Решение №Б\н Решение по делу № 02-01-56-10-15 в отношении ОАО «Новосибирс... от 11 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-56-10-15

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2015 года                                      г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2015 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Анохина Е.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей:

заявителя – ОАО «Новосибирскэнергосбыт» - «…», действующей по доверенности № 2-52 от 03.06.2015 г.;

ответчика - ОАО «Новосибирский завод железобетонных опор и свай» - «…», действующего на основании доверенности № 19 от 27.07.2015 г.;

в отсутствие заинтересованных лиц – «…».уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (копии определений об отложении дела от 12.11.2015 г. направлены в адрес заинтересованных лиц заказными письмами с уведомлением, а также указанная информация размещена на официальном сайте Новосибирского УФАС России),

рассмотрев дело № 02-01-56-10-15 от 14.10.2015 г. по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Новосибирский завод железобетонных опор и свай» (ИНН 5408108338, юридический адрес: 630056, г. Новосибирск, ул. Варшавская, д. 3), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в интересах потребителей электрической энергии гр. «…». «…» с жалобой на действия ОАО «НЗЖБОиС», выразившиеся в прекращении подачи электрической энергии на объект потребителей – производственную базу, расположенную по адресу: г. Новосибирск, ул. Софийская, д. 18 «а». Заявитель сообщает следующее.

ОАО «Новосибирскэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Новосибирской области, просит провести проверку соблюдения законодательства в области конкуренции в отношении ОАО «НЗЖБОиС» по следующей ситуации.

В адрес ОАО «Новосибирскэнергосбыт» поступило обращение представителя абонента № 5765 гр. «…».. и гр. «..» (далее - Потребитель), по вопросу прекращения подачи электроэнергии на объект - производственную базу, расположенную по адресу: г. Новосибирск, ул. Софийская, 18а.

С вышеуказанным Потребителем у ОАО «Новосибирскэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения № О-5765 от 10.07.2014г., по условиям которого ОАО «Новосибирскэнергосбыт» обязуется поставлять данному абоненту электрическую энергию.

В соответствии с условиями договора энергоснабжения качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями Гарантирующего поставщика, сетевыми организациями, иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, участвующими в процессе снабжения электроэнергией абонента. При этом, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства отвечают за надежность снабжения абонента электрической энергией и ее качество в пределах своих границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства или в пределах границ эксплуатационной ответственности в случае, если таки границы определены в установленном порядке.

В данном случае энергопринимающие устройства, расположенные на объекте - производственная база по ул. Софийская, 18а, присоединены к сетям сетевой организации опосредованно через сети ОАО «НЗЖБОиС», что подтверждается актами разграничения эксплуатационной ответственности сторон № АРБП-50-Обск.9/14 от 19.05.2014г., схемой электроснабжения завода «НЗЖБОиС», актом осмотра электроустановки от 01.07.2014г., актом допуска приборов учета в эксплуатацию № ЦЭС-14/10920 от 11.11.2014г.

Указанные документы подтверждают не только то, что в электроснабжении объекта - производственная база по ул. Софийская, 18а участвует ОАО «НЗЖБОиС», но и тот факт, что энергопринимающие устройства указанного объекта имеют надлежащее технологическое присоединении к сетям сетевой организации, что дает право Потребителю пользоваться на законных основаниях электрической энергией.

В соответствии со ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2003г., п. 5, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004г. (далее - Правила № 861) иными владельцами объектов электросетевого хозяйства (далее по тексту - иные владельцы) являются лица, владеющие объектами электросетевого хозяйства, через которые потребители электрической энергии (по договорам с гарантирующим поставщиком) присоединены к электрическим сетям сетевой организации, и не оказывающие услуги по передаче электрической энергии (не имеющие соответствующего тарифа). Таким образом, ОАО «НЗЖБОиС» является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, участвующим в снабжении потребителей электрической энергии, и на него распространяется ряд прав и обязанностей, установленных действующим законодательством для данного субъекта.

Так, являясь иным владельцем объектов сетевого хозяйства, участвующим в снабжении электрической энергией объекта - промышленной базы, расположенной по адресу: ул. Софийская, 18а, и находящегося в пользовании у Потребителя, ОАО «НЗЖБОиС» в соответствии со ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике», а также п. 6 Правил № 861 не вправе препятствовать передаче электрической энергии через свои электрические сети до потребителей (третьих лиц) и требовать за это оплату.

Также ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике» установлен запрет любому лицу на ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

06.07.2015 года ОАО «НЗЖБОиС» в нарушение ст. 26, 38 ФЗ «Об электроэнергетике», а также п. 6 Правил № 861 прекратило подачу электрической энергии на объект - производственную базу по ул. Софийская, 18а, мотивируя отсутствием основанного питания ОАО «НЗЖБОиС» от ПС «Обская» в связи с аварией на линии, принадлежащей ОАО «НЗЖБОиС». Данный факт подтверждается актом, составленным представителем ОАО «Новосибирскэнергосбыт» от 08.07.20 15г.

До настоящего времени на границе раздела балансовой принадлежности, в связи с повреждением воздушной линии, принадлежащей ОАО «НЗЖБОиС», отсутствует электроэнергия, что является существенным нарушением договора энергоснабжения. Руководством ОАО «НЗЖБОиС» не приняты меры по устранению повреждения и восстановлению электроснабжения вышеуказанного Потребителя.

07.07.2015г. ОАО «Новосибирскэнергосбыт» направило в адрес ОАО «НЗЖБОиС» требование о восстановлении электроснабжения производственной базы Потребителя, расположенной по адресу: г. Новосибирск, ул. Софийская, 18а, в кратчайшие сроки.

Однако, подача электрической энергии на объект, находящийся в пользовании Потребителя, до настоящего времени не производится.

Данные действия не только являются противоправными в силу нарушений норм действующего законодательства указанных выше, но также ущемляют права Потребителя, имеющего законные основания на пользование электрической энергией, что является нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 26, 38 ФЗ «Об электроэнергетике», п. 6 Правил № 861, Правилами № 442, ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Новосибирскэнергосбыт» просит провести анализ локального рынка и определить лицо, занимающее доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению перетока электрической энергии в границах электрических сетей, имеющих технологическое присоединение к объекту электросетевого хозяйства, расположенному по адресу г. Новосибирск, ул. Софийская, 18а, при установлении конкретного лица - принять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством и обязать указанное лицо возобновить подачу электрической энергии Потребителю.

Новосибирским УФАС России был направлен запрос информации в адрес ОАО «НЗЖБОиС», в ответ на который получена следующая информация.

Перечень объектов электросетевого хозяйства, находящихся на балансе ОАО «НЗЖБОиС» указан в приложении № 6.3 к договору № 243, копия которого приложена к ответу на запрос.

Перечень субабонентов, получающих электрическую энергию через объекты электросетевого хозяйства ОАО «НЗЖБОиС»: механизированная колонна 114 указан в приложении № 3.1. к договору № 243 от 12.02.1995 г.

Линия передачи электрической энергии, принадлежащая ОАО «Новосибирский завод железобетонных опор и свай», является транзитной для потребителей «…».. и «…» Договор на поставку электроэнергии заключен между указанными потребителями и ОАО «Новосибирскэнергосбыт». По указанному договору ОАО «Новосибирскэнергосбыт» обязано поставлять потребителям электроэнергию. ОАО «НЗЖБОиС» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии.

Ремонт линии ВЛ 10кВ ОАО «НЗЖБОиС» производит по мере необходимости и финансовой возможности за свой счет. Так, 11.06.2015 г. произошла авария на ЛЭП 10 кВ по причине повреждения высоковольтной опоры из-за штормового ветра. После окончания проведения аварийных работ (установка высоковольтной опоры, монтаж проводов) 18.06.2015 г. подана заявка на включение линии в диспетчерский пункт филиала «Восточные электрические сети» и напряжение было подано на линию электропередач. 05.07.2015 г. из-за штормового ветра была повреждена воздушная линия на участке протяженностью 110 м. Были выполнены работы по замене проводов, высоковольтного разъединителя, проведены работы по расчистке охранной зоны ЛЭП от зеленых насаждений площадью 2450 кв. м. 24.07.2015г. выполнены работы по испытанию лини 10 кВ и подана заявка на включение линии электропередач. 28.07.2015 г. региональные электрические сети подали напряжение на линию.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (далее Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии не устанавливались. Оплата за пользование транзитной линией не производится и не предусмотрена действующим законодательством РФ.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства запрещаются (Разъяснения ФАС РФ «По вопросам, касающимся технологического присоединения к электрическим сетям»).

Если потребители хотят быть независимыми от аварий на чужих электросетях, то они могут провести воздушную или кабельную линии от подстанции Обской.

Аварийные отключения, описанные выше, подтверждаются следующими документами (копии прилагаются к ответу на запрос): протокол испытания 24.07.2015 г., письмо на включение ЛЭП.

Копию ответа ОАО «НЗЖБОиС» на письмо ОАО «Новосибирскэнергосбыт» с требованием о восстановлении электроснабжения исх. № ИИО-3/1576 от 07.07.2015 г. ОАО «НЗЖБОиС»предоставить не может в связи с тем, что данное письмо не получало.

«…».и «…». уведомлялись об отключении электроэнергии в устной форме через главного энергетика «…». (хотя такая обязанность действующим законодательством не предусмотрена).

В настоящее время все аварийные ситуации устранены.

Копии договоров с лицами, подключенными к сетям ОАО «НЗЖБОиС», в том числе с гр. «…». «…».., не могут быть предоставлены в связи с тем, что они не заключались.

Тариф на передачу электрической энергии в отношении ОАО «НЗЖБОиС» не утвержден.

В результате рассмотрения обращений ООО «АМПС», ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и действующих нормативно-правовых документов установлено следующее.

Между ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и потребителями гр. «…».. и гр. «…».. заключен договор энергоснабжения № О-5765 от 10.07.2014г., по условиям которого ОАО «Новосибирскэнергосбыт» обязуется поставлять абоненту электрическую энергию, в том числе, на объект: производственная база, расположенная по адресу: г. Новосибирск, ул. Софийская, 18а.

В адрес ОАО «Новосибирскэнергосбыт» поступило обращение представителя гр. «…».. и гр. «…». (далее - потребитель), по вопросу прекращения подачи электроэнергии на объект - производственную базу, расположенную по адресу: г. Новосибирск, ул. Софийская, 18а.

В соответствии с условиями договора энергоснабжения качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями Гарантирующего поставщика, сетевыми организациями, иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, участвующими в процессе снабжения электроэнергией абонента. При этом, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства отвечают за надежность снабжения абонента электрической энергией и ее качество в пределах своих границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства или в пределах границ эксплуатационной ответственности в случае, если таки границы определены в установленном порядке.

В соответствии с пп. «д» п. 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее – Правила технологического присоединения), завершающим этапом процедуры технологического присоединения является составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно п. 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Основные положения) документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора энергоснабжения, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

В данном случае энергопринимающие устройства, расположенные на объекте - производственная база по ул. Софийская, 18а, присоединены к сетям сетевой организации опосредованно через сети ОАО «НЗЖБОиС», что подтверждается актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон № АРБП-50-Обск.9/14 от 19.05.2014г., схемой электроснабжения завода «НЗЖБОиС», актом осмотра электроустановки от 01.07.2014г., актом допуска приборов учета в эксплуатацию № ЦЭС-14/10920 от 11.11.2014г., а также ответом ОАО «НЗЖБОиС» на запрос Новосибирского УФАС России.

Указанные документы подтверждают не только то, что в электроснабжении объекта - производственная база по ул. Софийская, 18а участвует ОАО «НЗЖБОиС», но и тот факт, что энергопринимающие устройства указанного объекта имеют надлежащее технологическое присоединении к сетям сетевой организации, что дает право потребителям пользоваться на законных основаниях электрической энергией.

В соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются.

Под веерным отключением в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» понимается обусловленное технологическими причинами ограничение (полное или частичное) режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, по причинам, не связанным с исполнением потребителем электрической энергии своих договорных обязательств или техническим состоянием его энергопринимающих устройств и (или) энергетических установок (далее - энергопринимающие устройства).

На основании изложенного выше, ОАО «НЗЖБОиС» является иным владельцем объекта электросетевого хозяйства, который участвует в электроснабжении потребителей – гр. «…».в соответствии со ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике», а также п.6 Правил недискриминационного доступа не вправе препятствовать передаче электрической энергии через свои электрические сети до потребителей (третьих лиц) и требовать за это оплату.

06.07.2015 года ОАО «НЗЖБОиС» в нарушение ст. 26, 38 ФЗ «Об электроэнергетике», а также п. 6 Правил недискриминационного доступа прекратило подачу электрической энергии на объект - производственную базу по ул. Софийская, 18а, мотивируя отсутствием основанного питания ОАО «НЗЖБОиС» от ПС «Обская» в связи с аварией на линии, принадлежащей ОАО «НЗЖБОиС». Данный факт подтверждается актом, составленным представителем ОАО «Новосибирскэнергосбыт» от 08.07.20 15г.

В обращении ОАО «Новосибирскэнергосбыт» указано, что по состоянию на дату обращения (20.07.2015 г.) на границе раздела балансовой принадлежности, в связи с повреждением воздушной линии, принадлежащей ОАО «НЗЖБОиС», отсутствует электроэнергия, что является существенным нарушением договора энергоснабжения. Руководством ОАО «НЗЖБОиС» не приняты меры по устранению повреждения и восстановлению электроснабжения вышеуказанного Потребителя.

07.07.2015г. ОАО «Новосибирскэнергосбыт» направило в адрес ОАО «НЗЖБОиС» требование о восстановлении электроснабжения производственной базы Потребителя, расположенной по адресу: г. Новосибирск, ул. Софийская, 18а, в кратчайшие сроки.

Однако, как сообщает ОАО «Новосибирскэнергосбыт», подача электрической энергии на объект, находящийся в пользовании Потребителя, по состоянию на 20.07.2015 г. не возобновлена.

В ответе на запрос информации Новосибирского УФАС России ОАО «НЗЖБОиС» указало, что отключение электроэнергии произошло в связи с аварийной ситуацией - 05.07.2015 г. из-за штормового ветра была повреждена воздушная линия на участке протяженностью 110 м. Были выполнены работы по замене проводов, высоковольтного разъединителя, проведены работы по расчистке охранной зоны ЛЭП от зеленых насаждений площадью 2450 кв. м. 24.07.2015г. выполнены работы по испытанию лини 10 кВ и подана заявка на включение линии электропередач. 28.07.2015 г. региональные электрические сети подали напряжение на линию. В качестве документов, подтверждающих аварийные отключения, описанные выше, ОАО «НЗЖБОиС» представило протокол испытания 24.07.2015 г., письмо на включение ЛЭП.

По поводу изложенных доводов ОАО «НЗЖБОиС» необходимо отметить следующее.

В соответствии с пп. «г» п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при возникновении (угрозе возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.

Согласно п. 34 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения (угрозы возникновения) дефицита электрической энергии и мощности и (или) недопустимых отклонений напряжения, перегрузки электротехнического оборудования и в иных чрезвычайных ситуациях допускается ограничение режима потребления, в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности.

Однако в документах, представленных ОАО «НЗЖБОиС» в качестве подтверждения наличия аварийной ситуации на объектах электросетевого хозяйства, а именно – письме в адрес сетевой организации исх. № 76-ОАО от 24.07.2015 г., в котором ОАО «НЗЖБОиС» указывает, что выполнило испытание кабельной линии по фид. 10-422 ПС «Обская», кабель испытание выдержал и пригоден к эксплуатации, и просит включить в работу фид. 10-422 ПС «Обская», протоколе № 15/07/04 (КЛ) испытания силовой кабельной линии 10 кВ, не содержится какого-либо указания на возникновение на объектах ОАО «НЗЖБОиС» аварийной ситуации, при этом в протоколе испытаний указан вид испытаний – межремонтные.

Таким образом, ОАО «НЗЖБОиС» в ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России о причинах отключения от электрической энергии объекта гр«…».не представлены надлежащие доказательства того, что электроэнергия отсутствовала по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, в частности, в связи с возникновением аварийной ситуации. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необоснованном отключении и препятствовании перетоку электрической энергии на объект гр«…».со стороны ОАО «НЗЖБОиС».

Рассматриваемые действия ОАО «НЗЖБОиС» нарушают ч. 4 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Услуги по передаче  электрической энергии  в силу  ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме ФАС России от 18.09.2008 года № АГ/23565 «О применении норм антимонопольного законодательства при невыполнении требований Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче  электрической энергии», деятельность по передаче электрической энергии является естественно-монопольным видом деятельности специального субъекта - сетевой организации, подлежащим государственному регулированию. Соответственно, сетевая организация оказывает услугу по передаче электрической энергии на основании заключенного договора о возмездной передаче электрической энергии и установленного органом исполнительной власти тарифа.

Таким образом, одной из характеристик указанной услуги является наличие установленного уполномоченным органом тарифа.

Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В свою очередь обеспечение перетока электрической энергии как действия по транспортировке электрической энергии, без установления соответствующего тарифа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, является самостоятельной услугой, не подлежащей государственному регулированию.

Таким образом, в рассматриваемом случае деятельность субъектов, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, не препятствующих ее перетоку, квалифицируется как оказание услуг по обеспечению беспрепятственного перетока электрической энергии на безвозмездной основе по объектам электросетевого хозяйства, принадлежим им на праве собственности или на ином законном основании.

Следовательно, к таким субъектам можно применять меры антимонопольного реагирования при невыполнении ими требований Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Данная услуга носит естественно-монопольный характер, так как не может быть заменена иной услугой. Соответственно, доля таких субъектов на рынке соответствующих услуг, в границах принадлежащих этому субъекту сетей, как правило, составляет 100%.

При этом важно также отметить, что по данному вопросу  существует судебная практика в пользу вывода о том, что субъектом естественной   монополии является не только субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, но и  субъект, оказывающий услуги по обеспечению перетока электрической энергии на безвозмездной основе через объекты электросетевого хозяйства,  принадлежащие данному субъекту.

В частности, ФАС Западно-Сибирского округа  в Постановлении от 22.03.2011 г. № А46-6206/2010  указал следующее: «…при наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче электрической энергии, любой хозяйствующий субъект,  объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи, становится субъектом  естественной монополии, и субъект обязан соблюдать требования Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, поскольку получение услуг по передаче электрической энергии через любые другие сетевые объекты другого хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедур технологического присоединения.

Субъектом естественной монополии является не только субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, но и субъект, оказывающий услуги по обеспечению перетока электрической энергии на безвозмездной основе через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие данному субъекту. При наличии технологического присоединения к передающим системами, которые являются необходимым условием получения услуг по передаче электрической энергии, любой хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи, становится субъектом естественной монополии. (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.01.2013 года № А45-24848/2012 ).

Объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ОАО «НЗЖБОиС», участвуют в процессе передачи электрической энергии. Таким образом, ОАО «НЗЖБОиС» является субъектом рынка по передаче электрической энергии, что следует, в том числе, из положений Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», по смыслу которого, услуги как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составляющей частью единого процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что ОАО «НЗЖБОиС» занимает доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению перетока (передачи) электрической энергии конечным потребителям через принадлежащие Обществу электрические сети.

Действия ОАО «НЗЖБОиС» по препятствованию перетоку электрической энергии на объект «…».ущемляют права данных потребителей, имеющих законные основания на пользование электрической энергией, а также гарантирующего поставщика – ОАО «Новосибирскэнергосбыт», так как в соответствии с действующим законодательством (п. 7 Основных положений) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Действия владельцев объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства потребителей, по препятствованию перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства потребителей приводят к невозможности оказания со стороны гарантирующих поставщиков надлежащего качества услуг по снабжению потребителей электрической энергией.

Указанные действия ОАО «НЗЖБОиС» являются нарушением части 4 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» и пункта 6 Правил недискриминационного доступа.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, действия ОАО «НЗЖБОиС» занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по перетоку электрической энергии в границах расположения сетей, принадлежащих Обществу, выразившиеся в препятствовании перетоку электрической энергии на объект гр. «…».. – производственная база по адресу: г. Новосибирск, ул. Софийская, 18а, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., ущемляя права потребителей электрической энергии, а также гарантирующего поставщика.

На основании изложенного, в отношении ОАО «НЗЖБОиС» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением Комиссии Новосибирского УФАС России от 12.11.2015 г. рассмотрение дела № 02-01-56-10-15 было отложено на 14.12.2015 г. в связи с удовлетворением ходатайства ОАО «НЗЖБОиС» вх. № 5700э от 12.11.2015 г. об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью сбора ОАО «НЗЖБОиС» дополнительных доказательств по делу.

Письмом вх. № 6199э от 11.12.2015 г. ОАО «НЗЖБОиС» представило в адрес Новосибирского УФАС России следующие документы:

  • копию письма ОАО «НЗЖБОиС» исх. № 87-ОАО от 11.11.2015 г. в адрес АО «РЭС», в котором Общество просит сетевую организацию подтвердить аварийные отключения Ф 10-422 «Обская» 11 июня и 5 июля 2015 г.;
  • копию ответа АО «РЭС» исх. № 50-06-10/156 от 12.11.2015 г. на письмо ОАО «НЗЖБОиС» исх. № 87-ОАО от 11.11.2015 г., в котором сетевая организация сообщает, что на ПС 110 кВ Обская 11.06.2015 г. аварийное отключение ф. 10-422 не зафиксировано, 05.07.2015 г. в 11:47 ф. 10-422 отключился от действия релейной защиты;
  • объяснительная заместителя главного энергетика ОАО «НЗЖБОиС» С.С. Турикова, в которой сообщается, что 11.06.2015 г. произошло повреждение опоры № 5 высоковольтной линии – опора была завалена и частично разрушена в результате падения на нее дерева из-за неблагоприятных погодных условий, штормового ветра. В связи с изложенными обстоятельствами было принято решение отключить линию на время устранения аварии. ОАО «НЗЖБОиС» на время устранения аварии перешло на резервное питание от ОАО «ЦАРЗ 15». В кратчайшие сроки была найдена бригада, имеющая соответствующие группы допуска для замены опоры электропередач № 5. 15.06.2015 г. ремонтные работы были завершены, на следующий день был совершен контрольный обход по линии электропередач, принято решение о возобновлении подачи напряжения на линию электропередач фидер 10-422 ПС «Обская», позже сделана заявка в ОАО «РЭС» о завершении работ на линии и возобновлении ее работы. Утром 18.06.2015 г. было подано напряжение на линию электропередач фидер 10-422 ПС «Обская»;
  • объяснительная заместителя главного энергетика ОАО «НЗЖБОиС» С.С. Турикова, в которой сообщается, что 05.07.2015 г. в 12-00 часов Туриков С.С. был уведомлен охраной о том, что на заводе отсутствует электричество. Утром 06.07.2015 г. по приезду на ОАО «НЗЖБОиС» Туриковым С.С. и главным энергетиком Михайловым В.М. был совершен переход на резервное питание от ОАО «ЦАРЗ 15». Позднее было установлено, что на линии электропередач от опоры № 1 до опоры № 5 виден обрыв проводов, произошедший по причине штормового ветра и обломанных веток деревьев. Для устранения аварийной ситуации потребовалось выполнить просеку деревьев, кустов в охранной зоне линии и заменить оборванный провод 110 м линии электропередач фидер 10-422 ПС «Обская». 23.07.2015 г. все работы были завершены. На следующий день был совершен контрольный обход по линии электропередач, принято решение о возобновлении подачи напряжения на линию электропередач фидер 10-422 ПС «Обская», позже сделана заявка в ОАО «РЭС» о завершении работ на линии и возобновлении ее работы. Утром 28.07.2015 г. было подано напряжение на линию электропередач фидер 10-422 ПС «Обская»;
  • также представлены копии расписок о внесении Туриковым С.С. денежных средств за проведение ремонтно-восстановительных работ в период с 14 по 15 июня 2015 г., с 13 по 17 июля 2015 г., с 20 по 23 июля 2015 г., схемы расположения сетей ОАО «НЗЖБОиС», фотографии, подтверждающие повреждение электросетей.

При рассмотрении дела 14.12.2015 г. представитель ОАО «Новосибирскэнергосбыт» поддержал доводы, изложенные в обращении, отметив, что в настоящее время энергоснабжение объектов потребителей восстановлено.

Представитель ответчика ОАО «НЗЖБОиС» на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 14.12.2015 г. с претензиями заявителя в адрес Общества не согласился, указав, что прекращение подачи электроэнергии произошло в связи с аварийными ситуациями, которые были устранены Обществом, в настоящее время энергоснабжение восстановлено. При этом отключение электроэнергии в связи с аварийной ситуацией 11.06.2015 г. было произведено ОАО «НЗЖБОиС», АО «РЭС» отключение не производило. Как отметил представитель ответчика, потребители были уведомлены об отключении электроэнергии главным энергетиком в устной форме.

Изучив доводы заявителя, ответчика и заинтересованного лица, а также материалы дела в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пп. «г», «з» п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г. (далее – Правила ограничения), ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления.

В соответствии с п. 34 Правил ограничения в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения (угрозы возникновения) дефицита электрической энергии и мощности и (или) недопустимых отклонений напряжения, перегрузки электротехнического оборудования и в иных чрезвычайных ситуациях допускается ограничение режима потребления, в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (аварийное ограничение).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством допускается введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объектов потребителей без предварительного согласования (уведомления) в случае возникновения аварийной ситуации.

Так как ОАО «НЗЖБОиС» представило в Новосибирское УФАС России документы, подтверждающие возникновение 11.06.2015 г. и 05.07.2015 г. аварийных ситуаций на принадлежащих Обществу объектах электросетевого хозяйства и устранение Обществом данных аварийных ситуаций, учитывая, что факт восстановления энергоснабжения объектов потребителей гр. «…». «…».подтверждается как ответчиком, так и заявителем, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ОАО «НЗЖБОиС», являющихся предметом рассмотрения данного дела, нарушение антимонопольного законодательства отсутствует.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

               Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Новосибирский завод железобетонных опор и свай» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны