Решение №Б\н Решение по жалобе «ЭРИО» на действия ГУП НСО «ХОЗУ» от 15 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

12 января 2016г.                                                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П.  – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Иванов С.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭРИО» (далее – ООО «ЭРИО») на действия организатора закупки – Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (далее – ГУП НСО «ХОЗУ») по проведению открытого запроса котировок на поставку хозяйственно-бытовых товаров, в присутствии:

представителей подателя жалобы, ООО «ЭРИО»- «…» (по доверенности), «…» (по доверенности);

представителя организатора закупки, ГУП НСО «ХОЗУ»-  «…» (по доверенности),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба (вх. № 11991 от 25.12.2015г.) ООО «ЭРИО» на действия организатора закупки - ГУП НСО «ХОЗУ» по проведению открытого запроса котировок на поставку хозяйственно-бытовых товаров.

Заявитель сообщает следующее.

Ознакомившись с положением о закупках ГУП НСО «ХОЗУ», а также с Документацией открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку хозяйственно-бытовых товаров для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503106137), ООО «ЭРИО» обнаружило, что Заказчиком нарушаются требования п. 2 ч. 10 ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В пункте 6 части 1 раздела 2 Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку хозяйственно-­бытовых товаров для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503106137) указано, что котировочная заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

Аналогичные требования содержатся в п. 13 раздела 4 «Информационная карта» Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку хозяйственно-бытовых товаров для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503106137) и в п. 6 раздела 16.2. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (ГУП НСО «ХОЗУ») от 15.01.2015г.

В соответствии с ч. 2 ст. 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Участник закупки может не иметь в своем наличии необходимый для поставки товар в силу того, что он не может быть уверен в том, что по итогам проведения открытого запроса котировок договор будет заключен именно с ним.

Предварительное         приобретение   товара участником      закупки экономически неэффективно.

Установленное в Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку хозяйственно-бытовых товаров для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503106137) и Положении о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (ГУП НСО «ХОЗУ») от 15.01.2015г. требование относительно необходимости предоставления сертификатов на товары в составе заявки является избыточным и влечет за собой ограничение количества участников закупки, так как на данном этапе участники закупки могут не располагать необходимым для поставки товаром и сертификатами на такой товар.

Аналогичные выводы содержатся в Решении Московского УФАС России от 09.11.2015 по делу № 1-00-1877/77-15.

В пункте 7 части 1 раздела 2 Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку хозяйственно­-бытовых товаров для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503106137) указано, что при снижении цены договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, участник, предложивший такую цену, при направлении котировочной заявки обязан представить расчет предлагаемой цены договора и её обоснование.

Аналогичные требования содержатся в п. 7 раздела 16.2. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (ГУП НСО «ХОЗУ») от 15.01.2015г.

В соответствии с ч. 3 раздела 2 Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку хозяйственно-­бытовых товаров для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503106137) закупочная комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, а также в случае, если при снижении цены договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, предоставленные Заказчиком сведения о расчете предлагаемой цены договора и её обоснования закупочной комиссией признаны недостоверными.

Аналогичные основания для отклонения котировочных заявок установлены в п. 16.5.3. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (ГУП НСО «ХОЗУ») от 15.01.2015г.

При этом документация о проведении открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку хозяйственно-­бытовых товаров для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503106137) и Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (ГУП НСО «ХОЗУ») от 15.01.20 15г. не содержат форму (требования к содержанию) расчета предлагаемой цены договора, порядок её обоснования (требования к порядку), при снижении НМЦ на 25 % и критерии по которым закупочная комиссия планирует оценивать (признавать их достоверными или недостоверными) представленные участниками закупок расчеты и обоснования предлагаемой цены договора.

Согласно п. 16.3.1. Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (ГУП НСО «ХОЗУ») от 15.01.2015г. Заказчик обязан разместить на официальном сайге и на электронной площадке извещение о проведении запроса котировок, документацию о запросе котировок, проект договора, заключаемого по результатам проведения такого запроса не менее, чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.

Однако извещение о проведении запроса котировок, документацию о запросе котировок, проект договора, заключаемого по результатам проведения такого запроса, были размещены Заказчиком 17.12.2015г. в 16-56, а срок окончания подачи заявок 28.12.2015 в 09:00.

Таким образом, Заказчик разместил на официальном сайте и на электронной площадке извещение о проведении запроса котировок, документацию о запросе котировок, проект договора, заключаемого по результатам проведения такого запроса, за шесть рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.

Жалоба ООО «ЭРИО» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

ГУП НСО «ХОЗУ» представило следующее возражение на жалобу (вх. № 3 от 11.01.2016г.).

По мнению ГУП НСО «ХОЗУ», данная жалоба необоснованна и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Государственное унитарное предприятие Новосибирской области «Хозяйственное управление» (далее - ГУП НСО «ХОЗУ»), согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - «Закон о закупках»), относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке - документ, регламентирующий закупочную деятельность Заказчика, содержащий требования к закупке, в том числе - порядок подготовки проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 ФЗ Закона о закупках).

Приказом контрольного управления Новосибирской области № 128 от 31.05.2013 года утверждены методические рекомендации о порядке закупок товаров, работ, услуг (далее - Методические рекомендации) государственными унитарными предприятиями Новосибирской области, государственными автономными учреждениями Новосибирской области, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Новосибирской области превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с методическими рекомендациями Государственным унитарным предприятиям Новосибирской области, в уставном капитале которых доля участия Новосибирской области превышает пятьдесят процентов (далее - заказчики), при осуществлении закупок необходимо руководствоваться Положением о закупках, соответствующим Типовому Положению о закупке товаров, работ, услуг заказчиков (далее - Типовое Положение).

Положение о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО «ХОЗУ», разработано в с соответствии с Типовом Положением о закупке товаров, работ, услуг заказчиков (утв. Приказом № 128 от 31.05.2013 г.), которое является обязательным для государственных унитарных предприятий Новосибирской области.

Согласно методическим рекомендациям, при утверждении заказчиками собственного положения о закупках не могут быть изменены его суть и значение и нивелировано его действие.

При утверждении Заказчиком Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО «ХОЗУ» от 13.01.2015 года (приказ № 3 от 13.01.2015 г.), Заказчик не вправе изменить суть Типового Положения о закупке товаров, работ, услуг заказчиков.

Закупочная деятельность ГУП НСО «ХОЗУ» должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

П. 16.2 Положения установлены требования, предъявляемые к котировочной заявке.

В соответствии с пп. 6 п. 16.2 к котировочной заявке должны прилагаться копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно­эпидемиологических заключений регистрационных удостоверений и т.п.).

Таким образом, данные требования пп. 1 п. 13 раздела 4 Конкурсной документации на проведение открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку хозяйственно-бытовых товаров для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (далее «Конкурсная документация»), согласно которым участник представляет в составе заявки копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно­-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.), воспроизводят нормы Положения.

Таким образом, ГУП НСО «ХОЗУ» не нарушило Закон о закупках, Положение о закупках и конкурсной документации, так как требование о предоставлении копий документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлены в Положении о закупке.

Аналогичные выводы содержатся в решении УФАС по Приморскому краю по делу № 119-Т/04-2015 от 28.12.2015 года.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Данная норма права диспозитивна, то есть установленное ею правило поведения может быть изменено по выбору Сторон соответствующего договора, соответственно в соответствующем договоре стороны вправе установить иные требования, по сравнению с правилами ч.2 ст. 456 ГК РФ.

Кроме того, данная норма материального права регулирует обязанности Продавца по передаче товара и не регулирует порядок заключения договора, в связи с чем она не может применяться к данным правоотношениям.

Кроме того данная норма права является общей нормой права, между тем, в соответствии с пп. 6 п. 16.2 «Положения о закупке, товаров, работ, услуг ГУП НСО «ХОЗУ»», к котировочной заявке прикладываются копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

Таким образом, в силу прямого указания специальных норм права, к котировочной заявке должны быть приложены указанные копии документов, в связи с чем довод ООО «ЭРИО» о том, что данное требование ограничивает количество участников закупки, а соответственно подлежит исключению, не основано на законе и по сути, представляет собой оспаривание норм Положения о закупках ГУП НСО «ХОЗУ», между тем такое право у данной организации отсутствует. Таким образом, данная жалоба - необоснованная и не подлежит удовлетворению.

Расчет предлагаемой цены договора и ее обоснование при снижении НМЦ на 25 % и более предоставляется участником закупки в свободной письменной форме.

Критерии, по которым закупочная комиссия признает сведения о расчете предлагаемой цены договора и ее обоснование достоверными/недостоверными не установлены Положением «О закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО «ХОЗУ»», поскольку достоверность данных сведений оценивается закупочной комиссией с учетом презумпции добросовестности и разумности участника закупки, установленной ч. 5 ст. 10 ГК РФ.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-фЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и про ведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность ГУП НСО «ХОЗУ» должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

Поскольку критерии, по которым закупочная комиссия признает сведения о расчете предлагаемой цены договора и ее обоснование достоверными/недостоверными, не установлены Положением «О закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО «ХОЗУ»», каких-либо дополнительных критериев Заказчик не вправе установить в Конкурсной документации.

Кроме того, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, действия сторон считаются добросовестными, пока не доказано иное.

В данной части жалоба ООО «ЭРИО» по сути представляет собой оспаривание норм Положения о закупках ГУП НСО «ХОЗУ». Однако, такое право у данной организации отсутствует.

3) Довод ООО «ЭРИО» о том, что Заказчик разместил на официальном сайте и на электронной площадке извещение о проведении запроса котировок, документацию о запросе котировок, проект договора, заключаемого по результатам про ведения такого запроса, за шесть рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок является необоснованным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Извещение о проведении запроса закупки размещено 17.12.2015 в 13:52, дата подведения итогов 28.12.2015 в 09:00 (копия извещения о проведении торгов № 1721396 от 17.12.2015 года прилагается).

Кроме того, ООО «ЭРИО» не являлось участником закупки по проведению открытого запроса котировок на поставку хозяйственно-бытовых товаров для нужд ГУП НСО «ХОЗУ», следовательно, права ООО «ЭРИО» не нарушены.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки, вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, оснований для обжалования указанных действий заказчика в антимонопольный орган у ООО «ЭРИО», по мнению ГУП НСО «ХОЗУ», не имеется.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

ГУП НСО «ХОЗУ» проведена закупка в форме запроса котировок в электронной форме на поставку хозяйственно-бытовых товаров. Номер извещения, опубликованного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru № 31503106137.

В соответствии с пп. 7 п. 1 раздела 2 Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку хозяйственно-бытовых товаров для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (далее - Документация) заявка на участие в закупке должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

Согласно Техническому заданию Документации предметом закупки является товар:

1) Туалетная бумага ТorkSmartOne 297493.7 для диспенсера в рулонах (белый), или эквивалент соответствующий всем техническим характеристикам,

2) Бумага туалетная  KatrinClassic 2-х слойная, или эквивалент соответствующий всем техническим характеристикам.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» утвержден единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

В данный перечень входят изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения, в том числе туалетная бумага.

Исходя из вышеуказанного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что для надлежащего участия в рассматриваемой процедуре закупки (в соответствии с требованиями закупочной документации) участнику в составе заявки необходимо предоставить копию декларации о соответствии.

Согласно ст. 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Следовательно, сертификаты соответствия (декларация о соответствии) на поставляемый товар должны предоставляться одновременно с передачей товара и являются товаросопроводительными документами.

Таким образом, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что действующим законодательством определена обязанность передачи сертификата о соответствии от продавца к покупателю.

Обязанность передачи продавцом сертификата о соответствии потенциальному покупателю не установлена. Это право продавца, который может реализовать его по своему усмотрению.

Кроме того, проектом договора, являющимся неотъемлемой частью закупочной документации установлено, что поставляемый товар должен быть новым, ранее не используемым, а также соответствовать  заявленным характеристикам и отвечать потребительским свойствам товара (п. 2.5), качество и безопасность товара на момент поставки должно быть подтверждено документами  в соответствии с законодательством Российской Федерации, оформленными на имя поставщика, с областью действия на всей территории Российской Федерации (п. 2.3).

Таким образом, требование заказчика о предоставлении в составе заявки копии декларации о соответствии на поставляемый товар, является неправомерным, так как получение данной декларации потенциальным участником процедуры закупки зависит от волеизъявления третьих лиц (правообладателей сертификата о соответствии), что привело (могло привести) к ограничению доступа потенциальных поставщиков к участию в запросе котировок и тем самым противоречит положениям ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в соответствии с ч. 3 раздела 2 Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку хозяйственно-­бытовых товаров для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503106137) закупочная комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, а также в случае, если при снижении цены договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, предоставленные Заказчиком сведения о расчете предлагаемой цены договора и её обоснования закупочной комиссией признаны недостоверными.

Аналогичные основания для отклонения котировочных заявок установлены в п. 16.5.3. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (ГУП НСО «ХОЗУ») от 15.01.2015г.

Документация о проведении открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку хозяйственно-­бытовых товаров для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (извещение № 31503106137) и Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (ГУП НСО «ХОЗУ») от 15.01.20 15г. не содержат форму (требования к содержанию) расчета предлагаемой цены договора, порядок её обоснования (требования к порядку), при снижении НМЦ на 25 % и критерии по которым закупочная комиссия планирует оценивать (признавать их достоверными или недостоверными) представленные участниками закупок расчеты и обоснования предлагаемой цены договора.

Вышеуказанное может привести к субъективной, а не объективной оценке каждой отдельной заявки и, в свою очередь, к созданию какому-либо участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, что противоречит ч. 2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с п. 16.3.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП НСО «ХОЗУ» от 13.01.2015г. заказчик обязан разместить на официальном сайте и на электронной площадке извещение о проведении запроса котировок, документацию о запросе котировок, проект договора, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.

Согласно п. 7 информационной карты документации о запросе котировок, извещение о проведении запроса котировок на поставку хозяйственно-бытовых товаров № 31503106137 опубликовано 17.12.2015г. При этом согласно п. 17 Информационной карты запроса котировок, дата и время окончания подачи заявок – 28.12.20015г. 06:00 (время московское).

Исходя из общих положений исчисления сроков (глава 11 Гражданского кодекса Российской Федерации) при размещении информации о закупке 17.12.2015г. окончание подачи заявок необходимо было определить 29.12.2015г., из чего следует, что организатором рассматриваемой закупки были нарушены сроки приема заявок. Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что необоснованное сокращение срока приема заявок могло привести к сокращению числа участников рассматриваемой процедуры закупки, а как следствие этого- к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что противоречит положениям ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Довод ГУП НСО «ХОЗУ» об отсутствии прав на обращение ООО «ЭРИО» с жалобой в Новосибирское УФАС России несостоятелен на основании следующего.

Ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает случаи, в которых участник закупки вправе обжаловать действия заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом. Приказ ФАС России № 17/13 от 18.01.2013г., определяющий порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утратил силу в связи с изданием Приказа ФАС России от 16.06.2014 № 389/14.

Согласно положениям действующего законодательства жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» рассматриваются антимонопольным органов в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, ООО «ЭРИО», как организация, желающая принять участие в проводимой закупке, то есть претендент на участие, вправе подать рассматриваемую жалобу в антимонопольный орган по правилам ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На официальном сайте отсутствуют сведения о заключении договора по итогам данной закупки, представитель ГУП НСО «ХОЗУ» также не сообщил Комиссии о наличии заключенного договора.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭРИО» на действия организатора закупки – Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» по проведению открытого запроса котировок на поставку хозяйственно-бытовых товаров обоснованной.
  2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Государственному унитарному предприятию Новосибирской области «Хозяйственное управление», организатору открытого запроса котировок на поставку хозяйственно-бытовых товаров предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 2

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов

12 января 2015 г.                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П.  – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Иванов С.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

руководствуясь ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 12.01.2016 г. по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЭРИО» (далее – ООО «ЭРИО») на действия организатора закупки – Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (далее – ГУП НСО «ХОЗУ») по проведению открытого запроса котировок на поставку хозяйственно-бытовых товаров,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ГУП НСО «ХОЗУ» (ул. Красный проспект, 18, г. Новосибирск, 630011, ИНН 5406391386), организатору  открытого запроса котировок на поставку хозяйственно-бытовых товаров, совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, выразившихся в установлении пп. 6 п. 1 раздела 2 Документации открытого запроса котировок на право заключения договора на поставку хозяйственно-бытовых товаров для нужд Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Хозяйственное управление» (№ извещения 31503106137) требования о том, что заявка на участие в закупке должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.) а также в установлении п.п. 7 п. 1 раздела 2 Документации  требования о предоставлении расчета предлагаемой цены договора и её обоснования в случае снижения цены договора на 25% и более, позволяющего субъективно оценивать заявку, а также в установлении срока приема заявок, не соответствующего Положению о закупках ГУП НСО «ХОЗУ», что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. С целью устранения нарушений ГУП НСО «ХОЗУ» необходимо в срок до 08.02.2016г.:

- аннулировать запрос котировок на поставку хозяйственно-бытовых товаров (№ процедуры закупки 31503106137);

- внести изменения в документацию вышеуказанного открытого запроса котировок, исключив из нее требование к потенциальному участнику о том, что заявка на участие в закупке должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.); установив конкретное требование к обоснованию снижения цены договора на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной), исключающие возможность субъективной оценки заявок, а также установив срок приема заявок в соответствии с Положением о закупках ГУП НСО «ХОЗУ».

  1. Об исполнении настоящего предписания ГУП НСО «ХОЗУ» сообщить в Новосибирское УФАС России до 15.02.2016г., с приложением подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны