Решение №б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 115/16 в отношении ООО «СМИ» от 3 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 115/16

Резолютивная часть решения оглашена «__» октября 2016 г

Решение в полном объеме изготовлено «___»____________ 2016 г.                               г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы И.В. Волохина,

члены Комиссии: Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы

                               В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,                              

            рассмотрев дело № 115/16, возбужденное по факту распространения рекламной информации в газете «Лучшие окна и двери» № 23 (435) от 04.07.16г., с признаками нарушения:

- ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе): не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

- ч.1 ст. 28 Закона о рекламе: реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество),

- ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе: если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее,

в присутствии:

заявителя – физическое лицо (не явилось, уведомлено надлежащим образом),

лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

________________________________________________________________________

УСТАНОВИЛА:

           В Новосибирское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. № 6912 от 28.07.2016 г.), по факту размещения в газете «Лучшие окна и двери» № 23 (435) от 04.07.16г. информации, с признаками нарушения Закона о рекламе.

          С обращением представлен экземпляр указанного СМИ.

          Новосибирским УФАС России в ходе рассмотрения указанного обращения установлено, что согласно ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

        Согласно указанному обращению, на странице 1 в газете «Лучшие окна и двери» № 23 (435) от 04.07.16г. размещалась информация следующего содержания:

      «ДИНАЛ Остекление балконов и лоджий Рассрочка без переплат от 0 р. 0% переплаты 6 месяцев -35% на балконы и лоджии. Спецпредложение - 35%*/ *- на балконы из алюминия, действительно на момент публикации / Действительно на момент публикации /Правый берег Гусинобродское шоссе, 20....Левый берег Геодезическая, 5/1… /единый номер <...> »;

       «Окна дачные от 1700 р. Остекление обшивка балконов и лоджий Гарантия 5 лет/ Рассрочка без переплат!/ Скидки пенсионерам 299-67-56 287-27-95/ Рассрочка предоставлена ОАО «Альфа-Банк…».

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимаются банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 807, пункт 2 статьи 819) следует, что нормы о кредите являются специальными по отношению к займу. При этом субъектный состав договора займа не ограничен, и заимодавцем может являться любое юридическое лицо или физическое лицо.

Из части 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

Согласно статье 822 Гражданского кодекса Российской Федерации товарный кредит предусматривает обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками.

В силу статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит). Предоставление данного кредита неразрывно связано с тем договором, условием которого он является. Коммерческим кредитом может считаться всякое несовпадение во времени встречных обязанностей по заключенному договору, когда товары поставляются (работы выполняются, услуги оказываются) ранее их оплаты либо платеж производится ранее передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями, а самой торгующей организацией.

Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца отличается от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Оплата товара в рассрочку (статья 489 Гражданского кодекса Российской Федерации) - это дополнительные условия, вводимые в договор купли-продажи и фактически устанавливающие режим коммерческого кредита.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Потребителю важно знать, какое лицо делает заманчивое предложение о денежных вложениях. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке подлежит указанию наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Одновременная реализация организацией товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит.     Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие без специальных оптических приборов (с учетом размера рекламного макета и шрифта текста рекламы), свидетельствует о признаках нарушения ч.7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Поскольку рассматриваемый рекламный макет содержит информацию о лице, оказывающем финансовые услуги, выполненную мелким, нечитаемым шрифтом, а также особо привлекательные для потребителя сведения о рассрочке (с указанием определенных условий ее предоставления: от 0 р. первоначального взноса, 0% переплаты, на срок 6 месяцев), при этом не указывая иные условия, влияющие на получения рассрочки на таких условиях (либо они указаны в нечитаемом виде), в данной рекламе усматриваются признаки нарушения ч.7 ст. 5 и ч.ч. 1,3 ст. 28 Закона о рекламе.

       В соответствии с ч.ч. 6,7 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель и рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст. 28 Закона о рекламе.        

Рекламодателем, в силу  п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п.7 ст.3 Закона о рекламе).

         Согласно информации указанной в выходных данных газеты «Лучшие окна и двери», учредителем СМИ является ООО «Лучшие окна и двери» (что подтверждается сведениями из реестра зарегистрированных СМИ, размещенных на официальном сайте Роскомнадзора РФ), издателем – ООО «СМИ», главным редактором – Носков Д.С.

        Согласно ответу за запрос Новосибирского УФАС России, представленному ООО «СМИ» (вх. № 4033 э от 29.08.2016 г.), рассматриваемая рекламная информация размещена Обществом в

рамках проведения исследования потребительского спроса на следующие группы товаров и услуг: остекление и обшивка балконов и лоджий, пластиковые окна, натяжные потолки, шкафы-купе, готовые окна, двери. Макеты размещались на безвозмездной основе и в целях исследования рынка, в том числе в условиях предоставления специальных предложений и акций для стимулирования спроса, в том числе с использованием узнаваемых брендов на территории г. Новосибирска и Новосибирской области, в условиях сложной экономической ситуации в России.

        Размещение производилось на основании Указания директора ООО «СМИ» Носкова Д.С. № 05-06/2016 от 11.06.2016 г.

         С учетом представленных пояснений и документов лицом, определившим объекты рекламирования и содержания рассматриваемой рекламы, а также рекламораспространителем является ООО «СМИ» (ИНН 5406751141).

          Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе»  №38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

        1. Признать информацию, размещенную на странице 1 газеты «Лучшие окна и двери» № 23 (435) от 04.07.16г. следующего содержания:

      «ДИНАЛ Остекление балконов и лоджий Рассрочка без переплат от 0 р. 0% переплаты 6 месяцев -35% на балконы и лоджии. Спецпредложение - 35%*/ *- на балконы из алюминия, действительно на момент публикации / Действительно на момент публикации /Правый берег Гусинобродское шоссе, 20....Левый берег Геодезическая, 5/1… /единый номер <...> »;

       «Окна дачные от 1700 р. Остекление обшивка балконов и лоджий Гарантия 5 лет/ Рассрочка без переплат!/ Скидки пенсионерам 299-67-56 287-27-95/ Рассрочка предоставлена ОАО «Альфа-Банк…», ненадлежащей рекламой,

         а ООО «СМИ» (ИНН 5406751141) нарушившими требования:

- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

- ч.1 ст. 28 Закона о рекламе: реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество),

- ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе: если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.   

        2. Выдавать ООО «СМИ» предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

         3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 01-115/16

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«03» февраля 2017г.                                                                                                    г.Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;

члены комиссии: В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;

М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,

на основании своего решения от «03» февраля 2017 г. по делу № 115/16 о признании информации размещенной на странице 1 в газете «Лучшие окна и двери» № 23 (435) от 04.07.16г. следующего содержания:

«ДИНАЛ Остекление балконов и лоджий Рассрочка без переплат от 0 р. 0% переплаты 6 месяцев -35% на балконы и лоджии. Спецпредложение - 35%*/ *- на балконы из алюминия, действительно на момент публикации / Действительно на момент публикации /Правый берег Гусинобродское шоссе, 20....Левый берег Геодезическая, 5/1... /единый номер <...> », ненадлежащей рекламой,

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «СМИ» (ИНН 5403225687/540501001; ОГРН 1095403005807; юридический адрес: 630083, г.Новосибирск, ул. Грибоедова, д.2, оф.63) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:

- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

- ч.1 ст. 28 Закона о рекламе: реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество),

- ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе: если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

в том числе информации, следующего содержания:

«ДИНАЛ Остекление балконов и лоджий Рассрочка без переплат от 0 р. 0% переплаты 6 месяцев -35% на балконы и лоджии. Спецпредложение - 35%*/ *- на балконы из алюминия, действительно на момент публикации / Действительно на момент публикации /Правый берег Гусинобродское шоссе, 20....Левый берег Геодезическая, 5/1... /единый номер <...> ».

2. ООО «СМИ» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «27» февраля 2017г.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-115/16

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«03» февраля 2017г.                                                                                                    г.Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;

члены комиссии: В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;

М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,

на основании своего решения от «03» февраля 2017 г. по делу № 115/16 о признании информации размещенной на странице 1 в газете «Лучшие окна и двери» № 23 (435) от 04.07.16г. следующего содержания:

«Окна дачные от 1700 р. Остекление обшивка балконов и лоджий Гарантия 5 лет/ Рассрочка без переплат!/ Скидки пенсионерам 299-67-56 287-27-95/ Рассрочка предоставлена ОАО «Альфа-Банк...», ненадлежащей рекламой,

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «СМИ» (ИНН 5403225687/540501001; ОГРН 1095403005807; юридический адрес: 630083, г.Новосибирск, ул. Грибоедова, д.2, оф.63) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:

- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

- ч.1 ст. 28 Закона о рекламе: реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество),

- ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе: если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

в том числе информации, следующего содержания:

«Окна дачные от 1700 р. Остекление обшивка балконов и лоджий Гарантия 5 лет/ Рассрочка без переплат!/ Скидки пенсионерам 299-67-56 287-27-95/ Рассрочка предоставлена ОАО «Альфа-Банк...».

2. ООО «СМИ» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «27» февраля 2017г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны