Решение №Б\н Решение по делу №02-01-46-10-15 в отношении ОАО «Городские г... от 17 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-46-10-15

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 03.12.15г.

Решение изготовлено в полном объеме  17.12.2015г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – Заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Макарцова А.Н. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии ответчика – представителя ОАО «Городские газовые сети» - «…», действующего по доверенности № 24/15 от 19.10.2015г.

рассмотрев дело № 02-01-46-10-15 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Городские газовые сети» (ИНН 5406526153/КПП 540501001, юридический адрес: 630008, г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 113), далее – ОАО «ГГС», части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

  В Новосибирское УФАС России поступило обращение гр «…» с жалобой на действия ОАО «Городские газовые сети», выразившееся в уклонении от заключения договора подключения к газораспределительным сетям объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. «…», и выдачи технических условий.

       В результате рассмотрения указанного заявления установлено следующее:

Заявитель является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. «…» В сфере газоснабжения данная территория находится в зоне деятельности ОАО «Городские газовые сети».

13.04.2015г. Заявитель обратился в ОАО «Городские газовые сети», с заявлением на выдачу технических условий на газификацию участка.

20.05.2015г. заявителем было получено письмо от ОАО «Городские газовые сети», датированное 27.04.2015 (исх.№366/2) которое содержит отказ в выдаче технических условий в связи с дефицитом пропускной способности.

Заявитель просит провести проверку обоснованности отказа в выдаче технических условий.

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России (исх. № 02-6462 от 26.06.2015) ОАО  «Городские газовые сети» предоставило следующее.

Технические условия от №891 от 19.07.2000г., выданные ОАО «СибирьГазСервис» на газоснабжение 400 домовладений, расчет гидравлических режимов системы газоснабжения «Инской бор», выполненный специализированной проектной организацией ООО «Спецпроект»;

На данный момент к газораспределительным сетям ОАО «ГГС», проходящих по ул. Камышенская подключено - 42 домовладения с максимальным часовым расходом природного газа, ориентировочно 105 м3/час.

В результате изучения всех представленных сетевой организацией  документов и нормативно-правовой базы установлено следующее.

В соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (ред. от 14.11.2014) "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

 Основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

ОАО «ГГС» в ответ на запрос предоставило расчет гидравлических режимов системы газоснабжения «Инской бор», выполненный специализированной проектной организацией ООО «Спецпроект» (исх.163/1 от 03.07.2015г.), в котором указано: «ООО «СпецПроект» выполнило гидравлический расчет системы газоснабжения ПК «Инской бор». Результаты расчетов показали отсутствие технической возможности подключения новых потребителей.

Направляем перечень мероприятий, необходимых к выполнению для обеспечения технической возможности подключения новых потребителей и обеспечения надежного газоснабжения существующих потребителей в час максимального отбора природного газа:

  1. Технические условия №891, выданные НД ОАО «СибирьГазСервис» 19.07.2000г предусматривали подключение возможных потребителей без указания расхода газа. На основании данных ТУ был разработан проект от газопровода высокого давления, 3 ГРПШ, ГНД с расчетным расходом 1211 м3/час. По фактической нагрузке расход 1211 м3/час давно превышен, в связи с чем необходим запрос технических условий на увеличение мощности.
  2. ШРП запроектированные в проектной документации требуют модернизации, так как расчетный расход природного газа превышает проектный.

Участки газораспределительных сетей, указанных в расчетной схеме красным цветом требуют увеличения диаметра согласно выполненному гидравлическому расчету».

Однако по вышеуказанным сведениям нельзя сделать вывод о том, что в настоящее время у ОАО «ГГС» отсутствует техническая возможность подключения (технологического присоединения) земельного участка «…», расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. «…», к сети газораспределения.

В п.15 Правил указанно, что в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.

П. 16, 17 Правил предусмотрено, что в случае получения от исполнителя мотивированного отказа в выдаче технических условий заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации, с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий. В случае, если региональная программа газификации не утверждалась и специальная надбавка к тарифам на услуги исполнителя по транспортировке газа по газораспределительным сетям не установлена, заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого входит утверждение региональной программы газификации, с предложением о разработке и утверждении региональной программы газификации, включающей мероприятия по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства, с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий.

Согласно п. 24 Правил после получения от исполнителя мотивированного отказа в выдаче технических условий заявитель может также обратиться к исполнителю с подтверждением готовности осуществить подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения объекта капитального строительства по индивидуальному проекту с возмещением расходов, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства. После получения такого подтверждения исполнитель в течение 14 дней обязан выдать заявителю технические условия.

ОАО «ГГС» в письме об отказе в выдаче технических условий «…» (исх. № 366/2 от 27.04.15г.) указало, что подключение к газораспределительным сетям ОАО «ГГС», в текущем году, не предоставляется возможным, ввиду наличия дефицита пропускной способности системы газоснабжения «Инской бор». Информацией о сроках выполнения мероприятий по устранению дефицита пропускной способности указанной газораспределительной сети ОАО «ГГС» не располагает.

Также Ответчик порекомендовал заявителю обратиться в ОАО «ГГС» с подтверждением готовности осуществить подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения по индивидуальному проекту с возмещением расходов ОАО «ГГС» либо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерство ЖКХ и энергетики НСО) с просьбой о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) его дома к сети газораспределения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ (далее - № 69-ФЗ), организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.02.1998 №162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации», газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям. Под транспортировкой газа понимается перемещение и передача газа по газотранспортной системе.

Согласно ст. 21 № 69-ФЗ оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», сферой деятельности субъектов естественной монополии является транспортировка газа по трубопроводам, следовательно, ОАО «Городские газовые сети», осуществляя в настоящее время эксплуатацию газораспределительной системы, принадлежит к субъектам естественной монополии.

Вместе с тем, ОАО «ГГС» включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается, исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического подключения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по транспортировке газа хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе транспортировки газа, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере газоснабжения, поскольку получение услуг по транспортировке газа через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического подключения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

Транспортировка газа неразрывно связана с подключением объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (газоснабжения),  услуга по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (газоснабжения) является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по распределению газообразного топлива. Услуга по технологическому присоединению к газораспределительной сети (в том числе и выдача технических условий) не образует самостоятельного рынка, является частью рынка транспортировки газа.

ОАО «Городские газовые сети», оказывающее услуги по транспортировке газа потребителям, подключенным к газопроводу Общества (газораспределительным сетям), является субъектом рынка по транспортировке газа.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ОАО «Городские газовые сети») исключает необходимость проведения антимонопольным органом анализа конкурентной среды.

Таким образом, ОАО «Городские газовые сети» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ОАО «Городские газовые сети» на праве собственности или ином законном основании.  

В соответствии с частью 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение,  ограничение,  устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ОАО «Городские газовые сети» должным образом не предоставило доказательства наличия (отсутствия) технической возможности подключения (технологического присоединения) земельного участка «…» расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. «…» к сети газораспределения,  можно сделать вывод о необоснованности отказа «…» в выдачи технических условий, что привело к ущемлению интереса заявителя.

С учетом изложенного, в действиях ОАО «Городские газовые сети» по необоснованному отказу в выдаче технических условий «…»  присутствуют признаки нарушения части 1статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с указанными обстоятельствами Приказом Новосибирского УФАС России от 26.08.2015г. № 232 возбуждено дело № 02-01-46-10-15.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 03.12.2015 г. представители ответчика поддержал ранее приведенные доводы. Заявитель на заседание Комиссии не явился.

Комиссия Новосибирского УФАС России в рамках рассмотрения дела установила следующие обстоятельства.

В соответствии с п. 14 Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (ред. от 14.11.2014) "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Правила № 1314) основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

ОАО «ГГС» представило имеющиеся технические и проектные документы, а также пояснило следующее.

Документация, на основании  которой был запроектирован и рассчитан диаметр газопровода низкого давления на площадке «Инской бор» не передана в ОАО «Городские газовые сети».

Газопровод был построен в 2003-2007 годах. В ОАО «ГГС» данный газопровод был передан в 2012 году, что подтверждается договором купли-продажи № С5-0004-12 от 29.03.2012г.

Согласно техническим условиям № 891 от 19.07.2000г. проект газопровода рассчитан на газоснабжение 400 частных домов ПО «Инской бор» по ул. Выборная, Хитровская, Гайдара, Камышенская, пер. Овражный, Боровой, Сосновский, Средний, Новый, Асфальтовый, Дубравы.

Согласно сведениям, представленным ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск», по состоянию на 27.10.2015г. заключено 450 договоров поставки газа с абонентами ПО «Инской бор».

Учитывая тот факт, что количество заключенных договоров поставки газа в настоящее время превышает количество потребителей газа согласно проекту, наличие договора купли-продажи от 29.03.2012г. № С-5-0004-12, на основании которого ОАО «ГГС» переданы в собственность объекты газораспределительной системы, построенной в 2003-2007 годах, а также исходя из иных, представленных ответчиком документов, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что ОАО «ГГС» подтвердило отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) жилого дома гр. «…» расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. «…» к сети газораспределения. В связи с этим отказ ОАО «ГГС» в выдаче гр. «…». технических условий является обоснованным и соответствует положениям п. 14 Правил № 1314. При таких обстоятельствах действия ответчика нельзя квалифицировать как злоупотребление доминирующим положением, в связи с этим дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.

В силу п.2 ч.1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела № 02-01-46-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Городские газовые сети» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

о принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны