Решение №Б/н Решение по делу №64 в отношении администрации г. Тогучина То... от 23 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 4 декабря 2014 г.                                               г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 17 декабря 2014 г.

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,

Шагжитарова А.М. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 64, возбужденное 17.09.2014 г. по признакам нарушения администрацией г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области (ул. Садовая, 17, г. Тогучин, Новосибирская область, 633456) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие представителей ответчика – администрации г. Тогучина  (уведомленной надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 67 от 12.03.2014г. была проведена плановая проверка соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрацией г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области. По результатам проверки составлен акт № 05-08 от 18.06.2014 г., указывающий на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области (далее – администрация г. Тогучина), выразившихся в утверждении Постановлением № 1 от 11.01.2010 г. Порядка предоставления субсидий в целях реализации полномочий органов местного самоуправления для  решения вопросов местного значения, не соответствующего бюджетному законодательству, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.

Администрация г. Тогучина пояснила, что постановление от 11.01.2010 г. № 1 утратило силу как противоречащее закону, однако доказательства данного факта не представлены.

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частью 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Новосибирским УФАС России в отношении администрация г. Тогучина было возбуждено дело № 64 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По существу дела администрация г. Тогучина представила следующие объяснения (вх. № 12915 от 28.11.2014 г.).

Администрация г. Тогучина признает наличие нарушения требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при утверждении постановлением от 11.01.2010 № 1 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям за счет средств бюджета г. Тогучина на благоустройство и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства. Оспариваемый правовой акт отменен постановлением администрации г. Тогучина от 18.08.2014 № 389.

Рассмотрев материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Новосибирского УФАС приходит к следующим выводам.

Постановлением администрации г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области от 11.01.2010 г. № 1 утвержден порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям за счет средств бюджета города Тогучина на благоустройство территории города и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту – Порядок предоставления субсидий).

Частью 2, 4 Порядка предоставления субсидий определены направления предоставления субсидий – проведение мероприятия по благоустройству территории города, развитие системы жилищно-коммунального хозяйства: уличного освещения, содержание автомобильных дорог, озеленение, работы по благоустройству города, содержание (замена) канализационных сетей, содержание (ремонт) зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства города, работы и услуги в области жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, организация благоустройства территории города и развитие системы ЖКХ относится к муниципальным нуждам.

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 БК РФ, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд).

 Предусмотренное Порядком предоставления субсидий, утвержденным Постановлением администрации г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области от 11.01.2010 № 1, выделение денежных средств из местного бюджета г. Тогучина на благоустройство и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства не может рассматриваться как предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в смысле, заложенном статьей 78 БК РФ.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг (ч. 1 ст. 78 БК РФ).

Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям за счет средств бюджета города Тогучина на благоустройство и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства города Тогучина предполагает выделение денежных средств из местного бюджета взамен выполнения работ, что исключает возможность применения к данным правоотношениям положений о предоставлении субсидий (см. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2010 г. по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. № 09АП-25734/2010-АК по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление ФАС Уральского округа от 24.11.2008 г. № Ф09-8708/08-С1 по делу № А76-578/08; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 г. по делу № А45-9905/2011).

Таким образом, Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям за счет средств бюджета города Тогучина предполагает решение вопросов местного значения не в соответствии с ч. 1 ст. 72 БК РФ и законодательством Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд (с 01.01.2014 г. – законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств – субсидий лицам, которые осуществляют работы по благоустройству и развитию системы ЖКХ.

Таким образом, получившее субсидии лицо окажется в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение работ по благоустройству территории города и развитию системы жилищно-коммунального хозяйства случае проведения торгов согласно ч. 1 ст. 72 БК РФ, что может привести к ограничению конкуренции между ними.

Согласно представленным администрацией г. Тогучина документам, Постановление от 11.01.2010 № 1 «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям за счет средств бюджета г. Тогучина на благоустройство и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства», не соответствующее антимонопольному законодательству, отменено Постановлением администрации г. Тогучина от 18.08.2014 № 389.

Постановлением от 18.08.2014 № 389 администрация г. Тогучина утвердила «Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере благоустройства территории г. Тогучина».

Согласно Постановлению от 18.08.2014 № 389 субсидии заявителям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере  благоустройства территории города Тогучина.

Под благоустройством понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города Тогучина, повышение комфортности условий проживания для жителей города Тогучина, поддержание единого архитектурного облика города Тогучина, в том числе:

– уборка территорий (сбор, вывоз мусора, снега, иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия и охрану окружающей среды);

– содержание и эксплуатация санкционированных мест хранения, и утилизация отходов и мусора;

– мойка и поливка проезжей части улиц, площадей, мойка и подметание тротуаров, дворовых территорий;

– уличное освещение;

– содержание и эксплуатация городских кладбищ;

– очистка от снега крыш и удаление сосулек;

– содержание элементов внешнего благоустройства, включая работы по восстановлению и ремонту памятников, мемориалов;

– строительство и установка оград, заборов, газонных и тротуарных ограждений;

– ремонт и содержание зданий и сооружений;

– озеленение территории города Тогучина, работы по уборке, содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон, содержание и охрана городских лесов;

– текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Тогучина

– другие виды деятельности, предусмотренные в правилах благоустройства территории города Тогучина, утверждаемых Советом депутатов города Тогучина Тогучинского района Новосибирской области.

Согласно пунктам 5, 13, 18, 19, 22, 24, 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вышеперечисленные виды работ по благоустройству города Тогучина относятся к вопросам местного значения городского поселения, исполнение которых осуществляется путем проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в соответствии с  Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Таким образом, предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях возмещения затрат или недополученных доходов (согласно Постановлению от 18.08.2014 № 389) либо для осуществления работ по благоустройству и развитию системы ЖКХ (согласно Постановлению от 11.01.2010 № 1) неправомерно, поскольку виды работ, указанные в перечисленных постановлениях осуществляются за счет государственного и(или) муниципального бюджета. Соответственно обязанностью администрации города Тогучина является организация и контроль за исполнением данных работ путем проведения конкурентной процедуры в соответствии с Законом о контрактной системе.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрено решение вопросов местного значения за счет предоставления субсидий, предоставление данных субсидий без проведения процедур согласно Закону о контрактной системе, создает дополнительное преимущество хозяйствующему субъекту, осуществляющему работы по благоустройству, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1-3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в утверждении Постановлениями от 11.01.2010 № 1, от 18.08.2014 № 389 Порядков предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям за счет средств бюджета города Тогучина на благоустройство территории города и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства города Тогучина, не соответствующих законодательству, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку в результате решение вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедур закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи администрации г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области (ул. Садовая, 17, г. Тогучин, Новосибирская область, 633456) предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью прекращения нарушения антимонопольного законодательства необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно отменить Постановления от 18.08.2014 № 389, от 11.01.2010 № 1, которыми утверждены Порядки предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям – производителям товаров, работ, услуг в сфере благоустройства территории г. Тогучина.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Н. П. Камнева

Е. В. Долженкова

А. М. Шагжитарова

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 80

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

17 декабря 2014 г.                                                                                                       г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Шагжитарова А.М. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17.12.2014 г. по делу № 64, возбужденному 17.09.2014 г., о нарушении администрацией г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области (ул. Садовая, 17, г. Тогучин, Новосибирская область, 633456) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области (ул. Садовая, 17, г. Тогучин, Новосибирская область, 633456) прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в утверждении Постановлениями от 11.01.2010 № 1, от 18.08.2014 № 389 Порядков предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям за счет средств бюджета города Тогучина на благоустройство территории города и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства города Тогучина, не соответствующих законодательству, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку в результате решение вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедур закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

С целью прекращения нарушения антимонопольного законодательства необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: в срок до 09.02.2015 г. отменить Постановления от 18.08.2014 № 389, от 11.01.2010 № 1, которыми утверждены Порядки предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям – производителям товаров, работ, услуг в сфере благоустройства территории г. Тогучина.

2. Об исполнении настоящего предписания администрации города Тогучина Тогучинского района Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 16.02.2015 г., с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии                                                                                    Н. П. Камнева

Члены Комиссии                                                                                            Е. В. Долженкова

                                                                                                                                                                                                                                 А. М. Шагжитарова

Связанные организации

Связанные организации не указаны