Решение №б\н Решение по делу № 02-01-03-10-16 в отношении ОАО «Аэропорт Т... от 10 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-03-10-16

Резолютивная часть решения оглашена  28.04.2016                              г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено   06.05.2016

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. –  заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Игнатьева И.В. –  заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

рассмотрев дело № 02-01-03-10-16 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Аэропорт Толмачево» (ИНН 5448100208, КПП 544801001, адрес: 633104, Новосибирская область, г. Обь, территория аэропорта Толмачево; далее – ОАО «Аэропорт Толмачево»), пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по обеспечению авиационной безопасности,

в присутствии на заседании:

представителя заявителя – Новосибирской транспортной прокуратуры – «…» старшего помощника Новосибирского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры (служебное удостоверение ТО № 178570);

представителей  ответчика – ОАО «Аэропорт Толмачево» –

«…» (по доверенности № 16075 от 15.04.2016), «…» (по доверенности № 16076 от 15.04.2016);

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России из Новосибирской транспортной прокуратуры поступили материалы (вход. № 11864 от 23.12.2015) по вопросу правомерности взимания ОАО «Аэропорт Толмачево» платы за проведение инструктажей и выдачу пропусков с организаций, расположенных на служебно-технической и контролируемой территории аэропорта.

Новосибирская транспортная прокуратура сообщила следующее.

Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка законности действий ОАО «Аэропорт Толмачево», выразившихся во взимании денежных средств за проведение инструктажей, а также за выдачу пропусков с организаций, расположенных на служебно-технической, а также контролируемой территории аэропорта.

В силу статьи 2, пункта 3 статьи 40, статьи 42, пункта 1 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации ОАО «Аэропорт Толмачево» обязано обеспечивать авиационную безопасность в находящемся в его ведении аэропорту в соответствии с действующим законодательством.

Пунктами 14, 15 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 № 142, авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.

Лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются в установленном инструкцией, утвержденной уполномоченным администрацией аэропорта должностным лицом, порядке по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора допуска.

При этом платность допуска сторонних организацией и посетителей положениями Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» не установлена.

В пункте 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Исчерпывающий перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации определен положениями Приказа Минтранса России от 17.07.2012 № 241 (далее – Перечень № 241).

Положениями пункта 3.2 Перечня № 241 установлен аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта, взимаемый исключительно с авиационных перевозчиков. При этом в стоимостную основу ставок сбора не включается стоимость пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющимся плательщиками данного сбора и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой территории аэропорта.

Таким образом, деятельность ОАО «Аэропорт Толмачево» по оформлению временных и постоянных пропусков непосредственно работникам ФКУ «Сибирский АПСЦ», их инструктаж являются неотъемлемой частью пропускного режима и способом его осуществления.

С учетом изложенного, взыскание расходов по изготовлению пропусков на территории аэропорта Толмачево является необоснованным, пропуск работников на территорию аэропорта Толмачево не относится к сфере гражданско-правового регулирования, а осуществляется в силу предписаний нормативных актов, регулирующих авиационную деятельность, является необходимым для самого аэропорта и его производственно-хозяйственной деятельности.

Расходы аэропорта по осуществлению мероприятий пропускного и внутриобъектового режима уже включены в ставку сбора за обеспечение авиационной безопасности, взимаемого с перевозчиков, соответственно не подлежат взиманию с ФКУ «Сибирский АПСЦ».

Аналогичные нарушения законодательства РФ допускались ОАО «Аэропорт Толмачево» в 2014 году, что послужило основанием для обжалования ФКУ «Сибирский АПСЦ» указанных действий в Новосибирскую транспортную прокуратуру.

Проверкой вскрыты аналогичные нарушения законодательства, выразившиеся в заключении ОАО «Аэропорт Толмачево» договоров на оказание услуг по проведению инструктажей и выдаче пропусков работникам и посетителям организаций, деятельность которых связана с обеспечением функционирования воздушного транспорта (филиал «Аэронавигация Западной Сибири ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ООО «Сибирь Техник», ЗАО «Газром нефть Аэро Новосибирск»).

Проверкой также вскрыт факт заключения ОАО «Аэропорт Толмачево» договоров на оказание данных услуг с 33 организациями, несвязанными с деятельностью воздушного транспорта и расположенными на служебно-технической территории аэропорта (ОАО «ПЖТ «Луч», ООО «СКК Авангард», ЗАО «Барнаульский комбинат железобетонных изделий-2» и др.)

По мнению Новосибирской транспортной прокуратуры в действиях ОАО «Аэропорт Толмачево» усматриваются признаки злоупотребления доминирующим положением, влекущие нарушение прав и законных интересов предприятий, расположенных в пределах служебно-технической, контролируемой зон аэропорта.

На запрос Новосибирского УФАС России ОАО «Аэропорт Толмачево» представило письмом от 03.02.2016 № 29/87, в том числе следующие сведения.

В соответствии с положениями статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, Приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» следует, что стоимость пропусков для лиц, не являющихся перевозчиками и лиц, место нахождения которых расположено вне контролируемой зоны не подлежит государственному регулированию, может быть установлена Аэропортом самостоятельно и плата за такие пропуска может правомерно взиматься на основании заключаемых договоров возмездного оказания услуг.

В настоящее время ОАО «Аэропорт Толмачево» имеет договорные отношения возмездного оказания услуг более чем с тридцатью организациями, не являющимися плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности и адрес которых находится за пределами контролируемой территории аэропорта. Общество по заявкам контрагентов проводит инструктажи в отношении указанных лиц и организует выдачу соответствующих пропусков для физических лиц и на транспортные средства для прохода/проезда на охраняемую территорию аэропорта. Стоимость услуг по проведению инструктажей и организации выдачи пропусков определяется согласно утвержденным ОАО «Аэропорт Толмачево» прейскурантам.

В пояснениях от 14.04.2016 № 29/268 по делу о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Аэропорт Толмачево» указало следующее.

Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации (утверждены Приказом Федеральной авиационной службы России от 20.01.1998 № 22) определяет:

- пропускной режим – это совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) (пункт 2.1);

- внутриобъектовый режим – это совокупность организационно-технических мероприятий и правил, направленных на обеспечение порядка передвижения лиц и транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия) (пункт 3.1)

Администрацией ОАО «Аэропорт Толмачево» разработана и утверждена «Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму в международном аэропорту Толмачево».

Вышеуказанная инструкция содержит определение контролируемой зоны аэропорта – это рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется службой авиационной безопасности аэропорта.

На основании пункта 3.2.1 Перечня № 241 стоимость пропусков для лиц, не являющихся перевозчиками, и лиц, место нахождение которых расположено вне контролируемой зоны не подлежит государственному регулированию, может быть установлена Аэропортом самостоятельно и плата за такие пропуска может правомерно взиматься на основании заключаемых договоров возмездного оказания услуг.

По вопросу оказания платных услуг по организации выдачи пропусков на основании заключенных договоров с ООО «Глобус», ФГУП «Сибирский центр авиационной метрологии» (ФГУП «СИБЦАМ»), ООО «Сибирь Техник», ПАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» ответчик поясняет следующее.

Неотъемлемой частью осуществления пропускного и внутриобъектового режима в рамках обеспечения авиационной безопасности в аэропорту является деятельность по оформлению и выдаче пропусков для лиц и транспортных средств для входа/въезда именно в контролируемую зону аэропорта.

Из Прейскурантов №№ 2/2-1-2014-1, 2/2-1-2015-1, действовавших в ОАО «Аэропорт Толмачево» видно, что установлена платность оформления пропусков как в контролируемую зону аэропорта, так и на служебно-техническую территорию.

Территория аэропорта Новосибирск (Толмачево) имеет следующее деление:

- неконтролируемая зона – это территория аэропорта и здания, куда пассажиры, а также лица, не являющиеся пассажирами, имеют свободный доступ. К ним относится: привокзальная площадь, здания аэровокзалов (кроме стерильных зон), выдачи багажа, гостиница, павильоны, камеры хранения;

- контролируемая зона аэропорта (определение дано выше);

- служебно-техническая территория аэропорта – это часть территории аэропорта, в которой расположены режимные объекты (помещения), производственные службы, а также средства и объекты, представляющие собой уязвимые места, повреждение или разрушение которых может привести к серьезным нарушениям в работе аэропорта. 

Порядок доступа лиц и въезда транспортных средств на служебно-техническую территорию определяется действующей в ОАО «Аэропорт Толмачево» Инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму на служебно-технической территории международного аэропорта Толмачево.

В ставку сбора за обеспечение авиационной безопасности не включается осуществление пропускного режима на служебно-техническую территорию аэропорта, данные затраты при формировании стоимостной основы взимаемого с авиаперевозчиков сбора согласно Перечня № 241 не учитываются. Следовательно, установление стоимости оформления пропусков на данный вид территории аэропорта находится вне сферы государственного регулирования и может устанавливаться Аэропортом самостоятельно. Доступ на служебно-техническую территорию и платность оформления пропусков регулируется на договорной основе.

Поскольку каждый из вышеуказанных контрагентов, на основании поданных заявок в соответствии с заключенными договорами, осуществлял доступ (пропуск лиц или въезд транспортных средств) в служебно-техническую территорию аэропорта и производил плату за организацию выдачи пропусков из общих сумм оплаты следует исключить по 2014 году – 724028,59 руб., по 2015 году – 649961,31 руб.

По вопросу оформления пропусков в контролируемую зону аэропорта ФГУП «СИБЦАМ» и ООО «Сибирь Техник» ответчик пояснил, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, место нахождения определено:

- ФГУП «СИБЦАМ» - 633102, Новосибирская область, г. Обь, территория аэропорта Толмачево;

- ООО «Сибирь Техник» - 633102, Новосибирская область, г. Обь.

Отсутствие указания в адресе улицы, проспекта и т.д., номера строения, здания и т.д. не позволяет определить место нахождения указанных юридических лиц именно в контролируемой зоне аэропорта.

ОАО «Аэропорт Толмачево» считает, что правовых оснований привлечения его к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства не имеется, поскольку ОАО «Аэропорт Толмачево», оказывая услуги по организации выдачи пропусков, взимает плату согласно утвержденным прейскурантам и не нарушает установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ОАО «Аэропорт Толмачево» представило копию Приказа от 18.04.2016 № 391  «Об оплате при оформлении пропусков».

Приказом от 18.04.2016 № 391 определено, что при проведении инструктажей и организации выдачи пропусков для лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта не взимать плату с лиц, являющихся плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности (авиаперевозчиков) и лиц, адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой зоны аэропорта; начальнику службы авиационной безопасности в срок до 30.04.2016 следует организовать внесение изменений в действующие договоры с авиакомпаниями и юридическими лицами, с местонахождением в контролируемой зоне аэропорта Новосибирск (Толмачево), в части исключения взимания платы за инструктаж и выдачу пропусков в контролируемую зону аэропорта.

Комиссией Новосибирского УФАС России в результате рассмотрения материалов данного дела установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1, 2 Воздушного кодекса Российской Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Согласно пункту 3 Воздушного кодекса РФ тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Приказом Минтранса России от 17.07.2012 №241 утвержден Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее – Перечень № 241).

Согласно пункту 3.2. Перечня № 241 в аэропортовые сборы включен сбор за обеспечение авиационной безопасности.

В соответствии с пунктом 3.2.1. Перечня № 241 сбор устанавливается за обеспечение авиационной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 142 (далее – ФАП № 142), включая:

осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту;

охрану контролируемой территории аэропорта, включая охрану воздушных судов на стоянках и объектов жизнеобеспечения аэропорта;

досмотр членов экипажей воздушных судов;

досмотр пассажиров и ручной клади;

досмотр багажа;

досмотр грузов и почты;

досмотр воздушного судна и его бортовых запасов;

маркировку багажа, грузов, почты и бортовых запасов;

поддержание готовности сил и средств аэропорта к действиям по пресечению актов незаконного вмешательства;

координацию деятельности служб авиационной безопасности эксплуатантов в зоне аэропорта;

предоставление персонала и технических средств для оформления и доставки оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств включая снятие и погрузку оружейного ящика на/с борт/а воздушного судна в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, и установленным порядком их перевозки воздушными судами.

В стоимостную основу ставок сбора не включается стоимость пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющимся плательщиками данного сбора и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой территории аэропорта.

В соответствии с пунктами 4, 10, 11, 14 ФАП № 142 авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Инструкция должна предусматривать в том числе ограничения проезда и нахождения транспортных средств на перроне, рулежных дорожках, взлетно-посадочных полосах аэропорта.

Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, обязаны соблюдать требования инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.

Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.

Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации предполагает совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия).

Указанные лица при нахождении в контролируемой зоне аэропорта должны иметь на верхней одежде с левой стороны личные пропуска с фотографиями и указанием секторов допуска.

Таким образом, исходя из анализа норм действующего законодательства, деятельность по оформлению и выдаче пропусков, в том числе по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков, для лиц и транспортных средств сторонних организаций для въезда/входа в контролируемую зону аэропорта, является неотъемлемой частью пропускного внутриобъектового режима в рамках обеспечения авиационной безопасности в аэропорту и способом его осуществления. 

Стоимость пропусков определяется аэропортом самостоятельно только для тех  лиц, в отношении которых выполняется одновременно два условия, а именно: это лицо не должно являться плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности и его адрес (местонахождение) располагается за пределами контролируемой территории аэропорта.

Следовательно, стоимость пропусков,  в том числе проведение инструктажа и организация выдачи пропусков, для лиц, являющихся плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой территории аэропорта, включается в стоимостную основу ставки сбора за обеспечение авиационной безопасности.

Услуги в аэропортах в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «Аэропорт Толмачево» включено в реестр субъектов естественных монополий в раздел 2 «Услуги аэропортов» на основании Решения Правления МАП России № 18/2-а/п от 25.05.1998.

Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В указанный перечень включены услуги по обеспечению авиационной безопасности.

Приказом ФСТ РФ от 10.06.2011 № 137-т/7 «Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту, оказываемые ОАО «Аэропорт Толмачево», установлен размер сбора за обеспечение авиационной безопасности.

Письмом от 19.01.2016 № 02-333 Новосибирским УФАС России у ОАО «Аэропорт Толмачево» запрошены копии действовавших в 2014 г., 2015 г. договоров на оказание услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков с контрагентами, являющимися плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево.

На данный запрос ОАО «Аэропорт Толмачево» представлены договоры со следующими контрагентами:

- ООО «Глобус»; Договор от 21.02.2008 № 4-080086. ООО «Глобус» является плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Толмачево;

- ФГУП «Сибирский центр авиационной метрологии»; Договор от 06.07.2004 № 3310220504. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) ФГУП «СИБЦАМ»: 633102, Новосибирская область, г. Обь, территория аэропорта Толмачево;

- ОАО «Авиакомпания «Сибирь»; Договор от 22.01.2008 от № 4-08005 и Договор от 12.11.2014 от № 31-141087. ПАО «Авиакомпания «Сибирь» (переименовано, ранее ОАО «Авиакомпания «Сибирь») является плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Толмачево;

- ООО «Сибирь Техник»; Договор от 01.04.2005 № 3039105. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) ООО «Сибирь Техник»: 633102, Новосибирская область, г. Обь.

- ОАО «Авиационная компания «Трансаэро»; Договор от 29.11.2013 № 31-13094. ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» является плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Толмачево.

Так как ОАО «Авиационная компания «Трансаэро», ПАО «Авиакомпания «Сибирь», ООО «Глобус» являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности, а адрес (местонахождение), ФГУП «Сибирский центр авиационной метрологии», ООО «Сибирь Техник» расположен в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево (что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц и схемой территории аэропорта Новосибирск (Толмачево)), стоимость пропусков для указанных хозяйствующих субъектов в контролируемую зону аэропорта должна быть включена в стоимостную основу ставки сбора за обеспечение авиационной безопасности.

ОАО «Аэропорт Толмачево» получена выручка от оказания услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков для доступа в контролируемую зону аэропорта вышеуказанным хозяйствующим субъектам за 2014-2015 г.г.

Согласно пункту 3.4 определения от 19.04.2016 об отложении рассмотрения дела № 02-01-03-10-16 ОАО «Аэропорт Толмачево» необходимо было представить сумму выручки от оказания услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта контрагентам, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево, за 2014 г., 2015 г., 1 квартал 2016 года, без учета НДС.

ОАО «Аэропорт Толмачево» представило указанные сведения в Справках о сумме выручки от оказания услуг по проведению инструктажа, организации движения на охраняемой территории и выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта Новосибирск (Толмачево) за 2014 г., 2015 г., 1 квартал 2016г.

Из представленных справок и пояснений представителей ОАО «Аэропорт Толмачево» следует, что плата за проведение инструктажа и организацию выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта Толмачево в отсутствие заключенных договоров об оказании соответствующих услуг и согласно прейскуранту взималась, в том числе с авиакомпаний ЗАО «Авиакомпания «Ангара», ПАО «Аэрофлот», ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр», ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», АО «Авиакомпания «Якутия», ООО «АЗУР эйр», ООО «Авиакомпания «ЭйрБриджКарго», которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Толмачево.

Таким образом, ОАО «Аэропорт Томлмачево» получило выручку от оказания услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта контрагентам, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево, за 2014 г. – 483 718,16 руб.,  2015 г. – 737 308,07 руб., 1 квартал 2016 г. – 159 260,79 руб. (без НДС).

Взимание платы  за проведение инструктажа и организацию выдачи пропусков устанавливается ОАО «Аэропорт Толмачево» Прейскурантом на услуги службы авиационной безопасности.

Прейскурантом за проведение 1-го инструктажа по движению на охраняемой территории аэропорта и организацию выдачи пропусков установлены тарифы раздельно в отношении служебно-технической территории аэропорта и контролируемой зоны аэропорта.

При этом ни представленными договорами с ОАО «Авиационная компания «Трансаэро», ПАО «Авиакомпания «Сибирь», ООО «Глобус», ФГУП «Сибирский центр авиационной метрологии», ООО «Сибирь Техник», ни Прейскурантами на услуги службы авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Толмачево» не установлена безвозмездность проведения инструктажа и организации выдачи пропусков в контролируемую зону для контрагентов, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево.

Таким образом, установление и взимание ОАО «Аэропорт Толмачево» платы за выдачу пропусков, в том числе за проведение инструктажа и организацию выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта Толмачево, в соответствии с Прейскурантом на услуги службы авиационной безопасности, в отношении лиц, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево, являются нарушением пункта 3.2.1. Перечня № 241.

 

В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Новосибирским УФАС России проведен Обзор состояния конкуренции на рынке услуг по обеспечению авиационной безопасности в границах аэропорта Толмачево за 2014, 2015 г.г., по результатам которого составлен Аналитический отчет от 31.03.2016.

Согласно Аналитическому отчету от 31.03.2016 ОАО «Аэропорт Толмачево» в 2014 г., 2015 г. занимало доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению авиационной безопасности в границах аэропорта Толмачево, что включает осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту.

Таким образом, действия ОАО «Аэропорт Толмачево» по установлению и взиманию платы за оказание услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта Толмачево лицам, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых расположен в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1.  Признать ОАО «Аэропорт Толмачево» занимающим доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению авиационной безопасности в границах аэропорта Толмачево, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

2.   Признать ОАО «Аэропорт Толмачево» нарушившим пункт 10 части 1  статьи  10  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления и взимания платы за оказание услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта Толмачево лицам, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых расположен в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево.

3. Выдать ОАО «Аэропорт Толмачево» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (пункта 10 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), а именно: внести изменения в Прейскурант на услуги службы авиационной безопасности в части включения положения о безвозмездности предоставления услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта Толмачево лицам, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых расположен в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево.

4. Признать,  что основания для принятия иных мер по пресечению и (или)  устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-03-10-16

06.05.2016                                                                                                      г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. –  заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник  отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Игнатьева И.В. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 06 мая 2016 года по делу № 02-01-03-10-16 о нарушении Открытым акционерным обществом «Аэропорт Толмачево» (ИНН 5448100208, КПП 544801001, адрес: 633104, Новосибирская область, г. Обь, территория аэропорта Толмачево; далее – ОАО «Аэропорт Толмачево»), пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому  акционерному  обществу  «Аэропорт  Толмачево»  в  срок   до   08 июня 2016 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в установлении и взимании платы за оказание услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта Толмачево лицам, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых расположен в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево, а именно:

внести изменения в Прейскурант на услуги службы авиационной безопасности в части включения положения о безвозмездности предоставления услуг по проведению инструктажа и организации выдачи пропусков в контролируемую зону аэропорта Толмачево лицам, которые являются плательщиками сбора за обеспечение авиационной безопасности или адрес (местонахождение) которых расположен в пределах контролируемой территории аэропорта Толмачево.

О выполнении настоящего предписания сообщить в Новосибирское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны