Решение №Б/н Решение по жалобе ООО «Завод Тюменские Аэрозоли» на действия... от 30 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

30 января 2019 г.                                                                                   г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Кузина А.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Завод Тюменские Аэрозоли» на действия организатора торгов Акционерного общества «Региональные электрические сети» при проведении запроса котировок средств (Рефтамид) (номер извещения 31807220186).

в присутствии: представителя АО «РЭС» - «…»

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области  поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Завод Тюменские Аэрозоли»  (вх. № 320э от 21.01.2019г.) на действия организатора торгов Акционерного общества «Региональные электрические сети» при проведении запроса котировок средств (Рефтамид) (номер извещения 31807220186).

Заявитель сообщает следующее.

В документации запроса котировок указаны технические характеристики требуемого к поставке товара, а именно:

 

 

Наименование товаров + технические характеристики

 

Дополнительные технические характеристики

 

Ед.изм.

 

Кол-во

 

Срок поставки

 

Месяц

 

Год

 

Рефтамид Максимум 3 в 1 (145 мл)

 

Клещ, комар, мошка.

шт.

 

104

 

февраль

 

2019

 

Рефтамид Максимум 3 в 1

(145 мл)

 

Клещ, комар, мошка.

шт.

 

790

 

март

 

2019

 

Рефтамид Максимум 3 в 1 (145 мл)

 

Клещ, комар, мошка.

шт.

 

1878

 

апрель

 

2019

 

Рефтамид Максимум 3 в 1 (145 мл)

 

Клещ, комар, мошка.

шт.

 

165

 

май

 

2019

 

Рефтамид Максимум 3 в 1 (145 мл)

 

Клещ, комар, мошка.

шт.

 

72

 

июнь

 

2019

 

ООО «Завод Тюменские аэрозоли» подало заявку на участие и предложило цену в размере 142р. за ед. продукции, без НДС.

 

29.12.2018г. опубликован протокол №301 подведения итогов запроса, согласно Решению Конкурсной комиссии:

Допустить следующие заявки участников:

 

Наименование

ООО «ЗТА»

Цена предложения (рублей без НДС)

601 800,00

Наименование

ООО ТД «Энергопром»

Цена предложения (рублей без НДС)

346 035,00

 

В описании требований к характеристикам поставляемого товара указано, что необходимо - Рефтамид Максимум 3 в 1 (145 мл), в количестве 3009шт., без содержания процентной концентрации и наполнения по ГОСТу.

Требования ГОСТ 32481-2013, ГОСТ 32478-2013 предусматривают наполнение аэрозольных баллонов на 70% жидким составом с действующим веществом и 30% газ- пропеллент, выталкивающий эту жидкость наружу. Отсутствие в характеристиках данных о процентном соотношении газа и жидкого состава в изделии допускает наполнение в любом процентном соотношении, что приводит к нарушению принципов честной конкуренции. Жидкий состав это самая дорогая составляющая в цене продукции, данное обстоятельство послужило к демпингу цен.

Согласно протоколу № 301 от 29.12.2018г. процент снижения цены победителем (ООО ТД «Энергопром» составил 20% от заявленной начальной (максимальной) цены лота.

Часть 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" запрещает недобросовестную конкуренцию - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Жалоба ООО «Завод Тюменские Аэрозоли» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

 

Акционерное общество «Региональные электрические сети» представило следующие возражения на жалобу.

Довод о том, что отсутствие в закупочной документации сведений о процентном соотношении продукта и пропеллента (жидкого состава и газа) в репеллентах приводит к нарушению конкуренции, несостоятелен.

В соответствии с п.1 ч.6.1 ст.3 Закона №223-ФЗ в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Принимая во внимание, что АО «РЭС» осуществляло закупку репеллента «Рефтамид Максимум 3 в 1» (с возможностью поставки эквивалентов или аналогов, технические характеристики которых не ухудшают заявленные), в описании предмета закупки отражено, что закупаемые репелленты должны быть предназначены для уничтожения клещей, комаров, мошки.

С целью соблюдения принципов конкуренции АО «РЭС» установило обязательное требование о предоставлении участниками закупочной процедуры копий сертификатов / деклараций соответствия требованиям ГОСТ, ТУ (раздел 3 извещения об осуществлении конкурентной закупки), подтверждающих соответствие поставляемой продукции всем обязательным требованиям.

Утверждение Заявителя о том, что ГОСТ 32481-2013 и ГОСТ 32478-2013 содержат обязательное требование о наполнении аэрозольных баллонов на 70% процентов жидким составом с действующим веществом и на 30% газом-пропеллентом, не соответствует фактическому содержанию данных стандартов.

В частности, ГОСТ 32478-2013. «Межгосударственный стандарт. Товары бытовой химии. Общие технические требования» (введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013г. №1906-ст) в принципе не содержит требований относительно указания сведений о процентном соотношении газа и жидкой фазы в изделии.

В соответствии с п.4.1.3 ГОСТ 32481-2013. «Межгосударственный стандарт. Товары бытовой химии в аэрозольной упаковке. Общие технические условия» (введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013г. №1815-ст) массовая доля пропеллента является физико-химическим показателем средства, обеспечивающим его безопасность (а не стоимость, как ошибочно полагает Заявитель).

Массовая доля пропеллента (%) должна соответствовать установленной в технической документации на средство (п.4.1.3 ГОСТ 32481-2013).

Согласно примечанию к п.4.1.3 ГОСТ 32481-2013, для средств, содержащих в качестве пропеллента углекислый газ или сжатый воздух, данный показатель не определяют.

Наполнение продукции регламентирует ГОСТ 8.579-2002. «Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте»  (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 10.03.2004г. №161-ст).

Согласно п.4.6 ГОСТ 8.579-2002 содержимое упаковочной единицы должно заполнять не менее 70% объема упаковки (за исключением подарочных и сувенирных товаров, а также товаров, к упаковке которых в соответствии с нормативными документами предъявляют специфические требования).

Упаковочная единица – изделие, создаваемое в результате соединения упаковываемой продукции с упаковкой (п.3 ГОСТ 16299-78* (СТ СЭВ 4175-83). «Государственный стандарт Союза ССР. Упаковывание. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29.06.1978 N 1746)

Таким образом, действующие стандарты не содержат обязательных требований относительно процентного соотношения продукта и пропеллента, регламентировано лишь общее наполнение (жидкая фаза + газ-вытеснитель) на 70% от объема упаковки. Соблюдение данного требования каждый участник закупки обязан подтвердить соответствующим сертификатом.

Более того, в соответствии с п.4.3.2.1 ГОСТ 32481-2013 маркировка должна содержать состав средства (продукта и пропеллента) в соответствии с ГОСТ 32478-2013 (приложение Б).

Согласно приложению Б к ГОСТ 32481-2013 массовую долю компонентов в процентах указывают следующим образом:

- менее 5%;

- 5% или более, но менее 15%;

- 15% или более, но менее 30%;

- 30% и более.

Данное обстоятельство также подтверждает отсутствие обязательных требований по предельному содержанию пропеллента и продукта в товаре (в частности, отсутствует необходимость на точное указание массовой доли компонента, если его процентное соотношение превышает 30% - допустимо указание 30% и более).

Соответственно, исходя из требований действующих стандартов, изготовитель репеллентов вправе по собственному усмотрению определить процентное соотношение продукта и пропеллента (в зависимости от рецептуры и назначения продукции).

При таких обстоятельствах АО «РЭС» правомерно не указало в закупочной документации требуемые Заявителем характеристики.

Содержание пропеллента в репеллентах, предложенных победителем закупочной процедуры, составляет 30%.

Победитель запроса котировок ООО ТД «Энергопром» предложило к поставке репеллент «Рефтамид Максимум 3 в 1». На баллон указанного средства нанесена маркировка, согласно которой процентное содержание пропеллента (бутан / пропан / изобутан смесь) составляет 30%.

Таким образом, даже если принять позицию Заявителя о том, что процентное содержание пропеллента обязательно должно составлять 30%, при проведении рассматриваемого запроса котировок не было допущено нарушения конкуренции.

Вопреки ошибочной позиции Заявителя, процентное соотношение продукта и пропеллента в репелленте не является безусловным показателем, однозначно влияющим на стоимость продукции и способным привести к демпингу цен.

Учитывая, что ГОСТ 32481-2013 допускает не определять массовую долю пропеллента для продукции определенного состава, очевидно, что фактически на стоимость продукции влияют ряд иных объективных показателей, на которые АО «РЭС» при проведении закупки не имеет возможности повлиять (как стоимость отдельных составляющих продукции, определенных изготовителем в технической документации, так и, например, субъективные условия поставщика, занимающегося реализацией определенной продукции).

Правомерность данной позиции АО «РЭС» подтверждается предложениями ООО ТД «Энергопром» и Заявителя.

В частности, ООО ТД «Энергопром» является только поставщиком репеллентов «Рефтамид Максимум 3 в 1» (изготовителем продукции является АО «СИБИАР»). Однако, несмотря на данное обстоятельство, стоимость единицы поставляемой продукции составила 115 руб. (без НДС).

Несмотря на то, что Заявитель является изготовителем предложенных им репеллентов «Дэта-Проф 3 в 1» и осуществляет их прямую поставку (у него отсутствует необходимость извлечения прибыли на разнице цен как, например, у поставщика-посредника), стоимость единицы поставляемой им продукции значительно выше и составляет 142 руб. без НДС.

Более того, Заявитель умалчивает, что предложил к поставке репеллент «Дэта-Проф 3 в 1» объемом 150 мл, что превышает объем единицы репеллента, указанный в закупочной документации, а также предложенный победителем объем репеллента «Рефтамид Максимум 3 в 1». При этом очевидно, что даже данное незначительное превышение может повлечь увеличение единицы стоимости товара по сравнению с иными участниками закупки ввиду увеличенного количества компонентов, затрат на больший объем упаковки и т.п.

Заявителем пропущен срок на обжалование действий АО «РЭС».

В соответствии с ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Итоги запроса котировок подведены протоколом №301 от 29.12.2018г.

Согласно уведомлению Новосибирского УФАС России о поступлении жалобы и о приостановлении торгов жалоба Заявителя поступила 21.01.2019г.

Таким образом, Заявителем пропущен 10-дневный срок на обжалование действий АО «РЭС».

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

29.11.2018г. на сайте www.zakupki.gov.ru АО «РЭС» было опубликовано извещение о проведении запроса котировок средств (Рефтамид) (номер извещения 31807220186).

Начальная (максимальная) цена договора – 430 287,00 рублей. 

Запрос котировок проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

АО «РЭС» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для  нужд АО «РЭС» и его дочерних и зависимых обществ Утвержденное Советом директоров АО «РЭС» протоколом №31 от 27.06.2018г.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В соответствии с Приложением №1 к извещению об осуществлении конкурентной закупки по выбору поставщика Рефтамид, установлен перечень позиций: 

 

 

№ п/п в лоте

Наименование товаров + технические характеристики *

Дополнительные технические характеристики

Ед.изм.

Количество

Срок поставки


Месяц

Год

1

Рефтамид Максимум 3 в 1 (145 мл)

Клещ, комар, мошка.

шт.

104

февраль

2019

2

Рефтамид Максимум 3 в 1 (145 мл)

Клещ, комар, мошка.

шт.

790

март

2019

3

Рефтамид Максимум 3 в 1 (145 мл)

Клещ, комар, мошка.

шт.

1878

апрель

2019

4

Рефтамид Максимум 3 в 1 (145 мл)

Клещ, комар, мошка.

шт.

165

май

2019

5

Рефтамид Максимум 3 в 1 (145 мл)

Клещ, комар, мошка.

шт.

72

июнь

2019

* Замены допускаются по техническим характеристикам, не ухудшающим заявленные. При предложении замен или аналогов, не соответствующих требованиям закупочной документации предложение не рассматривается.

На основании пп. 1 ч. 6.1. ст.3  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Таким образом, Заказчик при составлении извещения указал необходимый ему Рефтамид и соответствующий объем в миллилитрах, а также количество штук закупаемых баллонов и технические характеристики, указывающие на специфику данного Рефтамида (Клещ, комар, мошка).

ГОСТ 32481-2013 на товары бытовой химии в аэрозольной упаковке не установлена конкретная массовая доля пропеллента в аэрозоле. Данный показатель должен соответствовать установленной в технической документации на средство (п.4.1.3).

Таким образом, Заказчик правомерно не указал в технических характеристиках закупаемого товара процентное соотношение продукта и пропеллента.

Комиссией Новосибирского УФАС России не принимается довод закачика, о пропуске заявителем срока подачи жалобы в Новосибирское УФАС России.

В соответствии с ч.5 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  "О защите конкуренции" в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

Таким образом, на основании ч.5 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Заявитель имел право подать жалобу в антимонопольный орган, так как договор между АО «РЭС» и победителем торгов ООО «Энергопром» в настоящее время не заключен, что подтверждается представителем АО «РЭС».  

 Нарушение порядка организации и проведения запроса котировок не усматривается. 

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Завод Тюменские Аэрозоли» на действия организатора торгов Акционерного общества «Региональные электрические сети» при проведении запроса котировок средств (Рефтамид) (номер извещения 31807220186) необоснованной.

 

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          Н.П. Камнева

 

Члены Комиссии                                                                                                      Е.В. Долженкова

 

                                                                                                                              А.А. Кузина

 

Связанные организации

АО «Региональные электрические сети»
ИНН 5406291470, ОГРН 1045402509437