Решение №Б/н Решение по делу №64 в отношении администрации г. Тогучина То... от 23 декабря 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 4 декабря 2014 г. г. Новосибирск
Решение в полном объёме изготовлено 17 декабря 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,
Шагжитарова А.М. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело № 64, возбужденное 17.09.2014 г. по признакам нарушения администрацией г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области (ул. Садовая, 17, г. Тогучин, Новосибирская область, 633456) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие представителей ответчика – администрации г. Тогучина (уведомленной надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 67 от 12.03.2014г. была проведена плановая проверка соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрацией г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области. По результатам проверки составлен акт № 05-08 от 18.06.2014 г., указывающий на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области (далее – администрация г. Тогучина), выразившихся в утверждении Постановлением № 1 от 11.01.2010 г. Порядка предоставления субсидий в целях реализации полномочий органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения, не соответствующего бюджетному законодательству, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.
Администрация г. Тогучина пояснила, что постановление от 11.01.2010 г. № 1 утратило силу как противоречащее закону, однако доказательства данного факта не представлены.
Руководствуясь частью 1 статьи 39, частью 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Новосибирским УФАС России в отношении администрация г. Тогучина было возбуждено дело № 64 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По существу дела администрация г. Тогучина представила следующие объяснения (вх. № 12915 от 28.11.2014 г.).
Администрация г. Тогучина признает наличие нарушения требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при утверждении постановлением от 11.01.2010 № 1 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям за счет средств бюджета г. Тогучина на благоустройство и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства. Оспариваемый правовой акт отменен постановлением администрации г. Тогучина от 18.08.2014 № 389.
Рассмотрев материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Новосибирского УФАС приходит к следующим выводам.
Постановлением администрации г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области от 11.01.2010 г. № 1 утвержден порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям за счет средств бюджета города Тогучина на благоустройство территории города и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту – Порядок предоставления субсидий).
Частью 2, 4 Порядка предоставления субсидий определены направления предоставления субсидий – проведение мероприятия по благоустройству территории города, развитие системы жилищно-коммунального хозяйства: уличного освещения, содержание автомобильных дорог, озеленение, работы по благоустройству города, содержание (замена) канализационных сетей, содержание (ремонт) зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства города, работы и услуги в области жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, организация благоустройства территории города и развитие системы ЖКХ относится к муниципальным нуждам.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 БК РФ, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд).
Предусмотренное Порядком предоставления субсидий, утвержденным Постановлением администрации г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области от 11.01.2010 № 1, выделение денежных средств из местного бюджета г. Тогучина на благоустройство и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства не может рассматриваться как предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в смысле, заложенном статьей 78 БК РФ.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг (ч. 1 ст. 78 БК РФ).
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям за счет средств бюджета города Тогучина на благоустройство и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства города Тогучина предполагает выделение денежных средств из местного бюджета взамен выполнения работ, что исключает возможность применения к данным правоотношениям положений о предоставлении субсидий (см. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2010 г. по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. № 09АП-25734/2010-АК по делу № А40-51735/10-130-252; Постановление ФАС Уральского округа от 24.11.2008 г. № Ф09-8708/08-С1 по делу № А76-578/08; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 г. по делу № А45-9905/2011).
Таким образом, Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям за счет средств бюджета города Тогучина предполагает решение вопросов местного значения не в соответствии с ч. 1 ст. 72 БК РФ и законодательством Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд (с 01.01.2014 г. – законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств – субсидий лицам, которые осуществляют работы по благоустройству и развитию системы ЖКХ.
Таким образом, получившее субсидии лицо окажется в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение работ по благоустройству территории города и развитию системы жилищно-коммунального хозяйства случае проведения торгов согласно ч. 1 ст. 72 БК РФ, что может привести к ограничению конкуренции между ними.
Согласно представленным администрацией г. Тогучина документам, Постановление от 11.01.2010 № 1 «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям за счет средств бюджета г. Тогучина на благоустройство и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства», не соответствующее антимонопольному законодательству, отменено Постановлением администрации г. Тогучина от 18.08.2014 № 389.
Постановлением от 18.08.2014 № 389 администрация г. Тогучина утвердила «Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере благоустройства территории г. Тогучина».
Согласно Постановлению от 18.08.2014 № 389 субсидии заявителям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере благоустройства территории города Тогучина.
Под благоустройством понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города Тогучина, повышение комфортности условий проживания для жителей города Тогучина, поддержание единого архитектурного облика города Тогучина, в том числе:
– уборка территорий (сбор, вывоз мусора, снега, иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия и охрану окружающей среды);
– содержание и эксплуатация санкционированных мест хранения, и утилизация отходов и мусора;
– мойка и поливка проезжей части улиц, площадей, мойка и подметание тротуаров, дворовых территорий;
– уличное освещение;
– содержание и эксплуатация городских кладбищ;
– очистка от снега крыш и удаление сосулек;
– содержание элементов внешнего благоустройства, включая работы по восстановлению и ремонту памятников, мемориалов;
– строительство и установка оград, заборов, газонных и тротуарных ограждений;
– ремонт и содержание зданий и сооружений;
– озеленение территории города Тогучина, работы по уборке, содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон, содержание и охрана городских лесов;
– текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Тогучина
– другие виды деятельности, предусмотренные в правилах благоустройства территории города Тогучина, утверждаемых Советом депутатов города Тогучина Тогучинского района Новосибирской области.
Согласно пунктам 5, 13, 18, 19, 22, 24, 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вышеперечисленные виды работ по благоустройству города Тогучина относятся к вопросам местного значения городского поселения, исполнение которых осуществляется путем проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Таким образом, предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях возмещения затрат или недополученных доходов (согласно Постановлению от 18.08.2014 № 389) либо для осуществления работ по благоустройству и развитию системы ЖКХ (согласно Постановлению от 11.01.2010 № 1) неправомерно, поскольку виды работ, указанные в перечисленных постановлениях осуществляются за счет государственного и(или) муниципального бюджета. Соответственно обязанностью администрации города Тогучина является организация и контроль за исполнением данных работ путем проведения конкурентной процедуры в соответствии с Законом о контрактной системе.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрено решение вопросов местного значения за счет предоставления субсидий, предоставление данных субсидий без проведения процедур согласно Закону о контрактной системе, создает дополнительное преимущество хозяйствующему субъекту, осуществляющему работы по благоустройству, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в утверждении Постановлениями от 11.01.2010 № 1, от 18.08.2014 № 389 Порядков предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям за счет средств бюджета города Тогучина на благоустройство территории города и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства города Тогучина, не соответствующих законодательству, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку в результате решение вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедур закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи администрации г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области (ул. Садовая, 17, г. Тогучин, Новосибирская область, 633456) предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью прекращения нарушения антимонопольного законодательства необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно отменить Постановления от 18.08.2014 № 389, от 11.01.2010 № 1, которыми утверждены Порядки предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям – производителям товаров, работ, услуг в сфере благоустройства территории г. Тогучина.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Члены Комиссии |
Н. П. Камнева Е. В. Долженкова А. М. Шагжитарова |
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ № 80
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
17 декабря 2014 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Шагжитарова А.М. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17.12.2014 г. по делу № 64, возбужденному 17.09.2014 г., о нарушении администрацией г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области (ул. Садовая, 17, г. Тогучин, Новосибирская область, 633456) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области (ул. Садовая, 17, г. Тогучин, Новосибирская область, 633456) прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в утверждении Постановлениями от 11.01.2010 № 1, от 18.08.2014 № 389 Порядков предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям за счет средств бюджета города Тогучина на благоустройство территории города и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства города Тогучина, не соответствующих законодательству, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку в результате решение вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедур закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
С целью прекращения нарушения антимонопольного законодательства необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: в срок до 09.02.2015 г. отменить Постановления от 18.08.2014 № 389, от 11.01.2010 № 1, которыми утверждены Порядки предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям – производителям товаров, работ, услуг в сфере благоустройства территории г. Тогучина.
2. Об исполнении настоящего предписания администрации города Тогучина Тогучинского района Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 16.02.2015 г., с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии Н. П. Камнева
Члены Комиссии Е. В. Долженкова
А. М. Шагжитарова