Решение б/н Решение по жалобе ООО «Монолит» на действия организатора тор... от 28 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

25 апреля 2017 года                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Волохина И.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Филатьева И. Е. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (далее - ООО «Монолит») на действия организатора торгов Акционерного общества «НИИ измерительных приборов – Новосибирский завод имени Коминтерна» (далее – АО «НПО НИИИП-НЗиК») при проведении конкурса в электронной форме на ремонт помещений в корпусе №2 на 4 этаже (извещение № 31704929367 на сайте http://zakupki.gov.ru/),

в отсутствие представителя заявителя – ООО «Монолит», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения,

в присутствии представителя организатора торгов – АО «НПО НИИИП-НЗиК»: <...> (по доверенности от 20.04.2017 года № 119/17),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «Монолит» на действия АО «НПО НИИИП-НЗиК» при проведении конкурса в электронной форме на ремонт помещений в корпусе №2 на 4 этаже (извещение № 31704929367 на сайте http://zakupki.gov.ru/).

Заявитель сообщает следующее.

Заказчик в подпункте 10 пункта 9 Информационной карты конкурса в электронной форме установил незаконное обязательное требование о наличии у специалиста по ремонту и монтажу систем теплоснабжения удостоверения с допуском к монтажу и эксплуатации тепловых энергоустановок. Данные удостоверения обязаны иметь только сотрудники организаций, имеющих в собственности и эксплуатирующих тепловые энергоустановки. Таким образом, ограничено участие в данной закупке организации, не эксплуатирующей тепловые энергоустановки, но соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к организациям, выполняющим данные работы, имеющим подготовленный персонал и оборудование, что является нарушением требований пункта 9.7.6 Положения о закупки АО «НПО НИИИП-НЗиК», подпункта 2 пункта 1, пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ, подпункта 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе необоснованно создаёт некоторым участникам торгов преимущественные условия участия в торгах и противоречит основным принципам о равноправии, справедливости, отсутствию дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с подпунктом 6 раздела 9 Информационной карты предусмотрено представление копий документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом конкурса. Согласно приложенному к заявке локально-сметному расчету № 03 участник должен выполнить работы по ремонту системы отопления (тепловой энергоустановки). Следовательно, в составе заявки, согласно статье 52 Градостроительного кодекса, должна присутствовать копия выданного саморегулируемой организацией допуска на право выполнения таких видов работ. А с учетом приведенных положений пункта 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса наличие такого допуска уже подразумевает наличие у организации специалистов соответствующего профиля и квалификации. То есть выполнение организацией-соискателем требований подпункта 6 раздела 9 Информационной карты само по себе подтверждает необходимую квалификацию, следовательно, включение в конкурсную документацию обязательного требования о наличии удостоверения с допуском к монтажу и эксплуатации тепловых энергоустановок, является излишним и незаконным.

11.04.2017 года заявитель обратился к заказчику с просьбой дать разъяснение, на каком основании, предусмотренном законодательством РФ, в пункте 10 Информационной карты, требуются копии действующих удостоверений, с отметками об очередной проверке знаний: на специалиста по ремонту и монтажу систем теплоснабжения, с допуском к монтажу и эксплуатации тепловых энергоустановок.

В своем разъяснении заказчик сослался на требования приказов Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.08.2015 года № 551н и Министерства Энергетики РФ от 24.03.2003 года № 115, которые распространяют свое действие только на организации, эксплуатирующие тепловые энергоустановки (пункт 2 Приказа от 17.08.2015 года № 551н, пункт 1.7 Приказа от 24.03.2003 года № 115) и содержат требования к персоналу этих организаций, обслуживающих тепловые энергоустановки, в том числе к их образованию и наличию у них удостоверений с допуском к монтажу и эксплуатации тепловых энергоустановок.

При этом каким образом, данные требования стали распространяться на подрядные организации, которые производят работы по ремонту, а не оказывают услуги по эксплуатации тепловых энергоустановок, заказчик не пояснил.

Заказчик в своем ответе, вместо того, чтобы указать на конкретные требования действующего законодательства, в соответствии с которыми требуется наличие данных удостоверений у работников участника закупки (подрядчика), привел вывод о том, что именно перечень работ: «по отключению установок, контролю за соблюдением всех правил охраны труда при выполнении работ, проведению приемосдаточных испытаний и пусконаладочных работ», указывает на необходимость наличия у работников подрядчика допуска к эксплуатации тепловых энергоустановок.

При этом отключение установок должен произвести заказчик и согласно пункту 5.1.1 проекта договора подряда передать по акту подрядчику подготовленный для выполнения работ объект (то есть именно заказчик обязан исполнить требования пункта 75 Приказа от 17.08.2015 года № 551н), пусконаладочные работы не входят в состав работ, предусмотренный локально-сметным расчетом № 03, следовательно, подрядчик не обязан их выполнять.

Ссылка заказчика на то, что на него распространяет действие требование главы 2.4. Приказа Министерства Энергетики РФ от 24.03.2003 года № 115, также несостоятельна, по причине того, что согласно пункту 2.4.1 данного приказа, эти требования распространяются только на работы по новому строительству или реконструкции, а в рамках данной закупки система отопления (тепловая энергоустановка) просто ремонтируется и ее не нужно выводить из эксплуатации, сдавать в эксплуатацию согласно пункту 2.4.2. данного приказа.

В своих возражениях АО «НПО НИИИП-НЗиК» сообщило следующее.

1. АО «НПО НИИИП-НЗиК» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь утвержденным Протоколом Совета директоров АО «НПО НИИИП-НЗиК» от 19.09.2014 года
№ 14-СД/2014 (с изменениями, внесенными решением Совета директоров от 11.06.2015 года, от 30.10.2015 года, от 05.02.2016 года, от 27.05.2016 года, от 28.09.2016 года, 28.12.2016 года) Положением о закупке, и размещенным на официальном сайте Планом закупок на 2017 год. В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров. Организацией проведения процедур размещения заказа была утверждена электронная торговая площадка - Торговый портал «Фабрикант.ру» (www.fabrikant.ru).

2. Подготовленные в соответствии с Положением о закупке АО «НПО НИИИП- НЗиК» документы о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на ремонт помещений в корпусе № 2 на 4 этаже были размещены на вышеуказанной электронной площадке 24.03.2017 года. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

3. В соответствии с подпунктом 10 пункта 9 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме участнику процедуры необходимо предоставить «копии действующих удостоверений с отметками об очередной проверке знаний на специалиста по ремонту и монтажу систем теплоснабжения с допуском к монтажу и эксплуатации тепловых энергоустановок».

4. В состав работ, предусмотренных договором на ремонт помещений в корпусе № 2 на 4 этаже, входят работы в системе отопления в осях 1/2-Г/Д, 15/16-Г/Д, 11/12-Б/В, 14/16-Б/В, которые включают в себя: демонтаж старой ветхой системы отопления и монтаж новой, соответствующей прежней схеме системы отопления. На данные работы на основании дефектной ведомости было составлен локально-сметный расчет и техническое задание с перечнем работ и перечнем нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми работы должны проводиться. Все документы были приложены и опубликованы в составе заявки на сайте «Фабрикант.ру».

5. Свод правил 73.13330.2016 (СНиП 3.05.01-85) «Внутренние санитарно­технические системы зданий», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.09.2016 года (в прежней редакции СП 73.13330.2012), в пункте 7 устанавливает испытание внутренних санитарно-технических систем. В соответствии с данным пунктом, по завершении монтажных работ подрядной (монтажной) организацией должны быть выполнены испытания систем отопления гидростатическим или манометрическим методом с составлением акта, а также промывка систем в соответствии с пунктом 6.1.13 (Системы отопления, теплоснабжения, внутреннего холодного и горячего водоснабжения, трубопроводы систем холодоснабжения и теплогенераторов по окончании их монтажа необходимо промывать водой до тех пор, пока в воде на выходе из системы не останется механических взвесей). Требования к испытаниям также содержатся в данных правилах.

Таким образом, подрядная организация выполняет следующий комплекс работ в системах отопления: демонтаж изношенного оборудования системы отопления; сборку и проверку герметичности радиаторов; монтаж системы отопления; промывка системы отопления; гидравлические испытания отремонтированной системы отопления; тепловое испытание системы отопления в рабочем режиме в течение 7 часов.

6. Приказ Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 года № 115 утверждает Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в которых устанавливается ответственность руководителей и специалистов проектных, конструкторских, ремонтных, наладочных, исследовательских и монтажных организаций, производивших работы на тепловых энергоустановках, за нарушения, допущенные ими или их подчиненным персоналом, что говорит о том, что данные правила распространяются, в том числе, и на перечисленные организации.

Также согласно терминам, применяемым в правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, эксплуатация - это период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию.

Пункт 2.4 данных Правил устанавливает приемку и допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются заказчиком от подрядной организации по акту после проведения испытаний по окончанию всех строительных и монтажных работ по сдаваемым тепловым энергоустановкам.

7. При проведении работ подрядной организацией, временно эксплуатирующей тепловые энергоустановки, должны соблюдаться требования Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.08.2015 года № 551н. Пунктом 11 устанавливается требование о том, что к выполнению работ по ремонту тепловых энергоустановок допускаются работники, имеющие профессиональную подготовку, включая подготовку по охране труда.

Также Госэнергонадзор РФ 07.05.1992 года утвердил Правила техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей, которые обязательны для персонала, занятого эксплуатацией, ремонтом, наладкой и испытанием теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей, и которые устанавливают порядок допуска бригады к работам.

8. Указание ООО «Монолит» на несостоятельность требования удостоверений сотрудников по причине того, что при подаче заявления на выдачу свидетельства СРО организация подает необходимые документы на сотрудников и соответствует необходимым требованиям, является неверным.

Заказчик в своих требованиях устанавливает перечень обязательных удостоверений специалистов, необходимых для допуска к выполнению работ, с очередной проверкой знаний. Выданное свидетельство СРО является бессрочным и не является достаточным основанием к допуску, так как удостоверения на сотрудников ограничены сроком действия. Порядок проведения проверки знаний установлен Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок: пункт 2.3.15 Очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в три года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок - не реже 1 раза в год. Сотрудники с удостоверениями без очередной проверки знаний не могут быть допущены к выполнению работ.

На основании вышеизложенного, подрядная организация, выполняющая ремонтные работы, а по их завершению испытания, обязана соблюдать все требования, относящиеся к эксплуатации тепловых энергоустановок, к охране труда, иметь квалифицированных сотрудников, а также предоставлять Организатору торгов удостоверения, необходимые для допуска к работам.

На основании изложенного, АО «НПО НИИИП-НЗиК» считает жалобу ООО «Монолит» необоснованной.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

24.03.2017 года АО «НПО НИИИП-НЗиК» опубликовало извещение № 31704929367 на сайте http://zakupki.gov.ru/ о проведении конкурса в электронной форме на ремонт помещений в корпусе №2 на 4 этаже.

Пунктом 10 Информационной карты открытого конкурса определены требования, предъявляемые к участникам конкурса в электронной форме, в частности, установлено требование о наличии в штате организации квалифицированных работников (специалистов) для проведения работ, указанных в пункте 4 информационной карты.

Подпунктом 10 пункта 9 Информационной карты открытого конкурса установлено требование о представлении участником закупки копии действующих удостоверений с отметками об очередной проверке знаний:

- на электрогазосварщика не ниже 3-го разряда, по пожарно-техническому минимуму, по электробезопасности 2 группы допуска до 1000В,

- на электромонтажника по электробезопасности 2 группы допуска до 1000В,  по электробезопасности 3 группы допуска до 1000В,

- на рабочих ремонтных и строительных профессий с допуском к работам на высоте 1 группы допуска, по пожарно-техническому минимуму,

- на  специалиста по ремонту и монтажу систем теплоснабжения с допуском к монтажу и эксплуатации тепловых энергоустановок,

- на  представителя руководящей должности, отвечающего за выполнение работ на объекте  по пожарно-техническому минимуму, по электробезопасности не ниже 4 группы допуска до 1000В, с допуском к работам на высоте 2 группы допуска.

Вышеуказанные требования применяются в равной степени ко всем участникам закупки и обусловлены перечнем работ, содержащимся в техническом задании, и требованиями к проведению таких работ действующих нормативно-правовых актов.

Согласно Протоколу заседания Единой комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 17.04.2017 года на участие в конкурсе было подано две заявки – ООО «СибСтройКапитал» и ООО «ХЭМ». Заявка ООО «ХЭМ» не допущена к участию в конкурсе в связи с несоответствием заявки требованиям конкурсной документации. Конкурс признан несостоявшимся, принято решение заключить договор с ООО «СибСтройКапитал».

Комиссия Новосибирского УФАС России принимает довод заказчика о правомерности требований к участникам закупки о наличии у специалистов удостоверений по проверке знаний с допуском к монтажу и эксплуатации тепловых энергоустановок, поскольку предмет закупки предполагает, в том числе, проведение гидравлических испытаний. При этом согласно пункту 2.3.15 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 года № 115, персонал, принимающий непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, обязан проходить проверку знаний. Кроме того, согласно указанным Правилам, под эксплуатацией тепловой энергоустановки понимается период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию.

Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено нарушения организации и проведения торгов в действиях АО «НПО НИИИП-НЗиК» при проведении конкурса в электронной форме на ремонт помещений в корпусе №2 на 4 этаже (извещение № 31704929367 на сайте http://zakupki.gov.ru/).

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Монолит» на действия АО «НПО НИИИП-НЗиК» при проведении конкурса в электронной форме на ремонт помещений в корпусе №2 на 4 этаже (извещение № 31704929367 на сайте http://zakupki.gov.ru/) необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны