Определение №б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отложении рассмотрения дела № 02-01-16-10-... от 22 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела № 02-01-16-10-16

20 декабря 2016 года                                                                                     г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Макарцова А.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

рассмотрев дело 02-01-16-10-16 от 28.11.2016 г. по признакам нарушения Акционерным обществом «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ» (ИНН 5402546039, юридический адрес: 630082, г. Новосибирск, ул. Дачная, д. 60) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В действиях Акционерного общества «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ» (ИНН 5402546039, юридический адрес: 630082, г. Новосибирск, ул. Дачная, д. 60) по установлению цены на микросхемы 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ с нарушением требований Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200, усматривается нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Руководствуясь пунктами 1, 3 ч. 1.1 ст. 47, ст. 48.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Принять заключение об обстоятельствах дела № 02-01-16-10-16.
  2. Отложить рассмотрение дела № 02-01-16-10-16 от 28.11.2016 г.
  3. Назначить рассмотрение дела  № 02-01-16-10-16 на 20.01.2017г.                   в 10-00 часов по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, кабинет 915. Предварительная регистрация в кабинете 1009.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 02-01-16-10-16 от 28.11.2016 г.

20 декабря 2016 года                                                                                 г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. –начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Макарцова А.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

рассмотрев дело 02-01-16-10-16 от 28.11.2016 г. по признакам нарушения АО «НЗПП с ОКБ» (ИНН 5402546039, КПП 540201001, 630082, г. Новосибирск, ул. Дачная, 60), пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»

В присутствии на заседании представителей:

АО «НЗПП с ОКБ» (ответчик) – <...>, действующей по доверенности № 18 от 19.12.2016г.; <...>, действующей по доверенности № 18 от 19.12.2016г.,

в отсутствие представителя АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» (заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела № 02-01-16-10-16 заказным письмом исх. № 02-12172 от 06.12.2016г. (почтовый идентификатор 63000701532908).

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России из ФАС России поступила информация от АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» (вх. № 6082 от 05.07.2016) о факте повышения АО «НЗПП с ОКБ» цен на продукцию, необходимую для выполнения государственного оборонного заказа.

            По результатам рассмотрения представленных материалов установлено следующее.

В соответствии с частью 3 статьей 14 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» головной исполнитель обязан представлять в антимонопольный орган информацию о всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, если установленная или предлагаемая цена более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития РФ от 16.04.2008 №104 утвержден Порядок применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – Порядок применения индексов), который действовал до 24.04.2015.

Согласно пункту 2.1. Порядка применения индексов исполнители государственного оборонного заказа независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности вправе использовать настоящий Порядок при определении цены контракта с головным исполнителем (исполнителем) государственного оборонного заказа, цены единицы товара (работы, услуги), поставляемого с целью выполнения государственного оборонного заказа.

В соответствии с пунктом 2.2.а) Порядка применения индексов используются индексы в среднем за год к предыдущему году на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период - индексы, разработанные в составе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренного Правительством Российской Федерации (далее – Прогноз).

Согласно пункту 5 Порядка применения индексов при определении цены (начальной (максимальной) цены) государственного контракта (контракта) на поставку товаров (цены единицы товара) методом индексации цены используется в том числе для продукции военного назначения - индекс цен производителей по видам экономической деятельности на продукцию машиностроения «38.9 + DL + DM Производство машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств».

В письмах Минэкономразвития России от 11.11.2013 №24597-АК/Д03и и от 22.10.2014 №26025-АВ/Д03И также сообщается о порядке применения показателей Прогноза.

В соответствии с указанными нормативными документами индекс цен производителей для определения цены на продукцию военного назначения составляет на 2015 год – 106,5%.

Согласно письму Министерства экономического развития от 16.10.2015г. № 29635-АВ/Д03и «О применении показателей прогноза социально-экономического развития РФ при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» индекс цен производителей на 2016 год составляет 108,9%.

Согласно информации, представленной АО «Концерн ВКО» Алмаз-Антей» по форме, утвержденной ФАС России, закупка Продукции осуществляется в рамках государственного контракта № 1517187310881010128000191/ЕП/1/03/Н/1583/2015.

Между Филиалом ФГУП «НПЦ АП» - «СПЗ» и АО «НЗПП с ОКБ» заключен договор поставки продукции № 14800161037 от 10.01.2014 г.

Согласно информации, представленной АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» по форме, утвержденной ФАС России, Общество является единственным производителем микросхемы 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ.

Микросхема 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ закупалась по заключенному между АО «НЗПП с ОКБ» и Филиалом ФГУП «НПЦ АП» - «СПЗ» договору № 14800161037  в соответствии со спецификациями № С2-01075 от 11.06.2014г., № С2-00589 от 31.08.2015г.,  № С 2-00153 от 03.03.2016 г. по цене (без НДС) за единицу продукции 165,03 руб.; 181, 20 руб.; 250,77 руб. соответственно. В 2016 году повышение заявленной цены составляет 38%.

Согласно сведениям, представленным  АО «НЗПП с ОКБ» для производства микросхем используются корпуса, выпускаемые АО «Завод «МАРС». Удельный вес стоимости данных корпусов в цене ИМС 1526ЛА7 составляет 42% (с учетом коэффициента запуска). Рост отпускных цен в 2015 году на данные комплектующие составил 140%, что подтверждается протоколами согласования свободной оптовой цены на продукцию производственно-технического назначения ОАО «Завод «МАРС». Расходы на энергоносители в 2016 году увеличились следующим образом:

-стоимость электрической энергии увеличилась на 121% по сравнению с 2015 годом;

-стоимость газа увеличились на 106,5%;

-тарифы по воде и стокам увеличились на 103,5%.

Данные изменения подтверждены расшифровками статей затрат «Содержание и эксплуатация имущества общепроизводственного назначения» и «Содержание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения» в составе общехозяйственных и общепроизводственных расходов.

Таким образом, повышение себестоимости изделий 1526ЛА7 обусловлено увеличением основных материальных затрат на производство указанных изделий.

Согласно плановой калькуляции комплектующие изделия в составе затрат на материалы составляют 94%, материальные затраты в структуре себестоимости составляют 53,7%, таким образом, повышение себестоимости изделия обусловлено повышением цены на комплектующие изделия.

В соответствии с представленными сведениями, Продукция закупалась у АО «НЗПП с ОКБ» в 2014, 2015 и 2016 году. в 2014 г. цена на микросхему 1526ЛА7 составляла 165,03 руб. за единицу продукции (без НДС) (товарная накладная С2-2578 от 30.06.2014г.), в 2015 году – 181,20 руб. за единицу продукции (без НДС) (товарная накладная С2-1575 от 31.08.2015г.), в 2016 г. АО «НЗПП с ОКБ» установлена цена на Продукцию в размере 250,77 руб. за единицу (без НДС).

С учетом индекса цен производителей, утвержденного на 2016 год, цена на Продукцию должна составлять 181,20*1,089=197,33 руб. (без НДС), превышение цены, рассчитанной с применением индекса, составляет 27%.

Какими-либо сведениями о других производителях/поставщиках Продукции АО «Концерн ВКО» Алмаз-Антей» не располагает.

Как сообщило АО «НЗПП с ОКБ» в ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России, с 01 января 2015 года цены были увеличены на индекс-дефлятор (106,9%), разработанный в  составе базового варианта прогноза социально-экономического развития  на 2015-2017 гг. Минэкономразвития исх. № Д03и-109 от 16.05.2014г. В июле 2015 года цены были пересмотрены в связи с  уточнением прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год Минэкономразвития исх. № 7751-АВ/Д03и от 31.03.2015г. 31 июля 2015 года  АО «НЗПП с ОКБ» было получено Заключение 628 ВП МО РФ № 181 по фиксированным ценам на ИМС, выпускаемым  в 2015 году. С 01 декабря 2015 года цены на интегральные микросхемы 1526ЛА7 были установлены на уровне, принятом военным представительством.

Пересмотр цен связан со значительным ростом стоимости основных, вспомогательных материалов, комплектующих изделий, тарифов на энергоносители и заработной платы производственного персонала.

Рост цен на основные и вспомогательные материалы в 2016 году составил от 104 до 140 %, в качестве подтверждающих документов представлена калькуляция, расшифровка материальных затрат.

В соответствии с представленной АО «НЗПП с ОКБ» плановой калькуляцией, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. произошел рост затрат по основной статье «Затраты на материалы» на 56,63%, по статьям «Затраты на оплату труда основных производственных рабочих», «Отчисления на социальные нужды» - на 4,49%, по статье «Общепроизводственные затраты» - на 7%, по статье «Общехозяйственные затраты» произошло снижение на 5,45%. Рост производственной себестоимости составил 32,75%. Полная себестоимость изделия в 2016 г. по сравнению с 2015 годом увеличилась на 32,68%. Согласно отчетной калькуляции за 1 полугодие 2016 года полная себестоимость выше плановой за 2016 год на 1,1%, цена (без НДС) за 1 шт. составляет 377,39 руб. Необходимо отметить, что цена на изделие в соответствии с плановой калькуляцией на 2015 год составляет 286,68 руб. (без НДС) за 1 шт., при этом по договору с Филиалом ФГУП «НПЦ АП» - «СПЗ» Продукция в 2015 году поставлялась последнему по более низкой цене - цене 176,72 руб. (без НДС) за 1 шт. в мае 2015г., по цене 181,20 руб. (без НДС) за 1 шт. в августе 2015г.

Размер рентабельности (прибыли) рассчитан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.01.2008г. № 29 «Об утверждении правил формирования цен на российское вооружение и военную технику, которые не имеют аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем». Прибыль в составе цены определена в размере 20% от суммы полной себестоимости +1% к стоимости покупных комплектующих изделий.

Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 утвержден Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу (далее – Порядок № 200).

Согласно п. 13 Порядка № 200 статья калькуляции «Общехозяйственные затраты» включает затраты, связанные с организацией и управлением деятельностью организации в целом: основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, амортизация, расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения; расходы, связанные со служебными командировками; расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами; расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы общехозяйственного назначения в соответствии с номенклатурой общехозяйственных затрат, приведенной в приложении 6 к настоящему Порядку.

Общехозяйственные затраты распределяются между всеми видами конечной продукции, как правило, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Исходя из специфики производимой продукции, может быть установлен иной порядок распределения общехозяйственных затрат, согласованный с заказчиком и отраженный в учетной политике организации.

На продукцию внутризаводского оборота общехозяйственные затраты не распределяются.

В состав общехозяйственных затрат не включаются следующие виды расходов:

представительские расходы;

расходы на содержание и ремонт зданий и оборудования, увеличивающие стоимость амортизируемого имущества;

рекламные расходы (включая рекламные мероприятия и презентации);

расходы на сувенирную продукцию;

расходы на симпозиумы, семинары, конференции;

расходы по зарубежным командировкам;

расходы на добровольное медицинское и пенсионное страхование.

Из анализа представленных документов следует, что АО «НЗПП с ОКБ» неправомерно включены в состав общехозяйственных расходов (статья затрат «Прочие работы общехозяйственного назначения») затраты по статьям: расходы на конференции, в размере 14830,51 руб. (что подтверждается представленной Обществом расшифровкой прочих работ общехозяйственного назначения в составе общехозяйственных расходов за 2015 г., строка 707) рекламные расходы, в размере 84745,76 (что подтверждается представленной Обществом расшифровкой прочих работ общехозяйственного назначения в составе общехозяйственных расходов за 2016 г., срока 147).

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки продукции по государственному оборонному заказу, сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, и в отношении этого хозяйствующего субъекта выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) хозяйствующий субъект включен в установленном порядке в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

2) хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.

На хозяйствующий субъект, указанный в части 1 настоящей статьи, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением.

В ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России АО «Концерн ВКО» Алмаз-Антей» представило копию конструкторской документации изделий АЦКФ.436441.003, в состав которой входит микросхема 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ. В поданном АО «Концерн ВКО» Алмаз-Антей» уведомлении указано, что микросхема 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ применяется для изготовления аппаратных средств в рамках исполнения Контракта с Министерством обороны №1517187310881010128000191/ЕП/1/03/Н/1583/2015.

Согласно сведениям, представленным АО «НЗПП с ОКБ» интегральные микросхемы производят следующие предприятия: ОАО «НИИМЭ и МИКРОН», АО «Экситон». В ответ на запрос Новосибирского УФАС России письмом исх. № 95-09-105 от 17.11.2016г. АО «Экситон» сообщило, что Общество производит микросхемы 1526ЛА7ЭП по АЕЯР.431200.126-01ТУ. ПАО «Микрон» в ответ на запрос Новосибирского УФАС России письмом исх. № 15/2415 от 17.11.2016г. сообщило, что Общество является производителем микросхемы 1526ЛА7ММ АЕЯР.431200.139-01ТУ.

Согласно Перечню ЭКБ 02-2015 предприятием изготовителем/ калькодержателем микросхем 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ является АО «НЗПП с ОКБ». Конструкторской документацией на изделие предусмотрено использование микросхемы 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ.

Порядок внесения изменений в действующую рабочую конструкторскую документацию (РКД), регламентирован ГОСТ РВ 2.902-2005 ЕСКД. «Порядок проверки, согласования и утверждения конструкторской документации» и ГОСТ РВ 15.307-2002 «Система разработки и постановки продукции на производство».

Процедура внесения таких изменений создает значительные трудности для покупателей, а именно: необходим период времени, в течении которого возможно внесение изменений в техническую документацию и проведение испытания аналога-заменителя, указанные действия влекут значительные финансовые затраты, риски получения отрицательного заключения по результатам проведения таких испытаний.

Следовательно, с учетом указанных обстоятельств проведение работ по внесению изменений в документацию на конечную продукцию, поставляемую по государственным оборонным контрактам, с целью обеспечения возможности использования в ее составе аналогов Продукции, производимой АО «НЗПП с ОКБ», экономически нецелесообразно.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что АО «НЗПП с ОКБ» занимает доминирующее положение на товарном рынке поставки следующей Продукции: микросхема 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа.

            Таким образом, действия АО «НЗПП с ОКБ» по установлению цены на микросхемы 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ с нарушением требований Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны