Решение №Б\н Решение по жалобе ОАО «АльфаСтрахование» на действия орган... от 14 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

11 января 2016 г.                                                                                                           г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н. П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е. В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Филатьева И. Е. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества «АльфаСтрахование» (далее – ОАО «АльфаСтрахование») на действия организатора торгов Открытого акционерного общества «Новосибирскэнергосбыт» (далее – ОАО «Новосибирскэнергосбыт») при проведении процедуры открытого запроса предложений на право заключения договора добровольного медицинского страхования (извещение № 31503003395 на сайте www.zakupki.gov.ru),

в присутствии представителей:

заявителя – ОАО «АльфаСтрахование»: «…» (по доверенности № 5609/14 от 30.06.2014 года),

ответчика – ОАО «Новосибирскэнергосбыт»: «….» (по доверенности № 1-30 от 01.12.2014 года), «…» (по доверенности № 2-56 от 29.12.2015 года),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба  ОАО «АльфаСтрахование» на действия организатора торгов ОАО «Новосибирскэнергосбыт» при проведении процедуры открытого запроса предложений на право заключения договора добровольного медицинского страхования (извещение № 31503003395 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Заявитель сообщает следующее.

26.11.2015 года ОАО «Новосибирскэнергосбыт» объявило о проведении процедуры открытого запроса предложений, по результатам которой будет заключен договор добровольного медицинского страхования с одним из участников (извещение о проведении открытого запроса предложений № 228 от 26.11.2015 года, далее - Извещение).

Указанная Закупка осуществлялась в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) и Стандартом, регулирующим деятельность ОАО «СибирьЭнерго» в области закупок товаров работ и услуг (далее - Стандарт закупок; утвержден Советом директоров ОАО «СибирьЭнерго» 26.06.2014 года, вступил в силу (размещен) 04.07.2014 года, размещен на сайте http://zakupki.gov.ru).

Согласно Извещению для принятия участия в процедуре открытого запроса предложений, компания-участник должна соответствовать требованиям к участникам (Приложение № 2). Подать предложение может любой участник, соответствующий заявленным требованиям к участникам и способный на законных основаниях оказать требуемые услуги.

По результатам рассмотрения и анализа полученных предложений организатор закупки определит поставщика, предложение которого наиболее полно соответствует требованиям технического задания заказчика и имеет наибольшее количество баллов, из числа представленных участниками к указанному сроку.

Приложением 4 к Извещению установлены виды критериев, показатели, их значимость (бальность) и весовая значимость. Весовая значимость установлена по критериям оценки:

  • цена договора - 0,35;
  • качество услуг и квалификация участника конкурса - 0,65.

В составе критерия «Качество услуг и квалификация участника конкурса» установлена значимость показателей:

  • при уровне собственных средств (% от страховых резервов) 40 % и менее значимость показателя - 0 баллов, более 40 % - 40 баллов,
  • при отношении обязательств за исключением страховых резервов к собственным средствам 35% и более - 0 баллов, менее 35% - 35 баллов.

Согласно статье 3 Закона № 223-Ф3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Стандарта закупок целью запроса предложений является определение участника процедуры закупки, предложившего лучшие условия выполнения договора па поставку продукции.

В силу положений пункта 4 статьи 50 Стандарта закупок, документация размещается в сети Интернет на официальном сайге о размещении заказов одновременно с Извещением.

1) документация должна содержать все установленные Заказчиком, организатором размещения заказа требования и условия участия в запросе предложений, начальную (максимальную) цену договора (не указывается по разрешению закупочной комиссии, при этом ссылка на такое решение указывается в документации), требования к оформлению и содержанию предложения участника запроса предложений, срок и место проведения процедур запроса предложений, критерии и порядок оценки и сопоставления предложений участников запроса предложений с указанием показателей и шкалы возможных значений оценки или порядка ее определения, а также иные условия, определенные заказчиком, организатором размещения заказа.

Критериями оценки и сопоставления предложений могут быть критерии, указанные в части 1 статьи 11.1.

Согласно статье 11.1 Стандарта закупок:

1. Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, запросе предложений, конкурентных переговорах комиссия по размещению заказа должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в конкурсной документации, документации о проведении открытого запроса предложений, документации о проведении конкурентных переговоров.

При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, конкурентных переговорах могут быть:

  1. цена договора, цена единицы продукции;
  2. срок поставки товара, выполнения работ, оказания            услуг;
  3. условия оплаты товара, работ, услуг;
  4. функциональные характеристики (потребительские           свойства) или качественные характеристики товара;
  5. качество технического предложения участника процедуры закупки при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
  6. квалификация участника процедуры закупки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе:

а) обеспеченность материально-техническими ресурсами при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

б) обеспеченность кадровыми ресурсами при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

в) опыт и репутация участника процедуры закупки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг;

г) дополнительные подкритерии, установленные при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (данный критерий применяется при проведении запроса предложений и конкурентных переговоров);

7) срок представляемых гарантий качества товара, работ, услуг.

2. При установлении в документации процедуры закупки возможности подачи альтернативного предложения по какому-либо аспекту требований или условиям договора, в документации процедуры закупки должен быть предусмотрен соответствующий критерий оценки. Не допускается использование иных, за исключением предусмотренных частью 1 настоящей статьи, критериев оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, конкурентных переговорах. При этом заказчиком в документации должны быть установлены не менее двух критериев оценки, а критерий, указанный в пункте 1 части 1 настоящей статьи, является обязательным критерием во всех случаях.

5. Значимость критерия оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, не может составлять менее семидесяти пяти процентов, а в случае проведения конкурса запроса предложений на выполнение работ и оказание услуг, указанных в абзаце 1 части 5 статьи 13, не может составлять менее пятидесяти пяти процентов.

Весовая значимость критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в отношении конкретной процедуры закупки может быть уменьшена по решению закупочной комиссии, при этом ссылка на такое решение указывается в документации процедуры закупки.

Таким образом, в Извещении о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора добровольного медицинского страхования сотрудников ОАО «Новосибирскэнергосбыт», Заказчик не мог предусмотреть весовую значимость критерия «Цена договора» менее 75 %. Действия заказчика по установлению весовой значимости критерии «Цена договора» - 0,35 являются не соответствующими требованиям Стандарта закупок, а, следовательно, и Закону № 223-Ф3.

Учитывая, что значимость показателей, входящих в критерий оценки «Цена договора» является самым высоким у ОАО «АльфаСтрахование», данные действия Заказчика привели к ограничению конкуренции, в результате победителем был признан участник, который не имеет высоких показателей, напрямую относящихся к качеству и условиям оказываемых услуг - добровольному медицинскому страхованию.

Вместе с тем, обращаем внимание, что критерии оценки, относящиеся к квалификации участника конкурса (пункты 2.3, 2.4 Приложение 4 Закупочной документации) никак не относятся к услугам, которые оказываются по договору и не гарантируют своевременное и полное выполнение обязательств по нему. При таком соотношении весовой значимости критерия оценки «Цена договора» условия закупки не позволяют признать победителем участника, действительно имеющего более высокие показатели по качеству оказываемых услуг и соответствующего принципам экономически эффективного расходования денежных средств и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

ОАО «АльфаСтрахование» заявлен самый низкий размер страховой премии по договору - 2 890 000 руб. (ООО СК «ВТБ Страхование» - 3 529 896,00 руб.) и самая низкая стоимость страхового полиса на 1 человека по программе «Медицинская защита от заболеваний клещевым энцефалитом» - 150 руб. (ООО СК «ВТБ Страхование» - 175 руб., а АО «СОГАЗ» вообще не подало предложение по данному критерию оценки).

Показатели по критериям оценки, относящиеся к качеству оказываемых услуг, одинаковые у всех участников Закупки, при этом в абсолютном выражении показатели у ОАО «АльфаСтрахование» - выше.

В случае если бы Заказчик при проведении открытого запроса предложений действовал в соответствии с Законом № 223-Ф3 и Стандартом закупок и установил весовую значимость для критерия оценки «Цена договора» на уровне не ниже 75 %, либо не устанавливал такие необоснованные и незаконные критерии оценки, относящиеся к квалификации участника конкурса, то победителем данной закупки было бы признано ОАО «АльфаСтрахование».

Исходя из изложенного, ОАО «АльфаСтрахование» считает, что при организации и проведении открытого запроса предложений Заказчиком были допущены неправомерные действия, выразившиеся

  • в занижении весовой значимости критерия оценки «Цена договора»,
  • установлении критериев оценки «Квалификация участников конкурса», не относящихся к услугам, которые оказываются по договору, и не гарантирующих своевременного и полного выполнения обязательств по нему.

Указанные неправомерные действия заказчика создали преимущества для одного участника рынка страховых услуг и привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В своих возражениях ОАО «Новосибирскэнергосбыт» сообщило следующее.

Согласно Уставу ОАО «Новосибирскэнергосбыт» (пункт 17 статьи 12) в компетенцию Совета директоров Общества входит утверждение внутреннего документа, регулирующего деятельность Общества в области обеспечения страховой защиты Общества и принятие иных решений в соответствии с утвержденным внутренним документом.

15.12.2010 года на основании протокола заседания Совета директоров № 185 утверждено Положение об обеспечении страховой защиты ОАО «Новосибирскэнергосбыт». Пунктом 2.2. раздела 2 указанного Положения установлено, что утверждение кандидатуры страховщика Общества осуществляется Советом директоров Общества.

11.12.2013 года Протоколом заседания Совета директоров на повестку дня под № 8 вынесен вопрос об утверждении Страховщика ОАО «Новосибирскэнергосбыт» по направлению обеспечения страховой защиты - Добровольное медицинское страхование персонала ОАО «Новосибирскэнергосбыт». По данному вопросу было принято решение об утверждении страховщиком - Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания «ВТБ Страхование».

ОАО «Новосибирскэнергосбыт» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ), в котором установлены общие принципы и основные требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-Ф3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договора, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

20.12.2011 года протоколом заседания Совета директоров № 219 утвержден и введен в действие с 01.01.2012 года Стандарт, регулирующий деятельность Общества в области закупок, товаров, работ и услуг. Согласно пункту 10 статьи 66 главы 12 Стандарта закупок, закупка товаров, работ, услуг осуществляется как закупка у единственного поставщика - по решению органа управления Общества (Общее собрание акционеров, Совет директоров) в случаях, определенных Федеральным законом «Об акционерных обществах», Уставом Общества, а также отдельными решениями Совета директоров Общества.

Таким образом, закупка на добровольное медицинское страхование персонала ОАО «Новосибирскэнергосбыт» должна была проводиться как закупка у единственного поставщика на основании пункта 10 статьи 66 главы 12 Стандарта, регулирующего деятельность Общества в области закупок, товаров, работ и услуг (далее - Стандарт закупок), на основании решения Совета директоров, утвердившего страховщика по добровольному медицинскому страхованию - Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания «ВТБ Страхование». Проведение закупки на заключение договора добровольного медицинского страхования сотрудников ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в иной форме является нарушением регламентирующих документов Общества.

Как следует из статьи 49 Стандарта закупок, процедура проведения открытого запроса предложений не накладывает на Организатора размещения заказа объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником. Заказчик вправе на любом этапе отказаться от проведения запроса предложений, разместив сообщение об этом на официальном сайте. Позиция ОАО «Новосибирскэнергосбыт» также подтверждается практикой УФАС по Санкт-Петербургу (решение по делу № Т02-437/15 от 28.08.2015 года, № Т02-35/15 от 05.02.2015 года).

На основании пунктов 2, 3 статьи 49 Стандарта закупок, 29.12.2015 года протоколом заседания закупочной комиссии (размещен на официальном сайте 30.12.2015 года) открытый запрос предложений на право заключения договора добровольного медицинского страхования № 228 от 26.11.2015 года отменен.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

26.11.2015 года ОАО «Новосибирскэнергосбыт» разместило извещение № 31503003395 на сайте www.zakupki.gov.ru о проведении открытого запроса предложений № 228 на право заключения договора добровольного медицинского страхования сотрудников ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

  В соответствии с Извещением оценка поступивших и удовлетворяющих всем требованиям предложений осуществляется по бальной системе, приведенной в Приложении № 4.

Приложением № 4 к Извещению установлены виды критериев и их весовая значимость. Весовая значимость критерия «цена договора» составляет 0,35.

20.12.2011 года протоколом заседания Совета директоров № 219 утвержден и введен в действие с 01.01.2012 года Стандарт, регулирующий деятельность ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в области закупок, товаров, работ и услуг (далее – Стандарт закупок).

Согласно пункту 5 статьи 11.1 Стандарта закупок значимость критерия оценки заявок «цена договора» на участие в конкурсе, запросе предложений не может составлять менее семидесяти пяти процентов. Весовая значимость критерия «цена договора» в отношении конкретной процедуры закупки может быть уменьшена по решению закупочной комиссии, при этом ссылка на такое решение указывается в документации процедуры закупки.

Протоколом Закупочной комиссии № 835 от 05.11.2015 года определена весовая значимость критериев для открытого запроса предложений № 228 на право заключения договора добровольного медицинского страхования сотрудников ОАО «Новосибирскэнергосбыт», ссылка на указанный протокол есть в приложении № 4 к Извещению.

Приложением № 4 к Извещению установлен также такой критерий выбора поставщика как «Качество услуг и квалификация участника конкурса». Установление указанного критерия не приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, поскольку он не является основанием для отклонения заявки.

В настоящее время открытый запрос предложений № 228 на право заключения договора добровольного медицинского страхования сотрудников ОАО «Новосибирскэнергосбыт» отменен в соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 29.12.2015 года (размещен на официальном сайте 30.12.2015 года), в связи с тем, что утверждение кандидатуры страховщика, согласно положениям Стандарта закупок ОАО «Новосибирскэнергосбыт», осуществляется Советом директоров ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ОАО «АльфаСтрахование» на действия организатора торгов ОАО «Новосибирскэнергосбыт» при проведении процедуры открытого запроса предложений на право заключения договора добровольного медицинского страхования (извещение № 31503003395 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны