Решение №б/н РЕШЕНИЕ и предписание по делу № 02-01-16-10-16 в отношении А... от 7 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-16-10-16

Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2017 года             г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 03 февраля 2017

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Макарцова А.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

рассмотрев дело № 02-01-16-10-16 от 28.11.2016 г. по признакам нарушения Акционерным обществом «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ» (далее – АО «НЗПП с ОКБ», ИНН 5402546039, юридический адрес: 630082, г. Новосибирск, ул. Дачная, д. 60) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании Комиссии:

представителей ответчика:

- <...>, действующей по доверенности № 18 от 19.12.2013г.;

- <...>, действующей по доверенности № 18 от 19.12.2016г.

в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного письмом исх. №02-12836 от 21.12.2016г. (почтовый идентификатор 63000701537460) о дате, времени и месте рассмотрения дела № 02-01-16-10-16,

руководствуясь ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

В Новосибирское УФАС России поступило уведомление от АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» о факте повышения АО «НЗПП с ОКБ» цены на следующую продукцию, необходимую для выполнения государственного оборонного заказа: Микросхема 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ (далее - Продукция).

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» головной исполнитель обязан представлять в антимонопольный орган информацию о всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, если установленная или предлагаемая цена более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития РФ от 16.04.2008 №104 утвержден Порядок применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – Порядок применения индексов), который действовал до 24.04.2015.

Согласно пункту 2.1. Порядка применения индексов исполнители государственного оборонного заказа независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности вправе использовать настоящий Порядок при определении цены контракта с головным исполнителем (исполнителем) государственного оборонного заказа, цены единицы товара (работы, услуги), поставляемого с целью выполнения государственного оборонного заказа.

В соответствии с пунктом 2.2.а) Порядка применения индексов используются индексы в среднем за год к предыдущему году на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период - индексы, разработанные в составе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренного Правительством Российской Федерации (далее – Прогноз).

Согласно пункту 5 Порядка применения индексов при определении цены (начальной (максимальной) цены) государственного контракта (контракта) на поставку товаров (цены единицы товара) методом индексации цены используется в том числе для продукции военного назначения - индекс цен производителей по видам экономической деятельности на продукцию машиностроения «38.9 + DL + DM Производство машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств».

В письмах Минэкономразвития России от 11.11.2013 №24597-АК/Д03и и от 22.10.2014 №26025-АВ/Д03И также сообщается о порядке применения показателей Прогноза.

В соответствии с указанными нормативными документами индекс цен производителей для определения цены на продукцию военного назначения составляет на 2015 год – 106,5%.

Согласно письму Министерства экономического развития от 16.10.2015г. № 29635-АВ/Д03и «О применении показателей прогноза социально-экономического развития РФ при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» индекс цен производителей на 2016 год составляет 108,9%.

Согласно информации, представленной АО «Концерн ВКО» Алмаз-Антей» по форме, утвержденной ФАС России, закупка Продукции осуществляется в рамках государственного контракта № 1517187310881010128000191/ЕП/1/03/Н/1583/2015.

Между Филиалом ФГУП «НПЦ АП» - «СПЗ» и АО «НЗПП с ОКБ» заключен договор поставки продукции № 14800161037 от 10.01.2014 г.

Согласно информации, представленной АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» по форме, утвержденной ФАС России, Общество является единственным производителем микросхемы 1526ЛА7.

Микросхема 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ закупалась по заключенному между АО «НЗПП с ОКБ» и Филиалом ФГУП «НПЦ АП» - «СПЗ» договору № 14800161037  в соответствии со спецификациями № С2-01075 от 11.06.2014г., № С2-00589 от 31.08.2015г.,  № С 2-00153 от 03.03.2016 г. по цене (без НДС) за единицу продукции 165,03 руб.; 181, 20 руб.; 250,77 руб. соответственно. В 2016 году повышение заявленной цены составляет 38%.

Согласно сведениям, представленным  АО «НЗПП с ОКБ» для производства микросхем используются корпуса, выпускаемые АО «Завод «МАРС». Удельный вес стоимости данных корпусов в цене ИМС 1526ЛА7 составляет 42% (с учетом коэффициента запуска). Рост отпускных цен в 2015 году на данные комплектующие составил 140%, что подтверждается протоколами согласования свободной оптовой цены на продукцию производственно-технического назначения ОАО «Завод «МАРС». Расходы на энергоносители в 2016 году увеличились следующим образом:

-стоимость электрической энергии увеличилась на 121% по сравнению с 2015 годом;

-стоимость газа увеличились на 106,5%;

-тарифы по воде и стокам увеличились на 103,5%.

Данные изменения подтверждены расшифровками статей затрат «Содержание и эксплуатация имущества общепроизводственного назначения» и «Содержание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения» в составе общехозяйственных и общепроизводственных расходов.

Таким образом, повышение себестоимости изделий 1526ЛА7 обусловлено увеличением основных материальных затрат на производство указанных изделий.

Согласно плановой калькуляции комплектующие изделия в составе затрат на материалы составляют 94%, материальные затраты в структуре себестоимости составляют 53,7%, таким образом, повышение себестоимости изделия обусловлено повышением цены на комплектующие изделия.

В соответствии с представленными сведениями, Продукция закупалась у АО «НЗПП с ОКБ» в 2014, 2015 и 2016 году. В 2015 году цена на микросхему 1526ЛА7 в 2014 г. составляла 165,03 руб. за единицу продукции (без НДС) (товарная накладная С2-2578 от 30.06.2014г.), в 2015 году – 181,20 руб. за единицу продукции (без НДС) (товарная накладная С2-1575 от 31.08.2015г.), в 2016 г. АО «НЗПП с ОКБ» установлена цена на Продукцию в размере 250,77 руб. за единицу (без НДС).

С учетом индекса цен производителей, утвержденного на 2016 год, цена на Продукцию должна составлять 181,20*1,089=197,33 руб. (без НДС), превышение цены, рассчитанной с применением индекса, составляет 27%.

Какими-либо сведениями о других производителях/поставщиках Продукции АО «Концерн ВКО» Алмаз-Антей» не располагает.

Как сообщило АО «НЗПП с ОКБ» в ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России, с 01 января 2015 года цены были увеличены на индекс-дефлятор (106,9%), разработанный в  составе базового варианта прогноза социально-экономического развития  на 2015-2017 гг. Минэкономразвития исх. № Д03и-109 от 16.05.2014г. В июле 2015 года цены были пересмотрены в связи с  уточнением прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год Минэкономразвития исх. № 7751-АВ/Д03и от 31.03.2015г. 31 июля 2015 года  АО «НЗПП с ОКБ» было получено Заключение 628 ВП МО РФ № 181 по фиксированным ценам на ИМС, выпускаемым  в 2015 году. С 01 декабря 2015 года цены на интегральные микросхемы 1526ЛА7 были установлены на уровне, принятом военным представительством.

Пересмотр цен связан со значительным ростом стоимости основных, вспомогательных материалов, комплектующих изделий, тарифов на энергоносители и заработной платы производственного персонала.

Рост цен на основные и вспомогательные материалы в 2016 году составил от 104 до 140 %, в качестве подтверждающих документов представлена калькуляция, расшифровка материальных затрат.

В соответствии с представленной АО «НЗПП с ОКБ» плановой калькуляцией, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. произошел рост затрат по основной статье «Затраты на материалы» на 56,63%, по статьям «Затраты на оплату труда основных производственных рабочих», «Отчисления на социальные нужды» - на 4,49%, по статье «Общепроизводственные затраты» - на 7%, по статье «Общехозяйственные затраты» произошло снижение на 5,45%. Рост производственной себестоимости составил 32,75%. Полная себестоимость изделия в 2016 г. по сравнению с 2015 годом увеличилась на 32,68%. Согласно отчетной калькуляции за 1 полугодие 2016 года полная себестоимость выше плановой за 2016 год на 1,1%, цена (без НДС) за 1 шт. составляет 377,39 руб. Необходимо отметить, что цена на изделие в соответствии с плановой калькуляцией на 2015 год составляет 286,68 руб. (без НДС) за 1 шт., при этом по договору с Филиалом ФГУП «НПЦ АП» - «СПЗ» Продукция в 2015 году поставлялась последнему по более низкой цене - цене 176,72 руб. (без НДС) за 1 шт. в мае 2015г., по цене 181,20 руб. (без НДС) за 1 шт. в августе 2015г.

Размер рентабельности (прибыли) рассчитан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.01.2008г. № 29 «Об утверждении правил формирования цен на российское вооружение и военную технику, которые не имеют аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем». Прибыль в составе цены определена в размере 20% от суммы полной себестоимости +1% к стоимости покупных комплектующих изделий.

Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 утвержден Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу (далее – Порядок № 200).

Согласно п. 13 Порядка № 200 статья калькуляции «Общехозяйственные затраты» включает затраты, связанные с организацией и управлением деятельностью организации в целом: основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, амортизация, расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения; расходы, связанные со служебными командировками; расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами; расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы общехозяйственного назначения в соответствии с номенклатурой общехозяйственных затрат, приведенной в приложении 6 к настоящему Порядку.

Общехозяйственные затраты распределяются между всеми видами конечной продукции, как правило, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Исходя из специфики производимой продукции, может быть установлен иной порядок распределения общехозяйственных затрат, согласованный с заказчиком и отраженный в учетной политике организации.

На продукцию внутризаводского оборота общехозяйственные затраты не распределяются.

В состав общехозяйственных затрат не включаются следующие виды расходов:

представительские расходы;

расходы на содержание и ремонт зданий и оборудования, увеличивающие стоимость амортизируемого имущества;

рекламные расходы (включая рекламные мероприятия и презентации);

расходы на сувенирную продукцию;

расходы на симпозиумы, семинары, конференции;

расходы по зарубежным командировкам;

расходы на добровольное медицинское и пенсионное страхование.

Из анализа представленных документов следует, что АО «НЗПП с ОКБ» неправомерно включены в состав общехозяйственных расходов (статья затрат «Прочие работы общехозяйственного назначения») затраты по статьям: расходы на конференции, в размере 14830,51 руб. (что подтверждается представленной Обществом расшифровкой прочих работ общехозяйственного назначения в составе общехозяйственных расходов за 2015 г., строка 707) рекламные расходы, в размере 84745,76 (что подтверждается представленной Обществом расшифровкой прочих работ общехозяйственного назначения в составе общехозяйственных расходов за 2016 г., срока 147).

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки продукции по государственному оборонному заказу, сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, и в отношении этого хозяйствующего субъекта выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) хозяйствующий субъект включен в установленном порядке в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

2) хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.

На хозяйствующий субъект, указанный в части 1 настоящей статьи, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением.

В ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России АО «Концерн ВКО» Алмаз-Антей» представило копию конструкторской документации изделий АЦКФ.436441.003, в состав которой входит микросхема 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ. В поданном АО «Концерн ВКО» Алмаз-Антей» уведомлении указано, что микросхема 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ применяется для изготовления аппаратных средств в рамках исполнения Контракта с Министерством обороны №1517187310881010128000191/ЕП/1/03/Н/1583/2015.

Согласно сведениям, представленным АО «НЗПП с ОКБ» интегральные микросхемы производят следующие предприятия: ОАО «НИИМЭ и МИКРОН», АО «Экситон». В ответ на запрос Новосибирского УФАС России письмом исх. № 95-09-105 от 17.11.2016г. АО «Экситон» сообщило, что Общество производит микросхемы 1526ЛА7ЭП по АЕЯР.431200.126-01ТУ. ПАО «Микрон» в ответ на запрос Новосибирского УФАС России письмом исх. № 15/2415 от 17.11.2016г. сообщило, что Общество является производителем микросхемы 1526ЛА7ММ АЕЯР.431200.139-01ТУ.

Согласно Перечню ЭКБ 02-2015 предприятием изготовителем/калькодержателем микросхем 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ является АО «НЗПП с ОКБ».

Сведения об иных хозяйствующих субъектах, которые производят Продукцию или её аналог, у Новосибирского УФАС России отсутствуют.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что АО «НЗПП с ОКБ» занимает доминирующее положение на товарном рынке поставки следующей Продукции: микросхема 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа.

Порядок внесения изменений в действующую рабочую конструкторскую документацию (РКД), регламентирован ГОСТ РВ 2.902-2005 ЕСКД. «Порядок проверки, согласования и утверждения конструкторской документации» и ГОСТ РВ 15.307-2002 «Система разработки и постановки продукции на производство».

Процедура внесения таких изменений создает значительные трудности для покупателей, а именно:

- необходимый период времени, в течении которого возможно внесение изменений в техническую документацию и проведение испытания аналога-заменителя, составляет не менее шести месяцев, что может привести к срыву сроков исполнения государственного оборонного заказа;

 - указанные действия влекут значительные финансовые затраты так как внесение изменений в техническую документацию, проведение испытаний аналога-заменителя и оценка проведенных испытаний созданной приемной комиссией финансируется инициатором таких изменений;

- риски получения отрицательного заключения по результатам проведения таких испытаний.

Следовательно, с учетом указанных обстоятельств проведение работ по внесению изменений в документацию на конечную продукцию, поставляемую по государственным оборонным контрактам, с целью обеспечения возможности использования в ее составе аналогов Продукции, производимой АО «НЗПП с ОКБ», экономически нецелесообразно.

  Таким образом, действия АО «НЗПП с ОКБ» по установлению цены на микросхемы 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ с нарушением требований Порядка № 200, содержат признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с указанными обстоятельствами Приказом № 177 от 28.11.2016г. в отношении АО «НЗПП с ОКБ» возбуждено дело нарушении антимонопольного законодательства.

АО «НЗПП с ОКБ» представлены пояснения, которые заключаются в следующем.

Федеральный закон № 245-ФЗ «О государственном оборонном заказе» регулирует отношения, связанные с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа.

В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона № 275-ФЗ идентификатор государственного контракта – уникальный номер <...> присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки.

В соответствии со ст. 6.1. Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» каждому государственному контракту перед включением сведений о нем в реестр контрактов, который ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, присваивается идентификатор государственного контракта.

В 2015 году на АО «НЗПП с ОКБ» отсутствуют государственные контракты с указанием идентификатора в соответствии со ст. 3, 6.1. Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» по поставке микросхем 1526ЛА7.

Микросхема 1526ЛА7 так же отсутствует в перечне продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен (Распоряжение правительства РФ № 976-р от 14.06.2013 году).

Поставка интегральных микросхем 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ в 2015 году осуществлялась по гражданско-правовым договорам. Договоры в рамках Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» не заключались, следовательно, отгрузка в рамках ГОЗ отсутствует.

Цена на 2015 год (181,20 руб.) была увеличена на индекс цен производителей (1,098) по сравнению с ценой, действовавшей в 2014 году.

31.07.2015 г. было получено Заключение 628 ВП МО РФ № 181, с 01.12.2015г. цена микросхемы 1526ЛА7 установлена в соответствии с полученным Заключением в размере 250,77 руб.

На заседании комиссии ответчик поддержал ранее представленные доводы, а также сообщил следующее.

АО «НЗПП с ОКБ» не является хозяйствующим субъектом, включенным в реестр единственных поставщиков, также не является единственным производителем микросхем 1526ЛА7.

Производителями микросхем 1526ЛА7 являются также ПАО «Микрон» и АО «Экситон».

«бКО.347.458-01ТУ» – это наименование технических условий. Каждый завод разрабатывает и утверждает  свои технические условия, разные для всех предприятий, а само изделие – это  микросхема 1526ЛА7.

Согласно Перечню электронной компонентной базы, разрешенной для применения при разработке, модернизации, производстве и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники (Перечень ЭКБ 02-2015) в разделе «тип корпуса», «напряжение питания, В» основные технические и эксплуатационные характеристики идентичны.

Указание в конструкторской документации для микросхем1526ЛА7 технических условий АО «НЗПП с ОКБ» не является подтверждением, что АО «НЗПП с ОКБ» – единственный поставщик микросхем1526ЛА7.

Изучив доводы заявителя и ответчика, а также материалы дела в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

АО «НЗПП с ОКБ» является производителем микросхемы 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ, которая применяется для изготовления аппаратных средств в рамках исполнения государственного контракта с Министерством обороны №1517187310881010128000191/ЕП/1/03/Н/1583/2015.  В рамках исполнения указанного Контракта микросхема 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ закупалась по заключенному между АО «НЗПП с ОКБ» и Филиалом ФГУП «НПЦ АП» - «СПЗ» договору поставки  № 14800161037 от 26.11.2015г.

Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 утвержден Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу (далее – Порядок № 200).

Согласно п. 13 Порядка № 200 статья калькуляции «Общехозяйственные затраты» включает затраты, связанные с организацией и управлением деятельностью организации в целом: основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, амортизация, расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения; расходы, связанные со служебными командировками; расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами; расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы общехозяйственного назначения в соответствии с номенклатурой общехозяйственных затрат, приведенной в приложении 6 к настоящему Порядку.

Общехозяйственные затраты распределяются между всеми видами конечной продукции, как правило, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Исходя из специфики производимой продукции, может быть установлен иной порядок распределения общехозяйственных затрат, согласованный с заказчиком и отраженный в учетной политике организации.

На продукцию внутризаводского оборота общехозяйственные затраты не распределяются.

В состав общехозяйственных затрат не включаются следующие виды расходов:

представительские расходы;

расходы на содержание и ремонт зданий и оборудования, увеличивающие стоимость амортизируемого имущества;

рекламные расходы (включая рекламные мероприятия и презентации);

расходы на сувенирную продукцию;

расходы на симпозиумы, семинары, конференции;

расходы по зарубежным командировкам;

расходы на добровольное медицинское и пенсионное страхование.

Из анализа представленных документов следует, что АО «НЗПП с ОКБ» неправомерно включены в состав общехозяйственных расходов (статья затрат «Прочие работы общехозяйственного назначения») затраты по статьям: расходы на конференции, в размере 14830,51 руб. (что подтверждается представленной Обществом расшифровкой прочих работ общехозяйственного назначения в составе общехозяйственных расходов за 2015 г., строка 707) рекламные расходы, в размере 84745,76 (что подтверждается представленной Обществом расшифровкой прочих работ общехозяйственного назначения в составе общехозяйственных расходов за 2016 г., срока 147).

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки продукции по государственному оборонному заказу, сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, и в отношении этого хозяйствующего субъекта выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) хозяйствующий субъект включен в установленном порядке в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

2) хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.

На хозяйствующий субъект, указанный в части 1 настоящей статьи, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением.

Согласно представленной выписке из конструкторской документации изделий АЦКФ.436441.003 в их состав входит микросхема 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ.

В поданном АО «Концерн ВКО» Алмаз-Антей» уведомлении указано, что микросхема 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ применяется для изготовления аппаратных средств в рамках исполнения Контракта с Министерством обороны №1517187310881010128000191/ЕП/1/03/Н/1583/2015.

Согласно представленным сведениям АО «Экситон» производит микросхемы 1526ЛА7ЭП АЕЯР.431200.126-01ТУ, ПАО «Микрон» является производителем микросхемы 1526ЛА7ММ АЕЯР.431200.139-01ТУ.

Согласно Перечню ЭКБ 02-2015 предприятием изготовителем/калькодержателем микросхем 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ является АО «НЗПП с ОКБ».

Вместе с тем, согласно пояснениям АО «НЗПП с ОКБ» наименование технических условий для продукции определяется и утверждается конкретным заводом-производителем. Таким образом, технические условия для микросхем 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ разработаны и утверждены АО «НЗПП с ОКБ».

Таким образом, единственным производителем микросхем 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ, использование которых предусмотрено конструкторской документацией на продукцию оборонного назначения, является  АО «НЗПП с ОКБ».

Следовательно, для изготовления изделий АЦКФ.436441.003, согласно выписке из конструкторской документации необходимо использовать конкретные микросхемы 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ, произведенные АО «НЗПП с ОКБ».

На основании изложенного, можно сделать вывод, что АО «НЗПП с ОКБ» занимает доминирующее положение на товарном рынке поставки микросхем 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа.

Порядок внесения изменений в действующую рабочую конструкторскую документацию (РКД), регламентирован ГОСТ РВ 2.902-2005 ЕСКД. «Порядок проверки, согласования и утверждения конструкторской документации» и ГОСТ РВ 15.307-2002 «Система разработки и постановки продукции на производство».

Процедура внесения таких изменений создает значительные трудности для покупателей, а именно:

- необходимый период времени, в течение которого возможно внесение изменений в техническую документацию и проведение испытания аналога-заменителя, составляет не менее шести месяцев, что может привести к срыву сроков исполнения государственного оборонного заказа;

 - указанные действия влекут значительные финансовые затраты так как внесение изменений в техническую документацию, проведение испытаний аналога-заменителя и оценка проведенных испытаний созданной приемной комиссией финансируется инициатором таких изменений;

- риски получения отрицательного заключения по результатам проведения таких испытаний.

Следовательно, с учетом указанных обстоятельств проведение работ по внесению изменений в документацию на конечную продукцию, поставляемую по государственным оборонным контрактам, с целью обеспечения возможности использования в ее составе аналогов Продукции, производимой АО «НЗПП с ОКБ», экономически нецелесообразно.

Доводы ответчика о том, что поставка микросхем осуществлялась не в рамках государственного оборонного заказа опровергаются наличием государственного контракта с Министерством обороны №1517187310881010128000191/ЕП/1/03/Н/1583/2015, конструкторской документацией на изделие АЦКФ.436441.003, наличием заключения 628 ВП МО РФ, сведениями ответчика об установлении размера рентабельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.01.2008г. № 29 «Об утверждении правил формирования цен на российское вооружение и военную технику, которые не имеют аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем».

  Таким образом, действия АО «НЗПП с ОКБ» по установлению цены на микросхемы 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ с нарушением требований Порядка № 200, нарушают пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Акционерное общество «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ» (далее – АО «НЗПП с ОКБ», ИНН 5402546039, юридический адрес: 630082, г. Новосибирск, ул. Дачная, д. 60) занимающим доминирующее положение на товарном рынке поставки следующей Продукции: микросхемы 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа, на основании п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

2. Признать АО «НЗПП с ОКБ» (ИНН 5402546039, юридический адрес: 630082, г. Новосибирск, ул. Дачная, д. 60) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем установления цены на микросхемы 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ в нарушение Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200.

3. Выдать АО «НЗПП с ОКБ» (ИНН 5402546039, юридический адрес: 630082, г. Новосибирск, ул. Дачная, д. 60) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-16-10-16

03 февраля 2017 г.                                                                                     г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Макарцова А.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.02.2017 года по делу № 02-01-16-10-16 от 28.11.2016 г. о нарушении Акционерным обществом «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ» (далее – АО «НЗПП с ОКБ», ИНН 5402546039, юридический адрес: 630082, г. Новосибирск, ул. Дачная, д. 60), далее пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. АО «НЗПП с ОКБ» прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся в установлении цен на микросхемы 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ в нарушение Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного значения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200, а именно: исключить из себестоимости микросхемы 1526ЛА7 бКО.347.458-01ТУ затраты по статьям: расходы на конференции, рекламные расходы.

2. АО «НЗПП с ОКБ» исполнить настоящее предписание в срок до 18 апреля 2017г.

О выполнении настоящего предписания сообщить Новосибирскому УФАС России в течение трех дней со дня его выполнения с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны