-передачи Товара (Приложение № 4 к настоящему Договору). Цена Договора остается фиксированной на весь срок действия Договора. Все расчеты производятся платежными поручениями путем безналичного перечисления Покупателем соответствующих сумм на расчетный счет Поставщика, указанный в настоящем Договоре. Покупатель считается исполнившим обязанность по переводу денежных средств в момент их списания с расчетного счета Покупателя.

П. 3.4 Проекта договора предусмотрено, что поставщик обязан предоставить Покупателю на момент поставки Товара, следующие документы:

  • товарную накладную по форме ТОРГ12,
  • счет-фактуру,
  • документ, подтверждающий качество Товара;
  • гарантийные талоны на Товар;
  • инструкцию по эксплуатации на русском языке.

При этом п. 14 Информационной карты не противоречит п. 3.4. Проекта договора, так как определяет предоставление дополнительных документов на стадии исполнения договора (поставки товара) и не изменяет порядок оплаты товара, определенный п. 14 Информационной карты.

  1. Одним из требований, предъявляемых к участникам закупки, является отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки; отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 15 Информационной карты). Для подтверждения соответствия данному требованию участнику закупки необходимо представить в составе заявки на участие в аукционе декларацию в произвольной форме на соответствие названному требованию (п. 16 Информационной карты).

Согласно пп. 9) п. 7.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук, утвержденного 21.03.2014г. заместителем руководителя ФАНО России (далее – Положение о закупках), одним из обязательных требований, предъявляемых к участникам, является требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанное требование предъявлено участникам аукциона на основании вышеназванного пункта Положения о закупках.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В связи с тем, что заказчик обязан руководствоваться Положением о закупках, предъявление ИЯФ СО РАН требований об отсутствии отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» правомерно и соответствует Положению о закупках.

  1. Противоречий между сроком поставки и оплатой товара и сроком действия договора, определенных Информационной картой и положениями Проекта договора, не установлено. Наличие условий о сроке поставки 90 (девяносто) календарных дней, оплаты товара во факту поставки в течении 45 (сорока пяти) банковских дней и действия договора один год не приводит к нарушению положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Дата и время начала подачи заявок на участие в аукционе – 12.04.2016г. 00:00 по времени заказчика (п. 17 Информационной карты).

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 21.04.2016г. 10:00 по времени заказчика (п. 21 Информационной карты).

В соответствии с п. 9.2.1 Положения о закупках информация о проведении аукциона, включая извещение о проведении аукциона, аукционную документацию, проект договора, размещается Заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до установленного в аукционной документации дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. В случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 5 000 000 (пять миллионов) рублей, заказчик вправе разместить извещение не менее, чем за семь дней до окончания подачи заявок.

В связи с тем, что начальная (максимальная) цена договора составила 1 570 000 (один миллион пятьсот семьдесят тысяч) рублей 00 копеек (п. 12 Информационной карты), ИЯФ СО РАН руководствуясь положением п. 9.2.1 Положения о закупках, опубликовал извещение о проведении аукциона менее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок.

При рассмотрении Комиссией Новосибирского УФАС России доводов ООО «Новые технологии» нарушений в действиях заказчика ИЯФ СО РАН по проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора бюджетного учреждения на поставку усилительного оборудования для нужд ИЯФ СО РАН (извещение № 31603538155) не усматривается. Однако Комиссией Новосибирского УФАС России установлено несоответствие Положения о закупках требованиям законодательства, выразившееся в следующем.

Пп. 9 п. 7.2 Положения о закупках определено одно из обязательных требований для участника закупки - отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч. 1 ст. 114 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий федеральный закон вступил в силу 1 января 2014г. До вступления в действие данного федерального закона закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд осуществлялась в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который также предполагал ведение реестра недобросовестных поставщиков. Таким образом, требование пп. 9 п. 7.2 Положения о закупках предполагает отсутствие требований о лице в реестре недобросовестных поставщиков Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Возможность установления требования к участнику об отсутствии сведений о нем в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в положениях Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» отсутствует.

Кроме того, ч. 21 ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Следовательно, срок предъявления требований к участникам в части отсутствия сведений в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, истек в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, требование к участникам закупки в части отсутствия сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном до вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», неправомерно.

П. 9.2.1 Положения о закупках предусмотрено, что информация о проведении аукциона, включая извещение о проведении аукциона, аукционную документацию, проект договора, размещается Заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до установленного в аукционной документации дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. В случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 5 000 000 (пять миллионов) рублей, заказчик вправе разместить извещение не менее, чем за семь дней до окончания подачи заявок.

В свою очередь согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

Таким образом, п. 9.2.1 Положения о закупках не соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части возможности опубликования извещения о проведении аукциона менее чем за 20 (двадцать) дней.

При этом по сообщению заявителя сокращение сроков носит системный характер во всех проводимых конкурсах и аукционах ИЯФ СО РАН.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик обязан руководствоваться положением о закупках.

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение.

ИЯФ СО РАН во исполнение требований законодательства руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук, утвержденным 21.03.2014г. заместителем руководителя ФАНО России (Положение о закупках).

Федеральное агентство научных организаций (далее – ФАНО России) образовано согласно Указу Президента Российской Федерации № 735 от 27.09.2013г. «О Федеральном агентстве научных организаций» и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса, а также по управлению федеральным имуществом организаций, подведомственных Агентству (п. 1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2013г. № 959 «О Федеральном агентстве научных организаций»).

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук (ИЯФ СО РАН) подведомственно ФАНО России (п. 305 Перечня организации, подведомственных ФАНО России, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013г. № 2591-р).

Исходя из содержания Письма от 23.01.2014г. № 007-18.2-2016, ФАНО России осуществляет функции и полномочия учредителя ИЯФ СО РАН.

На основании того, что Новосибирское УФАС России как территориальный орган не имеет полномочий по рассмотрению нарушений, совершенных федеральными органами исполнительной власти, в том числе ФАНО России, Комиссия считает необходимым сообщить о несоответствии нормам действующего законодательства Положения о закупках ИЯФ СО РАН, утвержденного ФАНО России,  в ФАС России для принятия соответствующих мер.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новые технологии» на действия заказчика Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук по проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора бюджетного учреждения на поставку усилительного оборудования для нужд ИЯФ СО РАН (извещение № 31603538155) необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны