Решение №б\н Решение по делу №67 по признакам нарушения мэрией г. Новосиб... от 15 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 2 июня 2016 г.                                                  г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 10 июня 2016г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е. В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И.– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 67, возбужденное 26.11.2015г. по признакам нарушения мэрией г. Новосибирска (630091, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 34) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося необоснованном повышении Постановлением мэрии города Новосибирска от 06.05.2014 № 3724 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» тарифа на услуги, оказываемые Муниципальном казенном предприятии г. Новосибирска «Горэлертротранспорт», по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайт-боксов к опоре контактной сети, что привело или могло привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции, в присутствии представителя ООО «НовИнвестРезерв» - «…» (доверенность от 11.01.2016г.), генерального директора ООО «НовИнвестРезерв» - «…» (решение № 4 Единственного участника ООО «НовИнвестРезерв» от 01.09.2015г.), представителя ООО «Новые телекоммуникации», ЗАО «Стартелеком-Новосибирск» - «…» (доверенность ООО Новые телекоммуникации» от 22.04.2015г., доверенность ЗАО «Стартелеком-Новосибирск» от 02.11.2015г.), генерального директора ЗАО «Стартелеком-Новосибирск» - «…» (Протокол годового общего собрания акционеров ЗАО «СТАРТЕЛЕКОМ-Новосибирск» от 02.03.2015г.), представителя ООО «Новотелеком» - «…,» (доверенность № 99 от 03.07.2015г.), представителя ООО «МегаКом»  – «…» (доверенность № 19-ЮР/2016), представителя ООО «Сибирские сети» - «…» (доверенность № 56 от 18.04.2016г.), представителя ООО «Онлайн сити» - «…» (доверенность от 10.12.2015г.), представителей ЗАО «Зап-СибТранстелеком»: «…» (доверенность № 211 от 31.12.2015г.), «…» (доверенность № 212 от 31.12.215г.), представителя ПАО Мегафон – «…» (доверенность 54А А 2019443 от 05.11.2015г.), представителя ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» - «…» (доверенность 54А А 1673291 от 05.12.2014г.), представителя мэрии г. Новосибирск – «…» (доверенность № 01/40/00088 от 15.01.2016г.), представителей МКП «Горэлектротранспорт»: «…» (доверенность № 21 от 18.04.2016г.), «…» (доверенность № 20 от 14.04.2016г.), в отсутствие иных заявителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

12.09.2014г. в Новосибирское УФАС России поступило коллективное обращение ЗАО «Зап-СибТранстелеком», ООО «Новотелеком», ООО «Новые телекоммуникации», ООО «Онлайн Сити», ЗАО «Телеконнект», ООО «НовИнвестРезерв», ЗАО «СТРАТЕЛЕКОМ-НОВОСИБИРСК», ООО «Рис-Тел», ЗАО «Магистраль Телеком», ООО «МегаКом», ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг», ООО «Сибирские сети» (вх. № 9917 от 12.09.2014г.), в котором указывалось на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях мэрии г. Новосибирска, выразившихся в принятии Постановления мэрии города Новосибирска от 06.05.2014 № 3724 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые Муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэлектротранспорт».

Заявители сообщили следующее.

Между Муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» и Оператором связи, который пользуется услугами данной организации по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайт-боксов к опоре контактной сети, заключается соответствующий договор.

Ежемесячный размер стоимости услуг за опору для одного подвеса кабеля составлял по договору 443 (че­тыреста сорок три) рубля 17 копеек (с учетом НДС).

Однако, 06 мая 2014 года Постановлением мэрии г. Новосибирска № 3724 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» установ­лен тариф на услугу по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайт-боксов к опоре контактной сети в размере 6330 (Шесть тысяч триста тридцать) рублей 30 копеек за одно место в год без учета НДС (7469 рублей 75 коп. с учетом НДС), то есть 622 (шестьсот двадцать два) рубля 48 копеек (с учетом НДС) за одно место в месяц, что превышает на 40 % действующий тариф, и превышает уровень инфляции за последние три года более чем в два раза.

Заявитель считает, данный акт органа местного самоуправления не подлежит применению, не могут быть приняты к исполнению тарифы, изложенные в нем, полагает, что данный акт противоречит антимонопольному законодатель­ству, нарушает права и законные интересы операторов связи и абонентов (пользователей услугами связи) по следующим основаниям.

Основными потребителями услуг операторов связи-заявителей (телефония, интернет, телевидение) явля­ются физические лица. Договор об оказании услуг связи является публичным, его правовое регулирование осуще­ствляется в соответствии с правилами статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации. При формировании тарифов на услуги связи учитываются затраты на строительство и обслуживание линий связи, в том числе стоимость услуг по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи лайт-боксов к опоре контактной сети.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ (далее по тексту - Закон «О защите конкуренцию») Федеральным органам исполнительной власти, органам государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организация, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или мо­гут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных феде­ральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно статье Федерального закона от 07.07.2003 126-ФЗ «О связи» (далее по тексту - Закон «О свя­зи»), целями настоящего Федерального закона являются создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации; содействие внедрению перспективных технологий и стандартов; защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов; обес­печение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи.

В силу статьи 1 Закона «О защите конкуренции», настоящий Федеральный закон определяет организацион­ные и правовые основы зашиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической дея­тельности и недобросовестной конкуренции: недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Постановление мэрии г. Новосибирска приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, когда несколько хозяйствующих субъектов - операторы связи поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на одном товарном рынке.

При квалификации действий (бездействия), предусмотренных статьей 15 Закона «О защите конкуренции», при установлении нарушения антимонопольного законодательства обязательно выявление фактических обстоя­тельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями. Кроме того, правовое значение имеет и сама возможность наступления таких негативных последствий.

На основании пункта 8 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное по­ложение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

На статью расходов по оплате услуг по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайт-боксов к опоре контактной сети у операторов связи отведена значительная часть бюджета. Чтобы минимизи­ровать убытки операторы связи вынуждены будут пойти на повышение тарифов на услуги связи, что неизбежно приведет к ущемлению прав абонентов и ограничению конкурентных возможностей заявителей.

Муниципальное казенное предприятие г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» является организацией, ко­торая занимает доминирующее положение хозяйствующего субъекта в сфере предоставления услуг по обслужива­нию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайт-боксов к опоре контактной сети.

Для операторов связи указанные опоры – это единственный способ размещения волоконно-оптического кабеля, в целях предоставления услуг населению. Какого-либо альтернативного способа размещения кабеля на сегодняшний день нет.

В связи с этим оператор связи будет поставлен в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на одном товарном рынке. Например, такой оператор связи как ОАО «Ростелеком» имеет собственные канализации, предназначенные для размещения кабеля, и ему не придется повышать стоимость своих услуг. Поэтому ОАО «Ростелеком» по сравнению с операторами-заявителями будет иметь явные преимущества.

Если сравнивать стоимость услуг операторов связи в других субъектах РФ, то они также будут ниже, по сравнению с ценами оператора, вынужденного повысить цены на свои услуги в результате резкого повышения та­рифов на услуги Муниципального казенного предприятия г. Новосибирска «Горэлектротранспорт», что приводит к падению рентабельности таких операторов.

Повышение цен на услугу по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайт-боксов к опоре контактной сети экономически не обосновано: не представлена калькуляция, экономический расчет каждой строки расхода повышения себестоимости услуг, с приложением текущего бухгалтерского отчета. Если же происходит увеличение нормы прибыли, то данный показатель также должен быть обоснован экономическими показателями.

 Кроме того, необходимо отметить тот факт, что ни в одном субъекте Российской Федерации нет таких высоких тарифов. Так, например, за предоставление опор для размещения волоконно-оптических линий связи в г. Ле­нинске-Кузнецком Кемеровской области установлен ежемесячный тариф в размере 450,00 рублей (с учетом НДС), в г. Омске - 450,00 рублей (с учетом НДС), в г. Новокузнецке Кемеровской области - 198,00 рублей (с учетом НДС), в г. Томске - 308 рублей (с учетом НДС).

Следовательно, Постановление мэрии г. Новосибирска № 3724 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэпектротранспорт» подлежит антимоно­польному контролю, так как оно ущемляет права хозяйствующих субъектов в сфере конкуренции на товарных рынках.

Кроме того, в данной ситуации, действия мэрии г. Новосибирска и Муниципального казенного предприятия г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» являются согласованными и подпадают под диспозицию статьи 16 Закона «О защите конкуренции»: запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной вла­сти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъ­ектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устра­нению конкуренции.

Квалифицирующими признакам и применительно к статье 16 Закона «О защите конкуренции» выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причин ной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Как указывалось выше, увеличение расходов хозяйствующих субъектов влечет за собой увеличение себе­стоимости производимой продукции и, как следствие, снижение конкурентоспособности хозяйствующих субъек­тов на товарных рынках, на которых хозяйствующие субъекты осуществляют свою предпринимательскую деятельность. В данном случае, снижение конкурентоспособности оператора связи, использующего опоры Муни­ципального казенного предприятия г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» и вынужденного повысить стоимости своих услуг, очевидна.

Свои выводы заявитель подтверждал вступившими в законную силу Решением Комиссии УФАС России по Омской области от 13.12.2012г. № 05/26-12, Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013г. по делу № А46-4800/2013, принятым по сходным обстоятельствам.

По результатам рассмотрения обращения Новосибирским УФАС России в действиях мэрии г. Новосибирска по утверждению Постановления мэрии города Новосибирска от 06.05.2014 № 3724 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые Муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» признаков нарушения антимонопольного законодательства не было установлено. На основании чего, руководствуясь п. 2. ч. 8, п. 6 ч. 9, ч. 10 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Новосибирским УФАС России было принято решение об отказе в возбуждении дела (исх. № 05-13350 от 11.12.2014г.).

Решение об отказе в возбуждении дела было обжаловано заявителями в арбитражный суд. Решением по делу № А45-3738/2015 от 29.07.2015г. Арбитражный суд Новосибирской области признал решение Новосибирского УФАС России недействительным и обязал управление возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении мэрии г. Новосибирска. Постановлением Седьмого арбитражного суда Новосибирской области от 11.11.2015г., Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.03.2016г.  указанное решение оставлено без изменения.

В связи с исполнением судебного решения от 29.07.2015г., в соответствии с п. 2 ч. 5, п. 1 ч. 8 ст. 44 ФЗ Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции, Новосибирским УФАС России возбуждено дело № 67 от 26.11.2015г. о нарушении антимонопольного законодательства (Приказ № 323 от 26.11.2015г.) по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» мэрией г. Новосибирска

31.03.2016г. в адрес Новосибирского УФАС России поступило обращение ПАО «Мегафон» (вх. № 2742 от 31.03.2016г.), указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях мэрии г. Новосибирска, выразившихся в принятии Постановления мэрии города Новосибирска от 06.05.2014 № 3724 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые Муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэлектротранспорт», содержащее аналогичные доводы. Определением о привлечении в качестве заявителя по делу № 67 от 18.04.2016г. к участию в рассмотрении дела № 67 в качестве заявителя было привлечено ПАО «МегаФон» в лице Сибирского филиала ПАО «МегаФон» (630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 52).              

Также 18.04.2016г. поступило обращение ПАО «Ростелеком» о включении в число заинтересованных лиц и лиц, участвующих в деле (вх. № 3355 от 18.04.2016г., вх. № 1594э от 18.04.2016г.), в связи с тем, что ПАО «Ростелеком» также является арендатором столбовых опор в количестве 247 штук. Определением о привлечении в качестве заявителя по делу № 67 от 19.04.2016г. к участию в рассмотрении дела № 67 в качестве заявителя было привлечено ПАО «Ростелеком» в лице Новосибирского филиала ПАО «Ростелеком» (630099, г. Новосибирск, ул. Ленина, 5).              

Во исполнение определения о назначении дела № 67 от 27.11.2015г. о нарушении антимонопольного законодательства Мэрией г. Новосибирска были представлены следующие пояснения по существу дела (вх. № 11502 от 15.12.2015г.).

1. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Аналогичная норма содержится в соответствии в пункте 4 части 1 статья 11 Устав города Новосибирска.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 35 Устава города Новосибирска в исключительной компетенции Совета депутатов города Новосибирска находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 23.12.2008 № 1120 принято Положение о порядке установления тарифов на услуги и работы муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 42 Устава города Новосибирска в целях решения вопросов местного значения мэрия города Новосибирска обладает полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В целях упорядочения деятельности муниципальных предприятий города Новосибирска по оказанию услуг, в соответствии с Положением о порядке установления тарифов на услуги и работы муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, принятым решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.12.2008 № 1120, на основании решения комиссии по регулированию тарифов (протокол от 14.04.2014 № 4) постановлением мэрии города Новосибирска № 3724 от 06.05.2014 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые Муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» (МКП «ГЭТ») установлен тариф на услугу по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайтбоксов к опоре контактной сети - в размере 6330,3 рубля за одно место в год (без учета налога на добавленную стоимость).

Постановление мэрии города Новосибирска № 3724 от 06.05.2014 принято с соблюдением Положения, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.12.2008 № 1120.

Так, согласно пункту 5.1 Положения основаниями для установления (пересмотра) тарифов являются обращения муниципальных предприятий и учреждений, постоянных комиссий Совета депутатов города Новосибирска, поручения мэра города Новосибирска.

Пересмотр действующих тарифов осуществляется не чаще одного раза в год (пункт 5.2 Положения).

МКП «ГЭТ» обратилось за пересмотром тарифа, представив в департамент экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики документы, указанные в пункт 5.3 Положения.

Тариф, действующий на момент обращения предприятия, был установлен постановлением мэрии города Новосибирска от 27.12.2010 № 6446 и составлял 4506,87 рублей в год за одно место крепления к опоре контактной сети, включая транспортные расходы.

Руководствуясь пунктом 5.5     Положения департамент экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики провел экспертизу представленных документов и подготовил заключение об экономически обоснованном размере тарифов и целесообразности их установления.

В соответствии с пунктом 5.8 Положения калькуляции предлагаемых тарифов вместе с заключением департамента экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики направлено для рассмотрения в комиссию по регулированию тарифов.

Комиссия по результатам рассмотрения представленных документов согласовала представленные тарифы для дальнейшего установления правовым актом мэрии города Новосибирска (протокол № 4 от 14.04.2014).

Документы, послужившие основанием для принятия постановления от 06.05.2014 № 3724, были представлены в УФАС по НСО письмом № 01/41/05783 от 06.10.2014.

Исходя из представленных документов, а именно калькуляции стоимости услуги по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи лайтбоксов к опоре контактной сети МКП «ГЭТ», обоснования стоимости услуг по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи лайтбоксов к опоре контактной сети МКП «ГЭТ», калькуляции стоимости 1 машино-часа работы автомобиля подъемник на шасси ЗиЛ 433362 с АП-7М, автовышка ЗиЛ 43336, 431412 с АП-7П, обоснования стоимости 1 машино-чэсв работы автомобиля подъемник на шасси ЗиЛ 433362 с АП-7М, автовышка ЗиЛ 43336, 431412 с АП-7П, ведомости амортизации ОС за период, выписок из штатного расписания, карточек счета 20 для подтверждения расходов, полномочий департамента экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики по утверждению тарифа следует, что пересмотр тарифа на услугу по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайтбоксов к опоре контактной сети установлен обоснованно и принят решением комиссии по регулированию тарифов на основании норм Положения.

По мнению заявителей, мэрия города Новосибирска допустила нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона 135-ФЗ «О защит конкуренции», согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В обоснование своего довода заявители ссылаются на неравное положение по сравнению с ОАО «Ростелеком».

Однако, ОАО «Ростелеком» является собственником канализаций, передназченных для размещения кабеля, и в услуге по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайтбоксов к опоре контактной сети не нуждается, то положение ОАО «Ростелеком» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами не приводит к ограничению конкуренции, так как при осуществлении предпринимательской деятельности ОАО «Ростелеком» имеет право на свободное использование своего имущества.

Согласно решению Совета депутатов города Новосибирска от 23.12.2008 № 1120 «О положении о Порядке установления тарифов на услуги и работы муниципальных предприятий и муниципальных учреждений» основным методом регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов, при котором тариф рассчитывается путем калькулирования затрат на единицу услуги (работы) на расчетный период регулирования.

Метод индексации, в соответствии с которым действующие тарифы меняются с учетом индексов-дефляторов, установленных Министерством экономического развития Российской Федерации, является дополнительным методом регулирования тарифов и, как правило, применяется в случае, если в отношении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений осуществлялось регулирование тарифов в течение предыдущего года.

В связи с тем, что предшествующий тариф на услугу по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайт-боксов к опоре контактной сети МКП «Горэлектротранспорт» не пересматривался три года и четыре месяца, а также учитывая изменения условий деятельности предприятия, влияющих на размер тарифа (а именно изменение законодательства в части размера страховых взносов во внебюджетные фонды), департаментом экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии города Новосибирска при расчете нового тарифа было принято решение использовать метод экономически обоснованных расходов.

2. Ознакомившись ответом торгово-промышленной палаты мэрия г. Новосибирска пояснила следующее.

2.1. Расчет затрат на оплату труда работников, непосредственно занятых в оказании услуги, произведен исходя из месячного фонда оплаты труда электромонтеров контактной сети 4 и 5 разрядов, среднемесячного баланса рабочего времени на 2014 год и трудозатрат на обслуживание одной опоры контактной сети.

Заработная плата рассчитана на основании штатного расписания МКП «ГЭТ», действующего на момент рассмотрения тарифа и утвержденного руководителем отраслевого департамента от 01.09.2013 года, с учетом увеличения заработной платы работников муниципальных предприятий наземного пассажирского транспорта в 2014 году дважды на 10 % в соответствии с п. 3.1 отраслевого территориального соглашения в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на 2013 - 2015 годы.

Среднемесячный баланс рабочего времени принят на основании производственного календаря на 2014 год, опубликованного в Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации № 6 2013 года, и составляет 164,17 часа в месяц.

В случае, если отсутствуют утвержденные нормы времени на выполнение услуги, муниципальное предприятие вправе самостоятельно определять нормативы трудовых затрат исходя из фактически затрачиваемого времени на оказание услуги. Трудозатраты на обслуживание одной опоры контактной сети утверждены приказом директора МКП «ГЭТ» от 19.03.2013 № 233 (далее - Приказ) и составляют 5 часов в год.

В соответствии со ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Согласно пункту 5 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 № 9, раздел «Должностные обязанности» квалификационных характеристик содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность. Кроме того, возможно расширение круга обязанностей работника по сравнению с обязанностями, установленными соответствующими квалификационными характеристиками.

В дополнительной информации к выпуску 52 ЕТКС также указано, что в тарифно-квалификационных характеристиках приводится перечень работ, наиболее типичных для данного разряда профессии рабочего. Этот перечень не исчерпывает всех работ, которые может и должен выполнять рабочий. Работодатель может разрабатывать и утверждать дополнительный перечень работ, соответствующих по сложности их выполнения тем, которые содержатся в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих соответствующих разрядов.

На основании данных положений ЕТКС, согласно пунктам 1.2,2.3,3.1 и 3.2 действующей должностной инструкции, электромонтеры контактной сети 4 и 5 разрядов филиала № 7 «Служба энергохозяйства» МКП «ГЭТ» занимаются следующими видами работ: обслуживанием и содержанием контактной сети (контактного провода, элементов подвесной системы, опор, кронштейнов и спец. частей); осуществлением оперативно-ремонтных работ, предусмотренных графиком ППР, работ среднего и капитального ремонтов, работ по планам нового строительства, а также аварийно-восстановительных работ и работ по переносам контактной сети для города; должны знать порядок и технологию существующих видов ремонта и осмотра контактной сети; производят осмотры и ремонты контактной сети в полном соответствии с правилами технической эксплуатации подвижного состава, правилами технической безопасности на горэлектротранспорте; обслуживают места крепления волоконно-оптических линий связи и лайтбоксов к опорам контактной сети.

Рабочий более высокой квалификации помимо работ, перечисленных в его тарифно-квалификационной характеристике, должен уметь выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками рабочих более низкой квалификации. В связи с этим работы, приведенные в тарифно-­квалификационных характеристиках профессий более низких разрядов, в характеристиках более высоких разрядов, как правило, не приводятся.

Из данной нормы ЕТКС следует, что электромонтеры контактной сети 4 и 5 разрядов, имеющиеся в штате предприятия, должны уметь выполнять работы электромонтеров контактной сети более низкой квалификации, а именно 2 и 3 разрядов.

Согласно выписке из штатного расписания филиала № 7 «Служба энергохозяйства» МКП «ГЭТ» по состоянию на 01.09.2013 года, предприятие не имеет в своем штате рабочих более низкой квалификации для выполнения прочих видов работ по обслуживанию опор контактной сети, содержащихся в Приказе. Данные функции возложены на электромонтеров контактной сети 4 и 5 разрядов.

Таким образом, затраты на оплату труда работников, занятых обслуживанием опор контактной сети и, соответственно, размер начислений на заработную плату определены верно.

2.2. Расчет амортизации, приходящейся на опоры контактной сети, определен на основании представленной МКП «ГЭТ» Ведомости амортизации основных средств за период с 01.01.2013 по 01.08.2013 путем деления общей суммы амортизации контактной сети на количество имеющихся опор 8305 единиц и произведением на долю расходов, приходящихся на возведение опор.

Контактная сеть - это совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электрического подвижного состава. Основными элементами контактной сети являются провода контактной сети (контактный провод, несущий трос, усиливающий провод и пр.), непосредственно опоры, поддерживающие устройства (консоли, гибкие и жесткие поперечины), защитные устройства, изолирующие элементы, диагностические и прочие устройства.

В качестве обоснования доли амортизации, приходящейся только на опоры, МКП «ГЭТ» представило Локальный сметный расчет «На монтаж контактной сети трамвая на узле на пересечении ул. Сибиряков-Гвардейцев и ул. Вертковская в Кировском районе г. Новосибирска». Согласно разделу 3 «Строительные работы» данного Локального сметного расчета, затраты по возведению опор составляют 227 652,0 рублей, или 50 % от общих затрат на строительство всех элементов контактной сети рассматриваемого участка.

Таким образом, доля затрат в размере 50%, приходящихся на возведение опор контактной сети и, соответственно, размер амортизационных отчислений в тарифе определен обоснованно.

2.3. Пунктом 4.3 решения Совета депутатов города Новосибирска от 23.12.2008 № 1120 «О положении о Порядке установления тарифов на услуги муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений» (далее - Порядок) установлено, что величина рентабельности, учитываемой в тарифах, определяется в зависимости от финансово-хозяйственного положения муниципального предприятия или учреждения при соблюдении условия обеспечения необходимыми средствами для собственного развития и финансирования других обоснованных расходов, не включаемых в себестоимость.

Согласно отчету о финансовых результатах деятельности МКП «ГЭТ», предприятие закончило 2013 год с убытком в размере 44202,0 тыс. рублей.

В целях минимизации убытков МКП «ГЭТ» от основной деятельности по перевозке пассажиров городским электротранспортом департаментом экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии города Новосибирска предложен, а комиссией по регулированию тарифов единогласно поддержан размер рентабельности в тарифе на уровне 20%, что является допустимым пределом в соответствии с пунктом 4.3 Порядка.

2.4. МКП «ГЭТ» и МБУ «Горсвет» утвержден и введен в действие с 01.01.2010 Технический регламент РД 1.14.12-2009 на размещение узлов крепления для подвески и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на опорах контактной сети наземного транспорта и опорах городского освещения (далее – Технический регламент), определяющий основные положения технологии безопасного выполнения монтажных работ по подвеске ВОКС, а также содержащий общие требования к оценке состояния опор.

Согласно пункту 1.1 Технического регламента подвеска ВОКС может производиться на эксплуатируемые металлические или железобетонные опоры контактной сети наземного транспорта и городского освещения при условии, что несущая способность этих опор достаточна для восприятия всех действующих и дополнительных нагрузок от подвешиваемого ВОКС, а расположение ВОКС на опорах обеспечивает возможность производства работ на нем при наличии напряжения в контактной подвеске. В рабочих проектах не должна предусматриваться подвеска ВОКС на опорах с недостаточной несущей способностью.

Несущая способность опор контактной сети определяется типом грунта на месте устройства опор, глубиной заложения фундамента, степенью износа опор и фундамента, а также уже имеющимися нагрузками на опоре. Следовательно, опоры контактной сети могут иметь как высокую, среднюю, так и низкую несущую способность, теоретически позволяющую размещать различное количество волоконно-оптических кабелей связи или не иметь такой возможности вовсе.

Например, согласно акту осмотра опор контактной сети на предмет нелегально размещенных мест креплений ВОКС по ул. Бориса Богаткова (от ул. Кирова до ул. Лескова - нечетная сторона), представленному МКП «ГЭТ», 57 % опор имеют один подвес кабеля связи. Также имеются опоры без подвесов.

Таким образом, из положений Технического регламента не следует, что на одной опоре контактной сети должны располагаться и фактически размещены не менее 10 мест креплений волоконно-оптических кабелей связи. Следовательно, определение стоимости услуги по обслуживанию мест крепления волоконно-­оптических линий связи и лайт-боксов к опоре контактной сети МКП «ГЭТ» в размере не более 1/10 от общей стоимости услуги является некорректным.

За три года, предшествующих установлению тарифа, среднее количество мест креплений на опорах контактной сети предприятия составило 18571 мест. Учитывая общее количество опор контактной сети МКП «ГЭТ» 8305 опор, среднее количество мест креплений ВОКС на одной опор контактной сети может составлять не более двух.

Обращаем Ваше внимание, что пунктом 4.1 договора возмездного оказания услуг по содержанию тест креплений волоконно-оптических линий связи на муниципальных опорах контактной сети от 30.06.2012 № 115, заключенного между МКП «ГЭТ»и ЗАО «Телеконнект», устанавливается и согласовывается сторонами следующее условие при определении общей стоимости услуг: «если сторонами не определено иное, считается, что на одной опоре находится одно место крепления». Учитывая данное условие, считаем, что стороны пришли к обоюдному согласию в части применения тарифа исходя из размещения одного места крепления на одной опоре.

На основании изложенного, мэрия г. Новосибирска считает, что в действиях мэрии по утверждению постановления мэрии города Новосибирска от 06.05.2014 № 3724 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые МКП «ГЭП» признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела участниками были представлены дополнительные доводы в обоснование позиции, в том числе доводы касаемо нарушений, допущенных МКП «ГЭТ» при оценке расчета для повышения тарифа, а именно неправомерного включения в калькуляцию расходов по заработной плате, накладных расходов, транспортных расходов, а также расчетов по трудозатратам. В свою очередь мэрией г. Новосибирска и МКП «Горэлектротранспорт» была предоставлена экономическая расшифровка к расчету тарифа на обслуживание мест крепления к опорам контактной сети.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

На основании договоров возмездного оказания услуг, заключенных между Муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» (далее – МКП «Горэлектротранспорт») и операторами связи, предприятие оказывает пользователям услуги по содержанию мест крепления самонесущих волоконно-оптических кабелей связи на опорах контактной сети городского электротранспорта, находящихся на балансе предприятия и расположенными на территории г. Новосибирска.

Отношения, возникшие в рамках соглашений, урегулированы положениями гл. 39 Гражданского кодекса РФ, и относятся к отношениям по возмездному оказанию услуг.

По договору пользователь, то есть оператор связи, обязан оплачивать оказываемые предприятием услуги по содержанию мест крепления на опорах. Согласно данным договорам стоимость услуги по содержанию места крепления определяется в соответствии с утвержденным мэрией г. Новосибирска актом, определяющим тариф, при этом в случае изменения затрат на эксплуатацию опор контактной сети стоимость услуг может быть изменена предприятием.

Постановлением мэрии города Новосибирска от 06.05.2014 № 3724 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» в целях упорядочения деятельности муниципальных предприятий города Новосибирска по оказанию услуг, в соответствии с Положением о порядке установления тарифов на услуги и работы муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, принятым решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.12.2008 № 1120, на основании решения комиссии по регулированию тарифов (протокол от 14.04.2014 № 4) тариф на услугу по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайтбоксов к опоре контактной сети был изменен и составил 6330,3 рубля за одно место в год (без учета налога на добавленную стоимость).

При утверждении тарифа на услугу по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайтбоксов к опоре контактной сети мэрия г. Новосибирска руководствовалась Положением о порядке установления тарифов на услуги и работы муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, утвержденным Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 23.12.2008 № 1120 (далее – Положение), которым был установлен порядок рассмотрения и принятия тарифов.

Тариф - ценовая ставка, устанавливаемая с использованием экономических и административных методов, по которой осуществляются расчеты за услуги (товары), оказываемые (производимые) муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями (далее - муниципальные предприятия и учреждения), и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями (п. 1.2 Положения).

При установлении тарифа обеспечивается возмещение экономически обоснованных расходов. При этом себестоимость оказания услуг складывается из затрат, связанных с использованием в процессе основных фондов, материальных, топливно-энергетических и других видов ресурсов, обусловленных технологией и организацией производства, а также затрат, связанных с управлением и обслуживанием производства.

Согласно представленным сведениям на балансе предприятия находится 8305 опор контактной сети.  Расходы предприятия, возникающие при оказании им услуг по содержанию мест крепления самонесущих волоконно-оптических кабелей связи на опорах контактной сети, содержатся в калькуляции стоимости услуги. Согласно представленным сведениям МКП «Горэлектротранспорт» необходимо нести расходы по заработанной плате, транспортные расходы, амортизацию и т.д., что отнесено к экономическим расходам предприятия.

П. 3.1., п. 3.2. Положения установлено, что основным методом регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов, который рассчитывается путем калькулирования затрат на единицу услуги (товара), работы на расчетный период регулирования.

По общему правилу пересмотр действующих тарифов осуществляется не чаще одного раза в год, для чего предприятие предоставляет в департамент экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики документы, определенные Положением, который осуществляет их проверку, в результате которой готовит заключение об экономически обоснованном размере тарифа и целесообразности их установления (п. 5.5 Положения).

Заключением о тарифе на услугу, оказываемую МКП «Горэлектротранспорт» от 11.04.2014г., установлено, что темп роста тарифов обусловлен увеличением заработной платы работников, непосредственно участвующих в оказании услуги, изменением размера страховых взносов от ФОТ, увеличением тарифа 1 машино-часа используемом спецтехники, увеличением рентабельности.

Далее калькуляция предлагаемых тарифов и заключение департамента экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики направляются для рассмотрения в комиссию по регулированию тарифов (далее - комиссия), которая выявляет недостоверную информацию, представленную для обоснования тарифов, а также проверяет осуществление расчета себестоимости оказания услуг (производства товаров), выполнения работ на соответствие действующему законодательству Российской Федерации.

По результатам рассмотрения комиссия согласовывает представленные тарифы для дальнейшего установления правовым актом мэрии города Новосибирска либо отклоняет их (п. 5.9 Положения). Согласованные комиссией тарифы, а также срок начала и продолжительности действия тарифов, устанавливаются правовым актом мэрии города Новосибирска (п. 5.11 Положения).

14.04.2014г. комиссия по регулированию тарифов согласовала МКП «Горэлектротранспорт» тариф на услугу по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайтбоксов к опоре контактной сети, который был изменен и составил 6330,3 рубля за одно место в год, что подтверждается Выпиской из протокола заседания комиссия по регулированию тарифов № 4 от 14.04.2014г.

Оснований для отказа мэрии г. Новосибирска в утверждении тарифа, после его согласования комиссией не предусмотрено. При этом мэрия г. Новосибирска не осуществляет контроль за обоснованностью проведенной калькуляции предприятия и не проверяет расчет себестоимости оказания услуг. Следовательно, основания для признание мэрией г. Новосибирска тарифа необоснованным отсутствовали.

Таким образом, мэрией г. Новосибирска был утвержден тариф на услугу по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайтбоксов к опоре контактной сети. Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России не установила признаков ограничения конкуренции в связи с утверждением мэрией г. Новосибирска Постановления от 06.05.2014 № 3724 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» исходя из следующего.

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»).

Аналитическим отчетом по результатам обзора состояния конкуренции на рынке услуг по содержанию мест крепления самонесущих волоконно-оптических кабелей связи на опорах контактной сети в г. Новосибирске в период с мая 2014г. по первый квартал 2016г. определено, что продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены как «услуги по содержанию мест крепления самонесущих волоконно-оптических кабелей связи на опорах контактной сети».

Согласно проведенной оценке конкурентной среды на товарном рынке, рынок услуг по содержанию места крепления самонесущих волоконно-оптических кабелей связи на опорах контактной сети в г. Новосибирске в период с мая 2014г. по первый квартал 2016г. является рынком высокой концентрации и неразвитой конкуренции.

Постановлением мэрии города Новосибирска от 06.05.2014 № 3724 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» утвержден тариф, равный для всех участников рынка (покупателей) услуг по содержанию мест крепления самонесущих волоконно-оптических кабелей связи на опорах контактной сети в г. Новосибирске, в том числе и для ПАО «Ростелеком».

Также комиссией установлено, что для осуществления своей деятельности операторы связи могли бы пользоваться альтернативными способами для передачи данных, например, с помощью радиоканала, однако считают иные способы не выгодными для осуществления своей предпринимательской деятельности. Кроме того, наличие в собственности ПАО «Ростелеком» канализаций преимуществом, однако это не свидетельствует об ограничении конкуренции созданной ПАО «Ростелеком». На рынке услуг по содержанию мест крепления самонесущих волоконно-оптических кабелей связи на опорах контактной сети заявители -операторы связи и ПАО «Ростелеком» находятся на равных условиях для осуществления деятельности. Таким образом, повешение тарифа на услугу по обслуживанию мест крепления волоконно-оптических линий связи и лайтбоксов к опоре контактной сети, возможно, ущемляет интересы операторов связи, однако, не приводит к ограничению конкуренции.

Исходя из анализа рынка рассматриваемых услуг, МКП «Горэлектротранспорт» занимает доминирующее положение на рынке услуг по содержанию мест крепления самонесущих волоконно-оптических кабелей связи на опорах контактной сети в г. Новосибирске в период с мая 2014г. по первый квартал 2016г. с долей 88,7 %.

Учитывая данный факт, а также то, что обоснование затрат предприятия, включаемых в тариф, представлено в департамент экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики МКП «Горэлектротранспорт», в действиях  МКП «Горэлектротранспорт» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства в части ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. На основании чего, Комиссия Новосибирского УФАС России при рассмотрении дела № 67 пришла к выводу о необходимости дальнейшей проверки МКП «Горэлектротранспорт» на предмет нарушения, предусмотренного ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

 Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 67 в отношении мэрии г. Новосибирска в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны