Определение №б\н Определение о возбуждении дела №73/16 в отношении ООО «Центр... от 30 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 73/16 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«25» мая 2016 г.                                                                                                        г.Новосибирск

Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, И.В. Волохина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы, рассмотрев заявление физического лица по факту размещения в общественном транспорте городе Новосибирска (автобус № 28 (1038)) в январе-феврале 2016 года рекламы следующего содержания: «ЦФИ Центр финансовой индустрии КРЕДИТ ВСЕМ Кредит с любой кредитной историей Кредит без предоплат Бесплатная консультация Кредит под 16% годовых Тел. «…» ул. Фрунзе, 5 www.cfibrokerplus.ru», с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛ:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 1044 от 09.02.2016 г.) по факту размещения в общественном транспорте города Новосибирска (автобус № 28 (1038)) в январе-феврале 2016 года информации следующего содержания: «ЦФИ Центр финансовой индустрии / КРЕДИТ ВСЕМ / Кредит с любой кредитной историей / Кредит без предоплат / Бесплатная консультация / Кредит под 16% годовых / Тел. «…» / ул. Фрунзе, 5 www.cfibrokerplus.ru», с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В результате рассмотрения заявления, Новосибирским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

По смыслу ч.1 ст.819 Гражданского кодекса РФ, кредит – это денежные средства, предоставленные заемщику по кредитному договору банком или иной кредитной организацией (кредитором) в размере и на условиях, предусмотренных договором.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках и банковской деятельности), банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

На основании ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности, лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

В силу ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности, осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

По смыслу Закона о защите конкуренции, банковская услуга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, относится к финансовой услуге (п. 2 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности, к банковским операциям относятся, в том числе привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение вышеуказанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет.

Товар, согласно п.3 ст.3 Закона «О рекламе», - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Поскольку рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (соответствующим услугам по выдаче кредита), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, и не содержит указания на конкретного субъекта получения, в соответствии с Закона «О рекламе» она являются рекламой.

Рекламируемая услуга (выдача кредитов) является финансовой услугой, подлежащей лицензированию в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с ч.1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе имеются признаки нарушения ч. 1 ст 28 Закона «О рекламе», поскольку в ней отсутствует указание на организационно-правовую форму юридического лица, оказывающего услуги по выдаче кредитов.

Согласно ч. 3 ст. 28  Закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламе указано о выдаче кредита под 16% годовых, но отсутствуют другие существенные условия, способные повлиять на полную стоимость кредита. Следовательно, в рассматриваемой рекламе имеются признаки нарушения ч. 3 ст. 28  Закона «О рекламе».

В силу ч. 13 ст. 28  Закона «О рекламе», Реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

Согласно информации, размещенной в государственном реестре микрофинансовых организаций, ООО «Центр финансовой индустрии» было исключено из реестра 24.01.2014г. Таким образом, рассматриваемая реклама имеет признаки нарушения ч. 13 ст. 28 Закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение ч. 3 ст. 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель. Ответственность за нарушение ч. 1, 13 ст. 28 Закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель (ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно информации, указанной в рассматриваемой рекламе, официальным сайтом компании, оказывающей услуги по выдаче кредита является сайт www.cfibrokerplus.ru. В соответствии с информацией на указанном сайте, деятельность по выдаче кредитов осуществляет ООО «Центр Финансовой Индустрии» (Акт осмотра сайта от 29.02.2016г.).

Согласно информации, представленной заявителем, автобус принадлежит ООО «Новосибирскпрофстрой» (ИНН: 5402128176). В соответствии с информацией, представленной ООО «Новосибирскпрофстрой» (вх. № 3379 от 18.04.2016г.), рекламу в автобусе разместило ООО «МК Спутник» (ИНН: 5406549256). В ответ на запрос Новосибирского УФАС России о представлении информации, ООО «МК Спутник» представлены документы (вх. № 3179 от 13.04.2016г.), согласно которым заказчиком рассматриваемой рекламы является ООО «Миг» (ИНН: 5410778820). В соответствии с информацией, представленной ООО «Миг» (вх. № 3669 от 26.04.2016г.), рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Центр финансовой индустрии» (далее ООО «ЦФИ»; ИНН: 5402560210), на основании договора № 01/14-01 от 14.01.2016г. на размещение рекламно-информационной продукции, заключенного между ООО «Миг» и ООО «ЦФИ».

Исходя из вышеизложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Центр Финансовой Индустрии». Рекламораспространителем является ООО «Новосибирскпрофстрой».

В адрес ООО «ЦФИ» Новосибирским УФАС России неоднократно направлялись запросы о предоставлении информации, однако до настоящего момента ответ на них обществом не представлен.

13.04.2016г. в адрес ООО «ЦФИ» Новосибирским УФАС России направлен Акт проверки № 4 (исх. № 06-3354 от 13.04.2016г.). Согласно сведениям с сайта «Почты России» (отслеживание почтовых отправлений), в настоящий момент Акт проверки вернулся в адрес Новосибирского УФАС России с пометкой «истечение срока хранения».

Таким образом, в действиях ООО «Центр Финансовой Индустрии» содержатся признаки нарушения ч. 1, 3, 13 ст. 28 Закона Федерального закона «О рекламе»;

в действиях ООО «Новосибирскпрофстрой» содержатся признаки нарушения ч. 1, 13 ст. 28 Закона Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 73/16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель: физическое лицо,

- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

  • ООО «Центр Финансовой Индустрии» (ИНН/КПП: 5402560210/5402011001; юридический адрес: 630049, г. Новосибирск, ул. Красный пр-т, д.200, оф.820),
  • ООО «Новосибирскпрофстрой» (ИНН/КПП: 5402128176/540201001; юридический адрес: 630123, ул. Шоссе Мочищенское, д. 18, фактический адрес: г.Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 65);

3. Назначить дело № 73/16 к рассмотрению на «23» июня 2016г. в 11:00 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007 (предварительная регистрация в кабинете 1008).

4. ООО «Центр Финансовой Индустрии»  до «16» июня 2016г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:

- учредительные документы ООО "Центр Финансовой Индустрии" (со всеми изменениями/дополнениями);

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица – ООО "Центр Финансовой Индустрии";

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения;

- документы, подтверждающие полномочия руководителя;

- документальное подтверждение осуществляемых ООО "Центр Финансовой Индустрии" видов деятельности;

- утвержденный макет рекламы;

- информацию о рекламопроизводителе, рекламораспространителе указанной рекламы (договоры, документы об исполнении данных договоров – платежные документы, акты сдачи приемки, иное);

- документальные сведения об условиях предоставления кредита, в том числе под 16% годовых.

- отзыв на данное определение.

5. ООО «Новосибирскпрофстрой»  до «16» июня 2016г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:

учредительные документы ООО «Новосибирскпрофстрой» (со всеми изменениями/дополнениями);

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица – ООО «Новосибирскпрофстрой» ;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения;

- документы, подтверждающие полномочия руководителя;

- документальное подтверждение осуществляемых ООО «Новосибирскпрофстрой»  видов деятельности;

- отзыв на данное определение.

Документы представляются в прошитом виде, в копиях, заверенных юридическим лицом, с сопроводительным письмом. В случае отсутствия какого-либо из перечисленных документов необходимы письменные пояснения.

В соответствии с ч.6 ст.19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна. Кроме того, обращаем Ваше внимание, в доверенности представителя общества должна содержаться ссылка на представление интересов в антимонопольном органе (Новосибирском УФАС России) с указанием номера дела, включая право на получение приглашения на составление протокола об административном правонарушении представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

В соответствии с ч. 25 главы IV «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны