Решение №Б/н Решение по делу № 02-01-35-10-15 в отношении ООО «Техногаз» от 26 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-35-10-15

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2015 года                                          г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 07 августа 2015 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Князькова С.Е. – и.о. заместителя руководителя Управления, председатель Комиссии;

Анохина Е.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Гамидова Э.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

в присутствии:

заявителей: гр «…»;

представителя ответчика ООО «Техногаз» - «…» .;

в отсутствие:

заявителя гр. «…» - уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства надлежащим образом (копия приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 166 от 30.06.2015 г. и копия определения от 02.07.2015 г. о назначении дела № 02-01-35-10-15 к рассмотрению были направлены в адрес «…» . с сопроводительным письмом исх. № 02-6709 от 02.07.2015 г. (получено 15.07.2015 г., почтовый идентификатор 63001187203276);

рассмотрев дело № 02-01-35-10-15 от 30.06.2015 г. по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Техногаз» (ИНН 5404148259, почтовый адрес: 630520, Новосибирская область, с. Верх-Тула, ул. Береговая, д. 2а), пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступили обращения жителей д. Бердь Искитимского района Новосибирской области, депутата Государственной думы РФ «…»  в отношении ООО «Техногаз» по вопросу взимания платы за разрешение на подключение к газораспределительным сетям, неправомерного расчета платы за подключение к газораспределительным сетям жилых домов на территории д. Бердь.

В обращении жителей д. Бердь сообщается следующее. В 2012 г. из федерального и областного бюджета были выделены средства на строительство газопровода в д. Бердь. После окончания строительства газопровода и его приема в эксплуатацию, газопровод был передан в аренду ООО «Техногаз».

Как сообщают заявители, для подключения к газопроводу их принуждали к вступлению в кооператив, который требовал взносы в размере 23 000 руб. ООО «Техногаз» выдавало разрешение на подключение только при предоставлении справки от кооператива об отсутствии задолженности, при отсутствии такой справки – ООО «Техногаз» требовало 50 тыс. руб.

Также ООО «Техногаз» сообщило жителям д. Бердь, что при внесении платы «за трубу высокого давления» до 01.03.2014 г. в соответствии с инвестиционной программой  потребителю будет дано разрешение на подключение. Сумма платы «за трубу высокого давления» зависела от площади жилого помещения и расхода газа, и варьировалась от 11 000 до 25 000 руб. При внесении платы потребители получали чек и договор на подключение (технологическое присоединение) к газораспределительной сети.

В соответствии с проектом потребители стали выполнять монтажно-строительные работы, обратившись к подрядчику, согласно смете-прейскуранту подрядчик проводил монтаж газопровода от точки врезки, т.е., трубы низкого давления в жилое помещение, стоимость работ составила около 20 000 руб. Также подрядчик выполнял всю проектно-сметную документацию.

После выполнения подрядчиком работ, потребители обратились в ООО «Техногаз» за разрешением на подключение, Общество ответило отказом, ссылаясь на постановление Правительства № 1314, в соответствии с которым потребители должны уплатить 50 000 руб. за подключение.

Жители обращались за защитой своих прав в органы власти, к депутатам и на телевидение, благодаря чему было подключено к газопроводу около 50 домовладений, при этом бюджетные средства были выделены на технологическое присоединение 183 домов.

В д. Бердь большинство жителей – малообеспеченные, и они не могут заплатить такие значительные суммы за подключение к газопроводу.

Приказом Департамента по тарифам НСО № 472-Г от 17.12.2014 г. для ООО «Техногаз» установлены тарифы на 2015 г., однако общество пытается уклониться от исполнения данного приказа, и трактовать его исключительно с незаконной выгодой в своих интересах.

ООО «Техногаз» стало выдавать жителям д. Бердь технические условия, в которых была указана точка подключения: «надземный стальной газопровод низкого давления на границе земельного участка», вместо выдаваемых ранее «до точки врезки – трубы низкого давления». У многих потребителей уже согласован ранее проект и заключен договор, но их заставляют переделывать проект наружного газопровода в соответствии с техническими условиями, для того, чтобы потребовать 6402 руб. за фактическое подключение (технологическое присоединение) и проведение пуска газа, а также 30612 руб. за подключение объектов, подключая которые, необходимо построить до 200 м газопровода-ввода. При этом почти у всех домовладений газопровод находится на расстоянии 30-50 см от границы земельного участка, и строить ничего не нужно.

Правила № 1314 не исключают возможность выполнения заявителем мероприятий по технологическому присоединению за пределами его земельного участка, что следует из п. 112 Правил. Отсутствие необходимости строительства газопровода от существующей газораспределительной сети ООО «Техногаз» подтверждается также п. 2.5 договора, выданного ООО «Техногаз». ООО «Техногаз» запретило заявителям выполнять на данном отрезке – 30-50 см какие-либо работы, мотивируя тем, что будет проектировать этот отрезок 30-50 см и строить, при этом взимая плату в размере 30612 руб.

Срок действия инвестиционной программы ООО «Техногаз» закончился в 2012 г., Общество незаконно обманным путем взимало с заявителей плату в размере7 тыс. за куб. м, при этом тариф Департаментом по тарифам НСО не утверждался.

По результатам прокурорской проверки было установлено, что ООО «Техногаз» незаконно взимало с заявителей денежные средства и должно их вернуть, но данное распоряжение не выполняется, в устной форме ООО «Техногаз» сообщает, что заявители внесли плату до 01.03.2015 г., когда вступило в силу Постановление Правительства № 1314, поэтому Общество не вернет внесенные заявителями денежные средства. При этом органами местного самоуправления размер платы за подключение не утверждался.

На основании изложенного, заявители просят провести проверку по указанным фактам и помочь в разрешении проблемы, связанной с подключением к газопроводу.

В обращении депутата Государственной думы РФ «...» сообщается, что к депутату обратился житель д. Бердь Искитимского района НСО гр. «...» ., в том числе, от имени членов потребительского кооператива «Бердь-Газ», с просьбой оказать содействие в урегулировании вопроса с оплатой предоставления возможности технологического подключения проектируемого газопровода низкого давления для газоснабжения жилых домов деревни Бердь Искитимского района Новосибирской области к газопроводу высокого давления п. Агролес – СНТ «Бердь».

Согласно обращению, участники поименованного кооператива с целью разрешения вопроса газификации деревни и вхождения в программу финансирования газификации за свой счет и своими силами осуществили мероприятия по проектированию и экспертизе проекта газификации. При этом согласно прилагаемым к обращению документам и согласно тексту обращения, оплаченные жителями деревни денежные средства должны были быть минимизированы и возмещены с учетом перерасчета.

В настоящее время, как указывает заявитель, с жителей продолжают взимать плату как за газ, так и за технологическое подключение, при этом суммы различные и никакими сметами не подкреплены.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», депутат просит рассмотреть обращение «...»., провести проверку законности действия организаций СНТО «Бердь», ООО «Техногаз» по взиманию с жителей деревни Бердь денежных средств за газификацию, проверить законность установления размера платы относительно установленных в регионе тарифов.

В случае подтверждения факта неосновательного взыскания с граждан денежных средств, депутат просит выдать предписание соответствующим должностным лицам.

В ответ на запросы информации Новосибирского УФАС России ООО «Техногаз» сообщило следующее.

Приказом № 120-Г от 10.07.2014 г. Департамента по тарифам Новосибирской области для ООО «Техногаз» установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в 2014 г. в размере 50000,00 рублей (с НДС); приказом № 171-Г от 18.09.2014 г. установлена стандартизированная ставка на покрытие расходов, связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа на 2014 г. в размере 6000,00 рублей (без НДС); приказом № 472-Г от 17.12.2014 г. на 2015 г. установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения в размере 30612,00 рублей (с НДС) когда заявителями выступают физические лица и стандартизированные тарифные ставки согласно приложениям к приказу.

Размер платы за подключение к газораспределительным сетям по договорам № 41/01/14-И от 26.02.2014 г., № 40/01/14-И от 26.02.2014 г., № 01/01/14-И от 13.01.2014 г. определен расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение в соответствии с инвестиционной программой.

Технологическое присоединение жилых домов «…». не осуществлялось в связи с отсутствием заявлений данных граждан на подключение. Кроме того, технические условия на газоснабжение жилого дома по адресу: «…» выданы 17.03.2015 г. новому правообладателю земельного участка и жилого дома - «…», что подтверждается ее заявлением о выдаче технических условий от 26.02.2015 г.

Перечень мероприятий по подключению жилого дома «…». определен договором № 41/01/14-И от 26.02.2014 г., техническими условиями № 39-ТУ от 02.03.2015 г., стоимость работ - договором № 41/01/14-И от 26.02.2014 г.

Перечень мероприятий по подключению жилого дома «…»., а также их стоимость будет определена после подачи «…»заявления о подключении, выдаче технических условий на подключение и заключении с ней договора на подключение.

Стоимость услуг по подключению жилых домов вышеуказанных граждан в 2015 г. составляет 30612,00 рублей. Оплата услуг в полном объеме «…».не производилась.

«…». до настоящего времени не обращалась в ООО «Техногаз» с уведомлением о выполнении ею мероприятий. После обращения «…»с данным уведомлением, ООО «Техногаз» в первую очередь проверит выполнение «…»мероприятий, указанных в договоре. В случае установления факта строительства газопровода от границ участка до сети газораспределения за счет «…»., подключение жилого дома к сети будет осуществлено ООО «Техногаз» без взимания дополнительной платы.

В силу того, что «…» обратилась за получением технических условий после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1314, которым определено понятие точки подключения как место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства, в технических условиях №39-ТУ от 02.03.2015 г. была указана иная точка подключения, чем в договоре на подключение № 41/01/14-И от 26.02.2014 г.

С «…». договор на подключение не заключался, технические условия выданы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1314.

ООО «Техногаз» не требует плату в размере 50 000,00 рублей за разрешение на подключение к газораспределительным сетям, расположенным на территории п. Бердь, ООО «Техногаз» взимает плату за подключение в размере 50 000,00 рублей в случае, если мероприятия предполагают строительство газопроводов-вводов. Данная плата установлена приказом Департамента по тарифам НСО № 120-Г от 10.06.2014 г.

Плата за подключение в размере 30 612,00 рублей взимается ООО «Техногаз» в соответствии с приказом Департамента по тарифам НСО № 120-Г от 17.12.2014 г. с граждан, заключивших договоры на подключение в 2015 г.

Администрация Искитимского района Новосибирской области в ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России сообщила следующее.

Администрацией Искитмского района тариф на подключение к газопроводу низкого давления в д. Бердь не утверждался.

Строительство газопровода высокого давления до СНТ «Бердь» в Искитимском районе затрагивает территорию двух сельсоветов - Мичуринского и Совхозного, в связи с этим, ООО «Техногаз» обратилось в рамках полномочий в администрацию Искитимского района. На согласование была представлена инвестиционная программа ООО «Техногаз» «Строительство газопровода высокого давления п. Агролес ДСОНТ «Бердь» в Искитимском районе Новосибирской области», к программе прикладывалась проектная документация, положительное заключение ГБУ НСО «ГВЭ НСО» и технические условия для подключения газопровода низкого давления для частных домов в д. Бердь. Данного пакета документов было достаточно для согласования инвестиционной программы.

Без строительства данного газопровода была бы невозможна газифицикация д. Бердь и ст. Сельской, так как ни в одной государственной программе строительство данного газопровода не было запланировано.

В результате рассмотрения обращений жителей д. Бердь Искитимского района Новосибирской области, депутата Государственной думы РФ «…» Новосибирским УФАС России установлено следующее.

К обращению жителей д. Бердь приложены копии договоров № 41/01/14-И от 26.02.2014 г., № 40/01/14-И от 26.02.2014 г. на подключение к газораспределительной сети, заключенных между ООО «Техногаз» и гр. «…» «…» . представил в Новосибирское УФАС Росси копию договора №01/01/14-И от 13.01.2014 г. на подключение к газораспределительной сети, заключенного между ним и ООО «Техногаз».

Согласно п. 2.1 указанных договоров Исполнитель принимает на себя обязательства по подключению к сетям газораспределения объекта капитального строительства - жилого дома на территории д. Бердь Искитимского района НСО, а заказчик обязуется внести плату за подключение в соответствии с условиями договора. Согласно п. 2.5 договоров для подготовки объекта капитального строительства к подключению заказчик осуществляет за счет собственных средств строительство системы газоснабжения объекта и газопровода от точки врезки в соответствии с техническими условиями. Строительство системы газоснабжения объекта и прокладка газопровода от точки врезки осуществляется за счет заказчика по отдельному договору с подрядной организацией. Фактическое присоединение системы газоснабжения объекта к газораспределительным сетям (врезку) производит исполнитель. Заявленная нагрузка по договору определена на основании представленного расчета расхода тепла и топлива, выполненного лицензированной проектной организацией и составляет по договору с гр«…». 2,2 куб. м./час, по договору с гр. «…». – 1,7 куб.м./час, по договору с «…». – 2,5 куб. м/час.

Разделом 3 договоров предусмотрены следующие условия о внесении платы за подключение.

3.1. Плата за подключение включает расходы (затраты) Исполнителя на реализацию мероприятий Инвестиционной программы «Строительство газопровода высокого давления п. Агролес - ДСОНТ «Бердь» в Искитимском районе Новосибирской области» по строительству и модернизации газораспределительных сетей, определяемые в соответствии с утвержденными тарифами на подключение и подключаемой нагрузкой согласно п. 2.5. Договора.

3.2. Размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки Объекта капитального строительства, представленной в Расчете расхода тепла и топлива, являющегося обязательным приложением к письменной заявке Заказчика, и тарифа на подключение.

Стороны принимают во внимание, что тарифы, по которым предоставляются услуги Исполнителя, могут быть изменены в установленном порядке.

3.3. Тариф на подключение к системам газораспределения утвержден в соответствии с Постановлением администрации Искитимского района Новосибирской области и составляет 6951,87 (шесть тысяч девятьсот пятьдесят один) рубль 87 копеек за 1 куб.м. газа в час заявленной нагрузки.

Согласно п. 3.4 договоров, стоимость услуг исполнителя по подключению сетей заказчика к газораспределительным сетям составляет: для гр. «…»– 15 294,12 руб., для «…». – 11 818,18 руб., для гр. «…». – 17 379,68 руб.

Пункт 3.5 договоров предусматривает, что оплата услуг исполнителя по договору производится заказчиком в течение 3 дней с момента заключения договора.

Факт оплаты заявителями услуг по указанным договорам подтверждается копией чека от 13.01.2014 г., представленной «…», копиями чеков от 28.02.2014 г., представленными «…»., гр. «…».

Кроме того, гр. «…» также представлена копия договора № ВР-ПН от 03.02.2014 г., заключенного между заявителем и ООО «Техногаз», согласно которому подрядчик обязуется выполнить врезку газопровода низкого давления надземной прокладки на объекте: жилой дом по адресу: НСО, Искитимский р-н, д. Бердь«…» А заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их стоимость. Согласно п. 3.1 договора общая стоимость работ по договору составляет 3000 руб. Оплата «…». услуг по данному договору подтверждается копией чека от 03.02.2014 г., представленной заявителем.

Помимо этого, ООО «Техногаз» выдало «…». технические условия № 39 от 02.03.2015 г. на подключение к газораспределительной сети жилого дома по адресу: д. Бердь, «…», в то время как в отношении данного жилого дома ранее был заключен договор на подключение к газораспределительным сетям от 26.02.2014 г., а также выдало технические условия № 38 от 02.03.2015 г. «…». в отношении жилого дома по адресу: д. Бердь, ул. «…», в то время как в отношении данного жилого дома был ранее заключен договор на подключение между гр. «…». и ООО «Техногаз» от 26.02.2014 г.

При этом в ответе на запрос информации Новосибирского УФАС России вх. № 4023 от 28.04.2015 г. ООО «Техногаз» указало, что стоимость услуг по подключению жилых домов вышеуказанных граждан в 2015 г. составляет 30612,00 рублей. Оплата услуг в полном объеме «…». и «…». не производилась.

Действующие в настоящее время Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1314 распространяются на правоотношения, возникшие с 01.03.2014 г.

В период времени, когда были заключены договоры на подключение к газораспределительной сети между ООО «Техногаз» и заявителями (январь-февраль 2014 г.) порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе, к сетям газоснабжения, определялся Постановлением Правительства от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». Кроме того, правовые отношения, связанные с подключением к газораспределительным сетям были урегулированы Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002г. № 317 (далее – Правила № 317, Правила пользования газом), Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденными Постановлением Правительства от 09.06.2007 г. №360 (далее - Правила №360).

В соответствии с Постановлением Правительства от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» операция по присоединению объекта к сетям (в том числе к газораспределительной сети) не имеет для хозяйствующего субъекта самостоятельной потребительской ценности,  осуществляется для подачи ресурса.

В то же время выдача технических условий на подключение осуществляется в целях присоединения объекта к сети и поставки газа. В соответствии с приведенными Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения услуга по присоединению (выдаче технических условий) оказывается владельцем соответствующей сети, который осуществляет транспортировку ресурса. Для случая присоединения к газораспределительной сети указанную услугу не может оказать никто кроме газотранспортной организации.

Также необходимо отметить, что в соответствии с п. 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:

данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);

дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).

Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

В соответствии с действующей на 26.02.2014 г. редакцией п. 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Согласно пункту 14 Правил заключения и исполнения договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 №360 в редакции, действующей на 26.02.2014 г. (Правила №360), размер платы за подключение определяется следующим образом:

  1. если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса – исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства, размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки и тарифа на подключение.
  2. при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается.
  3. если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.

В соответствии с пунктом 12 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства от 09.06.2007 г. №360 (далее - Правила №360), договор о подключении должен содержать, в том числе, следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и обязательства сторон по их выполнению, в том числе:

мероприятия, выполняемые заказчиком, - в пределах границ земельного участка заказчика;

мероприятия, выполняемые исполнителем, - до границы земельного участка заказчика, на котором располагается объект капитального строительства, мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих систем коммунальной инфраструктуры и мероприятия по фактическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения;

б) срок осуществления исполнителем мероприятий по подключению, который не может превышать 18 месяцев с даты заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заказчика;

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором о подключении и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:

право заказчика в одностороннем порядке расторгнуть договор о подключении при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре;

обязанность любой из сторон договора о подключении при нарушении ею сроков исполнения обязательств уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора о подключении, и общего размера платы за подключение по договору за каждый день просрочки, если договором не предусмотрен больший размер неустойки;

г) размер платы за подключение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) порядок и сроки внесения заказчиком платы за подключение, имея в виду, что:

не более 15 процентов платы за подключение вносятся в течение 15 дней с даты заключения договора о подключении;

не более 35 процентов платы за подключение вносятся в течение 180 дней с даты заключения договора о подключении, но не позднее даты фактического подключения;

оставшаяся доля платы за подключение вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика, но не позднее выполнения условий подачи ресурсов;

е) размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения;

ж) местоположение точек подключения не далее границ земельного участка заказчика;

з) условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Необходимо отметить, что выдача технических условий осуществляется до заключения договора о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения), в связи с чем, заключить указанный договор без получения и выполнения технических условий невозможно.

Таким образом, в соответствии с действующим на момент заключения договоров между ООО «Техногаз» и заявителями законодательством:

  • плата за подключение при наличии у исполнителя инвестиционной программы определяется на основании тарифа, утвержденного органом местного самоуправления, исполнитель вправе взимать плату за подключение только при наличии тарифа и инвестиционной программы;
  • плата за подключение в полном объеме должна быть внесена после подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика;
  • выдача технических условий осуществляется до заключения договора о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения.

В п. 3.3 договоров на подключение к газораспределительной сети, заключенных между заявителями и ООО «Техногаз» указан размер тарифа на подключение к системам газораспределения в размере 6951,87 руб. за 1 куб. м. газа в час со ссылкой на утверждение данного тарифа Постановлением администрации Искитимского района, однако, не содержится сведений о реквизитах нормативно-правового акта, и сроке действия тарифа.

К ответу ООО «Техногаз» на запрос информации Новосибирского УФАС России указанное Постановление администрации Искитимского района не приложено.

В инвестиционной программе ООО «Техногаз» в разделе 6 «Технико-экономическое обоснование программы газификации Новосибирской области» содержится указание на то, что ставка платы за подключение газоиспользующего оборудования составляет 6 951,87 руб./куб. м в час природного газа. Однако в инвестиционной программе не содержится положения об утверждении для Общества данного тарифа на подключение к газораспределительным сетям, что дает основание полагать, что указанный размер тарифа является технически обоснованным для Общества, но не свидетельствует о его одновременном утверждении.

При этом администрация Искитимского района письмом вх. № 4889 от 25.05.2015 г. сообщила, что администрацией тариф на подключение к газораспределительным сетям для ООО «Техногаз» не утверждался. Администрацией утверждалась лишь инвестиционная программа для ООО «Техногаз».

Кроме того, необходимо отметить, что в ответ на заявление гр. Верчинского Е.И. вх. № 640 от 02.12.2014 г., в котором заявитель просит вернуть ему денежные средства в размере 17379,68 руб., уплаченные за подключение к газораспределительным сетям по договору № 01/01/14-И от 13.01.2014 г., взимание которых было незаконным со стороны ООО «Техногаз», Общество отказывает в возврате денежных средств, указывая что вернет их только в случае наличия соответствующего судебного решения, либо по соглашению сторон вышеуказанного договора, путем заключения дополнительного соглашения к договору. Так как решение суда о взыскании денежных средств отсутствует, а соглашений об изменении и расторжении договора не имеется, ООО «Техногаз» считает, что оснований для возврата заявителю денежных средств не имеется. Также в указанном письме Общество сообщило, что так как договор № 01/01/14-И от 13.01.2014 г. был заключен до вступления в силу Правил № 1314, в период отсутствия установленной платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, в данной ситуации ООО «Техногаз» воспользовалось правом свободы договора и применило договорные цены (ст. 421 ГК РФ), данные условия договора были приняты заявителем.

Изложенное также подтверждает факт взимания ООО «Техногаз» платы за подключение к газораспределительным сетям в отсутствие утвержденного тарифа.

Таким образом, размер платы за подключение к газораспределительным сетям в договорах №01/01/14-И от 13.01.2014 г., № 41/01/14-И от 26.02.2014 г., № 40/01/14-И от 26.02.2014 г. определен ООО «Техногаз» в отсутствие утвержденного для Общества тарифа, что является нарушением законодательства РФ, и нарушает права заявителей, что подтверждается их обращениями, поступившими в Новосибирское УФАС России.

Кроме того, пункт 3.5 договоров предусматривает, что оплата услуг исполнителя по договору производится заказчиком в течение 3 дней с момента заключения договора, что не соответствует действовавшим на момент заключения договоров Правилам № 360.

Также по прошествии года после заключения договоров на подключение к газораспределительным сетям, 02.03.2015 г. ООО «Техногаз» выдало «…». технические условия на подключение жилых домов к газораспределительным сетям. При этом п. 3 действующих на момент выдачи ТУ Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1314 (далее – Правила № 1314), а именно п. 3 Правил № 1314 установлен следующий порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения:

а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);

б) выдача технических условий;

в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);

г) заключение договора о подключении;

д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;

е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);

ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

При этом необходимо отметить, что согласно п. 59 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Пункт 60 Правил № 1314 устанавливает, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

Таким образом, Правилами № 1314 предусмотрено, что за выдачей технических условий следует заключение договора о подключении, который является возмездным. При этом, учитывая, что в ответе на запрос информации Новосибирского УФАС России вх. № 4023 от 28.04.2015 г. ООО «Техногаз» указало, что стоимость услуг по подключению жилых домов вышеуказанных граждан в 2015 г. составляет 30612,00 рублей, оплата услуг в полном объеме «…». не производилась, имеются основания полагать, что ООО «Техногаз» имеет намерение повторно получить плату за подключение к газораспределительным сетям жилых домов, в отношении которых ранее уже были заключены договоры о подключении и внесена плата за подключение, что не предусмотрено действующим законодательством, является неправомерным и нарушает права потребителей.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ (далее - № 69-ФЗ), организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.02.1998 №162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации», газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям. Под транспортировкой газа понимается перемещение и передача газа по газотранспортной системе.

Согласно пп. «б» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002г. № 317 (далее – Правила № 317), газораспределительной организацией является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

ООО «Техногаз» на праве аренды принадлежат газораспределительные системы: «Газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов д. Бердь Искитимского района Новосибирской области», что подтверждается копиями договоров аренды имущества № 51-А от 29.11.2013 г., № 21-А от 30.10.2014 г., № Р-АРО-0004-15 от 29.04.2015 г., заключенных между ООО «Техногаз» и администрацией Искитимского района Новосибирской области Согласно п. 1.2. договора, имущество предоставляется арендатору во временное пользование для транспортировки газа населению и другим потребителям.

Приказом ФСТ России «Об утверждении тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям на территории Новосибирской области» от 16 июня 2015 г. № 235-э/1 установлен тариф на транспортировку газа для ООО «Техногаз».

Таким образом, ООО «Техногаз» в понимании ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», пп. «б» п. 2 Правил № 317 является эксплуатационной и газораспределительной специализированной организацией (ГРО).

В нарушение законодательства РФ ООО «Техногаз» взимало с потребителей плату за подключение к газораспределительным сетям в отсутствие утвержденного тарифа, что свидетельствует о нарушении действующего законодательства ООО «Техногаз» в части нарушения установленного порядка ценообразования.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», сферой деятельности субъектов естественной монополии является транспортировка газа по трубопроводам.

Согласно ст. 21 № 69-ФЗ оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ и другими федеральными законами.

В соответствии с Приказом ФСТ РФ от 10.12.2010 г. № 590-э ООО «Техногаз», осуществляющее деятельность в сфере услуг по транспортировке газа по трубопроводам, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам», под регистрационным № 54.2.7.

На основании изложенного, ООО «Техногаз», осуществляя в настоящее время эксплуатацию газораспределительной системы, принадлежит к субъектам естественной монополии.

Частью 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается, исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического подключения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по транспортировке газа хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе транспортировки газа, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере газоснабжения, поскольку получение услуг по транспортировке газа через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического подключения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

Передача газа неразрывно связана с подключением объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (газоснабжения),  услуга по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (газоснабжения) является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по распределению газообразного топлива. Услуга по технологическому присоединению к газораспределительной сети (в том числе и выдача технических условий) не образует самостоятельного рынка, является частью рынка транспортировки газа.

ООО «Техногаз», оказывающее услуги по транспортировке газа потребителям, подключенным к газопроводу Общества (газораспределительным сетям), является субъектом рынка по транспортировке газа.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ООО «Техногаз») исключает необходимость проведения антимонопольным органом анализа конкурентной среды.

Таким образом, ООО «Техногаз» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Техногаз» на праве собственности или ином законном основании. 

Следовательно, действия ООО «Техногаз», занимающего доминирующее положение на рынке транспортировки газа потребителям по газораспределительным сетям, по установлению и взиманию платы за подключение к газораспределительным сетям в отсутствие утвержденного в установленном порядке уполномоченным органом тарифа нарушают пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, в соответствии с которым, запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании изложенного в отношении ООО «Техногаз» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Письмом вх. № 6695 от 21.07.2015 г. ООО «Техногаз» представило следующие пояснения по существу дела.

Договоры на подключение с заявителями «…». были заключены до вступления в действие Постановления Правительства РФ № 1314 от 30.12.2013 г. «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в период отсутствия установленной платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок.

Размер платы за подключение к газораспределительным сетям по договорам был определен на основании письма Департамента по тарифам Новосибирской области от 12.08.2013 г. расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение в соответствии с инвестиционной программой ООО «Техногаз» - «Строительство газопровода высокого давления п. Агролес - ДСОНТ «Бердь» в Искитимском районе Новосибирской области».

В данной ситуации ООО «Техногаз» воспользовалось правом свободы договора и применило договорные цены (ст. 421 ГК РФ). Данные условия договора были согласованы вышеуказанными гражданами.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 29.07.2015 г. заявители сообщили следующее.

В д. Бердь проведен газопровод, который проходит на расстоянии в 30-40 см от границ участков жителей. Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области для ООО «Техногаз» установлена стандартизированная ставка за технологическое присоединение в размере 6000,00 рублей (без НДС), но ООО «Техногаз» взимало с жителей д. Бердь большие суммы. Расчет платы по договорам о подключении производился ООО «Техногаз» согласно инвестиционной программе, и размер платы составлял до 50000,00 рублей, для жителей сельской местности данная сумма является очень значительной. На данный момент к газопроводу присоединены 50 домов, хотя из федерального бюджета выделены средства на подключение около 200 домов.

Как пояснили заявители, они оплатили подключение к газораспределительным сетям по договорам, заключенным в 2014 г. в рамках инвестиционной программы, а теперь ООО «Техногаз» повторно требует плату за подключение.

27.07.2015 г. ООО «Техногаз» заключило с заявителями договоры на технологическое присоединение, согласно которым, размер платы за подключение определен в соответствии с Приказом Департамента по тарифам НСО № 171-Г от 18.09.2014 г., которым установлены стандартизированные тарифные ставки, и составляет 7 554.36 руб. В подтверждение гр. «...». представлен договор на технологическое присоединение к сетям газораспределения № Д-ППФ-0057-15 от 27.07.2015 г.

При этом, как отметила гр. «...», первоначальный договор был заключен между ней и ООО «Техногаз», но после переоформления права собственности на жилой дом, в отношении которого был заключен договор на ее дочь – «...»., новый договор на подключение был заключен и технические условия были выданы «...».

Представитель ООО «Техногаз» на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 29.07.2015 г. сообщил следующее.

Сложившаяся ситуация с платой за технологическое присоединение возникла в связи с тем, что в Постановление Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» не были внесены изменения и отсутствовали методические указания по расчету платы за подключение. ООО «Техногаз» направило запрос в Департамент по тарифам в 2014 году и получило ответ о том, что до изменения законодательства ООО «Техногаз» следует руководствоваться действующей ставкой тарифа, установленной органом местного самоуправления. В связи с изложенным, ООО «Техногаз» посчитало, что вправе взимать плату за подключение.

Органами Прокуратуры в отношении ООО «Техногаз» была проведена проверка, в результате которой было установлено, что плата за подключение взималась неправомерно, Прокуратура запретила ООО «Техногаз» взимать плату, жители обращались с заявлениями о возвращении платежей, и Общество их возвращало. Кроме того, по иску гр«...». мировым судьей вынесено заочное решение о признании недействительным договора в части условий об оплате. Договоры расторгались и заключались новые, с условием о плате только за врезку в размере 7550,00 рублей. Технологическое присоединение осуществляется в рамках Постановления Правительства РФ № 1314 и плата взимается в размере 7550,00 рублей (если не нужно строительство газопровода) и 30612,00 рублей (если необходимо построить газопровод). Для возврата уплаченных денежных средств по договорам, заключенным в 2014 г., заявителям необходимо обратиться в ООО «Техногаз» с соответствующим заявлением.

Также представитель ООО «Техногаз» признал факт совершения Обществом нарушения установленного законодательством порядка ценообразования, отметив, что у Общества имелась инвестиционная программа, согласованная с местной администрацией, в которой был указан размер платы за подключение, однако, отдельно тариф на подключение не утверждался.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1314 обязанность по строительству газораспределительных сетей за пределами участка заявителя относится к компетенции ООО «Техногаз», как исполнителя. Договоры, заключенные в 2014 г., являются недействительными, и у заявителей исчезает право и обязанность по строительству указанных газораспределительных сетей. В настоящее время ООО «Техногаз» взимает с заявителей, заключивших договоры в 2014 г., плату за подключение только в размере 7500 руб., плата в размере 30612 руб. не применяется.

Изучив доводы заявителя и ответчика, а также материалы дела в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

ООО «Техногаз» заключило с жителями д. Бердь Искитимского района Новосибирской области договоры на подключение к газораспределительной сети - с гр. «...». был заключен договор № 41/01/14-И от 26.02.2014 г., с гр«...» – договор № 40/01/14-И от 26.02.2014 г., с гр«...». – договор №01/01/14-И от 13.01.2014 г.

Согласно п. 2.1 указанных договоров Исполнитель принимает на себя обязательства по подключению к сетям газораспределения объекта капитального строительства - жилого дома на территории д. Бердь Искитимского района НСО, а заказчик обязуется внести плату за подключение в соответствии с условиями договора. Согласно п. 2.5 договоров для подготовки объекта капитального строительства к подключению заказчик осуществляет за счет собственных средств строительство системы газоснабжения объекта и газопровода от точки врезки в соответствии с техническими условиями. Строительство системы газоснабжения объекта и прокладка газопровода от точки врезки осуществляется за счет заказчика по отдельному договору с подрядной организацией. Фактическое присоединение системы газоснабжения объекта к газораспределительным сетям (врезку) производит исполнитель. Заявленная нагрузка по договору определена на основании представленного расчета расхода тепла и топлива, выполненного лицензированной проектной организацией и составляет по договору с гр. «...»2,2 куб. м./час, по договору с гр. «...». – 1,7 куб.м./час, по договору с гр. «...»– 2,5 куб. м/час.

Разделом 3 договоров предусмотрены следующие условия о внесении платы за подключение.

3.1. Плата за подключение включает расходы (затраты) Исполнителя на реализацию мероприятий Инвестиционной программы «Строительство газопровода высокого давления п. Агролес - ДСОНТ «Бердь» в Искитимском районе Новосибирской области» по строительству и модернизации газораспределительных сетей, определяемые в соответствии с утвержденными тарифами на подключение и подключаемой нагрузкой согласно п. 2.5. Договора.

3.2. Размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки Объекта капитального строительства, представленной в Расчете расхода тепла и топлива, являющегося обязательным приложением к письменной заявке Заказчика, и тарифа на подключение.

Стороны принимают во внимание, что тарифы, по которым предоставляются услуги Исполнителя, могут быть изменены в установленном порядке.

3.3. Тариф на подключение к системам газораспределения утвержден в соответствии с Постановлением администрации Искитимского района Новосибирской области и составляет 6951,87 (шесть тысяч девятьсот пятьдесят один) рубль 87 копеек за 1 куб.м. газа в час заявленной нагрузки.

Согласно п. 3.4 договоров, стоимость услуг исполнителя по подключению сетей заказчика к газораспределительным сетям составляет: для гр«...». – 15 294,12 руб., для гр. «...» – 11 818,18 руб., для «...»Е.И. – 17 379,68 руб.

Пункт 3.5 договоров предусматривает, что оплата услуг исполнителя по договору производится заказчиком в течение 3 дней с момента заключения договора.

Факт оплаты заявителями услуг по указанным договорам подтверждается копией чека от 13.01.2014 г., представленной гр. «...»., копиями чеков от 28.02.2014 г., представленными гр«...»., гр. «...»

Помимо этого, ООО «Техногаз» выдало гр«...». технические условия № 39 от 02.03.2015 г. на подключение к газораспределительной сети жилого дома по адресу: д. Бердь, ул. «...», в то время как в отношении данного жилого дома ранее был заключен договор на подключение к газораспределительным сетям от 26.02.2014 г., а также выдало технические условия № 38 от 02.03.2015 г. гр. «...» в отношении жилого дома по адресу: д. Бердь, «...», в то время как в отношении данного жилого дома был ранее заключен договор на подключение между гр«...». и ООО «Техногаз» от 26.02.2014 г.

При этом в ответе на запрос информации Новосибирского УФАС России вх. № 4023 от 28.04.2015 г. ООО «Техногаз» указало, что стоимость услуг по подключению жилых домов вышеуказанных граждан в 2015 г. составляет 30612,00 рублей. Оплата услуг в полном объеме «...» не производилась.

Действующие в настоящее время Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1314 распространяются на правоотношения, возникшие с 01.03.2014 г.

В период времени, когда были заключены договоры на подключение к газораспределительной сети между ООО «Техногаз» и заявителями (январь-февраль 2014 г.) порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе, к сетям газоснабжения, определялся Постановлением Правительства от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». Кроме того, правовые отношения, связанные с подключением к газораспределительным сетям были урегулированы Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002г. № 317 (далее – Правила № 317, Правила пользования газом), Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденными Постановлением Правительства от 09.06.2007 г. №360 (далее - Правила №360).

В соответствии с действующей на 26.02.2014 г. редакцией п. 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Согласно пункту 14 Правил заключения и исполнения договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 №360 в редакции, действующей на 26.02.2014 г. (Правила №360), размер платы за подключение определяется следующим образом:

  1. если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса – исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства, размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки и тарифа на подключение.
  2. при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается.
  3. если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.

В соответствии с пп. «г», «д» п. 12 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства от 09.06.2007 г. №360 (далее - Правила №360), договор о подключении должен содержать, в том числе, следующие существенные условия:

размер платы за подключение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;

порядок и сроки внесения заказчиком платы за подключение, имея в виду, что:

не более 15 процентов платы за подключение вносятся в течение 15 дней с даты заключения договора о подключении;

не более 35 процентов платы за подключение вносятся в течение 180 дней с даты заключения договора о подключении, но не позднее даты фактического подключения;

оставшаяся доля платы за подключение вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика, но не позднее выполнения условий подачи ресурсов.

Необходимо отметить, что выдача технических условий осуществляется до заключения договора о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения), в связи с чем, заключить указанный договор без получения и выполнения технических условий невозможно.

Таким образом, в соответствии с действующим на момент заключения договоров между ООО «Техногаз» и заявителями законодательством:

  • плата за подключение при наличии у исполнителя инвестиционной программы определяется на основании тарифа, утвержденного органом местного самоуправления, исполнитель вправе взимать плату за подключение только при наличии тарифа и инвестиционной программы;
  • плата за подключение в полном объеме должна быть внесена после подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика;
  • выдача технических условий осуществляется до заключения договора о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения.

В п. 3.3 договоров на подключение к газораспределительной сети, заключенных между заявителями и ООО «Техногаз» указан размер тарифа на подключение к системам газораспределения в размере 6951,87 руб. за 1 куб. м. газа в час со ссылкой на утверждение данного тарифа Постановлением администрации Искитимского района, однако, не содержится сведений о реквизитах нормативно-правового акта, и сроке действия тарифа.

К ответу ООО «Техногаз» на запрос информации Новосибирского УФАС России указанное Постановление администрации Искитимского района не приложено.

В инвестиционной программе ООО «Техногаз» в разделе 6 «Технико-экономическое обоснование программы газификации Новосибирской области» содержится указание на то, что ставка платы за подключение газоиспользующего оборудования составляет 6 951,87 руб./куб. м в час природного газа. Однако в инвестиционной программе не содержится положения об утверждении для Общества данного тарифа на подключение к газораспределительным сетям, что дает основание полагать, что указанный размер тарифа является технически обоснованным для Общества, но не свидетельствует о его одновременном утверждении.

При этом администрация Искитимского района письмом вх. № 4889 от 25.05.2015 г. сообщила, что администрацией тариф на подключение к газораспределительным сетям для ООО «Техногаз» не утверждался. Администрацией утверждалась лишь инвестиционная программа для ООО «Техногаз».

Кроме того, необходимо отметить, что в ответ на заявление гр. «...» вх. № 640 от 02.12.2014 г., в котором заявитель просит вернуть ему денежные средства в размере 17379,68 руб., уплаченные за подключение к газораспределительным сетям по договору № 01/01/14-И от 13.01.2014 г., взимание которых было незаконным со стороны ООО «Техногаз», Общество отказывает в возврате денежных средств, указывая что вернет их только в случае наличия соответствующего судебного решения, либо по соглашению сторон вышеуказанного договора, путем заключения дополнительного соглашения к договору. Так как решение суда о взыскании денежных средств отсутствует, а соглашений об изменении и расторжении договора не имеется, ООО «Техногаз» считает, что оснований для возврата заявителю денежных средств не имеется. Также в указанном письме Общество сообщило, что так как договор № 01/01/14-И от 13.01.2014 г. был заключен до вступления в силу Правил № 1314, в период отсутствия установленной платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, в данной ситуации ООО «Техногаз» воспользовалось правом свободы договора и применило договорные цены (ст. 421 ГК РФ), данные условия договора были приняты заявителем. Указанная позиция изложена и в объяснениях ООО «Техногаз» вх. № 6695 от 21.07.2015 г.

Изложенное также подтверждает факт взимания ООО «Техногаз» платы за подключение к газораспределительным сетям в отсутствие утвержденного тарифа.

Таким образом, размер платы за подключение к газораспределительным сетям в договорах №01/01/14-И от 13.01.2014 г., № 41/01/14-И от 26.02.2014 г., № 40/01/14-И от 26.02.2014 г. определен ООО «Техногаз» в отсутствие утвержденного для Общества тарифа, что является нарушением законодательства РФ, и нарушает права заявителей, что подтверждается их обращениями, поступившими в Новосибирское УФАС России.

Кроме того, пункт 3.5 договоров предусматривает, что оплата услуг исполнителя по договору производится заказчиком в течение 3 дней с момента заключения договора, что не соответствует действовавшим на момент заключения договоров Правилам № 360.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ (далее - № 69-ФЗ), организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.02.1998 №162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации», газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям. Под транспортировкой газа понимается перемещение и передача газа по газотранспортной системе.

Согласно пп. «б» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002г. № 317 (далее – Правила № 317), газораспределительной организацией является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

ООО «Техногаз» на праве аренды принадлежат газораспределительные системы: «Газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов д. Бердь Искитимского района Новосибирской области», что подтверждается копиями договоров аренды имущества № 51-А от 29.11.2013 г., № 21-А от 30.10.2014 г., № Р-АРО-0004-15 от 29.04.2015 г., заключенных между ООО «Техногаз» и администрацией Искитимского района Новосибирской области Согласно п. 1.2. договора, имущество предоставляется арендатору во временное пользование для транспортировки газа населению и другим потребителям.

Приказом ФСТ России «Об утверждении тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям на территории Новосибирской области» от 16 июня 2015 г. № 235-э/1 установлен тариф на транспортировку газа для ООО «Техногаз».

Таким образом, ООО «Техногаз» в понимании ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», пп. «б» п. 2 Правил № 317 является эксплуатационной и газораспределительной специализированной организацией (ГРО).

В нарушение законодательства РФ ООО «Техногаз» взимало с потребителей плату за подключение к газораспределительным сетям в отсутствие утвержденного тарифа, что свидетельствует о нарушении действующего законодательства ООО «Техногаз» в части нарушения установленного порядка ценообразования.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», сферой деятельности субъектов естественной монополии является транспортировка газа по трубопроводам.

Согласно ст. 21 № 69-ФЗ оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ и другими федеральными законами.

В соответствии с Приказом ФСТ РФ от 10.12.2010 г. № 590-э ООО «Техногаз», осуществляющее деятельность в сфере услуг по транспортировке газа по трубопроводам, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам», под регистрационным № 54.2.7.

На основании изложенного, ООО «Техногаз», осуществляя в настоящее время эксплуатацию газораспределительной системы, принадлежит к субъектам естественной монополии.

Частью 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается, исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического подключения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по транспортировке газа хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе транспортировки газа, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере газоснабжения, поскольку получение услуг по транспортировке газа через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического подключения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

Передача газа неразрывно связана с подключением объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (газоснабжения),  услуга по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (газоснабжения) является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по распределению газообразного топлива. Услуга по технологическому присоединению к газораспределительной сети (в том числе и выдача технических условий) не образует самостоятельного рынка, является частью рынка транспортировки газа.

ООО «Техногаз», оказывающее услуги по транспортировке газа потребителям, подключенным к газопроводу Общества (газораспределительным сетям), является субъектом рынка по транспортировке газа.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ООО «Техногаз») исключает необходимость проведения антимонопольным органом анализа конкурентной среды.

Таким образом, ООО «Техногаз» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Техногаз» на праве собственности или ином законном основании. 

Следовательно, действия ООО «Техногаз», занимающего доминирующее положение на рынке транспортировки газа потребителям по газораспределительным сетям, по установлению и взиманию платы за подключение к газораспределительным сетям в отсутствие утвержденного в установленном порядке уполномоченным органом тарифа нарушают пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, в соответствии с которым, запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Техногаз» (далее – ООО «Техногаз») занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке (пропуску) газа по газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Техногаз» на праве собственности или ином законном основании, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

2. Признать ООО «Техногаз» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем установления и взимания платы за подключение к газораспределительным сетям в отсутствие утвержденного в установленном порядке уполномоченным органом тарифа.

3. Выдать ООО «Техногаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: не взимать плату за подключение к газораспределительным сетям по не утвержденному в установленном порядке уполномоченным органом тарифу.

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-35-10-15

07 августа 2015 г.                                                                                       г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

     Князькова С.Е. – и.о. заместителя руководителя Управления, председатель Комиссии;

     Анохина Е.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Гамидова Э.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», на основании своего решения от 07.08.2015 года по делу № 02-01-35-10-15 от 30.06.2015 г. о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Техногаз» (ИНН 5404148259, почтовый адрес: 630520, Новосибирская область, с. Верх-Тула, ул. Береговая, д. 2а), пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Техногаз» устранить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся установлении и взимании платы за подключение к газораспределительным сетям в отсутствие утвержденного в установленном порядке уполномоченным органом тарифа, а именно: не взимать плату за подключение к газораспределительным сетям по не утвержденному в установленном порядке уполномоченным органом тарифу.

2. ООО «Техногаз» исполнить настоящее предписание в срок до 03.09.2015 г.

О выполнении настоящего предписания сообщить Новосибирскому УФАС России в течение трех дней со дня его выполнения с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны