Решение №б/н РЕШЕНИЕ в отношении ООО «ТопМедиаГрупп», физисеского лица. П... от 14 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «21» ноября 2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено «05» декабря 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы,
В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело № 92/16, возбужденное по факту размещения в мае 2016 г. на рекламном модуле, расположенном в лифте многоквартирного дома мкр-н Горский, д. № 72 в г. Новосибирске информации, с признаками нарушения:
- ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе): в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
в отсутствии:
заявителя – физическое лицо (не явился, уведомлен надлежащим образом);
представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО «ТопМедиаГрупп», ООО «Авангард», гр. <...> не явились (уведомлены надлежащим образом).
У С Т А Н О В И Л А:
04.05.2016 г. в адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 3905) по факту размещения в мае 2016 г. на рекламном модуле, расположенном в лифте многоквартирного дома мкр-на Горский, д. № 72 в г. Новосибирске информации следующего содержания:
«Доставляем шашлык несмотря ни на что 325-05-02\3воните круглосуточно \ Шатун...», с изображением товара, с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе.
По мнению заявителя, в данном случае отсутствуют обязательные сведения, указание которых необходимо при рекламе дистанционного способа продажи.
По данному факту Новосибирским УФАС России возбуждено дело, в ходе рассмотрения которого Комиссией установлено следующее.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования: бару «Шатун», ассортименту готовых блюд, услуге по доставке шашлыка, что в полной мере соответствует понятию «реклама».
Согласно пункту 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
В силу п. 3 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
Момент заключения договора розничной купли-продажи определен в статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
В соответствии с «Правилами продажи товаров дистанционным способом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007г. №612 (далее – Правила), продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно пункту 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
В п. 2 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" закреплено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Согласно пункту 4 названной статьи, при дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
В силу требований ст. 8 Закона о рекламе, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», дистанционным способом продажи является такой способ, когда договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
П. 9 Правил установлено, что продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме информацию (для импортных товаров - на русском языке) включающую, в том числе, наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара; сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг); правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В соответствии с пунктом 17 Правил, организация, осуществляющая продажу товаров дистанционным способом, предоставляет покупателю каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар.
В данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством изучения описания товара и фотоснимков, на Интернет-сайте, указанном в рекламе.
Согласно информации с официального сайта 3250502.ru (сайт службы доставки бара «Шатун»), на указанном сайте есть возможность произвести выбор товара по категориям в разделе «Меню» (шашлык, суши, иное), в разделе: «Условия доставки и возврата» указана информация о стоимости услуги по доставке товара в зависиости от района г. Новосибирска, в разделе «Контакты» указаны сведения о лице, оказывающей услугу по доставке – ООО «Авангард» (ИНН 5403348872).
Таким образом, в рассматриваемой рекламной информации одним из объектов рекламирования является дистанционный способ продажи товаров, указанных на сайте, а также изображенных в рекламном объявлении, что указывает на признаки нарушения ст. 8 Закона о рекламе.
В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ст.8 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно материалам дела, рассматриваемая реклама размещается в лифте многоквартирного дома мкр-н Горский, д. № 72 в г. Новосибирске на основании Договора аренды рекламного места № 0031 от 01.08.2013 г., заключенного между ООО «ТопМедиаГрупп» (директор Гаршин Е.С.) и ООО «КЖЭК «Горский», сроком до 01.08.2016 г. (Дополнительное соглашение от 01.08.2015 г.).
В соответствии с документами, представленными ООО «Авангард» (вх. № 6762 от 25.07.2016 г.), рассматриваемая рекламная информация была размещена на основании заключенного Обществом и гр. <...>. Агентского договора на оказание рекламных от 10.01.2016 г., по условиям которого ООО «Авангард» поручает, а <...>. обязуется оказать услуги по исполнению функций рекламодателя путем разработки и самостоятельного утверждения (определения) текстовых и иных рекламных материалов, соответствующих Закону о рекламе, а Общество обязуется оплатить агентское вознаграждение за услуги исполнителя.
В силу п. 5.6 указанного договора, <...> несет ответственность за нарушение рекламными материалами требований Закона о рекламе.
Согласно пояснениям Общества, <...> самостоятельно занимался рекламной информацией гриль-бара «Шатун», изготовил макет, нашел подрядчика для размещения рекламы в лифтовых зонах, согласовал и оплатил размещение о баре.
06.07.2016 г. по факту размещения рассматриваемой рекламы ООО «Авангард» направило в адрес <...>. претензию в связи с получением Обществом от Новосибирского УФАС России соответствующего Определения о возбуждении дела.
В ответ на претензию <...> представил в ООО «Авангард» пояснительную записку, согласно которой он счел реализацию товаров, производимой ООО «Авангард», не дистанционным способом продажи. От ООО «Авангард» <...> были представлены копии следующих документов: свидетельство о регистрации, выдержки Устава Общества, письма статистики, также по условиям договора <,...> было предоставлено право осмотра ассортимента Общества и сбора информации.
<...>. рекламные макеты с Обществом не согласовывались, макет разрабатывался самостоятельно и заключался договор с ООО «ТопМедиаГрупп»
В свою очередь ООО «ТопМедиаГрупп» были представлены следующие документы: Акт согласования на размещения рекламы, Договор на оказание рекламных услуг № 08 от 01.04.2016 г., заключенный между ООО «ТопМедиаГрупп» и <...>.
Определением об отложении дела и продлении срока рассмотрения от 28.07.2016 г. <...> привлечен для участия в деле в качестве лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.
21.11.2016 г. на рассмотрение дела Комиссией Новосибирского УФАС России <...>. или его представитель, представители ООО «ТопМедиаГрупп» и ООО «Авангард» не явились, отзывы не представили.
Обязанность своевременно получать почтовую корреспонденцию, лежит исключительно на адресате.
В соответствии с ч. 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Таким образом, материалами дела установлено, что, рекламораспространителем данной рекламы является ООО «ТопМедиаГрупп», рекламодателем - гр. <...>
Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА
1. Признать информацию, размещенную в мае 2016 г. на рекламном модуле, расположенном в лифте многоквартирного дома № 72 мкр-на Горский в г. Новосибирске следующего содержания:
«Доставляем шашлык несмотря ни на что 325-05-02\3воните круглосуточно \ Шатун...», ненадлежащей рекламой,
а гр. <...> и Общество с ограниченной ответственностью «ТопМедиаГрупп» (ИНН 5406736383, юридический адрес: ул. Максима Горького,77, г. Новосибирск, 630099) нарушившими требования статьи 8 Закона о рекламе: в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Выдать <...> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «ТопМедиаГрупп» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ № 1-92/16
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
05 декабря 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы И.В. Волохина,
члены Комиссии: Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы
В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 05 декабря 2016 г. по делу № 92/16 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в мае 2016 г. на рекламном модуле, расположенном в лифте многоквартирного дома № 72 мкр-на Горский в г. Новосибирске, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закона о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Гражданину <...> в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы, с нарушением требований:
статьи 8 Закона о рекламе: в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе следующего содержания:
«Доставляем шашлык несмотря ни на что 325-05-02\3воните круглосуточно \ Шатун...».
2. <...> представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 22 декабря 2016 г.
В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
ПРЕДПИСАНИЕ № 2-92/16
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
05 декабря 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы И.В. Волохина,
члены Комиссии: Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы
В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 05 декабря 2016 г. по делу № 92/16 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в мае 2016 г. на рекламном модуле, расположенном в лифте многоквартирного дома № 72 мкр-на Горский в г. Новосибирске, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закона о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Обществу с ограниченной ответственностью «ТопМедиаГрупп» (ИНН 5406736383, юридический адрес: ул. Максима Горького,77, г. Новосибирск, 630099) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы, с нарушением требований: статьи 8 Закона о рекламе: в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе следующего содержания:
«Доставляем шашлык несмотря ни на что 325-05-02\3воните круглосуточно \ Шатун...».
2. ООО «ТопМедиаГрупп» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 22 декабря 2016 г.
В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.