Решение №б/н Решение по жалобе ООО «Композит-Изделия» на действия организ... от 5 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

5 декабря  2018г.                                                                                                                                                                       г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Иванов С.А. –  начальник отдела по борьбе с картелями, член Комиссии;

Митченко Е.С. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу ООО «Композит-Изделия» на действия организатора закупки –ЗАО «Авиакомпозит» при проведении закупки на поставку продукции производства компании Airtech г. Люксембург (извещение № 31807098779 в ЕИС),

в присутствии представителей по доверенности ООО «Композит-Изделия» - «…» (доверенность №76 от 03.23.2018г.), «…» (доверенность № 77 от 03.12.2018г.),

в присутствии  представителей по доверенности  ЗАО «Авиакомпозит» - «….» (доверенность № 10 от 03.12.2018г.), «…» (доверенность № 11 от 05.12.2018г.),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «Композит-Изделия» (вх.№ 7586э от 26.11.2018г.) на действия ЗАО «Авиакомпозит» при проведении закупки на поставку продукции производства компании Airtech г. Люксембург (извещение № 31807098779 в ЕИС).

Заявитель сообщил следующее.

01.11.2018 года ЗАО «Авиакомпозит» разместило на едином информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) сведения о закупке, извещение № 31807098779 (Конкурентный отбор).

12.11.2018г. ООО "Композит-Изделия" подало заявку на участие в закупке.  Протоколом заседания закупочной комиссии от 13.11.2018 г. ООО «Композит- Изделия» не допускается к участию в закупке. В качестве причины отклонения заявки ЗАО «Авиакомпозит» указывает несоответствие предлагаемого товара требованиям документации о закупке - аналоги Заказчиком не рассматриваются.

Заявитель считает, что закупка проведена Заказчиком с нарушением требований к конкурентным способам закупки, закупочной документации, Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-Ф3, Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925, Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Предложенные к закупке товары ООО «Композит-Изделия» прошли необходимые технологические опробования, которые подтверждают возможность использования данных материалов в качестве вспомогательных при изготовлении деталей из клеевых стекло- и углепластиков на основе препрегов (ОКБ Сухого №НИО-21/84-48). Электронным письмо от ЗАО «Авиакомпопозит» также подтверждается, что предложенные к закупке товары ООО «Композит-Изделия» внесены в инструкции разработчика. В адрес ЗАО «Авиакомпозит» так же были направлены (накладная Деловые Линии No l7-00221186180, получено заводом: 01/06/2017), предложенные к закупке, материалы для заблаговременного изучения. Проведение же процедуры опробования не превышает одну неделю.

В извещении о конкурентном отборе п. 4 Предмет договора указывается - поставка продукции производства компании Airtech г. Люксембург. Аналоги не рассматриваются (Техническое задание - Приложение №1 к Документации).

Заявитель считает отсутствие возможности поставить аналог указанных в закупочной документации товаров (компании Airtech), несоответствующим требованиям законодательства о размещении заказов посредством конкурентных способов закупки. Продукция компании Airtech охраняется зарегистрированными товарными знаки, что в принципе исключает возможность поставки указанных товаров неограниченному кругу лиц.

Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с одновременным соблюдением условий, предусмотренных п. 5.2. Положения о закупке. Одним из условий п. 5.2. Положения указывается размещение в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц (п.п. 1) и описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований, описанных п. 5.3. Положения.

п.п. 2 п. 5.3. Положения предусматривается, что в описании предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

п.п. 3 п. 5.3. Положения предусматривается, что в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак, необходимо использовать слова «или эквивалент».

Пунктом 5.4. Положения устанавливается, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным 5.2. Положения.

Заявитель считает не допущение ООО «Композит-Изделия» к участию в закупки не отвечает и целям Раздела б Положения «Цели и принципы закупок». Не отвечает таким целям как реализации мер, направленных на сокращение издержек Заказчика. Цена товара, предложенная ООО «Композит- Изделия», была самая низкая из всех цен, предложенных иными участниками закупки. Не исключаем и возможность коррупционной составляющей при определении победителя закупки.

Более того, устанавливая требование о закупке товаров компании Airtech, без рассмотрения их аналогов, Заказчик фактически проводит закупку у единственного поставщика, у компании Airtech, при этом исключена конкуренция иных участников закупки, нарушены критерии выбора способа закупки, предусмотренные Разделом 15 Положения о закупке. Указывая закупку товара единственного производителя следовало осуществлять процедуру закупки по правилам Раздела 23, Раздела 24 Положения о закупке.

  ЗАО «Авиакомпозит»   представило  следующие возражения на жалобу (вх № 9892 от 03.12.2018г.).

Согласно размещенной в извещении о запросе предложений информации, ЗАО «Авиакомпозит» производило закупку вспомогательных материалов фирмы Airtech. Заявка ООО «Композит-Изделия» была отклонена на основании п. 14 «Положения о закупках товаров, работ и услуг» ввиду несоответствия предлагаемого товара требованиям документации о закупке.

            Заявитель сообщает, что предложенные к закупке товары были получены ЗАО «Авиакомпозит» 01.06.2017г. и прошли необходимые технологические опробования, которые подтверждают возможность использования данных материалов в качестве вспомогательных при изготовлении деталей из клеевых стекло- и углепластиков на основе препрегов. При этом, ЗАО «Авиакомпозит» якобы подтвердило, что товары, предложенные к закупке внесены в инструкцию разработчика для заблаговременного изучения, которое не может превышать одну неделю.

ЗАО «Авиакомпозит» были получены образцы вспомогательных материалов от ООО «Композит-Изделия» 14 ноября 2018г. Процедура внедрения данных материалов предусмотрена п. 2.3. Инструкции на изготовление деталей и агрегатов из полимерных композиционных материалов № 30.4800.0016.998, в соответствии с которым разрешается применение других вспомогательных материалов для изготовления изделий после проведения на предприятии-изготовителе отработки, аттестации и внедрения технологического процесса изготовления изделий с применением этих материалов.

В настоящее время в ЗАО «Авиакомпозит» разработан план работ № КТО/3-309 от 13.11.2018г. по отработке, аттестации и внедрению предоставленных заявителей образцов вспомогательных материалов. Учитывая большую трудоёмкость и сложность данного процесса, его временные рамки могут составлять более двенадцати месяцев с момента предоставления образцов. О результатах проверки и отработке данных образцов Заявитель будет уведомлен в кратчайшие сроки с момента завершения указанной процедуры.

Утверждение заявителя о том, что предложенные к закупке материалы внесены в инструкцию разработчика - не соответствует действительности. Перечень закупаемых вспомогательных материалов был подготовлен в строгом соответствии с п.2.1. Инструкции на изготовление деталей и агрегатов из полимерных композиционных материалов № 30.4800.0016.998, утвержденной разработчиком - филиалом ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого». Аналогов вспомогательных материалов указанная инструкция не содержит.

Заявитель полагает, что отсутствие возможности поставить аналог указанных в закупочной документации товаров (компании Airtech) - не соответствует требованиям законодательства о размещении заказов посредством конкурентных способов закупки. Продукция компании Airtech охраняется зарегистрированными товарными знаками, что в принципе исключает возможность поставки указанных товаров неограниченному кругу лиц.

ЗАО «Авиакомпозит» является производителем авиационной техники, участвующим в исполнении Государственного оборонного заказа, в том числе по изготовлению обтекателей для многофункциональных истребителей - бомбардировщиков Су-34, многоцелевых сверхманевренных истребителей Су-35, ближнемагистрального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100, ближне-среднемагистральных самолетов МС-21.

Использование при выполнении Государственного оборонного заказа материалов, не прошедших процесс отработки, внедрения и аттестации на предприятии - изготовителе, является не только недопустимым отступлением от конструкторской документации разработчика, но и может повлечь за собой необратимые катастрофические последствия при эксплуатации боевых и гражданских самолётов.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не предусмотрено каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке как конкретного вида товара, так и конкретного его изготовителя. Заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов в соответствии с собственными потребностями, то есть указывать наилучший для него товар, обосновав необходимость именно в этом товаре.

          Заявитель указывает на нарушения Заказчиком п. 5.2., пп.2 п. 5.3., пп. Зп. 5.3 п. 5.4. «Положения о закупках товаров, работ и услуг», ссылаясь на то, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, а в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «или эквивалент».

Однако, заявителем не принят во внимание абз. 3 п. 5.3. Положения, в соответствии с которым конкурентная закупка с указанием товарного знака также возможна в случаях, если товарный знак (марка) товаров, работ, услуг определен требованиями конструкторской (проектной) документации, и смена таких товаров (работ, услуг) невозможна или влечет за собой проведение дополнительных работ (испытаний), связанных с отвлечением существенных временных и финансовых ресурсов.

       В рассматриваемом случае продукция фирмы Airtech прямо предусмотрена конструкторской документацией: Инструкцией на изготовление деталей и агрегатов из полимерных композиционных материалов № 30.4800.0016.998, утвержденной

разработчиком - филиалом ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого».

             Заявитель считает, что его недопущение к участию в закупке является нарушением раздела 6 Положения «Цели и принципы закупок». Указывает, что цена товара, предложенная ООО «Композит-Изделия» была самой низкой из всех цен, предложенных иными участниками закупки и Заказчиком не предпринята реализация мер, направленных на сокращение издержек.

  В соответствии с п. 19.1. Положения, под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

  В отличие от запроса котировок (п. 18.1 Положения), при запросе предложений цена договора не является основополагающим критерием закупки. Оцениваются такие критерии как наличие отзывов о деятельности поставщика, рекомендательных писем, наличие заключенных и исполненных договоров и документов, подтверждающих исполнение поставки аналогичных товаров, а также документальное подтверждение сотрудничества с компанией Airtech.

Таким образом, при осуществлении рассматриваемой закупки, ЗАО «Авиакомпозит» были в полной мери соблюдены принципы и цели закупки, в том числе равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

           По мнению заявителя, установление требования о закупке товаров компании Airtech без рассмотрения их аналогов, Заказчик фактически проводит закупку у единственного поставщика.

Указанный довод не соответствует действительности, поскольку в соответствии с п. 24.1 Положения о закупках ЗАО «Авиакомпозит», данная закупка не относится к случаям, когда закупка у единственного поставщика необходима.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

 01.11.2018г. на официальном сайте единой информационной системы закупок (http://zakupki.gov.ru), организатор закупки ЗАО «Авиакомпопозит» в рамках Федерального Закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» было размещено Извещение № 31807098779 о проведении закупки на поставку продукции производства компании Airtech г. Люксембург.

12.11.2018г. ООО "Композит-Изделия" подало заявку на участие в закупке.  В соответствии с Протоколом заседания закупочной комиссии от 13.11.2018 г. заявка ООО «Композит- Изделия» к участию в закупке не допущена по причине несоответствия предлагаемого товара требованиям документации о закупке - аналоги Заказчиком не рассматриваются.

Согласно представленной информации ЗАО «Авивкомпозит» разработан план работ № КТО/3-309 от 13.11.2018г. по отработке, аттестации и внедрению представленных заявителем образцов вспомогательных материалов, его временные рамки могут составлять более двенадцати месяцев с момента предоставления образцов и только после этого принимается решение об использовании данных материалов в производстве.

ЗАО «Авиакомпозит», является производителем авиационной техники, участвующим в исполнении Государственного оборонного заказа, использование на производстве материалов не прошедших процесс отработки, внедрения и аттестации на предприятии – изготовителе, является недопустимым.

           Согласно п. 3 п. 5.3. Положения конкурентная закупка с указанием товарного знака также возможна в случаях, если товарный знак (марка) товаров, работ, услуг определен требованиями конструкторской (проектной) документации, и смена таких товаров (работ, услуг) невозможна или влечет за собой проведение дополнительных работ (испытаний), связанных с отвлечением существенных временных и финансовых ресурсов.

       В рассматриваемом случае продукция фирмы Airtech прямо предусмотрена конструкторской документацией: Инструкцией на изготовление деталей и агрегатов из полимерных композиционных материалов № 30.4800.0016.998, утвержденной разработчиком - филиалом ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого».

     ООО «Композит-Изделия» не предоставило подтверждения о включении вспомогательных материалов в инструкцию разработчика.

Таким образом, на основании вышеизложенного, в действиях организатора закупки – ЗАО «Авиакомпопозит» нарушения порядка и проведении закупки не усматриваются.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

         РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Композит-Изделия» вх.№ 7586э от 26.11.2018г.) на действия ЗАО «Авиакомпозит» при проведении закупки на поставку продукции производства компании Airtech г. Люксембург (извещение № 31807098779 в ЕИС) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны