Решение б/н Решение по жалобе ООО «ЦЭБ ГА» на действия заказчика торгов ... от 2 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

02 октября 2018 года                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Волохина И.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы, председатель Комиссии;

Филатьева И. Е. – и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Строгина Е.В. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Центр экологической безопасности гражданской авиации» (далее – ООО «ЦЭБ ГА») на действия заказчика торгов Акционерного общества «Аэропорт Толмачево» (далее – АО «Аэропорт Толмачево») при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) (извещение № 31806916621 на сайте http://zakupki.gov.ru),

в отсутствие представителей заявителя– ООО «ЦЭБ ГА», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

в присутствии представителей заказчика торгов – АО «Аэропорт Толмачево»: <...> (по доверенности № 18157 от 01.10.2018 года),  <...> (по доверенности № 18105 от 15.06.2018 года),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «ЦЭБ ГА» на действия заказчика торгов АО «Аэропорт Толмачево» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) (извещение № 31806916621 на сайте http://zakupki.gov.ru).

Заявитель сообщает следующее.

В нарушении пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» создал необоснованное ограничение конкуренции при определении перечня необходимых к предоставлению на участие в открытом запросе предложений в электронной форме документов Участником закупки - ООО «ЦЭБ ГА».

В соответствии с подпунктом 18 пункта 28 Информационной карты (приложение № 1 к Закупочной документации на выполнение работ по разработке Проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево)) АО «Аэропорт Толмачево» (далее - Заказчик) устанавливает требования к Участнику закупки, а именно:

«18. Документы (или их копии), подтверждающие, в случаях установленных законодательством, наличие у участника закупки специального разрешения, условий допуска к определенным видам работ, услуг, наличие соответствующих разрешений на выполнение работ (Участник закупки должен представить Лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", п.60 указа Президента РФ от 30 ноября 1995г № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»). В случае привлечения участником закупки субисполнителей/субподрядчиков участник закупки прикладывает копию договора с субисполнителем/ субподрядчиком, имеющим соответствующие разрешения на выполнение работ (наличие Лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", п.60 указа Президента РФ от 30 ноября 1995г № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»), или гарантийное письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем, определить субподрядчиков/ соисполнителей и предоставить документы на таких субподрядчиков/ соисполнителей, требуемые в соответствии с условиями закупочной документации.».

Вместе с тем выполнение работ по установлению приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) не подразумевает необходимость наличия Лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну в связи с тем, что исходные данные, необходимые для установления приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) не относятся к сведениям, составляющим государственную тайну.

Более того, все исходные данные, предоставляемые в адрес исполнителя в последующем должны быть включены в качестве приложений к пояснительной записке к проекту решения об установлении приаэродромной территории. Проект решения и пояснительная записка к нему не являются документами, содержащими государственные тайны.

Таким образом, Заказчик устанавливает необоснованные и значительным образом ограничивающие конкуренцию требования, предъявляемые к исполнителю, что в свою очередь нарушает права претендентов на участие в электронном аукционе, в частности ООО «ЦЭБ ГА».

По мнению заявителя, установление дополнительных требований, непредусмотренных законом, незаконно в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие). Пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Установление АО «Аэропорт Толмачево» необоснованных и значительным образом ограничивающих конкуренцию требований, изложенных в подпункте 18 пункта 28 Информационной карты (приложение № 1 к Закупочной документации на выполнение работ по разработке Проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево)), приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, что противоречит пункту 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с которой «конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: ... 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки».

В закупочной документации на выполнение аналогичных работ, а именно, по оказанию комплекса услуг по разработке проектов решений об установлении приаэродромных территорий, отсутствуют требования к Исполнителю работ о наличии у него Лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно разъяснению, размещенному на официальном сайте АО «ЕЭТП» (www.zakupki.gov.ru) в отношении рассматриваемой Закупки № 31806916621 от 19.09.2018 года:

«Требование о представлении участником закупки Лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", п.60 указа Президента РФ от 30 ноября 1995г № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне») обусловлено тем, что в качестве исходных данных для разработки Проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) потребуются сведения не только от АО «Аэропорт Толмачево», но и от войсковой части совместного базирования и подразделения ФСБ России, секретность которых определяет соответствующее ведомство.»

На официальном сайте АО «ЕЭТП» (www.zakupki.gov.ru) были опубликованы различные открытые запросы предложений в электронной форме, которые не содержат подобных необоснованных и нарушающих права участников электронного аукциона требований, в том числе, для аэродромов совместного базирования (совместно с Министерством обороны РФ, ФСБ РФ и др. ведомствами):

- Закупка № 31806142520 аэродром Внуково;

- Закупка № 31806126993 аэродром Сочи (Адлер);

- Закупка № 31806178742 аэродром Белгород.

В соответствии с Распоряжением № 1034-р от 10.08.2007 года (Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Российской Федерации) указанные аэродромы являются аэродромами совместного базирования.

Более того, в настоящий момент тот же организатор закупки ООО «НОВАПОРТ- ОЦО» проводит запрос предложений в электронной форме Закупка № 31806922614 на выполнение комплекса работ по разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Пермь (Большое Савино), который также является аэродромом совместного базирования, однако требований по представлению лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну к участникам закупки не выдвигается.

В своих возражениях АО «АэропортТолмачево» сообщило следующее.

АО «Аэропорт Толмачево» в целях выбора поставщика на право заключения договора на выполнение работ по разработке Проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) был проведен открытый запрос предложений в электронной форме, информация о проведении которого размещена в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru, номер извещения № 31806916621.

В силу пунктов 2.8.1., 2.8.2. Положения АО «Аэропорт Толмачево» П-6.3-02-03 «О закупке товаров, работ, услуг», утвержденного советом директоров 15.03.2017 года, Протокол № 173 (далее - Положение), в документации о закупке устанавливается перечень необходимых документов, предоставляемых участниками закупки, в соответствии с Приложением № 1 к Положению.

Согласно приложению № 1 к Положению и пункту 28 информационной карты, являющейся приложением № 1 Закупочной документации, участники закупки должны представить документы (или их копии), подтверждающие, в случаях установленных законодательством, наличие у участника закупки специального разрешения, условий допуска к определенным видам работ, услуг, наличие соответствующих разрешений на выполнение работ (Участник закупки должен представить Лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 "О государственной тайне", пункт 60 Указа Президента РФ от 30.11.1995 года № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»). В случае привлечения участником закупки субисполнителей/субподрядчиков участник закупки прикладывает копию договора с субисполнителем/субподрядчиком, имеющим соответствующие разрешения на выполнение работ (наличие Лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", п.60 указа Президента РФ от 30 ноября 1995г № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне») или гарантийное письмо содержащее обязательство в случае признания его победителем, определить субподрядчиков/ соисполнителей и предоставить документы на таких субподрядчиков/ соисполнителей, требуемые в соответствии с условиями закупочной документации.

Аэродром Новосибирск (Толмачево) в соответствии с Распоряжением Правительства России от 10.08.2007 года № 1034-р (ред. от 01.03.2016 года) «Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации» является аэродромом совместного базирования (ФСБ России, ОАО «Авиакомпания «Сибирь») в ведении Минобороны России.

В соответствии со статьей 5 Закона «О государственной тайне» от 21.07.1993 года № 5485-1 перечень сведений, составляющих государственную тайну включают, в том числе, сведения в военной области:

- о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

- о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной технику.

В составе сбора исходных данных для разработки проекта ПАТ необходимы в том числе данные по объектам войсковой части совместного базирования и подразделения ФСБ, базирующегося на аэродроме, включая координаты границ участков, маршруты полетов ВС, а также планы строительства на данных участках (согласно пункту 4 Технического задания).

Определение и построение границ ПАТ предполагает определение их географических координат с точностью, необходимой для опубликования, при этом в процессе выполнения работ выполняется привязка к государственной геодезической опорной сети. В соответствии с пункту 15 письма Федеральной службы геодезии и картографии России от 25.03.1996 № 3-02-670 в перечень сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России, входят сведения о местонахождении (координаты) геодезических пунктов и географических объектов, определенные с точностью 30 метров и точнее в государственной системе координат 1942 года и в геоцентрических системах координат, а также геодезические, картографические и другие материалы, позволяющие вычислить или уточнить эти координаты, кроме астрономических, астрофизических, геофизических обсерваторий и станций, других научных и измерительных пунктов, средств и объектов, включенных в международные сети и системы на основании международных договоров и соглашений Российской Федерации по спискам, согласованным с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации - секретно.

Согласно статье 17 Закона «О государственной тайне» от 21.07.1993 года № 5485-1 передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

Таким образом, для выполнения работ по разработке Проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево), в состав которого входят сведения, составляющие государственную тайну, исполнитель должен иметь лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»).

На основании вышеизложенного, АО «Аэропорт Толмачево» считает жалобу ООО «Центр экологической безопасности гражданской авиации» необоснованной.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

13.09.2018 года АО «Аэропорт Толмачево» опубликовало извещение 31806916621 на сайте http://zakupki.gov.ru о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по разработке Проекта приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево).

В соответствии с пунктом 28 Информационной карты (приложение № 1 к Закупочной документации открытого запроса предложений в электронной форме № 01-658-18) участники закупки должны предоставить, в том числе, документы (или их копии), подтверждающие, в случаях установленных законодательством, наличие у участника закупки специального разрешения, условий допуска к определенным видам работ, услуг, наличие соответствующих разрешений на выполнение работ (Участник закупки должен представить Лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 "О государственной тайне", пункт 60 Указа Президента РФ от 30.11.1995 года № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»). В случае привлечения участником закупки субисполнителей/субподрядчиков участник закупки прикладывает копию договора с субисполнителем/субподрядчиком, имеющим соответствующие разрешения на выполнение работ (наличие Лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", п.60 указа Президента РФ от 30 ноября 1995г № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне») или гарантийное письмо содержащее обязательство в случае признания его победителем, определить субподрядчиков/ соисполнителей и предоставить документы на таких субподрядчиков/ соисполнителей, требуемые в соответствии с условиями закупочной документации.

Указанное требование обусловлено следующим.

В соответствии с Распоряжением Правительства России от 10.08.2007 года
№ 1034-р «Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации» аэродром Новосибирск (Толмачево) является аэродромом совместного базирования (ФСБ России, ОАО «Авиакомпания «Сибирь») в ведении Минобороны России.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» государственную тайну составляют, в том числе,

1) сведения в военной области:

- о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

- о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники.

Для разработки проекта приаэродромной территории необходимы, в том числе, данные по объектам войсковой части совместного базирования и подразделения ФСБ, базирующегося на аэродроме, включая координаты границ участков, маршруты полетов ВС, а также планы строительства на данных участках (пункт 4 Технического задания).

Определение и построение границ приаэродромной территории предполагает определение их географических координат с точностью, необходимой для опубликования, при этом в процессе выполнения работ выполняется привязка к государственной геодезической опорной сети.

Согласно пункту 15 письма Федеральной службы геодезии и картографии России от 25.03.1996 года № 3-02-670 в перечень сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России, входят сведения о местонахождении (координаты) геодезических пунктов и географических объектов, определенные с точностью 30 метров и точнее в государственной системе координат 1942 года и в геоцентрических системах координат, а также геодезические, картографические и другие материалы, позволяющие вычислить или уточнить эти координаты, кроме астрономических, астрофизических, геофизических обсерваторий и станций, других научных и измерительных пунктов, средств и объектов, включенных в международные сети и системы на основании международных договоров и соглашений Российской Федерации по спискам, согласованным с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации - секретно.

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

Таким образом, для выполнения работ по разработке Проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево), в состав которого входят сведения, составляющие государственную тайну, исполнитель должен иметь лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»).

Довод заявителя относительно отсутствия требований о наличии лицензии при проведении аналогичных запросов предложений в электронной форме не может быть принят, поскольку аукционная документация иных запросов предложений не являлась предметом рассмотрения в рамках жалобы  ООО «ЦЭБ ГА» на действия заказчика торгов АО «Аэропорт Толмачево» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) (извещение № 31806916621 на сайте http://zakupki.gov.ru). При этом необходимо отметить, что аэродромы Внуково, Сочи (Адлер), Белгород относятся к гражданским аэродромам, тогда как аэродром Новосибирск (Толмачево) является государственным аэродромом, в связи с чем сопоставление аукционной документации для разных видов аэродромов некорректно.

Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено нарушений организации и проведения торгов в действиях заказчика торгов АО «Аэропорт Толмачево» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) (извещение № 31806916621 на сайте http://zakupki.gov.ru).

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ЦЭБ ГА» на действия заказчика торгов АО «Аэропорт Толмачево» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) (извещение № 31806916621 на сайте http://zakupki.gov.ru) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны