Решение №б\н Решение по делу № 02-01-48-10-15 в отношении ООО «УЭС» от 2 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-48-10-15

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2016 года    г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 26 февраля 2016 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Анохина Е.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей:

заявителя – ООО «Краномонтаж» (правопреемник ООО «Академтехсервис») - «…», действующего на основании доверенности от 11.01.2016 г., «…» действующего основании доверенности от 11.01.2016 г.;

ответчика - ООО «УЭС» - директора «…», действующего на основании Приказа ООО «УЭС» № 04.03 от 02.03.2015 г.;

заинтересованного лица – ФГУП «УЭВ» - «…», действующей на основании доверенности № 37 от 11.02.2016 г., «…», действующей на основании доверенности № 134 от 18.12.2015 г.;

рассмотрев дело № 02-01-48-10-15 от 21.09.2015 г. по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «УЭС» (ИНН 5408001602, юридический адрес: 630128, г. Новосибирск, ул. Демакова, д. 23/2) (далее – ООО «УЭС»), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

в Новосибирское УФАС России из Министерства ЖКХ и энергетики НСО, а также Прокуратуры НСО поступило заявление ООО «Академтехсервис» (правопреемник в настоящее время – ООО «Краномонтаж») по вопросу препятствования собственником объектов электросетевого хозяйства ООО «УЭС» (ранее ЗАО «УЭС САС») исполнению договора технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств производственной базы по ул. Плотинная 5/1, заключенного между заявителем и сетевой организацией ФГУП «УЭВ» (ранее ФГУП «УЭВ СО РАН).

В результате рассмотрения указанного заявления и полученных материалов, Новосибирским УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Между ООО «Академтехсервис» и сетевой организацией ФГУП «УЭВ» заключен договор № 390/14ТП об осуществлении технологического при соединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств производственной базы по ул. Плотинная 5/1 максимальной мощностью 1499 кВт (далее объект). Согласно п. 1.1. данного договора сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств данного объекта, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, и урегулирование отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики). Согласно п. 2.1 Технических условий № 15152-2637, являющихся Приложением к Договору № 390/14ТП, точка присоединения энергопринимающих устройств объекта к электрической сети: резервный фидер - 0,4 кВт КТПН 11 ЗАО «УЭС САС» (в настоящее время ООО «УЭС»). В соответствии с п. 2.2. ТУ точка присоединения и условия пропуска мощности согласованы с владельцем объектов электросетевого хозяйства, через которые производится присоединение, письмом ЗАО «УЭС САС» № 03-06-14 от 04.06.2014 г. Пунктами 3.2.1, 3.2.5 ТУ в качестве условий присоединения определено выполнение заявителем работ, указанных в письме ЗАО «УЭС САС» № 03-06-14 от 04.06.2014 г., а также представление в сетевую организацию согласованной с владельцем сетей проектной документации для тех. присоединения. Согласно письму ЗАО «УЭС САС» № 03-06-14 от 04.06.2014 г. Общество подтвердило сетевой организации возможность пропуска дополнительной мощности в размере 149,9 кВт для технологического присоединения к электрическим сетям ЗАО «УЭС САС» по III категории надежности электроснабжения объекта: производственная база по ул. Плотинная, 5/1 ООО «Академтехсервис». Также указанным письмом (в пункте 1) ЗАО «УЭС САС» определило перечень работ (условия присоединения), которые необходимо выполнить ООО «Академтехсервис» для присоединения дополнительной мощности в размере 149,9 кВт, в том числе, вынос трансформаторной подстанции КТПН-11 в соответствии с прилагаемой схемой, замена в КТПН существующего силового трансформатора на более мощный, установку около КТПН-11 двух распределительных шкафов с приборами учета для подключения мелких потребителей в количестве 7 шт., прокладка кабельных линий напряжением 1 кВ от резервных фидеров РУ-0,4 кВ КТПН-11 до ВРУ производственной базы по ул. Плотинная 5/1. Также согласно п. 2 письма № 03-06-14 от 04.06.2014 г. ООО «Академтехсервис» необходимо согласовать проект электроснабжения с ЗАО «УЭС САС».

25 июля 2014 года ЗАО «УЭС САС» в адрес ООО «Академтехсервис» и ФГУП «УЭВ СО РАН» выдало справку № 12-07/14 о том, что условия, указанные в письме № 03-06-14 от 04.06.2014 г. выполнены ООО «Академтехсервис» в полном объеме. При этом заявитель отмечает, что все работы, указанные в письме № 03-06-14 от 04.06.2014 г., выполнялись сотрудниками ЗАО «УЭС САС» на основании соответствующих договоров подряда, утвержденных сметных расчетов. Сторонами подписаны формы КС-2, КС-3 на общую сумму 198760,92 руб. В сентябре 2014 г. в связи с полным выполнением работ, предусмотренных письмом № 03-06-14 от 04.06.2014 г., сотрудники ЗАО «УЭС САС» осуществили установку приборов учета на выделенный фидер (рубильник №24) на КТПН-11 и произвели подключение к нему временного кабеля для ведения строительно-монтажных работ. С этого момента, в рамках ранее заключенного договора № Э-59 от 01.07.2014 г. на электроснабжение объекта, расположенного по адресу ул. Плотинная, 7, ООО «Академтехсервис» осуществляет оплату за потребленную электрическую энергию уже по двум фидерам (рубильник № 1 и рубильник № 4) по настоящее время.

Как указывалось выше, п. 3.2.5 ТУ и п. 2 письма № 03-06-14 от 04.06.2014 г. предусмотрено согласование проектной документации для технологического присоединения энергопринимающих устройств по постоянной схеме с владельцем сетей ЗАО «УЭС САС».

04.12.2014 года и 15.12.2014 года ООО «Академтехсервис» в адрес ЗАО «УЭС САС» были направлены проект электроснабжения и сопроводительное письмо с просьбой рассмотреть и согласовать проект № 104.347-ЭС.

Письмом № 75 от 15.12.14г. ЗАО «УЭС САС» выдало заявителю замечания к проекту. Также в указанном письме ЗАО «УЭС САС» отзывает ранее выданную справку о выполнении ООО «Академтехсервис» условий подключения. Заявитель указывает, что для устранения замечаний по проекту в полном объеме необходимы исходные данные для выполнения проекта и расчета показателей качества электроэнергии, которые имеются только у ЗАО «УЭС САС». 22.12.14г. ООО «Академтехсервис» обратилось с письмом в адрес ЗАО «УЭС САС» о предоставлении необходимых исходных данных. Ответа не поступило. 12.01.г и 21.01.15г. заявитель повторно обращался в адрес владельца сетей с просьбой представить исходные данные для устранения замечаний к проекту. До настоящего времени данные в адрес заявителя представлены не были. Указанное свидетельствует об уклонении ЗАО «УЭС САС» (в настоящее время ООО «УЭС») от согласования проекта электроснабжения объекта заявителя, что препятствует исполнению условий договора № 390/14ТП об осуществлении технологического присоединения.

Кроме того, 22 января 2015 года ЗАО «УЭС САС» направило в адрес ФГУП «УЭВ» и ООО «Академтехсервис» письмо № 21-01/15, которым уведомило об отказе в пропуске мощности и отозвало письмо № 03-06-14 от 04.06.2014 г. (условия присоединения). В качестве причин указано, в том числе на невыполнение заявителем работ, поименованных в письме № 03-06-14 от 04.06.2014 г., в части замены трансформатора в КТПН-11 и не указание заявителем в заявке ранее присоединенной мощности объекта в размере 10 кВт. При этом из материалов дела следует, что между заявителем и ЗАО «УЭС САС» действует договор на оказание услуг по электроснабжению № Э-59 от 01.07.2014г. в отношении иного объекта, расположенного по адресу ул. Плотинная, 7. Документы, подтверждающие наличие присоединенной мощности в размере 10 кВт по объекту, расположенному по ул. Плотинная 5/1, сторонами не представлены. Относительно невыполнения заявителем работ по замене трансформатора в КТПН-11, необходимо отметить следующее. Срок действия ТУ составляет до 11.07.2016 г., то есть, по состоянию на дату отказа в пропуске мощности (22.01.2015 г.) не истек. Как пояснило ООО «Академтехсервис», Общество не обладает специальными техническими познаниями в области выполнения указанных работ, а также не имеет доступа к собственности ЗАО «УЭС САС». В связи с этим, для выполнения мероприятий, указанных в письме № 03-06-14 от 04.06.2014 г., по договорам подряда привлекалось ЗАО «УЭС САС». Соответственно, получив от ЗАО «УЭС САС» справку № 12-07/14 от 25.07.14г. о выполнении технических условий, предусмотренных в письме № 03-06-14 от 04.06.2014 г., руководство ООО «Академтехсервис» находилось в полной уверенности, что все указанные работы по технологическому присоединению выполнены.

Заявитель акцентирует внимание на тот факт, что все работы по выполнению технических условий, выданных ФГУП «УЭВ», выполнялись именно силами ЗАО «УЭС САС». До 22 января 2015 года ни ООО «Академтехсервис», ни ФГУП «УЭВ СО РАН» не обладали информацией о том, что технические условия в части замены трансформатора в КТПН-11 не выполнены. После установления данного обстоятельства, письмом № 12 от 16.02.2015 г. заявитель уведомил ЗАО «УЭС САС» о готовности замены трансформатора КТПН-11 с 250 на 400 кВ за свой счет. Указанная выше, а также иная, имеющаяся в материалах дела переписка свидетельствует о попытках заявителя надлежащим образом исполнить взятые на себя обязательства по договору ТП, в том числе исполнить условия, определенные владельцем объектов электросетевого хозяйства в письме № 03-06-14 от 04.06.2014 г.

При этом 12.03.2015 г. ООО «УЭС» уведомило заявителя о том, что с 02.03.2015 г. является правопреемником ЗАО «УЭС САС», техническая возможность для пропуска заявленной мощности 149,9 кВт отсутствует, как коммерческая организация ООО «УЭС» интереса в общении с ООО «Академтехсервис» не имеет. В ответе на запрос Новосибирского УФАС России вх. № 7505 от 12.08.2015 г. ООО «УЭС» также указало на отсутствие технической возможности для пропуска мощности в 149,9 кВт, подтверждающие документы не представлены.

Изучив представленные документы в полном объеме, можно прийти к выводу, что ООО «УЭС», совершив все вышеуказанные действия, а именно сначала дав согласие на пропуск мощности, выдав справку о выполнении условий присоединения (необходимых работ, поименованных в письме № 03-06-14 от 04.06.2014 г.) в полном объеме, без указания на отсутствие замены трансформатора в КТПН-11, а затем на этом основании отозвав справку и отказав в пропуске мощности, несмотря на то, что срок действия ТУ не истек, препятствует исполнению договора № 390/14ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств производственной базы по ул. Плотинная, 5/1. Поскольку наличие технологического присоединения является неотъемлемым условием для передачи (перетока) электрической энергии и электроснабжения объекта, вышеизложенные действия ООО «УЭС» можно квалифицировать как препятствование перетоку электрической энергии на объект заявителя. Необходимо отметить, что заявитель, исполняя мероприятия, определенные собственником объектов электросетевого хозяйства для пропуска мощности 149,9 кВт, в том числе по выносу трансформаторной подстанции КТПН-11, установке около КТПН-11 двух распределительных шкафов с приборами учета, прокладке кабельных линий напряжением 1 кВ от резервных фидеров РУ-0,4 кВ КТПН-11 и иные, понес существенные материальные и временные затраты, что подтверждает ущемление его интересов и нарушение законного права на электроснабжение объекта вышеуказанными действиями ООО «УЭС».

Согласно п. 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ФЗ «Об электроэнергетике» одним из основных принципов государственного контроля и регулирования в электроэнергетике является обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав.

Правоотношения по технологическому присоединению регулируются по специальным правилам ст.426 ГК РФ (публичный договор), возлагающим в императивном порядке на владельцев объектов электросетевого хозяйства обязательства по обеспечению доступности электрической энергии для потребителей, а также устанавливающим запрет по оказанию предпочтения одному потребителю перед другим.

Для реализации права на технологическое присоединение потребителям на основании Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, необходимо лишь направить заявку в сетевую организацию (п. 9), выполнить мероприятия, предусмотренные техническими условиями (абз. «в» п. 7), а также внести плату за технологическое присоединение (п. 16, 17).

В отношении владельцев электрических сетей законодательством установлен ряд обязательств перед потребителями, в частности, по обеспечению безвозмездного беспрепятственного перетока электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей через объекты указанных владельцев.

Согласно абз. 3 п. 4 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства;

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Кроме того, в соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.

Указанная норма не только закрепляет право нового владельца объекта электросетевого хозяйства на сохранение ранее осуществленного технологического присоединения, но и, по существу, возлагает соответствующие обязанности на нового владельца, в частности, по сохранению схемы электроснабжения и границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Таким образом, согласованная ЗАО «УЭС САС» письмом № 03-06-14 от 04.06.2014 г. точка присоединения, указанная в технических условиях № 15152- 2637, являющихся Приложением к Договору № 390/14ТП, не подлежит изменению.

Однако, ООО «УЭС» препятствует осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках исполнения заключенного между заявителем и сетевой организацией договора, в том числе путем уклонения от согласования проекта электроснабжения, отзыва согласия на пропуск мощности.

Вышеизложенные действия со стороны ООО «УЭС» препятствуют осуществлению мероприятий по технологическому присоединению объекта ООО «Академтехсервис» к электрическим сетям и, как следствие, препятствуют перетоку через объекты ООО «УЭС» электрической энергии для производственной базы заявителя по ул. Плотинная 5/1 и заключению ООО «Академтехсервис» в установленном порядке договора энергоснабжения для данного объекта. Таким образом, действия владельца объектов электросетевого хозяйства приводят к невозможности исполнения сетевой организацией своих обязательств по технологическому присоединению объекта заявителя и нарушению права заявителя осуществить электроснабжение объекта в установленные законом сроки.

Данные действия ООО «УЭС» являются нарушением части 4 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» и пункта 6 Правил недискриминационного доступа. Указанные выводы подтверждаются судебной практикой, в частности Постановлением 7 Арбитражного апелляционного суда от 8 июня 2015 г. по делу № А45-21256/2014.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Услуги по передаче электрической энергии в силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме ФАС России от 18.09.2008 года № АГ/23565 «О применении норм антимонопольного законодательства при невыполнении требований Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии», деятельность по передаче электрической энергии является естественно-монопольным видом деятельности специального субъекта - сетевой организации, подлежащим государственному регулированию. Соответственно, сетевая организация оказывает услугу по передаче электрической энергии на основании заключенного договора о возмездной передаче электрической энергии и установленного органом исполнительной власти тарифа.

Таким образом, одной из характеристик указанной услуги является наличие установленного уполномоченным органом тарифа.

Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В свою очередь обеспечение перетока электрической энергии как действия по транспортировке электрической энергии, без установления соответствующего тарифа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, является самостоятельной услугой, не подлежащей государственному регулированию.

Таким образом, в рассматриваемом случае деятельность субъектов, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, не препятствующих ее перетоку, квалифицируется как оказание услуг по обеспечению беспрепятственного перетока электрической энергии на безвозмездной основе по объектам электросетевого хозяйства, принадлежим им на праве собственности или на ином законном основании.

Следовательно, к таким субъектам можно применять меры антимонопольного реагирования при невыполнении ими требований Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Данная услуга носит естественно-монопольный характер, так как не может быть заменена иной услугой. Соответственно, доля таких субъектов на рынке соответствующих услуг, в границах принадлежащих этому субъекту сетей, как правило, составляет 100.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что ООО «УЭС» занимает доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению перетока (передачи) электрической энергии конечным потребителям через принадлежащие Обществу электрические сети.

Действия ООО «УЭС», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по перетоку электрической энергии в границах расположения сетей Общества, выразившиеся в уклонении от согласования проекта электроснабжения и отзыве согласия на пропуск дополнительной мощности в размере 149,9 кВт для технологического присоединения к электрическим сетям ООО «УЭС» объекта: производственная база по ул. Плотинная, 5/1 ООО «Академтехсервис» (письмо № 03-06-14 от 04.06.2014 г.), препятствуют перетоку электрической энергии через объекты ООО «УЭС», следовательно нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., ущемляя права заявителя ООО «Академтехсервис» и сетевой организации ФГУП «УЭВ».

На основании вышеизложенного, в соответствии с Приказом Новосибирского УФАС России № 245 от 21.09.2015 г. в отношении ООО «УЭС» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

ООО «Академтехсервис» письмом вх. № 9333 от 09.10.2015 г. представило в Новосибирское УФАС России:

- всю переписку с ООО «УЭС» (ЗАО «УЭС САС»), ФГУП «УЭВ» по вопросу технологического присоединения к электрическим сетям объекта: производственная база по ул. Плотинная, 5/1, в том числе, договор об осуществлении технологического присоединения и технические условия.

-  копии договоров подряда на выполнение работ, указанных в письме № 03-06-14 от 04.06.2014 г., заключенных с ЗАО «УЭС САС», сметных расчетов, а также подписанных сторонами форм КС-2, КС-3.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 14.12.2015 г. ООО «Академтехсервис» заявило ходатайство об отложении рассмотрения дела для решения вопроса мирным путем, сообщив также следующее. С целью технологического присоединения принадлежащего Обществу объекта ООО «Академтехсервис» обратилось в ФГУП «УЭВ», сетевая организация обратилась к собственнику сетей – ЗАО «УЭС САС», которое определило условия, при выполнении которых заявитель мог бы подключиться и получить мощность. Заявителю необходимо было осуществить перенос КТПН ЗАО «УЭС САС», выполнение работ по протяжке кабеля и увеличению мощности КТПН, согласование проекта на постоянное подключение с ЗАО «УЭС САС». Большую часть технических условий заявитель выполнил, ЗАО «УЭС САС» выдало справку о выполнении мероприятий, однако проект не был подписан. Несколько раз ООО «Академтехсервис» обращалось к директору ЗАО «УЭС САС» с просьбами о согласовании проекта, но с заявителя требовали плату за подписание проекта, по данному факту было возбуждено уголовное дело. Заявитель не мог подключиться во время рассмотрения уголовного дела. В связи с не решением вопроса заявитель обратился также к Губернатору и Президенту, проводились заседания с главой Советского района. По результатам рассмотрения уголовного дела заявитель и ответчик нашли точки соприкосновения.

ООО «УЭС» письмами вх. № 9470 от 14.10.2015 г., 11305 от 09.12.2015 г., а также на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 14.12.2015 г.  представило пояснения по существу дела, суть которых заключается в следующем.

04.12.2015 г. ООО «Академтехсервис» предоставило проект для согласования. При проверке проекта техническими специалистами ЗАО «УЭС САС» были выявлены нарушения, проект был возвращен с замечаниями, что подтверждается письмом №35-12/14 от 19.12.2014 г. Таким образом, отказ в согласовании проекта был обоснованным. За сведениями для исправления в проект ООО «Академтехсервис» обратилось только 08.04.2015 г., что подтверждается письмом (исх.) № 22 от 08.04.2015 г. Более проект в адрес ООО «УЭС» не предоставлялся.

Как было установлено, ООО «Академтехсервис» грубо нарушен порядок получения разрешения на пропуск дополнительной мощности.

1) У ООО «Академтехсервис» отсутствуют объекты для подключения, а именно: строение по ул. Плотинная, 5 – т.н. «Производственная база», возведено без соответствующих на то разрешений, в эксплуатацию не сдано, является самовольной постройкой и не может быть подключена к сетям электроснабжения по постоянной схеме.

2) ООО «Академтехсервис» в направленной заявке от 15.04.2014 г. указало недостоверные сведения. Так, согласно заявке, общая мощность, с учетом имеющейся составляет 149,9 кВт. Между тем у ООО «Академтехсервис» имеется разрешенная мощность 10 кВт. Таким образом, общая разрешенная максимальная мощность составляет 159,9 кВт. Более того, 11.12.2014 г. ООО «Академтехсервис» обратилось с дополнительной заявкой на пропуск дополнительной мощности 150 кВт. При этом указало, что данная мощность предназначена для электроснабжения некой «Ремонтной базы». По сути же на земельном участке по адресам ул. Плотинная, 5 и ул. Плотинная 5/1 находится строение (самовольная постройка) на которую ООО «Академтехсервис» запрашивает мощность в 300 кВт.

Порядок же, для технологического присоединения мощностей до 150 кВт и более 150 кВт, установленный Правилами технологического присоединения, отличается. Так пункт 30 Правил технологического присоединения предусматривает, что в случае отсутствия технической возможности (а таковая отсутствует), присоединение суммарной мощностью более 150 кВт осуществляется по индивидуальному проекту, в котором затраты на создание необходимой инфраструктуры относятся на заявителя. Таким образом, ООО «Академтехсервис», предоставляя недостоверные сведения, преследовало цель избежать расходов, т.е. «сэкономить».

Поскольку сведения, предоставленные в заявке являются недостоверными, технические условия не соответствуют установленным нормам и являются недействительными.

3) ООО «Академтехсервис» грубо нарушает правила эксплуатации электроустановок.

24.12.2015 г. эксплуатационной службой было установлено несанкционированное подключение ООО «Академтехсервис» к подстанции ТП-11, принадлежащей ЗАО «УЭС САС», создав угрозу нормального функционирования сетевого оборудования.

После устранения незаконного присоединения ООО «Академтехсервис» вновь несанкционированно подключилось и перекрыло доступ обслуживающему персоналу ООО «УЭС САС» к электроустановке. Данные события подтверждены актами.

Учитывая такие действия ООО «Академтехсервис», ООО «УЭС» просто не могло себе позволить рисковать своим оборудованием и присоединить к своему оборудованию такого потребителя.

4) ООО «Академтехсервис» отказалось от возложенной на него обязанности по увеличению мощности трансформатора. Так, представители ООО «Академтехсервис» заявляют, что ими выполнены технические условия, а предусмотренная техническими условиями замена трансформатора должна быть произведена за счет ООО «УЭС».

Исходя из вышеизложенного, ООО «УЭС» совершенно обосновано отозвало согласие на пропуск дополнительной мощности поскольку ООО «Академтехсервис» не имеет эксплуатирующегося в установленном порядке объекта электроснабжения, нарушило установленный порядок технологического присоединения, не соблюдает технические правила эксплуатации электроустановок и создает угрозу аварии.

29.08.2015 г. КТПН-11 по договору купли-продажи было передано ООО «Первая инвестиционная компания». В подтверждение ООО «УЭС» представлены копия договора купли-продажи и акта приема-передачи.

ООО «Первая инвестиционная компания» не входит в одну группу лиц с ООО «УЭС».

В настоящее время ООО «УЭС» согласно заключенному договору занимается обслуживанием КТПН-11.

В период владения ЗАО «УЭС САС» КТПН-11 техническая возможность пропуска дополнительной мощности в размере 149,9 кВт для нужд ООО «Академтехсервис» отсутствовала, поскольку суммарная разрешенная мощность подключенных абонентов уже составляла 162 кВт:

АЗС ГазпромНефть - Рр=23 кВт;

ОАО «Трест Гидромонтаж» - Рр=23 кВт;

ООО «Куба» - Рр=50 кВт;

ИП Сорокина - Рр= 9 кВт;

ООО «Новосибирский рыбзавод» - Рр=10 кВт;

ООО «Парус» - Рр=30 кВт;

ООО «Академтехсервис» - Рр=23 кВт.

Установленный же в КТПН-11 силовой трансформатор имеет полную мощность 250 кВт, активную мощность (исходя из которой рассчитывается номинальная нагрузка) - 212 кВт. Таким образом, пропуск дополнительной мощности 149,9 кВт через данную подстанцию технически невозможен.

Указанная выше информация подтверждена предостережением прокурора, представленным в материалы дела, а так же актами раздела границ балансовой принадлежности, в которых указана максимальная разрешенная мощность.

Дополнительно к ранее данным пояснениям, ООО «УЭС» сообщило, что согласно пункту 3.2.5. ТУ № 15152-2637 от 21.07.2014 г., выданных ООО «Академтехсервис», последнее обязалось выполнить мероприятия, предусмотренные п. 3.2.1.-3.2.4. вышеуказанных технических условий на основании проектной документации, согласованной с ЗАО «УЭС САС» и утвержденной ФГУП «УЭВ СО РАН».

Проектная документация была передана ЗАО «УЭС САС» 04.12.2014 г. и возвращена ООО «Академтехсервис» с замечаниями 19.12.2014 г., по причине не соответствия нормативно-техническим требованиям.

Дополнительные сведения предоставлялись ООО «Академтехсервис» письмами исх. № 36-01\15 от 30.01.15 г. и № 19-05/15 от 19.05.15 г., однако проектная документация в адрес ООО «УЭС» более не предоставлялась.

Поскольку выполнение каких-либо работ могло быть произведено исключительно на основании утвержденной проектной документации, ООО «Академтехсервис» не выполнило ни одного пункта технических условий. Справка о выполнении условий подключения была выдана ООО «Академтехсервис» в отсутствие их фактического выполнения согласно условиям заключенного договора.

Также ООО «УЭС» поддержало ходатайство заявителя об отложении рассмотрения дела для решения возникших разногласий мирным путем.

Письмом вх. № 9288 от 08.10.2015 г., а также на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 14.12.2015 г.  заинтересованное лицо – ФГУП «УЭВ» представило пояснения по существу дела, суть которых заключается в следующем.

В 2014 году ООО «Академтехсервис» была подана заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта: Производственная база по ул. Плотинная 5/1, с максимальной мощностью 149.9 кВт. В связи со значительным удалением сетей ФГУП «УЭВ» требуемого класса напряжения от месторасположения объекта ООО «Академтехсервис», ФГУП «УЭВ» направило запрос владельцу электросетевого хозяйства, электрические сети которого располагались на наименьшем расстоянии от вышеназванного объекта, а именно ЗАО «УЭС САС». После согласования пропуска мощности и точки подключения с ЗАО «УЭС САС», между ФГУП «УЭВ» и ООО «Академтехсервис» был заключен Договор об осуществлении технологического присоединения № 390/14ТП от 11.07.2014 г. объекта: Производственная база по ул. Плотинная 5/1, с максимальной мощностью 149.9 кВт.

В январе 2015г. ЗАО «УЭС САС» уведомило ФГУП «УЭВ» и ООО «Академтехсервис» об отказе в пропуске мощности для объекта: «Производственная база по ул. Плотинная 5/1». После этого ООО «Академтехсервис» обратилось в ФГУП «УЭВ» с просьбой урегулирования отношений между ЗАО «УЭС САС» и ООО «Академтехсервис».

В результате переговоров с ЗАО «УЭС САС» (ООО «УЭС»), в июле 2015г. ООО «УЭС» подтвердило свою готовность к дальнейшему сотрудничеству по вопросам, связанным с технологическим присоединением к сетям ООО «УЭС», в том числе и по ранее заключенным договорам на технологическое присоединение, осуществляемое с использованием объектов инфраструктуры ООО «УЭС».

В августе 2015 года ООО «УЭС» уведомило ФГУП «УЭВ» о продаже электросетевого оборудования (ТП-11) ООО «Первая инвестиционная компания». ФГУП «УЭВ» обратилось к новому собственнику за подтверждением точек присоединения объектов по ранее заключенным договорам на технологическое присоединение.

В настоящее время срок действия договора о технологическом присоединении с ООО «Академтехсервис» не истек, срок действия технических условий – 2 года.

Комиссия Новосибирского УФАС России удовлетворила ходатайство ООО «Академтехсервис», отложив рассмотрение дела на 15.02.2016 г.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 15.02.2016 г. представитель заявителя - ООО «Краномонтаж» (правопреемник ООО «Академтехсервис») сообщил, что 10.02.2016 г. заявителем получены все необходимые документы, связанные с подключением, подключение объекта заявителя произведено, конфликт исчерпан, претензий к ответчику у заявителя не имеется.

Представитель ответчика - ООО «УЭС» на заседании Комиссии подтвердил, что стороны нашли способ решения проблемы, заключив договор о выполнении технических условий силами ООО «УЭС», Общество выполнило все необходимые мероприятия, и вопросов к заявителю не имеет.

Представитель заинтересованного лица – ФГУП «УЭВ» представил на заседание Комиссии справку ООО «УЭС», направленную в адрес сетевой организации, о том, что ООО «Краномонтаж» выполнены технические условия № 28-01-16 от 27.01.2016 г. на электроснабжение производственной базы по ул. Плотинная, д. 5/1 в размере 149.9 кВт. По мнению ФГУП «УЭВ», нарушение устранено, технические условия выполнены, основания для привлечения к ответственности отсутствуют.

Кроме того, в материалы дела также представлены копии подписанных ООО «Краномонтаж» и ФГУП «УЭВ» акта № 876 от 10.02.2016 г. о выполнении технических условий № 15152-2637, выданных 21.07.2014 г. на электроснабжение объекта: производственная база по ул. Плотинная, д. 5/1 (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 28.01.2016 г.), акта № 3723 от 10.02.2016 г. разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта № 349 от 10.02.2016 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям производственной базы по ул. Плотинная, д. 5/1.

Изучив доводы заявителя, ответчика и заинтересованного лица, а также материалы дела в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 02-01-48-10-15 было возбуждено в отношении ООО «УЭС» по признакам нарушения Обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от согласования проекта электроснабжения и отзыве согласия на пропуск дополнительной мощности в размере 149,9 кВт для технологического присоединения к электрическим сетям ООО «УЭС» объекта: производственная база по ул. Плотинная, 5/1, принадлежащего ООО «Академтехсервис».

При этом на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 15.02.2016 г. представитель заявителя - ООО «Краномонтаж» (правопреемник ООО «Академтехсервис») сообщил, что 10.02.2016 г. заявителем получены все необходимые документы, связанные с подключением, подключение объекта заявителя произведено, конфликт исчерпан, претензий к ответчику у заявителя не имеется.

Представитель ответчика - ООО «УЭС» на заседании Комиссии подтвердил, что стороны нашли способ решения проблемы, заключив договор о выполнении технических условий силами ООО «УЭС», Общество выполнило все необходимые мероприятия, и вопросов к заявителю не имеет.

Представитель заинтересованного лица – ФГУП «УЭВ» указал, что, по мнению сетевой организации, нарушение устранено, технические условия выполнены, основания для привлечения к ответственности отсутствуют.

Сторонами на заседание Комиссии представлены следующие документы, подтверждающие урегулирование конфликта:

- копия справки ООО «УЭС», направленная в адрес сетевой организации, о том, что ООО «Краномонтаж» выполнены технические условия № 28-01-16 от 27.01.2016 г. на электроснабжение производственной базы по ул. Плотинная, д. 5/1 в размере 149.9 кВт;

- копия акта № 876 от 10.02.2016 г. о выполнении технических условий № 15152-2637, выданных 21.07.2014 г. на электроснабжение объекта: производственная база по ул. Плотинная, д. 5/1 (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 28.01.2016 г.);

- копия акта № 3723 от 10.02.2016 г. разграничения границ балансовой принадлежности сторон;

- копия акта № 349 от 10.02.2016 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям производственной базы по ул. Плотинная, д. 5/1.

В соответствии с пп. «д» п. 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, завершающим этапом процедуры технологического присоединения является составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно п. 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора энергоснабжения, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Таким образом, так как ООО «УЭС» выдало справку о выполнении ООО «Краномонтаж» технических условий на электроснабжение производственной базы по ул. Плотинная, д. 5/1 в размере 149.9 кВт, между заявителем и сетевой организацией подписаны документы о технологическом присоединении указанного объекта ООО «Краномонтаж», а факт урегулирования конфликта и отсутствия взаимных претензий подтверждается как заявителем, так и ответчиком, и сетевой организацией, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ООО «УЭС», являющихся предметом рассмотрения данного дела, нарушение антимонопольного законодательства отсутствует.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-01-48-10-15 от 21.09.2015 г., возбужденного по признакам нарушения ООО «УЭС» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «УЭС» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны