Определение №б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА №14/17 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕ... от 15 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА №14/17 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

«07» февраля 2017 г.                                                                                                  г. Новосибирск

 Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, И.В. Волохина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы, рассмотрев материалы по факту распространения в октябре 2016 г. на квитанциях по оплате услуг связи ПАО «Ростелеком», направляемых абонентам г. Новосибирска, рекламной информации,

УСТАНОВИЛ:

          В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области  поступило заявление физического лица (вх. № 4621э от 06.10.2016г.), по факту распространения в октябре 2016 г. на квитанциях по оплате услуг связи ПАО «Ростелеком», направляемых абонентам г. Новосибирска, рекламной информации, следующего содержания:

          «Ростелеком / Сим-карта от Ростелеком - это выгодно! Хотите платить за домашний телефон на 50% меньше? Подключайтесь к мобильной связи Ростелеком! Подключить мобильную связь Ростелеком легко!/ - Оформите СИМ-карту Ростелеком в любом офисе продаж/ - Активируйте СИМ-карту/ Платите в 2 раза меньше за домашний телефон и звоните бесплатно на мобильные сети Ростелеком/ [в середине квитанции мелким нечитаемым шрифтом указана информация, предположительно следующего содержащая: «При подключении услуг мобильной связи Ростелеком предоставляется скидка в 50% на абонентскую плату за предоставление абонентской линии домашней телефонии в счете за месяц, в котором было осуществлено подключение услуг мобильной связи. В дальнейшем скидка будет предоставляться, если сумма начислений за пользование мобильной связи по всем  номерам, подключенным к лицевому счету домашней телефонии, будет составлять 500 рублей и выше. Скидка 50% будет действовать до 31.03.2017 г., с 01.04.2017 г. размер скидки составит 30%. Бесплатные звонки с домашних телефонов Ростелеком на мобильные номера Ростелеком определяются в рамках акции» Ноль на мобильные Ростелеком». Состав и стоимость тарифов, условия подключения могут меняться в зависимости от региона РФ. Подробности на сайте RT.RU и по номеру 8 800 181 18 88]», с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон о рекламе).

Как указывает заявитель, из рекламного предложения следует, что ПАО «Ростелеком» предлагает клиентам экономить 50% средств, затрачиваемых на услуги стационарной связи (домашний телефон), в случае, если абонент соглашается на пользование дополнительным видом связи, предоставляемым Обществом.

По мнению заявителя, желание клиента оплачивать услуги связи на 50% дешевле  подразумевает длительный период такой возможности, однако ниже, очень мелким шрифтом сообщается, что скидка в 50% предоставляется только один раз, в месяц осуществления подключения услуг мобильной связи.

Такой способ подачи информации, по мнению заявителя, является недобросовестной рекламой и рассчитан на невнимательных или плохо зрячих граждан, которые могут быть введены в заблуждение.

         Новосибирским УФАС России по указанному обращению в отношении ПАО «Ростелеком» была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой           28.11.2016 г. в адрес ПАО «Ростелеком» был направлен Акт № 49 о наличии в действиях Общества нарушения законодательства о рекламе.

         23.12.2016 г. ПАО «Ростелеком» были представлены возражения на Акт проверки № 49, в которых указывалось следующее.

          В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Размещенная на счете-квитанции информация предназначена для ограниченного круга лиц - абонентов ПАО «Ростелеком», пользующихся услугами телефонной связи.

В содержании указано, что абонент ПАО «Ростелеком» может стать участником акции (предоставление скидки на «домашнюю телефонию») при одновременном оказании ему услуг местной, внутризоновой, междугородной телефонной связи и подвижной радиотелефонной связи.

Данная информация не является рекламой, поскольку она нацелена исключительно на уведомление абонента по вопросам, связанным с оказанием заказанных ему услуг связи, информирование абонента о возможности получения скидки на уже оказываемые ему услуги.

Пунктами 2, 3, ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе установлено, что закон о рекламе не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителей которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Законом абоненту предоставлено право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи (п.2 ст.623акона о связи).

Согласно пункту 12 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденному постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 (далее - Правила № 1342), Оператор связи предоставляет справочную информацию о тарифах на услуги телефонной о состоянии лицевого счета абонента, в том числе о задолженности по оплате услуг телефонной связи и др.

Пунктом 24 Правил № 1342 предусмотрена обязанность о предоставлена дополнительной информации, связанной с оказанием услуг телефонной связи.

Обязанность по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации об услугах, также предусмотрена статьей 10 Федерального закона о 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Таким образом, Общество полагает, что размещенная в счете информация является информационно справочной, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя, которое является обязательным в соответствии с федеральным законом (п.п. 2-3 ст. 2 Закона  рекламе; п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российское Федерации N 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применение арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, не является рекламой).

         Согласно п. 41 Правил № 1342 счет, выставляемый абоненту за услуги связи является документом, отражающим сведения о денежных обязательствах абонента.

Правилами № 1342 предусмотрен определенный перечень сведений, содержащихся в счете. Между тем, законом не запрещено размещение в счетах об оплате услуг информации об оказываемых Оператором связи услугах.

          На основании п. 42 Правил № 1342 Оператор связи обязан обеспечить предоставление абоненту счета на оплату услуг телефонной связи в течение 10 дней со дня выставления этого счета. Адрес, порядок и способ предоставления счета устанавливается договором. По согласованию с абонентом в качестве адреса предоставления абоненту счета допускается использовать адрес электронной почты либо электронный адрес системы самообслуживания оператора связи, через которую абонентом осуществляется доступ к сведениям об оказываемых ему услугах телефонной связи, расчетах с оператором связи и иной информации (личный кабинет).

В настоящей ситуации не представляется возможным определить способ получения абонентом счета на оплату услуг связи, качество изображения информации и степень ее восприятия.

В связи с доводами, указанными в представленных в антимонопольный орган возражениям ПАО «Ростелеком» не усматривает в своих действиях нарушения, указанные в Акте проверки.

         Новосибирское УФАС России считает данную позицию ошибочной и противоречащей фактическим материалам.

         Из документов, представленных Обществом (вх. № 5106э от 8.11.2016, № 10210 от 14.11.2016 г.), следует, что ПАО «Ростелеком» действовало в соответствии с п. 42 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 (далее - Правила № 1342), согласно которому Оператор связи обязан обеспечить предоставление абоненту счета на оплату услуг телефонной связи.

Рассматриваемая информация была размещена в счетах на оплату услуг, оказанных в сентябре 2016 года абонентам ПАО «Ростелеком», пользующимся одновременно услугами местной телефонной связи ПАО «Ростелеком» и выбравшим ПАО «Ростелеком» в качестве оператора междугородной и международной телефонной связи на условиях предварительного выбора - абонентам Pre-select (заключившим договор/дополнительное соглашение путем акцепта публичной оферты, либо путем подписания единого документа). В связи с чем, у ПАО «Ростелеком» отсутствуют указанные договоры с рекламораспространителями/рекламопроизводителями, заявки на размещение, а также платежные документы по договорам и акты выполненных работ, макеты и т.д.

         Обществом представлены документы, на основании которых проводилось информирование: Приказ от 30.08.2016 г. № 07/01/076-16 «О проведении маркетинговой акции и утверждении скидок при оказании услуг местной, внутризоновой и междугородной телефонной связи и подвижной радиотелефонной связи для абонентов категории «население» филиалов Макрорегиона «Сибирь» ПАО «Ростелеком»; Приказ ПАО «Ростелеком» от 25.08.2016 г. № 01/01/762-16 «О проведении маркетинговой акции и утверждении скидок при оказании услуг местной, внутризоновой и междугородной телефонной связи и подвижной радиотелефонной связи для абонентов категории «Население» на территории РФ».

        Также Общество указало, что обязанность оператора сообщать абоненту всю необходимую информацию об оказываемых услугах предусмотрена ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» и п. 12 Правил № 1342.

         Вместе с тем, Новосибирским УФАС России установлено, что согласно п.п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара.

          Рассматриваемая информация в полной мере обладает всеми признаками понятия «реклама», указанными в Законе.          

         В соответствии с ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

         Согласно п. 41 Правил № 1342, счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является документом, отражающим сведения о денежных обязательствах абонента, и должен содержать следующие сведения:

а) реквизиты оператора связи;

б) реквизиты абонента;

в) расчетный период, за который выставляется счет;

г) номер лицевого счета абонента;

д) данные о суммарной продолжительности соединений за расчетный период (при повременном учете);

е) сумма, предъявляемая к оплате по каждому виду услуг телефонной связи и каждому абонентскому номеру;

ж) виды оказанных услуг телефонной связи;

з) сумма остатка на лицевом счете (при авансовом платеже);

и) дата выставления счета;

к) срок оплаты счета (при отложенном платеже).

        Правила № 1342 являются составной частью Российского Законодательства, при этом указанным нормативным правовым актом не предусмотрено размещение рекламы на платежных документах.  

Договор с заявителем на размещение рекламной информации на предоставляемых ему платежных документах Оператором связи также не заключался.

         Данные обстоятельства указывают на признаки нарушения требований ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе.

         Кроме того, в середине квитанции мелким нечитаемым шрифтом указана информация, предположительно следующего содержащая: «При подключении услуг мобильной связи Ростелеком предоставляется скидка в 50% на абонентскую плату за предоставление абонентской линии домашней телефонии в счете за месяц, в котором было осуществлено подключение услуг мобильной связи. В дальнейшем скидка будет предоставляться, если сумма начислений за пользование мобильной связи по всем номерам, подключенным к лицевому счету домашней телефонии, будет составлять 500 рублей и выше. Скидка 50% будет действовать до 31.03.2017 г., с 01.04.2017 г. размер скидки составит 30%. Бесплатные звонки с домашних телефонов Ростелеком на мобильные номера Ростелеком определяются в рамках акции» Ноль на мобильные Ростелеком». Состав и стоимость тарифов, условия подключения могут меняться в зависимости от региона РФ. Подробности на сайте RT.RU и по номеру 8 800 181 18 88».

         Согласно п. 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

         В силу ч.7 ст.5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В данном случае, согласно поступившему обращению, а также учитывая способ,  размещения рекламной информации и его шрифт, существенные для потребителя сведения, относительно скидки на оплату услуг связи в размере 50% формально присутствует в рекламе. Однако данная информация изложена мелким (нечитаемым) шрифтом, что не позволяет потребителю (в том числе абонентам, имеющим заболевания глаз) воспринимать данные сведения, а, следовательно, не может рассматриваться как их фактическое наличие.        

         Указанные факты свидетельствуют о наличии признаков нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

          П.7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

        Ответственность за нарушение требований ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

        В данном случае, с учетом представленных пояснений и документов рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы ПАО «Ростелеком».        

        На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 14/17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель – физическое лицо;

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388; юридический адрес: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15).                                                      

3. Назначить дело № 14/17 к рассмотрению на «03» марта 2017 г. в 14-30 часов по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007.

4. ПАО «Ростелеком» до 01.03.2017 г. представить в адрес Новосибирского УФАС России отзыв на данное определение.

Связанные организации

Связанные организации не указаны